Полностью Только текст
Сегодня
среда, 3 июля 2024 г.

Погода в Брянске днём
Малооблачно, без осадков, +30 +32 oC
Ветер южный, 2-4 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ПОДПРОГРАММА
«Обеспечение жильем молодых семей»
областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы

Паспорт подпрограммы
«Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы
«Жилище» на 2007—2010 годы

Наименование подпрограммы — «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы
Основания принятия решения о разработке подпрограммы — каталог территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом в 2006—2009 годах, утвержденный постановлением администрации Брянской области от 1 ноября 2006 г. № 644
Государственный заказчик подпрограммы — администрация Брянской области
Основной разработчик подпрограммы — комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области
Цель и задачи подпрограммы основная цель подпрограммы — государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном  порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основной задачей подпрограммы является предоставление молодым  семьям субсидий на приобретение жилья
Важнейшие целевые индикаторы и показатели — количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том
числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов)  при оказании содействия за счет средств федерального, областного  и местных бюджетов; доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе  с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных  бюджетов, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям
Сроки реализации подпрограммы — 2007—2010 годы
Исполнители подпрограммы — комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области, органы местного самоуправления муниципальных  образований области (муниципальные районы и городские округа) (по согласованию), кредитные организации (по результатам конкурсов)
Объемы и источники финансирования — общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, составляет 250,329 млн. рублей: за счет областного бюджета всего по подпрограмме — 75,099 млн. рублей; за счет прочих источников —175,230 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы — успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2007—2010 годах обеспечить жильем 410 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2007 году — 100 молодых семей, в 2008 году — 100 молодых семей, в 2009 году — 100  молодых семей и в 2010 году — 110 молодых семей
1. Характеристика проблемы
На начало 2005 года в муниципальных образованиях Брянской области в списках на улучшение жилищных условий состоит более одной тысячи восьмисот молодых семей. В связи с малой вероятностью получения жилья (отсутствие строительства в районах, очереди на десятилетия) многие семьи не становятся в муниципальную очередь на получение жилья, что делает проблему латентной. Реальная необходимость жилья для молодых семей значительно выше. Острота проблемы также обусловлена низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста.
В Российской Федерации 80 процентов детей рождаются в семьях до 30 лет. Следовательно, стабилизация демографической ситуации наиболее зависима от репродуктивной установки молодежи. Одной из основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, является отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья. Вместе с тем низкий уровень доходов молодых семей делает жилищную проблему еще более острой.
Более 60 процентов территории области подверглось радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Этот фактор, являясь основным катализатором миграции населения из пострадавших районов, сдерживает приток трудовых ресурсов из других регионов России и стран СНГ.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
С 2005 года обеспечение жильем молодых семей в Брянской области осуществляется в рамках областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2005—2010 годы», которая утверждена постановлением Брянской областной Думы от 25.11.2004 № 3-1516. В 2005 году из областного бюджета на реализацию программы было выделено 2620,8 тыс. руб., что позволило улучшить жилищные условия 10 семьям. В 2006 году на реализацию программы в областном бюджете предусмотрено 15610,54 тыс. руб. и планируется участие в программе 54 семей. С 2007 года обеспечение жильем молодых семей будет осуществляться в рамках настоящей подпрограммы.
Реализация подпрограммы позволит объединить усилия и скоординировать действия администрации области, органов местного самоуправления, предприятий, жилищно-строительных кооперативов и прочих заинтересованных сторон по улучшению жилищно-бытовых условий жизни молодых семей.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2007—2010 годы (далее — подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья, в том числе в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Основной целью программы является предоставление государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее — молодая семья).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Кроме того, необходимо разработать на уровне муниципальных образований (по согласованию) муниципальные программы, предусматривающие реализацию плана действий органов местного самоуправления, привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий.
Основными принципами реализации подпрограммы являются: добровольность участия молодых семей в подпрограмме;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы (только один раз).
Условием прекращения реализации подпрограммы является досрочное достижение целей и задач подпрограммы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
3. Перечень программных мероприятий
Система мероприятий подпрограммы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации подпрограммы;
финансовое обеспечение реализации подпрограммы;
организационное обеспечение реализации подпрограммы.
Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы приведен в приложении 1 к подпрограмме.
Наиболее важными мероприятиями по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации подпрограммы являются:
разработка предложений о внесении изменений в законы Брянской области и иные нормативные правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы;
разработка правовых финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы является разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного бюджета на соответствующий год.
Организационные мероприятия на областном уровне предусматривают:
сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по Брянской области;
распределение молодых семей по различным категориям (в зависимости от обеспеченности жильем, количества детей, уровня доходов и других факторов) с составлением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) соответствующих списков;
отбор кредитных организаций в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставленных в качестве субсидий молодым семьям;
проведение конкурсного отбора между муниципальными образованиями Брянской области по участию в реализации подпрограммы согласно порядку, утвержденному нормативным правовым актом администрации области;
осуществление контроля за реализацией подпрограммы на областном и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
организацию в центральных и региональных средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач подпрограммы;
проведение мониторинга реализации подпрограммы и подготовку информационно-аналитических материалов.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне:
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме;
определение ежегодного объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, по согласованию;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья, исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете (по согласованию), а также объемов софинансирования за счет средств областного и федерального бюджетов (по согласованию).
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Основными источниками финансирования подпрограммы являются:
средства областного бюджета;
прочие источники финансирования.
В состав прочих источников входят средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья, средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, субсидии молодым семьям из федерального бюджета при выделении их для Брянской области, субсидии молодым семьям из местных бюджетов при выделении их на эти цели.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2007—2010 годах составит 250,329 млн. рублей:
за счет средств областного бюджета — 75,099 млн. рублей;
за счет прочих источников — 175,230 млн. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы приведены в приложении 2 к подпрограмме.
5. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного жилого помещения (нескольких жилых помещений).
Расчет размера субсидий производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но он не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Брянской области, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидий, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) — 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей, помимо молодых супругов, 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и  2 и более детей), — по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н×РЖ,
где: СтЖ — средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н — норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы;
РЖ — размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями подпрограммы.
Размер субсидий составляет не менее:
35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов — софинансирование за счет средств федерального бюджета при их наличии, 25 процентов — за счет средств областного бюджета), средства местных бюджетов выделяются дополнительно — для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (10 процентов — софинансирование за счет средств федерального бюджета при их наличии, 30 процентов — за счет средств областного бюджета), средства местных бюджетов выделяются дополнительно — для молодых семей, имеющих 1 и более детей.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств — собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств областного бюджета в размере 5 процентов (средства местных бюджетов выделяются дополнительно) средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее — свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежат передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации подпрограммы, — 9 месяцев.
Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья устанавливается Правительством Российской Федерации, нормативным правовым актом администрации Брянской области.
В соответствии с порядком определяются правила ведения учета молодых семей, правила выпуска, оплаты и погашения свидетельств.
Реализация подпрограммы осуществляется администрацией Брянской области, органами местного самоуправления области (муниципальными районами и городскими округами) (по согласованию), комитетом по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области, кредитными организациями (по результатам конкурсного отбора).
Полученное свидетельство сдается его владельцем в кредитную организацию, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидий. Молодая семья — владелец свидетельства заключает договор банковского счета с кредитной организацией по месту приобретения жилья.
Молодая семья — владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в кредитном учреждении, отобранном для участия в подпрограмме, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в подпрограмме организаций, предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии с порядком.
Главным распорядителем бюджетных средств по данной подпрограмме является комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области.
Отбор кредитных организаций для участия в реализации подпрограммы осуществляется на конкурсной основе. Условия отбора кредитных организаций определяются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Кредитные организации, претендующие на участие в подпрограмме, должны удовлетворять следующим условиям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.
Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:
развитость сети филиалов на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации программы;
условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.
Молодая семья — владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в кредитную организацию договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредствам реализации такого договора.
Кредитная организация осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с кредитной организацией на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории Брянской области.
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный подпрограммой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
Исполнители программы выполняют следующие функции:
1) администрация Брянской области:
осуществляет общую координацию реализации подпрограммы;
2) комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области:
осуществляет сбор информации для определения объемов государственной поддержки молодым семьям;
организует проведение конкурса среди муниципальных образований по участию в реализации подпрограммы;
организует проведение конкурса среди банков, претендующих на обслуживание средств, предоставляемых в качестве субсидии молодым семьям;
участвует в разработке правовых актов и организационных механизмов;
выпускает свидетельства на получение субсидий;
осуществляет перечисление субсидий муниципальным образованиям;
осуществляет учет выданных и оплаченных свидетельств; организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач программы через региональные средства массовой информации;
проводит мониторинг реализации программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
3) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию):
разрабатывают и утверждают муниципальные программы по обеспечению жильем молодых семей;
формируют списки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории муниципального образования;
осуществляют выдачу свидетельств на получение субсидий молодым семьям;
проводят информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач программы через средства массовой информации;
4) кредитные организации, участвующие в исполнении программы:
осуществляют обслуживание счетов молодых семей, обратившихся к ним с сертификатами;
аккумулируют финансовые средства для финансирования строительства и приобретения жилья;
ведут учет полученных и оплаченных свидетельств;
предоставляют консультационные услуги молодым семьям — участникам подпрограммы;
выдают ипотечные займы молодым семьям в рамках программы.
6. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации подпрограммы
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит решить основные цели подпрограммы: проведение долгосрочной жилищной реформы и повышение ее социальной направленности, создание правовых, организационных и финансовых предпосылок для ускорения решения жилищной проблемы, снижение стоимости жилищного строительства, создание условий доступности обеспечения жильем молодых семей, развитие инфраструктуры, стимулирование развития строительной отрасли и увеличение налоговых поступлений в бюджет области.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетов средств, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит в 2007—2010 годах обеспечить жильем 2000 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2007 году — 500, в 2008 году — 500, в 2009 году — 500, в 2010 году — 500, а также:
привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственные средства граждан;
развить систему ипотечного жилищного кредитования;
развить и закрепить положительные демографические тенденции в обществе;
укрепить семейные отношения и снизить уровень социальной напряженности в обществе.