Полностью Только текст
Сегодня
воскресенье, 24 ноября 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, -1 -3 oC
Ветер западный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ПОЛОЖЕНИЕ
об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных
формированиях и статусе спасателей Брянской области

I. Общие положения

1.1. Положение об аварийно-спасательных службах, аварийно-спаса-тельных формированиях и статусе спасателя Брянской области разработано в целях правового регулирования создания аварийно-спасательных служб и формирований на территории Брянской области, правовой и социальной защиты спасателей, на основании Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Федеральный закон № 151-ФЗ), статей 14, 16 Федерального закона от 16 сентября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.2. Вопросы, не регламентированные настоящим Положением и другими нормативными актами Правительства Брянской области, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3. Основные понятия:
аварийно-спасательная служба – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;
аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
спасатель – это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ;
аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;
неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;
статус спасателей – это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и Брянской области, гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;
аварийно-спасательные средства – это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

II. Создание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

2.1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования создаются на территории Брянской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, осуществления контроля за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий, угрожающих безопасности людей и природной среде, требующих для их ликвидации применения специальной техники, оборудования, специально подготовленных сил и средств.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.
2.2. Состав, структуру и численность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, определяют создающие их исполнительные органы государственной власти Брянской области, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач.
Основным звеном являются спасатели, численность которых определяется исходя из решаемых задач.
2.3. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.
К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям, обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.4. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований установленным порядком осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
Организацию учета аттестованных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на территории Брянской области, осуществляет главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Брянской области (далее – главное управление МЧС России по Брянской области).
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, проведению работ по их ликвидации и проведению аварийно-спасательных работ, не привлекаются.
2.5. Основаниями для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования.
Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 151-ФЗ возложены функции координации деятельности указанных служб и формирований, а также по согласованию с соответствующими органами государственного надзора.
При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению администраций организаций, и общественных аварийно-спасательных формирований администрации указанных организаций и руководство общественных объединений информируют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на которые в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 151-ФЗ возложены функции координации деятельности указанных формирований.

III. Организация деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

3.1. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.2. Непосредственное управление аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями как в условиях повседневной деятельности, так и в период ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Брянской области, уставом или положением о службе, формировании, нормативными актами службы, формирования.
При возникновении чрезвычайной ситуации управление службами, формированиями, организация взаимодействия с учетом масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий осуществляются на основе заранее разработанных и согласованных планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Брянской области осуществляет главное управление МЧС России по Брянской области.
3.3. При проведении аварийно-спасательных работ управление силами и средствами в зонах чрезвычайной ситуации осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенные в установленном порядке.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
3.4. К ведению аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований относятся:
1) в режиме повседневной деятельности:
разработка механизма действий аварийно-спасательных служб, аварий-но-спасательных формирований, определение основных направлений и программ совершенствования деятельности;
планирование использования сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, организация подготовки и обеспечение высокой готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера;
участие в разработке и организации выполнения программ по созданию условий, обеспечивающих эффективное проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
контроль за готовностью сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к проведению аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия с другими аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями, другими органами и организациями в чрезвычайных ситуациях;
организация подготовки и переподготовки работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
организация и обеспечение функционирования управления и связи;
изучение, обобщение и внедрение научно-технических достижений и передового опыта отечественных и зарубежных поисково-спасательных сил;
обеспечение правовой и социальной защиты работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
взаимодействие с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
2) при угрозе чрезвычайной ситуации:
повышение готовности органов управления, систем оповещения и связи, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий, уточнение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
разработка мер по возможной защите населения и повышению противоаварийной и противопожарной устойчивости соответствующих объектов;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
привлечение необходимых сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в район чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с планами;
спасение пострадавших, оказание им первой помощи на месте происшествия;
проведение аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация и ведение разведки, осуществление постоянного и усиленного контроля за состоянием обстановки в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающей к ней окружающей территории, оценка обстановки и выработка мер по предупреждению дальнейшего развития чрезвычайной ситуации;
осуществление дозиметрического контроля, оценка радиационного загрязнения и химической обстановки;
участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
3.5. Продвижение специальной техники, транспортных средств для доставки спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к месту или в районы чрезвычайных ситуаций обеспечивают службы ГИБДД.
Беспрепятственное продвижение сил и средств в районе чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для их размещения обеспечивают соответствующие руководители, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянской области и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.
При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания независимо от форм их собственности.
3.6. По согласованию с органом, создающим аварийно-спасательную службу, спасатели могут быть привлечены для проведения спасательных работ в иные субъекты Российской Федерации.
3.7. Права должностных лиц аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований регламентируются положением или уставом службы (формирования), утвержденным в установленном порядке.

IV. Спасатели аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и их статус

4.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане Российской Федерации, прошедшие медицинское освидетельствование, прошедшие обучение по программам подготовки спасателей и аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ, приобретают статус спасателя.
Спасателю выдается удостоверение установленного образца, действующее на всей территории Российской Федерации, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем, отчеством, группой крови и регистрационным номером. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Спасатель, не прошедший аттестацию, утрачивает статус спасателя.
4.2. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3. Спасатель обязан:
быть в постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
знать организацию и порядок проведения спасательных работ в различных условиях;
вести спасательные и аварийные работы в соответствии с квалификацией;
оказывать первую помощь пострадавшим, а также людям, находящимся в состоянии опасности для их жизни и здоровья;
выполнять приказы и распоряжения руководителя;
в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ:
строго выполнять приказы и распоряжения начальника аварийно-спасательной службы, профессионального аварийно-спасательного формирования и неукоснительно выполнять все требования техники безопасности;
в случае получения приказа на выполнение определенной работы, если им недостаточно известны или непонятны способы ее безопасного выполнения, требовать соответствующий дополнительный инструктаж;
не работать с неисправными спасательными средствами и приспособлениями.
Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований являются составной частью трудового договора.
4.4. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на:
экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;
использование для спасения людей и в случае крайней необходимости средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ликвидации чрезвычайных ситуаций;
полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих служебных обязанностей.
4.5. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на:
совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в установленном порядке в пределах рабочего времени, установленного законодательством, в целях повышения эффективности проводимых аварийно-спасательных работ;
обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов в пределах средств соответствующих бюджетов, финансовых средств организаций, выделяемых на содержание аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования, и за счет средств, поступающих в соответствии с договорами на обслуживание других организаций профессиональными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями.
4.6. Режим работы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами.
Время дежурства спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства.
При проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.
4.7. Спасатели, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Правовые и социальные гарантии спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

5.1. На спасателей распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Брянской области.
5.2. Все спасатели подлежат обязательному страхованию. Страхование осуществляется за счет финансовых средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
5.3. Спасатели, принимавшие участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на медицинскую и психологическую реабилитацию, использование специальных форм, методов профилактики, диагностики, лечения и организованного отдыха за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, и за счет средств, поступающих в соответствии с договорами на обслуживание других организаций профессиональными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями.
5.4. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, погибших при исполнении обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и в связи с исполнением обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств исполнительных органов государственной власти Брянской области и органов местного самоуправления Брянской области, создавших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установленными ими порядком и нормами.
5.5. Все расходы, связанные с подготовкой к перевозке тел, перевозкой тел, погребением спасателей, привлекавшихся к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований и погибших в ходе проведения указанных работ или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период и вследствие участия в проведении указанных работ, а также расходы по изготовлению и установке надгробных памятников осуществляются за счет финансовых средств исполнительных органов государственной власти Брянской области и органов местного самоуправления Брянской области, создавших соответствующие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, в соответствии с установленными порядком и нормами.
5.6. Оплата труда спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.
5.7. Финансовое обеспечение деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, расходы, связанные с реализацией социальных гарантий, предоставление льгот и поощрение спасателей осуществляются:
финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
финансовое обеспечение осуществляемой сверх выполнения государственного (муниципального) задания деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет средств, поступающих от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий;
финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в иных организационно-правовых формах, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет осуществления уставной деятельности и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
из общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в чрезвычайных ситуациях;
из страховых фондов;
из иных источников.