Полностью Только текст
Сегодня
понедельник, 29 апреля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Ясно, без осадков, +5 +7 oC
Ветер северо-западный, -1-1 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Брянской области на 2018 год
и на плановый период 2019 и 2020 годов

1. Общие положения

Основные направления долговой политики Брянской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – основные направления) основаны на приоритетных направлениях по мобилизации доходных источников, оптимизации расходов, обеспечению сбалансированности бюджета и снижению государственного долга.
Долговая политика Брянской области сформирована с учетом безусловного исполнения условий заключенных Правительством Брянской области с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Брянской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Брянской области в целях погашения долговых обязательств в виде обязательств по бюджетным кредитам и кредитам кредитных организаций, соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Брянской области.

2. Итоги реализации долговой политики

Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2016 году и истекшем периоде 2017 года.
По итогам исполнения областного бюджета за 2016 год и истекший период 2017 года выполнены условия соглашений, заключенных Правительством Брянской области с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для рефинансирования долговых обязательств.
За 2016 год достигнута положительная динамика по снижению уровня долговой нагрузки на областной бюджет. За счет поступления сверхплановых доходов и досрочного погашения коммерческих кредитов обеспечено снижение уровня долговой нагрузки на 11,7 процентных пункта. Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января 2017 года составило 55,6 процента.
Одновременно со снижением уровня государственного долга Брянской области улучшилась и структура долга. За счет замещения коммерческих кредитов бюджетными доля коммерческих заимствований в общем объеме долга по состоянию на 1 января 2017 года уменьшилась с 65,2 до 37,3 процента. В результате по итогам 2016 года экономия расходов бюджета на обслуживание долговых обязательств составила 319,1 млн. рублей.
В 2017 году продолжена работа по снижению долговой нагрузки. Областной бюджет 2017 года запланирован с профицитом (без учета остатков средств на счете бюджета), объем государственного долга по состоянию на 1 января 2018 года запланирован со снижением к уровню 2016 года и составляет 12,5 млрд рублей, или 53,8 процента к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета. За счет временно свободных остатков средств на счете бюджета и привлеченных бюджетных кредитов в сумме 876 млн рублей обеспечено досрочное погашение коммерческих кредитов в размере 2 937,9 млн рублей или в объеме планового гашения в 2017 году, что позволило по состоянию на 1 октября текущего года сэкономить средства областного бюджета на обслуживание государственного внутреннего долга в сумме 296,1 млн рублей, или 42,7 процента от первоначально утвержденного плана 2017 года.
В течение 2017 года по итогам проведенных электронных аукционов на привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков были заключены государственные контракты на привлечение кредитов на более выгодных условиях, чем в предыдущие годы.
За истекший период 2017 года кредитные ресурсы коммерческих банков в пределах плановых назначений государственных внутренних заимствований Брянской области на погашение долговых обязательств бюджета не привлекались.
С целью минимизации финансовых рисков для областного бюджета продлено действие ранее введенного моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.

3. Цели и задачи долговой политики

Реализация долговой политики Брянской области в 2018 – 2020 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности бюджета Брянской области;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
поддержание размера и структуры государственного долга области на экономически безопасном уровне;
развитие новых механизмов управления государственным долгом;
сохранение положительной кредитной истории Брянской области и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением и обслуживанием государственного долга Брянской области.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
оптимизация структуры государственного долга Брянской области по видам и срокам государственных заимствований;
оптимизация платежей по государственному долгу Брянской области в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
обеспечение раскрытия информации о государственном долге области;
обеспечение контроля за показателями долговой устойчивости (предельными объемами государственного долга и расходов на обслуживание государственного долга), предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации;
выполнение целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов на 2017 – 2019 годы.

4. Основные направления долговой политики и мероприятия, проводимые в рамках их реализации

Одним из основных факторов, определяющих долговую политику, является соблюдение условий соглашений, заключенных с Минфином России, о предоставлении бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств Брянской области, соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Брянской области.
С учетом выполнения ограничений, установленных соглашениями, основными направлениями долговой политики Брянской области на трехлетний период являются:
ограничение государственных заимствований, привлечение их в объемах, не превышающих погашение имеющихся долговых обязательств;
минимизация процентных ставок по коммерческим кредитам и проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным ранее государственным контрактам;
использование среднесрочных и долгосрочных долговых инструментов путем организации выпусков облигационных займов Брянской области;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга за счет использования временно свободных остатков средств на счете бюджета (средств государственных учреждений), бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета.
Реализация долговой политики Брянской области в 2018 – 2020 годах будет направлена на формирование сбалансированного по доходам и расходам бюджета.
Достижение целей и решение задач долговой политики Брянской области осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий:
1. Поддержание объема государственного долга на оптимальном уровне, в рамках которого предполагается:
проведение мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей областного бюджета, приводящих к сокращению дефицита областного бюджета и роста государственного долга. В целях принятия мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета и снижению долговой нагрузки постановлением Правительства Брянской области от 27 марта 2017 года № 126-п утверждена программа оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов на 2017 – 2019 годы.
2. Минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:
привлечение временно свободных средств государственных бюджетных и автономных учреждений Брянской области в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных форм заимствований.
3. Равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в рамках которого предполагается:
проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Брянской области и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры государственного долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств в целях равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;
планирование графиков погашения долговых обязательств Брянской области;
использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Брянской области в части корректировки сроков привлечения заимствований, сокращения объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета.

5. Ожидаемые результаты долговой политики Брянской области

Реализация долговой политики Брянской области будет осуществляться с учетом разработанного Министерством финансов Российской Федерации комплекса мероприятий по реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, полученным в 2015 – 2017 годах на погашение дефицитов бюджетов в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Реализация мероприятий по реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом позволит:
сохранить финансовую устойчивость областного бюджета;
оптимизировать структуру государственного долга Брянской области с целью минимизации расходов на его обслуживание и последующего перераспределения высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики;
не допустить единовременного отвлечения значительного объема средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Брянской области.
Будут продолжены мероприятия по оптимизации расходов на обслуживание государственного долга Брянской области с учетом снижения Банком России размера ключевой ставки по кредитованию.

6. Основные риски, связанные с управлением государственным долгом

Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
а) риск неисполнения плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета.
Проблему сбалансированности бюджета осложняет риск возникновения выпадающих доходов, что приводит к неисполнению социальных обязательств региона и осложняет выполнение соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета. В целях оценки данного риска необходим еженедельный мониторинг исполнения областного бюджета и принятие управленческих решений по его недопущению;
б) риск рефинансирования долговых обязательств Брянской области.
Риск рефинансирования долговых обязательств связан с необходимостью погашения ранее принятых долговых обязательств за счет привлечения новых заимствований. Неравномерный график погашения долговых обязательств, содержащий пиковые нагрузки на бюджет, значительно повышает риск рефинансирования, который также обусловлен сложной процедурой получения «дешевых» кредитных ресурсов для погашения имеющихся долговых обязательств Брянской области.
В целях оценки риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры рынка и проводиться работа с Минфином России и управлением Федерального казначейства по Брянской области с учетом графика погашения долговых обязательств;
в) риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на погашение долговых обязательств Брянской области, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
Также при управлении государственным долгом Брянская область может столкнуться с риском увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок при осуществлении новых заимствований. Динамика процентных ставок непосредственно влияет на стоимость обслуживания как новых, так и имеющихся долговых обязательств. Краткосрочные долговые обязательства рассматриваются как более рискованные, чем долгосрочные.
Целями управления рисками при исполнении областного бюджета в части государственных внутренних заимствований являются:
снижение рисков неисполнения доходной части областного бюджета;
формирование резервов в составе расходов областного бюджета;
повышение степени предсказуемости действий по привлечению заемных средств;
совершенствование системы управления государственным долгом Брянской области.