Полностью Только текст
Сегодня
воскресенье, 24 ноября 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, -1 -3 oC
Ветер западный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ПОДПРОГРАММА
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» областной
целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы

Паспорт подпрограммы
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы


Наименование подпрограммы
— «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»  областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы
Основания для разработки
подпрограммы
— каталог территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом в 2006—2009 годах, утвержденный постановлением администрации области от 1 ноября 2006 г. № 644
Государственный заказчик — координатор подпрограммы — администрация Брянской области
Заказчики подпрограммы — департамент по строительству Брянской области, департамент  топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального  хозяйства Брянской области
Основной разработчик подпрограммы — департамент по строительству Брянской области
Цели и задачи подпрограммы, важнейшие целевые показатели — основными целями подпрограммы являются повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечений инвестиций  в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищ- но-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат. Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий; сформировать инвестиционную привлекательность областной коммунальной инфраструктуры; создать механизм государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса области
Сроки реализации подпрограммы — 2007—2010 годы
Система мероприятий подпрограммы — система мероприятий включает в себя:
совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере; формирование условий для привлечения инвестиций; обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных  средств на модернизацию жилищно-коммунального комплекса обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных  непригодными для проживания; ликвидация до 2010 года включительно существующего на настоящее  время ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году; тампонирование скважин на территории области; приобретение спецтехники и оборудования для жилищно-коммунальных хозяйств области; подготовка объектов жилищно-коммунальных хозяйств области  к отопительному сезону. Для реализации данных целей необходимо решить следующие основные задачи: подготовка условий и разработка механизма для переселения граждан  из ветхого и аварийного жилищного фонда; обеспечение формирования обязательств собственника жилищного  фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время ветхим жилищным фондом.
Объемы и источники финансирования — общий объем финансирования подпрограммы за счет средств всех источников в 2007—2010 годах составляет 4331,255 млн.  рублей, в том числе:
средства областного бюджета — 318,305 млн. рублей; прочие источники — 4012,95 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы — в результате реализации подпрограммы будет достигнуто повышение
качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей,
обеспечение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания, снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, повышение  качества предоставления коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации, создание благоприятных условий для при- влечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Эти цели будут достигнуты за счет оздоровления финансового положения предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки,  инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда; разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов  в решение сложных социальных проблем; выполнение государственных обязательств по переселению граждан  из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания
Исполнители подпрограммы
и основных мероприятий
— департамент по строительству Брянской области, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального  хозяйства, государственные и муниципальные предприятия жилищ- но-коммунального хозяйства области (на конкурсной основе)
I. Введение
Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг населению и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсо-, энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников.
В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы будет продолжена реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
Объем ветхого и аварийного жилищного фонда растет в Брянской области угрожающими темпами. Площадь ветхого и аварийного жилья достигла 667,0 тыс. кв. м из 30000 тыс. кв. м общей площади жилищного фонда.
Для решения в области данной проблемы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы» была разработана и утверждена аналогичная областная программа.
В 2003 году на условиях софинансирования из федерального бюджета было выделено 1,8 млн. рублей. В 2004—2005 годах средства из федерального бюджета на данные цели не выделялись.
За период с 2002 по 2006 годы на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда было выделено всего 33 млн. рублей за счет средств бюджетов всех уровней, что позволило переселить только 48 семей из 12500 нуждающихся в переселении.
Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы отражает произошедшие за последнее время изменения в законодательной базе, касающиеся реформирования жилищно-коммунального комплекса, и направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение средств внебюджетных источников в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма соответствует целям приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и призвана служить инструментом его реализации.
2. Характеристика проблемы
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Брянской области характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.
Причинами возникновения этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики, непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 60 процентов. В целом по области (по состоянию на 1 января 2005 г.) износ котельных составлял 55 процентов, сетей водопровода — 65 процентов, сетей канализации — 63 процента, тепловых сетей — 63 процента, электрических сетей — 58 процентов, водопроводных насосных станций — 65 процентов, канализационных насосных станций — 57 процентов, очистных сооружений водопровода — 54 процента, очистных сооружений канализации — 56 процентов, трансформаторных подстанций — 57 процентов.
Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Вследствие износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов произведенной тепловой энергии, что эквивалентно сжиганию 65—80 млн. тонн условного топлива в год. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, составляют 10—15 процентов. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период.
Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения достигают 60 процентов поданной в сеть воды. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения области питьевой водой нормативного качества. Нет необходимого комплекса очистных сооружений, не обеспечивается полное обеззараживание и очистка воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из  эксплуатирующихся канализационных очистных сооружений большинство эксплуатируются 25—30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Вследствие этого неочищенные или недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в открытые водоемы, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла. Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, у этих организаций нет возможности осуществить проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.
Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры области.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры области отвечает стратегическим интересам Российской Федерации и позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения Брянской области путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
уменьшить объемы ветхого и аварийного жилищного фонда;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние территорий Брянской области.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры составляет 61049,34 млн. рублей. Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет внебюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников, поэтому подпрограмма направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса. Одной из основных задач подпрограммы является формирование условий, обеспечивающих привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Реализация подпрограммы позволит:
привлечь средства федерального, областного и местных бюджетов для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечить использование бюджетных средств для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
использовать доступные средства внебюджетных источников для капитальных вложений в объекты коммунальной инфраструктуры;
стимулировать проведение институциональных преобразований, направленных на снижение рисков инвестирования средств внебюджетных источников в проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, которые позволят повысить доступность привлечения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
разрабатывать и развивать механизмы привлечения средств внебюджетных источников в коммунальный комплекс.
3. Основная цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
В рамках выполнения областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы и настоящей подпрограммы (наряду с бюджетным финансированием предусмотренных мероприятий) будут созданы условия, обеспечивающие привлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. На этих условиях будут реализованы проекты. Осуществление мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в Брянской области в рамках подпрограммы приведет к улучшению состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, повышению качества предоставления коммунальных услуг. Институциональные преобразования, проводимые в рамках подпрограммы, обеспечат привлечение средств внебюджетных источников в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры, а также сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги.
Подпрограмма основана на следующих базовых принципах:
софинансирование проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюд-жетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования;
открытый (недискриминационный) отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфра-структуры.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. Бюджетные средства, направляемые на реализацию подпрограммы, должны быть предназначены для выполнения проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, связанные с реконструкцией существующих объектов (с высоким уровнем износа), а также со строительством новых объектов, направленных на замену объектов с высоким уровнем износа;
повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. Эта задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечено путем определения условий отбора, выполнение которых позволит Брянской области участвовать в отборе на получение средств федерального бюджета для реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Одним из важных направлений для решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования в коммунальном комплексе. Другим важным направлением является привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе организаций различных форм собственности и формирование договорных отношений концессионного типа между органом местного самоуправления и организацией коммунального комплекса;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе для развития механизмов кредитования указанных проектов. Предусматривается оказание методического содействия муниципальным образованиям и организациям коммунального комплекса при осуществлении заимствований с целью модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Мероприятия подпрограммы будут реализованы в 2007—2010 годах.
В 2007 году предполагается осуществить финансирование за счет средств областного бюджета проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на условиях их софинансирования из других источников. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 55 процентов, увеличение доли средств внебюд-жетных источников до 20 процентов от общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 15 процентов от общего количества организаций коммунального комплекса.
В 2008—2010 годах реализации подпрограммы финансирование за счет средств федерального бюджета будет предоставляться только при условии реализации на территории Брянской области в рамках подпрограммы проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в которых 45 и более процентов инвестиционных потребностей финансируются за счет средств внебюджетных источников. В результате осуществления указанных мероприятий должны быть достигнуты снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 50 процентов, увеличение доли средств внебюджетных источников до 50 процентов от общего объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, увеличение доли частных компаний, осуществляющих управление объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, до 30 процентов от общего количества организаций коммунального комплекса.
4. Перечень программных мероприятий
Мероприятия подпрограммы предусматривают осуществление мер по оказанию государственной поддержки проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
В рамках подпрограммы будет осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты ранее, при реализации подпрограмм «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда».
В рамках подпрограммы будут также реализовываться мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).
В рамках подпрограммы возможно выделение средств федерального бюджета для реализации всех проектов на территории Брянской области при выделении на условиях софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры средств областного бюджета, местных бюджетов и средств внебюджетных источников:
при выделении на подпрограмму средств федерального бюджета в 2007 году их доля будет составлять до 37 процентов, областного бюджета — не менее 28 процентов, внебюджетных источников — не менее 35 процентов;
в 2008 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 31 процента, областного бюджета — не менее 24 процентов, внебюджетных источников — не менее 45 процентов;
в 2009 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 25 процента, областного бюджета, местных бюджетов — не менее 20 процентов, внебюджетных источников — не менее 55 процентов;
в 2010 году доля средств федерального бюджета будет составлять до 20 процентов, областного бюджета  — не менее 15 процентов, внебюджетных источников — не менее 65 процентов.
При этом доля средств областного бюджета и местных бюджетов может быть снижена за счет увеличения доли средств частных инвесторов.
Указанная форма финансирования позволит муниципальным образованиям и/или организациям коммунального комплекса привлекать заемные средства на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры на срочной, возвратной и платной основе у кредитных организаций и на рынке капитала через выпуск облигационных займов.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
В рамках подпрограммы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, за счет:
средств областного бюджета;
средств из прочих источников (внебюджетных источников, федерального бюджета, муниципальных бюджетов).
Объемы финансирования подпрограммы приведены в приложении к подпрограмме.
6. Механизм реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы предусматривает участие администрации Брянской области, Брянской областной Думы и органов местного самоуправления (по согласованию).
На областном уровне осуществляется:
подготовка проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для представления их к отбору в целях финансирования в рамках подпрограммы;
обеспечение предусмотренных программой преобразований в рамках формируемой на федеральном уровне нормативно-правовой среды с учетом местных особенностей и передового опыта;
предоставление средств регионального бюджета на модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной основе и иных форм поддержки и привлечения заемного финансирования.
Для достижения намеченных целей необходимы согласованные действия всех уровней власти на основе общих принципов, целей и конкретных условий их реализации, а также передового опыта. Программа направлена на консолидацию бюджетных средств, а также собственных средств государственных предприятий для решения задачи модернизации жилищно-коммунального комплекса, а также на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.
Для реализации программы будут использоваться привлекаемые Российской Федерацией кредитные ресурсы международных финансовых организаций, которые предполагается направить как на оказание технической помощи регионам и муниципалитетам в проведении преобразований, способствующих развитию рыночных механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве, так и на кредитование конкретных проектов модернизации жилищно-коммунального комплекса.
7. Оценка социально-экономической эффективности подпрограммы
Эффективность реализации подпрограммы обеспечивается за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
привлечения средств областного бюджета и местных бюджетов;
привлечения средств внебюджетных источников;
создания эффективных механизмов оценки и управления инвестиционными рисками.
Оценка эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры;
доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса;
доля ветхого и аварийного фонда в общем жилом фонде.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить к 2010 году:
снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 62 процентов (2005 год) до 50 процентов;
рост доли средств внебюджетных источников в модернизацию коммунальной инфраструктуры с 8 процентов (2005 год) до 50 процентов;
повышение качества и надежности коммунальных услуг;
улучшение экологической ситуации в Брянской области;
обеспечение предприятий жилищно-коммунального хозяйства области специальной техникой и оборудованием;
создание устойчивой институциональной основы для участия частного сектора в финансировании проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и управлении объектами коммунальной инфраструктуры.