Полностью Только текст
Сегодня
среда, 8 мая 2024 г.

Погода в Брянске вечером
Малооблачно, без осадков, +4 +6 oC
Ветер северо-западный, -1-1 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

Концепция
демографической политики в Брянской области
на период до 2025 года

I. Общие положения

Концепция демографической политики в Брянской области на период до 2025 года (далее – Концепция) разработана на основании Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, и представляет собой систему целей, задач и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного само¬управления в сфере регулирования демографической политики в Брянской области.
В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Брянской области и определены пути решения наиболее острых социальных проблем.
Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью ожидаемых результатов.

II. Современная демографическая ситуация
в Брянской области

Для Брянской области характерна кризисная социально-демографическая ситуация. На развитие населения оказывает влияние комплекс гетерогенных факторов: социально-экономических, геополитических, биологических, демографических, природно-экологических. Анализируемый период (с 2014 года) характеризует деформация долговременной эволюции демографического перехода в условиях экономического кризиса, трансформации социально-политических процессов, смены демографических волн, последствий экологической чернобыльской катастрофы. В области представлены все зоны радиоактивного загрязнения, в пределах которых проживает четверть ее населения.
Трансформацию демографической структуры отличает динамизм, структурная и территориальная сложность. Основными тенденциями являются: снижение численности населения, депопуляция, изменение половозрастной и семейной структур, демографическое старение, миграционный отток. Положительные тренды последних лет ослабили негативные процессы.
Один из индикаторов демографического кризиса – снижение демографического потенциала. В начале 2014 года постоянное население области составило 1242599 человек, на 1 января 2019 года – 1200187 человек, в том числе городское население – 845152 человека (70,4 %), сельское население – 355035 человек (29,6 %). Численность населения сократилась на 3,4 %. Это определяется наложением двух процессов – естественной и миграцион¬ной убыли. Данный тренд противоположен динамике населения Центрального федерального округа. Уменьшилось количество жителей в городской и наиболее интенсивно в сельской местности: на 2,2 и 6,2 % соответственно. Существенна региональная дифференциация процессов. Снижение численности типично для 26 муниципальных районов, где естественная убыль не компенсировалась миграционным притоком или усиливалась оттоком. Увеличение характерно только для Брянского района с активным миграционным приростом.
Депопуляция во многом обусловлена кризисом процессов воспроизводства населения.
Важная социально-демографическая проблема – низкий уровень рождаемости. По итогам 2018 года область находится на 8 месте среди 18 субъектов Центрального федерального округа вместе с Белгородской, Воронежской, Курской, Рязанской областями. Несмотря на тренд роста в результате положительного влияния демографической волны, реализация мер демографической политики остается значимой. Коэффициент рождаемости повысился с 11,0 % в 2014 году до 11,4 % в 2015 году. В 2016 году начало проявляться негативное воздействие нарастающей «ложбины» демографической волны (сокращение населения репродуктивного возраста), что сказалось на снижении рождаемости до 10,9 %. Аналогична динамика суммарного коэффициента рождаемости. Его уровень (1,557 – 1,650 в 2014 – 2015 годах) не обеспечивает простого воспроизводства населения. При этом суммарный коэффициент рождаемости в 2016 – 2018 годах имел тенденцию снижения. Значительны региональные различия. Наибольшие показатели коэффициентов рождаемости (10,1 – 10,6 %) в Погарском, Севском, Климовском районах. Наиболее низкие коэффициенты (7,5 – 6,6) в Новозыбковском, Суземском, Суражском, Выгоничском, Карачевском, Дубровском, Клетнянском районах.
Городская местность восстановила лидерство по уровню рождаемости, перекрыв сельский показатель. Высока внебрачная рождаемость (17,7 %).
Ожидается уменьшение интенсивности деторождения вследствие сужения репродуктивной когорты населения наряду со старением рождаемости, нестабильностью семейных отношений. Негативен фактор социально-экономического кризиса (проблема комплексна). Важный приоритет поддержания рождаемости – реализация демографической политики.

Положителен тренд снижения смертности, в частности, вследствие развития системы здравоохранения и особенностей демографической волны. Так, в 2014 году общий коэффициент смертности жителей области составлял 16,0, в 2018 году – 15,2. Ситуация в Брянской области более проблемная, чем в Центральном федеральном округе (в 2018 году – 12,9). Смертность варьируется от 13,5 в Брянском районе до 21,6 в Стародубском районе. Высоки показатели в Красногорском (19,6), Погарском (21,0), Рогнединском (20,3) районах. Положение в городах значительно лучше (за исключением г. Сельцо), чем в сельской местности. Структура причин смерти населения аналогична Центральному федеральному округу: болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения, заболевания дыхательной системы. Важная проблема – повышенный уровень смертности в трудоспособной когорте, особенно мужской. Актуальна задача снижения ее предотвратимой составляющей. С 2014 года наблюдается сокращение младенческой смертности. Если в 2014 году число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми составляло 9,2, то в 2018 году – 4,0. Доминирует летальность от состояний, возникших в перинатальный период. Значима доля врожденных аномалий.
На фоне старения населения, сокращения трудоспособной категории и роста демографической нагрузки на нее прогнозируется смена тренда – увеличение смертности. Активизация развития здравоохранения – фактор сдерживания негативных процессов.
Важный критерий Всемирной организации здравоохранения, определяющий качество населения, – средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ). Длительный период снижения сменился ростом в результате сокращения возрастных коэффициентов смертности. В 2014 году СОПЖ составила 69,42 года, в 2018 году – 71,71 года. Показатели в Брянской области ниже уровня Центрального федерального округа. Большая разница (12 лет) в продолжительности жизни мужчин и женщин – свидетельство социального неблагополучия.
Естественная убыль населения является выраженной проблемой регионального развития. В 2014 – 2016 годах проявилась положительная тенденция уменьшения показателя вследствие повышения рождаемости и снижения смертности. Однако в связи с уменьшением показателей рождаемости показатель естественной убыли возрос с -4,7 в 2016 году до -6,0 в 2018 году. Выражена региональная дифференциация процессов. Наименьшая естественная убыль (до -4,0) типична для Брянского, Злынковского районов, гг. Брянск, Стародуб. Другой полюс с особо кризисными процессами, низкой рождаемостью и высокой смертностью – Жирятинский, Карачевский, Красногорский, Погарский, Рогнединский, Стародубский районы. В них показатели составляют от -10,4 до -13,2.
Главная проблема – депопуляция региона, особенно сельской местности. Суженный тип воспроизводства населения будет и в ближайшей перспективе одним из индикаторов социально-экономического развития области. Ожидается возобновление негативных тенденций рождаемости, смертности и воспроизводства. Реализация национального проекта «Демография» должна способствовать ослаблению кризиса.
Происходит изменение половозрастной структуры. Усиливается ее регрессивность. Положительный тренд увеличения удельного веса детей и подростков недостаточно интенсивен. В 2014 году он составил 16,1 %, в 2018 году – 17,1 %. Сокращается трудоспособное население (до 54,5 %). Особо негативна данная тенденция в репродуктивном возрасте. Растет доля пенсионеров, в 2018 году она составила 28,4 %. Высок уровень демографической старости. Самая разбалансированная половозрастная структура на юго-западе области. Современные процессы – фактор будущего ухудшения положения на рынке труда. Среди направлений смягчения проблемы – рационализация миграционной политики.
Важная черта демографического развития – высокий динамизм механического движения, усложнение его структуры, миграционный отток. Для Брянской области в 2014 – 2018 годах характерна миграционная убыль, за исключением 2016 года, когда миграционный прирост составил 467 человек. В 2018 году убыль составила 3651 человек. Выше убыль по Центральному федеральному округу наблюдалась только в Тверской (-4348) и Тамбовской (-9917) областях.
Меняется соотношение разных типов миграции населения. Снизилась роль внутриобластных, выросла роль российских межрегиональных и внешних миграций.
Активное сальдо международной миграции формируется за счет ближнего зарубежья. Наиболее интенсивны связи с Украиной. Изменился рейтинг остальных: вырос в республиках Азербайджан, Таджикистан, Беларусь. Важна разработка эффективной системы привлечения и адаптации мигрантов в условиях значимости их притока для компенсации убыли трудовых ресурсов. Одно из направлений – реализация государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников. В обмене с дальним зарубежьем эмиграционные лидеры – Германия, Израиль, Латвия.
Доминируют внутрироссийские перемещения. Характерно растущее отрицательное сальдо. Наиболее выражен отток в г. Москву, Московскую и Калужскую области, г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Особо активны внутрирегиональные миграции. Важным фактором являются вынужденные чернобыльские переселения.
Процесс миграционного оттока населения негативен для развития области. В 2018 году он составил 3,0 %. Для большинства муниципальных районов характерно отрицательное сальдо. Позитивна ситуация с постоянным притоком в Брянском районе, гг. Брянск, Клинцы, Сельцо. Сложна проблема миграционной зависимости социально-экономического развития территорий.
Значительны региональные различия демографических процессов. Относительно неблагоприятная ситуация с увеличением численности в результате компенсации естественной убыли миграционным притоком в Брянском районе. Особо сложная кризисная демографическая ситуация на западе области (Рогнединский, Дубровский, Клетнянский, Мглинский, Суражский, Унечский районы) и юге (Стародубский и Суземский районы). Различный комплекс демографических проблем определяет приоритеты региональной демографической политики.

III. Цели и задачи демографической политики Брянской области
на период до 2025 года

Целью демографического развития Брянской области является комплексная реализация трех направлений: укрепление здоровья и снижение смертности населения, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков.
В основе данных направлений лежит устойчивое экономическое развитие региона в целях обеспечения роста доходов населения, доступного и высокого качества медицинских услуг, защиты материнства и детства, улучшения экологической обстановки, жилищных условий граждан.
Задачами демографической политики Брянской области являются:
совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи для сохранения репродуктивного здоровья, снижение смертности населения, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
реализация государственных гарантий по обеспечению детей, беременных женщин качественной бесплатной медицинской помощью с максимальным сохранением доступности дорогостоящих видов помощи;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем снижения заболеваемости, профилактики травматизма и отравлений;
снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных проис-шествий, оказание доврачебной медицинской помощи при совершении ДТП;
улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
повышение жизненного уровня населения области на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан путем увязки программ подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования с прогнозами потребности экономики области в работниках соответствующей профессиональной квалификации, организации информационного взаимодействия рынка труда и образовательных услуг;
обеспечение ежегодного роста реальных денежных доходов семьи, позволяющих реализовать ее репродуктивный потенциал, путем обеспечения поддержки предпринимательской инициативы граждан, роста заработной платы в тесной увязке с результатами профессиональной деятельности и квалификацией, искоренения теневых схем выплаты заработной платы в целях обеспечения прав граждан на достойную пенсию и установление законодательством социальных гарантий;
дальнейшее совершенствование структуры и содержания работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по предоставлению социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;
проведение мероприятий по укреплению материальной базы действую¬щей сети социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов, особое внимание уделить созданию условий, максимально приближенных к домашним, в учреждениях стационарного обслуживания;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
регулирование миграционных потоков, в том числе снижение миграционных оттоков населения, повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов.

IV. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья
и увеличения продолжительности жизни населения

Приоритетами демографического развития в данной области являются:
укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, формирования в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий и создание условий для этих целей;
приоритетное выделение средств на развитие службы охраны здоровья матери и ребенка из общего объема средств, выделяемых из областного бюджета на здравоохранение;
совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и во время беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечения бесплодия;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных;
разработка и внедрение прогрессивных перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров, разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий, диагностики, проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;
укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, отдыха и оздоровления, а также путем создания таких структурных подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и учебных заведениях;
диспансеризация детей с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;
улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных заболеваний, путем разработки мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам, детям;
аттестация рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем обеспечения доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями;
развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования потенциала инвалидов;
формирование здорового образа жизни путем организации и проведения пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи);
обеспечение поддержки благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения;
принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств (работа телефонов доверия, домов ночного пребывания для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих места жительства) и совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников;
развитие и совершенствование реабилитационной помощи, развитие санаторно-курортных организаций и оздоровительных учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования;
развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи, организация работ выездных бригад поликлиник с целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов, сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных больниц, а также службы медико-социальной помощи в сельской местности;
укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических учреждений, расположенных в сельской местности;
взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными, религиозными организациями, средствами массовой информации, а также активное участие самого населения в области охраны здоровья;
развитие новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни, в том числе введение в учебные

программы образовательных учреждений обязательных разделов, направлен¬ных на формирование понятия о ценности здоровья, здорового образа жизни;
повышение эффективности, количества и качества уроков физической культуры, организационно-методического обеспечения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в режиме учебного дня школьника, расширение возможностей дополнительного образования с целью вовлечения как можно большего числа школьников в регулярные занятия спортом;
введение в строй современных физкультурно-оздоровительных комплексов, позволяющих обеспечить потребность в занятиях физической культурой и спортом среди всех слоев населения;
повышение эффективности работы систем санитарно-эпидемиологи-ческого надзора и улучшение экологической обстановки в регионе, в том числе путем увеличения расходов на природоохранные мероприятия;
осуществление жесткого контроля за качеством алкогольной продукции, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламой;
обеспечение правопорядка и безопасности дорожного движения путем организации движения, применения технических средств регулирования дорожного движения, повышения уровня безопасности при перевозках пассажиров и грузов, а также контроля за соблюдением Правил дорожного движения;
развитие системы подготовки кандидатов на получение прав на управление транспортным средством и допуска к участию в дорожном движении, совершенствование лицензирования в этой сфере, проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения.

V. Приоритеты демографической политики в области стимулирования
рождаемости и укрепления семьи

Приоритетами демографического развития в данной области являются:
организация комплексной работы, направленной на улучшение положения семьи, качества жизни населения, стабилизацию демографической ситуации и в дальнейшем на повышение рождаемости;
ориентация системы общественных и личностных ценностей на многодетные семьи путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики. Обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семьи;
разработка механизмов материального стимулирования семей к рождению детей, среди них дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи;
установление дополнительных гарантий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов, в том числе обеспечение жильем;
поддержка молодых семей и их ориентация на рождение детей, обеспечение дальнейшего развития центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения их репродуктивного здоровья;
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация их дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, востребованным на рынке труда;
формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, семейных форм воспитания;
разработка региональных аспектов обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями, выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье;
развитие и поддержка инфраструктуры дошкольного обучения и воспитания, обеспечение доступности услуг дошкольного образования для всех слоев населения (установление оптимальной родительской платы с адресной поддержкой малоимущего населения);
реконструкция и строительство дошкольных образовательных организаций;
продолжение работ по созданию и внедрению на территории области общеобразовательных учреждений, работающих в режиме «школа здоровья», обеспечение их необходимым оборудованием;
улучшение качества питания школьников, а также социальной поддержки детей из малообеспеченных, социально незащищенных семей, выделение финансовых средств на организацию льготного питания данной категории детей в общеобразовательных учреждениях области;
обеспечение действенного надзора за соблюдением социальных гарантий работающих женщин и несовершеннолетних независимо от организационно-правовой формы предприятия;
разработка мер по развитию системы социального партнерства на областном и местном уровнях;
включение в коллективные договоры и соглашения всех уровней дополнительных гарантий для работников, имеющих детей, в том числе многодетных семей, а также мер, благоприятствующих сочетанию активной трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, и мер по повышению общественного престижа работников, имеющих детей;
создание в регионе условий для приоритетного развития местных производителей и переработчиков пищевого сырья, фирменной торговли в целях производства и реализации населению продуктов массового потребления по доступным ценам;
развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.

VI. Приоритеты демографической политики в области миграции

Основными направлениями деятельности органов государственной власти по регулированию миграционных процессов в Брянской области являются:
совершенствование деятельности исполнительных органов государственной власти, осуществляющих миграционный контроль на территории области, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграция на рынке труда, вступление в профессиональные союзы, реализация их конституционных прав и свобод;
разработка механизмов привлечения иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте, имеющих высокий квалификационный уровень в профессиях, представляющих приоритетный интерес для социально-экономического развития области;
разработка механизма приема соотечественников – участников государственной программы переселения, оказание им содействия в обустройстве и трудоустройстве на новом месте жительства, предоставление государственных гарантий и компенсаций расходов на переезд, других выплат, установленных нормативными правовыми актами;
обеспечение взаимодействия федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при решении проблем трудовой иммиграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных граждан в целях защиты рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест.


VII. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение предполагает использование данных государственной статистики с целью предоставления населению области достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения, которое должно быть достаточно долговременным и последовательным, проработано стратегически и методически.
Важнейшей составляющей успешной реализации информационного обеспечения вопросов демографического развития Брянской области должны стать средства массовой информации, деятельность которых должна быть направлена на формирование гражданской позиции на повышение рождаемости, переориентацию системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми, с включением специализированных телевизионных и радиопрограмм, роликов (телесюжетов) социальной рекламы, публикаций в газетах и журналах, направленных на пропаганду здорового образа жизни, рационального питания, обеспечение безопасности жизни.
Развитие системы информированности и повышение образовательного уровня населения о наиболее распространенных заболеваниях и их последствиях, создание и реализация единых установок по охране репродуктивного здоровья и повышение ответственности населения за состояние своего здоровья.
Информирование населения о возможных опасностях и угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, появлением на рынке опасных для здоровья продуктов, товаров.
Разработка нормативной правовой базы для проведения информационно-просветительной кампании, направленной на изменение репродуктивных установок семьи, формирование общественного мнения в отношении необходимости укрепления института семьи, повышения ценности детей и статуса родительства.

VIII. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает:
объединение действий органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, предприятий всех форм собственности, партий и движений, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Брянской области;
разработку и выполнение государственных программ, планов, мероприятий, направленных на решение задач, поставленных в Концепции, ежегодную их корректировку;
концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений Концепции, с учетом использования средств федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;
организацию постоянно действующего мониторинга изменений в демографической ситуации на территории Брянской области, в том числе мониторинга сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, координацию профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностями рынка труда;
разработку и внедрение стандартов по охране репродуктивного здоровья населения (по мере разработки федеральных стандартов);
разработку и внедрение системы паспортизации социально значимых категорий семей для реализации адресной семейной политики;
заключение областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости населения, сохранению и созданию рабочих мест, улучшению условий и охраны труда;
повышение ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства, включая осуществление комплекса мер, направленных на усиление административной и материальной ответственности руководителей предприятий и организаций внебюджетного сектора экономики за несвоевременность выплаты заработной платы;
разработку и внедрение механизма экономической экспертизы проектов социальных и социально-экономических программ;
регулирование миграционных потоков, в том числе снижение миграционных оттоков населения, повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов.