Главная Фотохроника События English О проекте |
Главной задачей всенародной борьбы в тылу врага являлось усиление боевых действий против немецко-фашистских войск и тем самым содействие Красной Армии в их разгроме. Партизанское движение в тылу фашистских войск стало поистине вторым фронтом. Это открыто признавали и сами нацисты. В мае 1942 г. комендант тылового района второй танковой армии, который в феврале этого года был переведён из Вязьмы в Брянск, в своей директиве, изданной для войск, несущих охрану железных и шоссейных дорог, писал: «В тылу наших войск, ведущих на самой передовой линии упорные оборонительные бои, образовался второй вражеский фронт из партизан. Этот фронт является серьёзной опасностью для тылового района армии». Своими боевыми действиями народные мстители дезорганизовывали тыл противника, сковывали маневренность его войск, причиняли значительные потери в живой силе и технике, подрывали коммуникации, лишали оккупантов возможности грабить мирное население. другой гитлеровский офицер, Вольфганг Фидлер, доносивший своему начальству: «На широких просторах господствуют партизаны, имея собственное правительство и управление. Они всюду в тылу наших войск и рядом с фронтом. Трудно создать себе верное представление о здешних условиях. Взрывы на железных дорогах и других путях сообщения, диверсионные акты на всех имеющихся предприятиях не сходят с повестки дня». Уже к 15 марта 1942 г. брянские партизаны разрушили 19 железнодорожных и 163 моста на шоссейных дорогах. В результате железные дороги на участках Брянск - Смоленск, Брянск - Киев были выведены из строя и оккупантами на эту дату не эксплуатировались. В целях оказания скоординированной помощи Красной Армии на Западном фронте, сопредельные фронту Дятьковские, Жуковские, Рогнединские, Дубровские, Клетнянские партизанские формирования были закреплены за армиями, а в пределах участка действия армии-за дивизиями. С этой целью ещё 27 марта 1942 г. командующий Западным фронтом Г. К. Жуков издал приказ, в котором говорилось: «...все силы отрядов сосредоточить на железных, шоссейных, грунтовых дорогах для того, чтобы не дать врагу производить перевозку всех грузов и пополнения к фронту. Действовать главным образом засадами и смелыми налётами. Дороги минировать. На железных дорогах устраивать крушения поездов. Главнейшими дорогами считать: Смоленск - Вязьма, Рославль - Брянск, Брянск - Зикеево. Персональную ответственность за недопущение движения по дорогам возлагаю: за дорогу Рославль - Брянск на Жуковский отряд; за дорогу Почеп - Брянск, Навля - Брянск на полк Карицкого; за дорогу Брянск-Зикеево, Брянск-Людиново на Дятьковский отряд Орлова». Жуков поставил задачу увязывать и подчинять боевую деятельность партизан оперативным замыслам командования фронта, осуществлять оперативную связь по вопросам организации и руководства партизанским движением с областными партийными органами, на территории которых действовали партизанские формирования. Начиная с мая 1942 г., удары по коммуникациям партизаны в ряде случаев стали наносить довольно крупными силами. Одним из них явилась совместная с Красной Армией операция, осуществлённая в мае 1942 г. на железнодорожном участке Красный Рог - с. Красное, который охранялся двумя полками. По линии курсировал бронепоезд. Полотно железной дороги со стороны леса было защищено проволочным заграждением в два ряда. Объединённый штаб брянских партизан привлёк для операции пять выгоничских, два трубчевских отряда, в том числе отряды им. Чапаева, им. Щорса, им. «26 бакинских комиссаров» и навлинский «Смерть немецким оккупантам», и координировал их действия. Сроки операции и её характер были согласованы со штабом Брянского фронта, который проявил большую заинтересованность в ней, обеспечил снабжение боеприпасами и взрывчаткой. Учитывая крупные силы противника на охране дороги и возможность быстрого подхода подкреплений со ст. Брянск, командование фронта решило поддержать партизан бомбардировкой станций Брянск, Выгоничи, Красный Рог и Почеп, согласованной по времени с их операцией. В этих условиях наличных сил партизан было достаточно, чтобы захватить и определённое время удерживать станцию с участком железнойдороги. Но их явно не хватало для быстрых и серьёзных разрушений. Тогда было решено прибегнуть к помощи населения деревень Колодное, Уручье, Уты, Павловское, Сосновое болото, Янковское и др. 21 мая 1942 г. в 24.00 партизаны атаковали и захватили ст. Хмелеве и участок железной дороги Красный Рог - с. Красное. В результате операции было выведено из строя 7,5 км железнодорожного пути и вся телефонно-телеграфная связь, движение поездов приостановлено на 15 суток. Начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования П. К. Пономаренко в своей книге «Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков. 1941-1944» об этой операции пишет: «Это была первая в истории войны значительная координированная местная операция по уничтожению рельсового пути, причинившая затруднения фашистскому командованию...» 23 августа 1942 г. в приветственном письме делегатов Первой конференции брянских партизан бойцам и командирам Брянского фронта говорилось: «Сообщаем вам, боевые друзья, только за июль и 20 дней августа в жестоких боях с врагом партизаны и партизанки истребили 10333 фашистских солдат и офицеров, пущен под откос 51 военный эшелон, уничтожен 51 танк, 17 бронемашин, сбито 2 самолёта, взорвано 9 км железнодорожного пути. ...Рука об руку с вами, бойцы, командиры, комиссары и политработники Красной Армии, мы будем громить фашистские озверелые банды каждодневно, ежечасно и без устали». Значительно возросла эффективность помощи партизанских формирований Красной Армии, активизировалось их взаимодействие в боевых операциях весной и летом 1942 г. и особенно после приказа Народного Комиссара обороны от 5 сентября 1942 г. «О задачах партизанского движения», в котором определялось стратегическое значение партизанского движения в ходе войны, подчёркивалась необходимость его взаимодействия с Красной Армией, указывалось, что оно становится «одним из решающих условий победы над врагом». Особенно усилилось взаимодействие народных мстителей с фронтом с осени 1942 г.: налаженная к этому времени устойчивая радиосвязь, воздушное сообщение между освобождёнными партизанами районами и штабами фронтов и армий давали возможность оперативно планировать совместные боевые операции против вражеских войск. Уже в конце сентября 1942 г. под общим руководством 2-й Клетнянской партизанской бригады было взорвано 5,5 км пути и 4 моста, что вызвало длительную задержку движения поездов. В ноябре-декабре 1942 г. брянские партизаны значительно усилили боевые действия. Особенно в период Сталинградской битвы. Партизанские соединения наносилимассированные удары по железным дорогам Гомель - Брянск, Рославль - Брянск, Кричев — Унеча, Брянск - Харьков, Брянск - Киев, Брянск - Смоленск, Брянск - Вязьма. Были взорваны десятки тысяч рельсов, взрывались мосты на железных и шоссейных дорогах, уничтожалась телеграфно-телефонная связь. Выполняя приказ Брянского штаба партизанского движения, партизаны 8 марта взорвали так называемый Голубой мост через реку Десну в районе Выгоничей, на восстановление которого оккупантам потребовалось 30 суток. Это была крупнейшая победа брянских партизан, их огромный вклад в дело разгрома неприятеля на Курской дуге. На целый месяц они парализовали важнейшую транспортную артерию гитлеровской армии! Говоря о взрыве Выгоничского моста, бывший гитлеровский начальник транспортного управления группы армий «Центр» генерал Теске уже после войны признавал: «...крупный партизанский отряд взорвал железнодорожный мост в самом центре немецкой ударной группировки, готовившейся к наступлению на Курск». Следует отметить, что подготовка гитлеровских войск к наступлению на Курской дуге велась в глубоком секрете. Уже с марта 1943 г. началась переброска вражеских войск и техники на этот участок фронта. Командование Брянских партизанских формирований постоянно информировало об этом командование Красной Армий, На основе опыта рельсовых ударов партизан в 1942 и первой половины 1943 г. Центральный штаб партизанского движения в июне 1943 г. приступил к разработке первой всеобщей операции «Рельсовая война», которая к 9 июля 1943 г. была полностью закончена. Первый одновременный удар операции «Рельсовая война» было намечено провести в начале августа. В этовремя предполагался отход 2-й немецкой танковой армии из района сражения на Курской дуге и занятие нового рубежа обороны. В тылу 2-й танковой армии действовали брянские партизаны. Их участие в этой операции планировалось начать раньше, с 20 июля, с тем, чтобы оно, нарастая, в начале августа слилось с общим ударом по железным дорогам. Первый удар рельсовой войны в ночь на 22 июля 1943 г. нанесли брянские партизаны, выступившие, как и было обусловлено Ставкой, ранее намеченной общей операции. В эту же ночь, по приказу начальника Орловского штаба партизанского движения, четыре партизанские бригады -«За Родину», «Смерть немецким оккупантам», им. Фрунзе, им. Молотова - и отряд им. Ворошилова общей численностью 4 550 человек атаковали железнодорожную линию Брянск - Навля - Хутор Михайловский и на восьми участках в одну ночь взорвали 5 133 рельса, полностью остановив движение на этой важнейшей для гитлеровцев магистрали. В связи с этим начальник транспортной службы группы армий «Центр» Г. Теске писал: «Обнаружено два новых метода борьбы партизан. 22 июля 1943 г. партизаны совершили главным образом на линиях подвоза группы «Юг», южнее Брянска, массовые взрывы численностью до 500. Это было оперативное мероприятие, ибо участок Хутор Михайловский - Брянск, крайне необходимый для снабжения дивизий на фронте, в результате 430 взрывов был именно в критические моменты парализован». Таким образом, в последнюю декаду июля брянские партизаны к своим непрерывным действиям на коммуникациях добавили рельсовые удары, полностью прекратившие на несколько суток движение по железным дорогам. Тем самым они серьёзно осложнили и без того критическое положение фашистских соединений на этом участке фронта. В последующие дни брянские партизаны продолжали наносить удары на других участках и к началу общей операции взорвали 9 526 рельсов, затем их удары слились с общей операцией. Один из эпизодов рельсовой войны отражён в справке 4-й Клетнянской партизанской бригады «За Родину» от 4 августа 1943 г. о выполнении ею указаний Западного штаба партизанского движения (ЗШПД): «...По приказу, полученному по радио из ЗШПД, вночь с 3 на 4 августа 1943 г. бригадой «За Родину», в результате мощного удара по магистрали Брянск - Гомель, на протяжении 12 км взорвано 1 026 рельсов, взорван железнодорожный мост на реке Дубне длиной 12 м, разбита и сожжена ст. Жудилово, на которой полностью уничтожено и сожжено 3 вражеских железнодорожных эшелона с боеприпасами, горючим и техникой. В эшелонах уничтожено (взорвано и сожжено): паровозов 3, вагонов и платформ 98, цистерн с бензином 8, автомашин 46, танков 6, орудий 4, авиабомб и артснарядов 30 вагонов, с патронами 17 вагонов и 5 вагонов с почтой и живой силой. В результате боя и взрывов уничтожено до 300 гитлеровцев. На станции уничтожены: склады с зерном в 500 тонн, склад боеприпасов, сенной пункт и маслозавод, взорваны все стрелки и семафоры...» А. П. Матвеев, бывший секретарь Орловского, а потом Брянского обкома ВКП(б), и начальник Брянского штаба партизанского движения, в докладе на заседании, посвящённом 2-й годовщине освобождения Брянска, отметил, что «Брянские леса явились родиной так называемой «Рельсовой войны». Ленинградский учёный, доктор исторических наук, профессор П. Р. Шевердалкин в книге «Ленинградские партизаны» писал: «...«Рельсовая война», начатая по инициативе брянских и белорусских партизан, распространилась по всей оккупированной территории. Она знаменовала собой подъём партизанского движения на новую, более высокую ступень, требовала высокой манёвренности и квалифицированного руководства отрядами». Готовясь к операции на Курской дуге, гитлеровцы видели ту опасность, которую представляли для них партизаны. Поэтому ещё до начала операции «Цитадель» они пытались уничтожить партизанские края и зоны, находившиеся вблизи фронтовых группировок под Орлом и подвергавшие эти группировки непрерывным ударам. Поэтому первоочередной задачей гитлеровцев была их ликвидация. Особенно жестокие карательные операции велись в мае-июне 1943 г. - накануне летнего наступления фашистских войск в районе Курской дуги. Так, против брянских партизан были переброшены из-под Орла 4-я танковая, 10-я моторизованная, 7-я, 292-я, 113-я пехотные дивизии, 47-й, 5-й и 7-й отдельные танковые полки. Кроме того, в наступлении участвовали 707-я, 221-я, 913-я немецкие охранные дивизии и 102-я, 105-я и 108-я венгерские пехотные дивизии. В общей сложности против брянских партизан была брошена целая армейская группировка войск противника в составе двенадцати дивизий. Партизанские формирования с 20 мая по 15 июня 1943 г. вели ожесточённые бои с превосходящими силами гитлеровских войск. Они отвлекали значительные вражеские силы, препятствовали концентрации войск непосредственно в районе, где впоследствии развернулась Курская битва. Брянские партизаны, несмотря на численное превосходство врага, сумели не толь ко выстоять, но и сохранили свою боеспособность. 8 июля штаб верховного командования вермахта опубликовал доклад о действиях партизан за апрель-июнь 1943г. В нём говорилось: «Деятельность партизан на всём восточном пространстве за последний квартал продолжала усиливаться... наши мероприятия по борьбе с противником, несмотря на ввод крупных сил (так в южной части района группы армий «Центр» путём отсрочки операции «Цитадель» впервые были введены значительные силы для умиротворения партизан в районе Брянска), не достигли ожидаемого результата». В связи с начавшейся величайшей битвой на Курской дуге, в июле 1943 г. Брянский штаб партизанского движения совместно с Центральным фронтом утвердил план взаимодействия брянских партизан с частямивойск фронта, в котором говорилось: «Для срыва подвоза противником к линии фронта по железным дорогам и большакам резервов и переброски их с одного фронта на другой... парализовать движение по железным дорогам и большакам в тылу противника на участках: Брянск -Локоть, Брянск - Хутор Михайловский, Брянск-Гомель, Новозыбков - Новгород-Северский и вывести из строя большак Суземка-Трубчевск». Партизаны Брянщины с честью выполнили эту задачу. Поддерживая наступление Красной Армии на Орловско-Курской дуге, брянские партизаны только за июль-август 1943 г. подорвали 17 330 рельсов, чем на длительное время парализовали движение вражеских эшелонов на важнейших железнодорожных магистралях. Кроме того, были взорваны десятки мостов на грунтовых дорогах. Всего в результате рельсовой войны брянские партизаны уничтожили 99 железнодорожных и 226 деревянных мостов, повредили около 500 км телефонно-телеграфных линий, около 300 км железнодорожного полотна. Удары брянских партизан по тылам фашистских войск в период жарких боёв на Курской дуге ускорили разгром Орловской группировки вражеских войск. Видный нацистский генерал Л. Рендулич, находившийся на этом фронте, позднее писал: «...Были случаи, когда во взаимодействии с частями Красной Армии выступали силы партизан, насчитывавшие до 10 тыс. человек». О значении и роли брянских партизан в победоносном завершении операции на Курской дуге бывший командующий Брянским фронтом генерал армии М. М. Попов писал: «...В тылу противника в полосе Брянского фронта действовали партизанские отряды и бригады, патриотические дела которых широко известны... Мы считали помощь партизан важным фактором успеха предстоящего наступления»... Народные мстители своими боевыми действиями помогли частям Красной Армии в освобождении Брянска и области. Командир объединённых партизанских отрядов Южного Брянского края, Герой Советского Союза Емлютин свидетельствует: «В тесной взаимосвязи действовали мы с гвардейцами Лазарева. В то время как танкисты громили противника с фронта, партизаны наносили удары по коммуникациям врага в тылу... В результате совместных действий с танкистами отряды освободили 94 населённых пункта, уничтожили 8 тыс. гитлеровцев, взяли много трофеев». Комаричские партизаны оказали большую помощь 115-й стрелковой дивизии в освобождении населённых пунктов Ольговка, Мостечня и Игрицкое, где они показали образец храбрости. При наступлении Красной Армии на Брянск 3-я Клетнянская партизанская бригада выступила навстречу. Она громила вражеские тылы на подступах к городу. 16-17 сентября 1943 г. в селе Кошеве в результате внезапного нападения партизанами был разгромлен штаб и часть 533-го стрелкового полка 383-й дивизии. В поступившем от ВоенногоСовета Западного фронта в адрес этой бригады сообщении говорилось, что «...на оккупированной территории советский народ не склонил головы перед её поработителями. Патриоты Родины, партизаны и партизанки, вместе с Красной Армией куют победу над врагом. Страна гордится вашей героической борьбой. Ширьте ряды народных мстителей, сильней удар по врагу. Объявляю благодарность партизанам за успешную операцию по разгрому немецких гарнизонов в Воронове и Рековичах. Особо отличившихся представьте к награждению. Конев, Попов». В начале сентября 1943 г. в ходе наступления 10-й Армии Западного и 16-й Армии Брянского фронтов партизанские соединения встретились с кавалерийским корпусом Крюкова. При отходе гитлеровских войск партизаны устраивали засады, уничтожали отступающие части. В районе деревень Погорелово, Приютино вместе с кавалеристами они отразили попытку двух немецких дивизий форсировать реку Ветьму и выйти из окружения. Партизанские отряды, взаимодействуя с наступающими частями Красной Армии, освободили города Клинцы, Новозыбков и Дятьково, районные центры Клетню, Суземку, Навлю, Трубчевск, Дубровку, Сураж и многие другие. Военный Совет Брянского фронта, оценивая деятельность брянских партизан, в своём письме от 20 августа 1943 г. в Государственный Комитет Обороны СССР констатировал: «Практика взаимодействия Брянского фронта с партизанами, действующими в Брянских лесах за весь период существования Брянского фронта, выявила огромную роль помощи партизан действующим частям фронта. Действуя в тылу противника на его коммуникациях, уничтожая мосты на железных и шоссейных дорогах, пуская под откос железнодорожные эшелоны, уничтожая гарнизоны противника, средства связи, склады с боеприпасами и горючим, ведя разведку противника как на линии фронта, так и в его тылу, и следя за перегруппировкой его войск, партизанские бригады практически помогли частям фронта в разгроме противника». Кроме того, партизанские формирования оказывали помощь Красной Армии в укомплектовании их военнослужащими. Пополнение шло за счёт призыва военнообязанных, который проводился на освобождённых территориях. Военнообязанных и бывших военнослужащих, попавших в окружение, переправляли за линию фронта в советский тыл. Районные партийные и советские органы партизанских краёв Брянщины оказывали помощь Красной Армии не только своими боевыми действиями,но и проведением политической и организаторской работы среди населения освобождённых районов по подписке на Военный заём 1942 г., а также по внесению средств в фонд обороны страны. Эти призывы находили горячий отклик у трудящихся и партизан. «Вношу свои сбережения в фонд обороны, пусть наши воины быстрее уничтожают фашистских оккупантов». Подобных примеров были тысячи и в других партизанских краях и зонах. В результате население партизанских территорий Брянщины подписалось на Военный заём на сумму около 2 млн рублей и в фонд обороны внесло около 5 млн рублей. Факт сбора таких немалых средств в тылу фашистских оккупантов говорит о том, что советские люди, оказавшиеся под гнётом врага, делали всё, чтобы оказать помощь нашей армии, что наш народ оставался верным своей Родине, показал высокую политическую сознательность. Собирая последние средства в тяжёлое для Родины время, советские люди верили в победу, в неизбежный разгром гитлеровских войск . |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Комитет по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Брянской области - 2003 © Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области - 2015 |