Полностью Только текст
Сегодня
среда, 24 апреля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Малооблачно, без осадков, +5 +7 oC
Ветер cеверо-восточный, -1-1 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. Общие положения

Основные направления долговой политики Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – долговая политика Брянской области) определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Брянской области (далее – государственный долг).
Долговая политика Брянской области сформирована с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также исполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Брянской области в целях погашения долговых обязательств в виде обязательств по кредитам кредитных организаций, соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области.

2. Итоги реализации долговой политики Брянской области

Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2019 году и истекшем периоде 2020 года.
По итогам исполнения областного бюджета за 2019 год условия реструктуризации бюджетных кредитов выполнены.
За 2019 год достигнута положительная динамика по снижению уровня долговой нагрузки на областной бюджет. За счет собственных средств бюджета обеспечено снижение уровня долговой нагрузки в абсолютной величине на 351,6 млн. рублей. Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января 2020 года составило 33,6 процента, или на 3,9 процентных пункта ниже уровня 2018 года.
Процентная ставка по заключенным в 2019 году государственным контрактам в целях привлечения коммерческих кредитов не превышала величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, увеличенная на 1 процент годовых).
За истекший период 2020 года государственные внутренние заимствования Брянской области в пределах плановых назначений на погашение долговых обязательств бюджета не осуществлялись, привлечение планируется в конце текущего года.
В феврале 2020 года за счет остатков средств на счете областного бюджета осуществлено досрочное гашение коммерческих кредитов. Принятые меры позволят в текущем году значительно сократить расходы на обслуживание долговых обязательств от первоначально запланированных средств на эти цели.
С целью минимизации финансовых рисков для областного бюджета продлено действие ранее введенного моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.

3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Брянской области

3.1. Основные факторы долговой политики Брянской области.
3.1.1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
В текущем году негативное влияние на исполнение бюджета Брянской области оказало ухудшение общеэкономической ситуации вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
В связи с ухудшением экономической ситуации изменилась динамика макроэкономических показателей, что в итоге может сказаться на изменении темпов экономического роста, снижении доходов.
Вместе с тем принятые Центральным банком Российской Федерации решения о значительном снижении на протяжении 2019 – 2020 годов размера ключевой ставки (с 7,75 % на 1 января 2019 года до 4,25 % на 1 августа 2020 года) дали субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям реальную возможность осуществления государственных заимствований в необходимых объемах и на приемлемых условиях и, как следствие, значительно снизить расходы на обслуживание долга.
3.1.2. Уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо придерживаться ранее выработанных мероприятий, нацеленных на снижение уровня накопленного долга.
3.2. Состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, сохранятся для Брянской области в качестве одного из источников финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики Брянской области является мониторинг рынка финансовых услуг.
3.3. Характер и направления долговой политики Брянской области.
3.3.1. Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния рынка финансовых услуг долговая политика Брянской области продолжит характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализа рынка финансовых услуг, учитывать соблюдение условий дополнительных соглашений реструктуризации бюджетных кредитов, а также ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов;
2) прозрачной и эффективной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, целенаправленным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
3.3.2. Долговая политика Брянской области должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема государственного долга с целью ограничения объема внутренних заимствований, привлечения их в размерах, не превышающих объемы дефицита областного бюджета и подлежащих погашению в текущем финансовом периоде долговых обязательств;
2) планирование расходов областного бюджета на обслуживание долга в целях минимизации процентных ставок по коммерческим кредитам и обеспечения мер, направленных на привлечение в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований области (в случае привлечения бюджетных кредитов из областного бюджета) кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату привлечения кредитных ресурсов, увеличенный на 1 процент годовых;
3) снижение долговых рисков, в том числе за счет установления моратория на выдачу государственных гарантий Брянской области;
4) активное управление государственным долгом, в том числе за счет использования среднесрочных долговых инструментов;
5) эффективное управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет дальнейшего использования временно свободных остатков средств на счете бюджета (средств государственных учреждений), бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета, с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
6) информирование населения области о состоянии государственного долга Брянской области.
В связи со вступившими в силу с 1 января 2020 года изменениями бюджетного законодательства дополнена система показателей, характеризующих долговую нагрузку субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Брянской области (Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 278-ФЗ).
Оценка долговой устойчивости Брянской области как субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года № 227 «Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации».
Оценка долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области с 2020 года будет проводиться в соответствии с данными показателями на основании постановления Правительства Брянской области от 3 августа 2020 года № 336-п «Об установлении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области».

4. Цели и задачи долговой политики Брянской области

Реализация долговой политики Брянской области в 2021 – 2023 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности бюджета Брянской области;
поддержание низкой долговой нагрузки на бюджет области;
сохранение положительной кредитной истории Брянской области и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением и обслуживанием государственного долга Брянской области, с учетом ситуации на финансовом рынке;
обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом Брянской области;
раскрытие информации о государственном долге Брянской области;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
развитие новых механизмов управления государственным долгом.
Реализация долговой политики Брянской области будет направлена на решение следующих задач:
обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
оптимизация платежей по государственному долгу Брянской области в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
выполнение условий, установленных дополнительным соглашением о реструктуризации бюджетных кредитов, а также целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов на 2020 – 2024 годы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» и дополнительным соглашением о реструктуризации бюджетных кредитов в 2020 году Брянской области предоставляется отсрочка погашения 10 процентов задолженности в размере 700 879 100 рублей.
В период с 2021 по 2024 год погашение осуществляется ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности, или по 350 439 550 рублей, а в 2025 – 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности – по 981 230 740 рублей.
В результате исполнения условий дополнительного соглашения в период его действия (до 1 января 2030 года) должны быть обеспечены следующие параметры:
отношение общего объема государственного долга Брянской области к сумме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2021 года – не более 42 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года – не более 37 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года – не более 33 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 года – не более 29 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 года – не более 25 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
на 1 января 2026 года – не более 35 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
на 1 января 2027 года – не более 32 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2026 год;
на 1 января 2028 года – не более 29 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2027 год;
на 1 января 2029 года – не более 27 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2028 год;
на 1 января 2030 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2029 год;
отношение объема государственного долга Брянской области по госу¬дарственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2021 года – не более 19 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
на 1 января 2022 года – не более 20 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года – не более 22 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 года – не более 23 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
на 1 января 2026 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
на 1 января 2027 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2026 год;
на 1 января 2028 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2027 год;
на 1 января 2029 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2028 год;
на 1 января 2030 года – не более 23 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2029 год.

5. Инструменты реализации долговой политики Брянской области

Достижение целей и решение задач долговой политики Брянской области в целях обеспечения сбалансированности областного бюджета и выполнения условий, предусмотренных дополнительным соглашением, осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Брянской области от 24 сентября 2018 года № 484-п «Об утверждении программы роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов на 2019 – 2024 годы».
Реализация долговой политики Брянской области в 2021 – 2023 годах будет направлена на поддержание экономически безопасного уровня государственного долга. При формировании областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов будут обеспечены показатели отношения объема государственного долга и долга по кредитам от кредитных организаций в размерах, не превышающих указанные в дополнительном соглашении о реструктуризации бюджетных кредитов.
Будет продолжена работа с коммерческими банками в целях сохранения по привлекаемым в указанный период кредитам кредитных организаций ограничений процентных ставок в размерах, не превышающих величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, увеличенная на 1 процент годовых), а также с управлением Федерального казначейства по Брянской области по привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета.

6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом

Важное место в достижении целей долговой политики Брянской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
а) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.
Данный вид риска особенно актуален в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. В целях оценки риска планируется продолжить мониторинг исполнения областного бюджета и принимать управленческие решения по преодолению в ходе исполнения областного бюджета негативного влияния последствий пандемии;
б) процентный риск – вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
в) риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств.
В целях недопущения возникновения риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка и на его основе – количественная оценка издержек областного бюджета на обслуживание долга;
г) риск ликвидности – отсутствие в областном бюджете заемных средств для исполнения в полном объеме расходных и долговых обязательств в срок по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
д) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Брянской области, являются осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
Для избежания риска предъявления к области требований по исполнению условных долговых обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Брянской области, необходимо сохранение моратория на их предоставление.