Полностью Только текст
Сегодня
вторник, 23 июля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Ясно, без осадков, +14 +16 oC
Ветер северо-западный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ПОДПРОГРАММА
«Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства» областной целевой программы
«Жилище» на 2007—2010 годы

Паспорт подпрограммы
«Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства» областной целевой программы
«Жилище» на 2007—2010 годы

Наименование подпрограммы — подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы
Основания принятия решения о разработке подпрограммы — каталог территориальных проблем, требующих решения программно- целевым методом в 2006—2009 годах, утвержденный постановлением  администрации области от 1 ноября 2006 года № 644
Государственный заказчик — администрация Брянской области
Заказчик — департамент по строительству Брянской области
Основной разработчик подпрограммы — департамент по строительству Брянской области
Цель и задачи подпрограммы — целью подпрограммы является обеспечение опережающего развития  коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего  увеличивающийся платежеспособный спрос населения Брянской области. Задачами подпрограммы являются: реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных  участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой в Брянской области; демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного  строительства, а также обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых  механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой
Важнейшие целевые индикаторы и показатели — дополнительный ввод жилья в результате реализации подпрограммы  в 2007—2010 годах составит 149 тыс. кв. м, в том числе:
в 2007 году — 27 тыс. кв. м;
в 2008 году — 32 тыс. кв. м;
в 2009 году — 40 тыс. кв. м;
в 2010 году — 50 тыс. кв. м
Сроки и стадии реализации подпрограммы — 2007—2010 годы, в том числе: 1 стадия — 2007 год; 2 стадия — 2008—2010 годы
Исполнители подпрограммы — муниципальные образования, открытое акционерное общество  «Ипотечная корпорация Брянской области», организации различных  форм собственности (по согласованию)
Объемы и источники финансирования под- программы — общий объем финансирования подпрограммы составит 7563,8 млн.  рублей, в том числе: объем средств областного бюджета определяется в пределах объемов  бюджета на соответствующий финансовый год; прочие источники финансирования — 7563,8 млн. рублей. Кроме того, в качестве механизмов реализации мероприятий  подпрограммы планируется предоставление гарантий по заимствованиям  за счет средств областного бюджета — 1700 млн. рублей, в том числе:
2007 год — 400,0 млн. рублей;
2008 год — 600,0 млн. рублей;
2009 год — 700,0 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности — реализация подпрограммы должна обеспечить увеличение объемов  жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья  в области, формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры,  увеличение частных инвестиций в жилищное строительство. Дополнительный ввод жилья в результате реализации подпрограммы  составит:
в 2007 году — 27 тыс. кв. м;
в 2008 году — 32 тыс. кв. м;
в 2009 году — 40 тыс. кв. м;
в 2010 году — 50 тыс. кв. метров
1. Характеристика проблемы
Основной проблемой в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и «О концессионных соглашениях», сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств областного бюджета.
В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» (далее — подпрограмма) предполагается в приоритетном порядке обеспечить коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство, на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, и таким образом продолжить решение задач, поставленных в областной подпрограмме «Переселение граждан Брянской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2002—2010 годы.
Следует отметить, что в ходе реализации подпрограммы «Переселение граждан Брянской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» не удалось достигнуть крупномасштабного переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, поскольку для решения этой задачи не были задействованы рыночные инструменты, а использовались бюджетные средства для жилищного строительства на земельных участках с готовой инфраструктурой.
Подпрограмма должна обеспечить комплексный подход к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройки городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.
Органы местного самоуправления области, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного, иных видов строительства.
В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств областного бюджета.
2. Основная цель и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
подготовить и реализовать в области инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что приведет к значительному увеличению объемов жилищного строительства;
стимулировать органы местного самоуправления, активно проводящие государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивающие комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
Выполнение подпрограммы будет осуществляться в две стадии.
На 1 стадии (2007 год) планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:
существенный рост жилищного строительства начиная с 2007 года;
подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в 2008—2009 годах.
В этот период государственная поддержка будет оказана проектам по  обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как органами местного самоуправления, так и хозяйствующими субъектами — застройщиками или организациями коммунального комплекса.
На 2 стадии реализации подпрограммы (2008—2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на основе рыночных принципов. Доля государственных гарантий, а также бюджетные средства, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, будут сокращаться. При этом за счет средств областного бюджета будут обеспечиваться ранее принятые обязательства по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии реализации подпрограммы.
В целях активизации рыночных процессов с 2008 года основное внимание будет уделяться государственной поддержке проектов, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
Условиями досрочного прекращения реализации подпрограммы могут быть досрочное достижение целей и выполнение задач подпрограммы, изменение направлений государственной жилищной политики.
3. Перечень программных мероприятий
Осуществление программных мероприятий будет направлено на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, и создать условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
В рамках подпрограммы намечено реализовать меры по предоставлению государственных гарантий Брянской области по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также предоставление средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на указанные цели.
Соответствующие кредиты должны предоставляться на срок, не превышающий момента окончания реализации подпрограммы.
При этом предполагается, что объем государственных гарантий Брянской области по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в том числе при малоэтажном жилищном строительстве, составляет 100 процентов от суммы основного долга. Срок государственной гарантии Брянской области определяется сроком исполнения обязательства, обеспечиваемого этой гарантией.
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет субсидий из бюджета области будет производиться на весь срок кредита из расчета максимального снижения фактической процентной ставки: по кредитам, выдаваемым в 2007 году,  — на 65 процентов, по кредитам, выдаваемым в 2008—2009 годах, — на 50 процентов.
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет средств областного бюджета производится на весь период кредита по процентной ставке, превышающей не более чем на 3 процентных пункта ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора.
Государственные гарантии по кредитам, предоставляемым в 2007—2009 годах, а также средства бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам будут предусматриваться в необходимом объеме на весь срок кредита, соответствующего условиям подпрограммы.
Порядок предоставления государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также порядок и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российской кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, устанавливаются администрацией Брянской области.
Организационные мероприятия в рамках подпрограммы направлены на:
создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам, на реализацию мер в области градостроительного и антимонопольного контроля;
внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и обновления существующих кварталов застройки.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
В рамках подпрограммы будут разработаны:
методические рекомендации по подготовке проектов планировки территорий для формирования документов, необходимых для проведения аукционов по предоставлению прав на земельные участки под жилищное строительство;
методические рекомендации по подготовке инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
методические рекомендации по формированию тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры;
методические рекомендации для анализа инвестиционных рисков при реализации проектов развития коммунальной инфраструктуры.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении 1 к подпрограмме.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Объем финансирования подпрограммы в 2007—2010 годах составит 7563,8 млн. рублей за счет прочих источников финансирования. Объем финансирования из областного бюджета на компенсацию процентных ставок по кредитам, предоставляемым под гарантии Брянской области, будет определяться законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
В состав прочих источников входят средства частных инвесторов, средства федерального и местных бюджетов (при их наличии).
Объемы финансирования подпрограммы в 2007—2010 годах приведены в приложении 2 к подпрограмме.
Предоставление гарантий за счет средств областного бюджета по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, — 1700 млн. рублей, в том числе:
2007 год — 400,0 млн. рублей;
2008 год — 600,0 млн. рублей;
2009 год — 700,0 млн. рублей.
5. Механизм реализации подпрограммы
Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечить привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках подпрограммы предусматриваются меры государственной поддержки Брянской области в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российской кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных гарантий Брянской области.
Организационные механизмы выполнения подпрограммы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.
Возможно делегирование органами местного самоуправления ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с обустройством территорий, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой (девелопмент).
В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами местного самоуправления, застройщиками или организациями коммунального комплекса, например, частными компаниями, управляющими системами коммунальной инфраструктуры, на условиях концессионных соглашений.
В соответствии с таким подходом заемщиками при реализации инвестиционных проектов могут выступать органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса или застройщики.
Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников: продажи земельных участков (переуступки прав аренды земельных участков),  установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.
Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков, с одной стороны, позволит снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как бюджетных, так и частных средств.
Администрация Брянской области осуществляет отбор муниципальных образований, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты. При этом выдвигаются условия, связанные с реализацией мер, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. Поэтому будет учитываться выполнение требований по разработке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных документов, а также по реализации следующих основных мероприятий:
принятие правил землепользования и застройки;
подготовка проектов планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства;
принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Отбор муниципальных образований и инвестиционных проектов осуществляется в порядке, установленном законом области, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Условия, которым должны соответствовать муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, варьируются по годам реализации подпрограммы.
В 2007 году указанными условиями является:
наличие утвержденного не позднее 30 марта 2007 г. проекта планировки территории, предназначенной для жилищного строительства;
принятие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и обязательства утвердить правила не позднее 31 октября 2007 г. (при отсутствии правил на день подачи заявки);
наличие программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры или решения соответствующего органа местного самоуправления о подготовке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
наличие утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства или принятие обязательства утвердить такой пакет до 1 сентября 2007 г.;
установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение или принятие обязательства по введению такой платы с 1 января 2008 года.
В 2008 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
наличие решения соответствующего органа местного самоуправления об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и принятие обязательства утвердить правила не позднее 30 июня 2008 г. (при отсутствии правил на день подачи заявки);
наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
В 2009 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
В 2010 году указанными условиями являются:
наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
установление органом местного самоуправления платы за подключение тарифа на подключение.
6. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
В ходе реализации подпрограммы для осуществления инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство  коммунальной инфраструктурой будет привлечено 7563,8 млн. рублей, в том числе:
в 2007 году — 1647,5 млн. рублей;
в 2008 году — 2654,4 млн. рублей;
в 2009 году — 3134,2 млн. рублей;
в 2010 году — 127,7 млн. рублей.
Предусмотренные подпрограммой меры поддержки инвестиционных проектов позволят обеспечить дополнительный ввод жилья в объеме 149 тыс. кв. м общей площади, в том числе:
в 2007 году — 27 тыс. кв. м;
в 2008 году — 32 тыс. кв. м;
в 2009 году — 40 тыс. кв. м;
в 2010 году — 50 тыс. кв. м.
Создание рыночных механизмов финансирования инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктуры позволит также снизить стоимость жилищного строительства.