ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории
Брянской области
1. Мониторинг наркоситуации в Брянской области осуществляется антинаркотической комиссией по итогам года.
Ответственным за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Брянской области является председатель антинаркотической комиссии. Ответственным органом исполнительной власти Брянской области за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Брянской области является департамент региональной безопасности Брянской области.
Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации возлагается на аппарат антинаркотической комиссии, департамент здравоохранения Брянской области и УМВД России по Брянской области (по согласованию).
Финансирование работ, связанных с осуществлением социологических исследований в рамках проведения мониторинга наркоситуации на территории Брянской области, осуществляется из областного бюджета.
В целях осуществления мониторинга наркоситуации на территории Брянской области антинаркотическая комиссия Брянской области ежегодно создает межведомственную рабочую группу по проведению мониторинга, включающую в себя представителей всех участников мониторинга.
В проведении мониторинга в пределах своей компетенции участвуют и представляют в аппарат антинаркотической комиссии Брянской области статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок:
управление МВД России по Брянской области (по согласованию);
управление ФСИН России по Брянской области (по согласованию);
Брянская таможня (по согласованию);
Брянскстат (по согласованию);
управление Роспотребнадзора по Брянской области (по согласованию);
управление Судебного департамента в Брянской области (по согласованию);
департамент здравоохранения Брянской области;
департамент образования и науки Брянской области;
управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области;
департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области;
управление физической культуры и спорта Брянской области;
департамент культуры Брянской области;
департамент внутренней политики Брянской области;
департамент сельского хозяйства Брянской области;
военный комиссариат Брянской области (по согласованию);
совет ректоров высших учебных заведений Брянской области;
управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (по согласованию);
управление Росздравнадзора по Брянской области (по согласованию);
управление ФСБ России по Брянской области (по согласованию).
При необходимости в осуществление мониторинга на территории Брянской области могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления, общественные объединения и организации.
Участники мониторинга наркоситуации на территории Брянской области осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов их антинаркотической деятельности и связанной с ней деятельности.
Представление статистических сведений и информационно-аналитических справок участниками мониторинга осуществляется по единым показателям в сроки и по формам в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации на территории Брянской области.
2. Аппаратом антинаркотической комиссии Брянской области в целях проведения мониторинга наркоситуации на территории региона осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:
- статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти Брянской области, органов местного самоуправления и организаций.
- информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, медицинской и социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях;
- результаты социологических исследований.
В целях проведения мониторинга наркоситуации на территории Брянской области допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Феде-рации от 20 июня 2011 года № 485.
3. Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Брянской области проводятся социологические исследования.
Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Брянской области.
Предмет исследования – отношение населения Брянской области к проблемам наркотизации общества.
Цель исследования – выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
Определение значимости проблемы немедицинского потребления наркотиков в списке социальных проблем среди населения субъекта Российской Федерации и отдельно взятого муниципального образования (городского округа, муниципального района).
Проведение анализа ценностных установок населения Брянской области.
Выявление отношения населения Брянской области к проблеме немедицинского потребления наркотиков.
Анализ уровня распространения немедицинского потребления наркотиков в субъекте Российской Федерации, в т.ч. динамика числа лиц, употребляющих наркотики.
Выявление степени наркотизации населения в Брянской области.
Определение наиболее распространенных на территории субъекта Российской Федерации наркотиков.
Выявление степени доступности наркотиков.
Определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков.
Определение причин распространения немедицинского потребления наркотиков.
Определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения Брянской области.
Выявление основных механизмов приобщения к немедицинскому потреблению наркотиков.
Проведение анализа социокультурных факторов, как способствующих, так и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости.
Анализ эффективности ранее принятых мер противодействия незаконному распространению и потреблению наркотиков на территории Российской Федерации.
Выявление наиболее действенных мер по борьбе с немедицинским потреблением наркотиков.
В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Рекомендуемый объем выборки – не менее 0,1% населения Брянской области. Возраст респондентов – от 14 до 60 лет.
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора – репрезентация основных территориально-экономических зон Брянской области (промышленная и сельскохозяйственная). Вместе с тем на территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап – само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации – опрос населения – проводится методом анкетирования.
В целях определения уровня распространенности наркопотребления возможно проведение анкетирования в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Основными принципами полевого исследования являются доверительность и анонимность. Качество полученной информации и ее достоверность находятся в прямой зависимости от того, насколько респонденты доверяют социологам и как организован сам процесс опроса, каким инструментарием пользуются исследователи. Для решения указанной проблемы необходимо учитывать следующее:
опрос необходимо проводить только в группах методом раздаточного анкетирования;
опрашиваемым предварительно должно быть доведено условие анонимности анкеты;
анкетеры не должны проверять полноту и правильность техники заполнения анкет в присутствии анкетируемых (незаполненные или неправильно заполненные анкеты будут выбраковываться позднее при их обработке и вводе данных в компьютер).
Вид исследования – аналитический.
Используемые в исследовании методы – анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
Для целей мониторинга используется базовая модель опросника для массовой анкеты (приложение к Положению).
Анкетирование должно проводиться лицами, имеющими опыт проведения социологических опросов.
Результаты социологических исследований направляются в аппарат антинаркотической комиссии Брянской области.
4. Полученная аппаратом антинаркотической комиссии Брянской области в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Брянской области.
В проект доклада о наркоситуации в Брянской области включается следующая информация:
1.) Характеристика Брянской области (площадь территории Брянской области, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация).
2.) Анализ, оценка и динамика уровня и структуры незаконного потребления наркотиков на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Брянской области и по муниципальным образованиям).
Необходимо отразить зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровень распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структуру наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотических веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, доступность наркотиков. Также необходимо провести анализ и оценку факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.
3.) Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Анализ и оценка работы по мотивации наркопреступлений к прохождению лечения от наркозависимости, комплексной реабилитации и ресоциализации.
4.)Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков (в первую очередь по линии органов образования и науки, физкультуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Необходимо отразить состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики. Анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
5.) Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, включая, в том числе, описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (обратив внимание на новые виды наркотиков), динамики цен на наркотические средства и психотропные вещества, ситуации с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений), анализ административной и судебной практики, причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков.
6.) Оценка реализации Брянской региональной государственной программы, в рамках которой реализуются антинаркотические мероприятия.
7.) Оценка состояния наркоситуации в Брянской области (по муниципальным образованиям) в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации с графическим наложением на карту Брянской области.
8.) Краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации.
9.) Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Брянской области и в Российской Федерации.
К проекту доклада о наркоситуации в Брянской области прилагаются:
1. Результаты социологических исследований;
2. Таблицы статистических данных;
3. Графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Брянской области в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации.
Проект доклада о наркоситуации в Брянской области аппаратом антинаркотической комиссии Брянской области выносится на рассмотрение антинаркотической комиссии Брянской области.
Рассмотрение проекта доклада о наркоситуации в Брянской области антинаркотической комиссии Брянской области должно быть организовано
не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Антинаркотическая комиссия Брянской области по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в Брянской области принимают решение о его утверждении и направлении в Государственный антинаркотический комитет (далее – Комитет) либо о доработке и последующем направлении в Комитет, а также вырабатывают управленческие решения по изменению наркоситуации в субъекте Брянской области.
Доклад о наркоситуации в Брянской области должен быть направлен председателем антинаркотической комиссией Брянской области(либо лицом его замещающим) председателю Комитета в I квартале года, следующего за отчетным. На титульном листе доклада должна содержаться информация о дате его утверждения на заседании антинаркотической комиссии.
Электронная версия доклада о наркоситуации в Брянской области направляется в ГУНК МВД России.
После направления доклада о наркоситуации в Брянской области в Комитет он должен быть опубликован в части, не противоречащей законодательству о защите государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайны.
При направлении доклада о наркоситуации допускается включение в него статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации в Брянской области, утвержденная председателем антинаркотической комиссии, представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.