ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Брянской области на 2019 год
и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Общие положения
Основные направления долговой политики Брянской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – долговая политика Брянской области) определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Брянской области (далее – государственный долг).
Долговая политика Брянской области сформирована с учетом исполнения условий заключенных с Министерством финансов Российской Федерации дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Брянской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Брянской области в целях погашения долговых обязательств в виде обязательств по кредитам кредит-ных организаций с учетом их реструктуризации (далее – дополнительные соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов), соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области.
2. Итоги реализации долговой политики
Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2017 году и истекшем периоде 2018 года.
По итогам исполнения областного бюджета за 2017 год и истекший период 2018 года выполнены условия дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
За 2017 год достигнута положительная динамика по снижению уровня долговой нагрузки на областной бюджет. За счет поступления сверхплановых доходов и досрочного погашения коммерческих кредитов обеспечено снижение уровня долговой нагрузки в абсолютной величине на 1241,0 млн. рублей. Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января 2018 года составило 47 процентов, или на 8,6 процентного пункта ниже уровня 2016 года.
Одновременно со снижением уровня государственного долга улучшилась и структура долга. За счет досрочного погашения коммерческих кредитов и их замещения бюджетными кредитами доля коммерческих заимствований в общем объеме долга по состоянию на 1 января 2018 года уменьшилась с 37,3 до 34,9 процента.
В 2018 году продолжена работа по снижению долговой нагрузки. Областной бюджет на 2018 год запланирован с профицитом (без учета остатков средств на счете бюджета). Объем государственного долга по состоянию на 1 января 2019 года составит 10,3 млрд. рублей, или не более 39 процентов к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
За истекший период 2018 года государственные внутренние заимствования Брянской области в пределах плановых назначений на погашение долговых обязательств бюджета не осуществлялись, привлечение планируется в ноябре – декабре текущего года. Процентная ставка по заключенным государственным контрактам не превышала величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, увеличенная на 1 процент годовых). Кредитные ресурсы с более высокими процентными ставками были замещены на кредиты с более низкими процентными ставками.
Принятые меры позволили сократить расходы на обслуживание долговых обязательств от первоначально запланированных средств на эти цели почти на 40 процентов.
С целью минимизации финансовых рисков для областного бюджета продлено действие ранее введенного моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.
3. Цели и задачи долговой политики
Реализация долговой политики Брянской области в 2019 – 2021 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности бюджета Брянской области;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
поддержание размера и структуры государственного долга области на экономически безопасном уровне;
развитие новых механизмов управления государственным долгом;
сохранение положительной кредитной истории Брянской области и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением и обслуживанием государственного долга Брянской области, с учетом ситуации на финансовом рынке.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
оптимизация платежей по государственному долгу Брянской области в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
раскрытие информации о государственном долге области;
обеспечение контроля показателей долговой устойчивости (предельных объемов государственного долга и расходов на обслуживание государственного долга), предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
выполнение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, а также целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов на 2017 – 2019 годы.
4. Основные направления долговой политики и мероприятия, проводимые в рамках их реализации
Одним из основных факторов, определяющих долговую политику, является соблюдение условий дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области.
С учетом выполнения ограничений, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, основными направлениями долговой политики Брянской области на трехлетний период являются:
ограничение государственных заимствований, привлечение их в объемах, не превышающих погашение имеющихся долговых обязательств;
минимизация процентных ставок по коммерческим кредитам;
использование среднесрочных и долгосрочных долговых инструментов;
эффективное управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет дальнейшего использования временно свободных остатков средств на счете бюджета (средств государственных учреждений), бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета, с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
обеспечение мер, направленных на привлечение в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований области кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату привлечения кредитных ресурсов, увеличенный на 1 процент годовых.
Реализация долговой политики Брянской области в 2019 – 2021 годах будет направлена на сокращение государственного долга. При формировании областного бюджета бюджет на 2019 год планируется предусмотреть с профицитом в объеме 350,4 млн. рублей, бюджет на 2020 и 2021 годы планируется сбалансированным по доходам и расходам.
В случае обеспечения по итогам 2019 года роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области не ниже фактического уровня инфляции в 2020 году будет рассмотрен вопрос о направлении в Министерство финансов Российской Федерации обращения о продлении периода погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам на 5 лет, до 2029 года включительно. Указанное мероприятие позволит улучшить структуру долговых обязательств области вследствие непривлечения коммерческих заимствований на ежегодное погашение доли реструктурированного долга в период пика платежей с 2021 по 2024 годы и значительно сократить расходы на обслуживание долговых обязательств.
Достижение целей и решение задач долговой политики Брянской области осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий:
4.1. Постановлением Правительства Брянской области от 24 сентября 2018 года № 484-п утверждена программа роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов на 2017 – 2019 годы в целях обеспечения сбалансированности бюджета и выполнения условий, предусмотренных соглашениями.
4.2. Поддержание объема государственного долга на оптимальном уровне.
4.3. Минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в том числе:
использование временно свободных средств государственных бюджетных и автономных учреждений Брянской области в целях досрочного гашения кредитов, полученных от кредитных организаций, либо оптимизации сроков привлечения коммерческих ресурсов;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных форм заимствований.
4.4. Равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в том числе:
проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств и выявление пиков платежей;
оптимизация структуры государственного долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств;
планирование графиков погашения долговых обязательств;
использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Брянской области в части корректировки сроков привлечения заимствований, сокращения объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета.
В трехлетнем периоде будет пересмотрена система показателей долговой устойчивости Брянской области исходя из планируемых к принятию изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации.
5. Ожидаемые результаты долговой политики Брянской области
Реализация долговой политики Брянской области будет осуществляться с учетом заключенных с Министерством финансов Российской Федерации дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным в 2015 – 2017 годах.
В соответствии с дополнительными соглашениями в 2018 – 2019 годах погашается 5 процентов задолженности ежегодно, или по 350439550 рублей, в 2020 году – 10 процентов задолженности, или 700879100 рублей, с 2021 по 2024 годы – 20 процентов задолженности ежегодно, или по 1401758200 рублей.
В результате исполнения условий дополнительных соглашений в период их действия должны быть обеспечены следующие параметры:
5.1. Отношение общего объема государственного долга Брянской области к сумме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2019 года – не более 47 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год;
на 1 января 2020 года – не более 44 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
на 1 января 2021 года – не более 42 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года – не более 37 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года – не более 33 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 года – не более 29 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 года – не более 25 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год.
5.2. Отношение объема государственного долга Брянской области по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2019 года – не более 17 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год;
на 1 января 2020 года – не более 18 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
на 1 января 2021 года – не более 19 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года – не более 20 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года – не более 22 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 года – не более 23 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год.
Реализация мероприятий по реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом позволит:
сохранить финансовую устойчивость областного бюджета;
минимизировать расходы на обслуживание государственного долга с целью последующего перераспределения высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач;
не допустить единовременного отвлечения значительного объема средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Брянской области.
6. Основные риски, связанные с управлением государственным долгом
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом, являются:
а) риск недостаточного поступления доходов в бюджет.
Проблему сбалансированности бюджета осложняет риск недостаточного поступления доходов в бюджет, что приводит к неисполнению социальных обязательств региона и осложняет выполнение соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета. В целях оценки данного риска планируется продолжить мониторинг исполнения областного бюджета и принимать управленческие решения по недопущению возникновения риска;
б) риск рефинансирования.
Риск рефинансирования связан с необходимостью привлечения новых заимствований для погашения ранее принятых долговых обязательств. В целях оценки риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка и на его основе количественная оценка издержек областного бюджета на обслуживание долга.
Будет продолжена работа с управлением Федерального казначейства по Брянской области по привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета с учетом графика погашения коммерческих заимствований;
в) риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований – неполучение денежных средств на погашение долговых обязательств Брянской области, связанное с отказом кредитных организаций предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.
Кроме того, значительное влияние на реализацию долговой политики оказывают отсутствие альтернативных заемным средствам источников финансирования для погашения долговых обязательств бюджета и жесткие ограничения исполнения обязательств по условиям предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета;
г) процентный риск – вероятность увеличения расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Брянской области вследствие увеличения процентных ставок по итогам принятия Центральным банком Российской Федерации решений об увеличении размера ключевой ставки.