Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 2 мая 2024 г.

Погода в Брянске днём
Ясно, без осадков, +19 +21 oC
Ветер северный, 2-4 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Брянской области на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов

1. Общие положения

Основные направления долговой политики Брянской области на 2017 год, а также на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – основные направления) основаны на приоритетных направлениях по мобилизации доходных источников, оптимизации расходов, сокращению дефицита бюджета и снижению государственного долга.
Долговая политика Брянской области определяет основные направления деятельности по управлению государственным внутренним долгом и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры государственного долга, осуществлению государственных заимствований при поддержании приемлемого уровня риска и стоимости заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Долговая политика Брянской области сформирована с учётом безусловного исполнения условий заключённых Правительством Брянской области с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Брянской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Брянской области в целях погашения долговых обязательств в виде обязательств по бюджетным кредитам и кредитам кредитных организаций.

2. Итоги реализации долговой политики

Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2015 году и истекшем периоде 2016 года.
Положительное влияние на стабилизацию ситуации в части изменения структуры долга Брянской области оказало предоставление бюджету Брянской области бюджетных кредитов из федерального бюджета для частичного замещения долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и рефинансирования задолженности по бюджетным кредитам на условиях реализации мероприятий по поддержанию сбалансированности региональных бюджетов.
В качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета и погашения коммерческих кредитов в 2016 году использовались государственные внутренние заимствования в виде бюджетных кредитов федерального бюджета. На покрытие временных кассовых разрывов привлекались бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на счете областного бюджета.
На замещение коммерческих кредитов в 2016 году из федерального бюджета получено бюджетных кредитов в объеме 4 187,5 млн. рублей, бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета – в объеме 700,0 млн. рублей. Благодаря замещению коммерческих кредитов бюджетными значительно изменилась структура долга, доля бюджетных кредитов превысила 60 процентов.
В результате замещения коммерческих кредитов бюджетными кредитами было сэкономлено средств областного бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга в объеме 310 млн. рублей, или 35 процентов от первоначально утвержденного плана 2016 года.
В течение 2016 года по итогам проведенных электронных аукционов на привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков были заключены государственные контракты на привлечение кредитов на более выгодных условиях, чем в предыдущие годы.
Кроме того, с учетом положительной динамики исполнения доходной части областного бюджета по состоянию на 1 декабря текущего года исполнение долговых обязательств бюджета частично было осуществлено за счет собственных доходных источников. Для погашения долговых обязательств использовались временно свободные остатки средств государственных учреждений. За истекший период 2016 года кредитные ресурсы коммерческих банков в пределах плановых назначений государственных внутренних заимствований Брянской области на частичное покрытие дефицита областного бюджета, а также на погашение долговых обязательств бюджета не привлекались.
С целью минимизации финансовых рисков продлено действие ранее введённого моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.

3. Цели и задачи долговой политики

Основные цели долговой политики Брянской области – обеспечение сбалансированности бюджета Брянской области, недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание размера и структуры государственного долга области на экономически безопасном уровне.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
оптимизация структуры государственного долга Брянской области по видам и срокам государственных заимствований, сокращение доли рыночных долговых обязательств;
оптимизация платежей по государственному долгу Брянской области в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;
обеспечение контроля за показателями долговой устойчивости (пре-дельными объемами государственного долга и расходов на обслуживание государственного долга), предусмотренными Бюджетным кодексом Россий-ской Федерации;
выполнение целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой совершенствования управления государственными финансами Брянской области на период до 2018 года.
Прогнозирование государственных внутренних заимствований Брянской области осуществляется в соответствии с методикой прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, утверждённой приказом департамента финансов Брянской области от 5 августа 2016 года № 119 «Об утверждении методики прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Брянской области».

4. Основные направления долговой политики

Одним из основных факторов, определяющих долговую политику, является соблюдение условий соглашений, заключенных с Минфином России, о предоставлении бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств Брянской области, в том числе:
к 1 января 2018 года доля государственного внутреннего долга Брянской области в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год не должна превысить 61 процент, доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций – 30 процентов;
к 1 января 2019 года доля государственного внутреннего долга Брянской области в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год не должна превысить 53 процента, доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций – 39 процентов;
к 1 января 2020 года доля государственного внутреннего долга Брянской области в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год не должна превысить 53 процента, доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций – 50 процентов.
Минфин России планирует и в дальнейшем выделение бюджетных кредитов регионам, которые обеспечивают выполнение условий заключенных соглашений.
С учетом выполнения ограничений, установленных соглашениями, основными направлениями долговой политики Брянской области на трехлетний период являются:
ограничение государственных заимствований, привлечение в объемах, не превышающих погашение имеющихся долговых обязательств;
мониторинг процентных ставок по коммерческим кредитам и проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным государственным контрактам;
использование среднесрочных и долгосрочных долговых инструментов;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга за счет использования временно свободных остатков средств государственных учреждений, бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета.
Реализация долговой политики Брянской области в 2017 – 2019 годах будет направлена на сокращение дефицита областного бюджета и формирование сбалансированного по доходам и расходам бюджета.
Планируется продолжить мероприятия по оптимизации расходов на обслуживание государственного долга Брянской области с учетом снижения Банком России размера ключевой ставки по кредитованию (по состоянию на 1 декабря 2016 года её размер сохранён на уровне 10,0 процента годовых).
При подготовке конкурсной документации для электронных торгов планируются более длительные сроки пользования кредитными ресурсами для нужд областного бюджета. Увеличение срока пользования бюджетными кредитами, получаемыми субъектами Российской Федерации из федерального бюджета, с трёх до пяти лет также позволит оптимизировать долговую нагрузку в расчете на финансовый год.
В целях оптимизации расходов на обслуживание государственного внутреннего долга будет продолжена работа по привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета.
В федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрены средства на предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджетов в целях погашения долговых обязательств по бюджетным кредитам и кредитам кредитных организаций. Сокращение доли коммерческих кредитов в структуре государственного долга за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета с процентной ставкой 0,1 % годовых также способствует сокращению расходов на обслуживание государственного долга.
В качестве важного инструмента реализации долговой политики, способствующего оптимизации расходов на обслуживание государственного долга, для погашения долговых обязательств областного бюджета Брянской области будет продолжено использование временно свободных остатков средств государственных учреждений.

5. Основные риски, связанные с управлением
государственным долгом

Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
а) риск неисполнения плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Проблему сбалансированности бюджета осложняет риск возникновения выпадающих доходов, что приводит к неисполнению социальных обязательств региона и осложняет выполнение соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета. В целях оценки данного риска необходим еженедельный мониторинг исполнения областного бюджета и принятие управленческих решений по его недопущению;
б) Риск рефинансирования долговых обязательств Брянской области.
Риск рефинансирования долговых обязательств связан с необходимостью погашения ранее принятых долговых обязательств за счет привлечения новых заимствований. Неравномерный график погашения долговых обязательств, содержащий пиковые нагрузки на бюджет, значительно повышает риск рефинансирования, который также обусловлен сложной процедурой получения «дешевых» кредитных ресурсов для погашения имеющихся долговых обязательств Брянской области, отсутствием на федеральном уровне права реструктурировать в 2017 году подлежащие погашению в указанном периоде долговые обязательства по бюджетным кредитам из федерального бюджета.
В целях оценки риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры рынка и проводиться работа с Минфином России и управлением Федерального казначейства по Брянской области, с учетом графика погашения долговых обязательств;
в) риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на погашение долговых обязательств Брянской области, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
Кроме того, значительное влияние на реализацию долговой политики оказывают отсутствие альтернативных заемным средствам источников финансирования дефицита бюджета и жесткие ограничения исполнения обязательств по условиям предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Также при управлении государственным долгом Брянская область может столкнуться с риском увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок при осуществлении новых заимствований. Динамика процентных ставок непосредственно влияет на стоимость обслуживания как новых, так и
имеющихся долговых обязательств. Краткосрочные долговые обязательства рассматриваются как более рискованные, чем долгосрочные.
Целями управления рисками при исполнении областного бюджета в части государственных внутренних заимствований являются:
снижение рисков неисполнения доходной части областного бюджета, формирование резервов в составе расходов областного бюджета;
повышение степени предсказуемости действий по привлечению заемных средств;
совершенствование системы управления государственным долгом Брянской области.