ПОРЯДОК
осуществления внутреннего финансового контроля
в администрации Губернатора Брянской области
и Правительства Брянской области
1. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля в администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (далее –Порядок) разработан в соответствии с Порядком осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета Брянской области (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области), главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета Брянской области (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета Брянской области (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 8 сентября 2014 года № 408-п.
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в следующих структурных подразделениях администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (далее – администрация): отдел финансов, бухгалтерского учета и отчетности; хозяйственное управление.
3. Внутренний финансовый контроль осуществляется путем осуществления контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
4. К контрольным данным относятся:
проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Брянской области, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обуславливающих расходные (бюджетные) обязательства Брянской области, а также требования внутренних стандартов и процедур;
подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
сверка данных;
сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур.
5. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
6. К способам осуществления контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
б) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
7. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной руководителем (заместителем руководителя) администрации картой внутреннего финансового контроля по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку.
8. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности, а также способах проведения контрольных действий.
9. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) оценка операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних процедур (далее – бюджетные риски), в целях определения применяемых к ним методов контроля, контрольных действий и способов осуществления;
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствием необходимости осуществления контрольных действий, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков.
10. Оценка бюджетного риска осуществляется по следующим критериям:
вероятность – степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры;
степень влияния – уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (далее – качество финансового менеджмента), осуществляемых администрацией, величине ущерба, причиненного Брянской области, или величине искажения бюджетной отчетности и (или) величине отклонения от целевых значений показателей государственной программы Брянской области.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Оценка значения критерия «вероятность» осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска.
Оценка значений критериев бюджетного риска осуществляется должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, на основании:
информации соответствующих структурных подразделений администрации о результатах внутреннего финансового контроля;
информации о возникновении коррупционно-опасных операций.
К коррупционно-опасным операциям для целей настоящего Порядка относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):
при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
необходимые для выполнения внутренней бюджетной процедуры, направленной на организацию исполнения функции государственного органа, определенной в качестве коррупционно-опасной;
в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционном поведении должностных лиц при их выполнении.
Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как высокое либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как среднее.
В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.
11. Формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
12. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) администрации о внесении изменений в карты;
б) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
13. Актуализация (формирование) карты внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
14. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.
15. Самоконтроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом должностным лицом каждого структурного подразделения администрации путем проведения проверки каждой выполняемой им операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Брянской области, регулирующим бюджетные правоотношения и (или) обуславливающим расходные (бюджетные) обязательства Брянской области, требованиям внутренних стандартов и процедур, должностным регламентам, и (или) сверки данных.
16. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем структурного подразделения администрации путем подтверждения (согласования) операции (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
17. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий сплошным и (или) выборочным способом администрацией в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Брянской области, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки (мониторинга) администрацией информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
18. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем структурного подразделения администрации (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений администрации, и (или) проведения анализа и оценки информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
19. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее – результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журналах учета результатов внутреннего финансового контроля (далее – журнал)и заполняются по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
20. Ведение журналов осуществляется в структурном подразделении администрации, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур. Ведение журнала предполагает наличие непрерывного занесения сведений в журнал должностными лицами, осуществляющими внутренний финансовый контроль. Ведение журнала осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну. Записи в журнале осуществляются по мере совершения контрольных действий. Журнал нумеруется, прошнуровывается и скрепляется подписью руководителя структурного подразделения администрации. Срок хранения журналов устанавливается в соответствии с номенклатурой дел администрации.
21. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля уполномоченное лицо структурного подразделения администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних финансовых процедур, составляет годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля (далее – отчетность).
22. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурным подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, или уполномоченным подразделением руководителю (заместителю руководителя) администрации с установленной руководителем администрации периодичностью.
23. Отчетность составляется на основе данных журналов учета результатов внутреннего финансового контроля и заполняется по форме, установленной приложением 3 к настоящему Порядку.
24. Отчетность подписывается руководителем структурного подразделения администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
25. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существующему снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.