ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций Брянской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав подсистем, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования региональной (областной) системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Брянской области (далее - РСМП ЧС Брянской области).
1.2. РСМП ЧС Брянской области является составной частью территориальной (областной) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначается для своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), определения возможных масштабов и характера развития ЧС.
1.3. РСМП ЧС Брянской области объединяет территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Брянской области, органы местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов мониторинга и прогнозирования ЧС, силы и средства учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля Брянской области.
1.4. Информационную основу РСМП ЧС Брянской области составляют сведения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Брянской области, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, в функции которых входит сбор, обработка, анализ и представление информации, в том числе прогностического характера, о потенциальных источниках ЧС на территории Брянской области и их социально-экономических последствиях.
2. Основные задачи РСМП ЧС Брянской области:
выявление возможных источников ЧС;
контроль за состоянием возникших источников ЧС;
заблаговременное прогнозирование параметров ЧС и их последствий;
сбор, обработка, анализ, создание банка данных и хранение информации.
3. РСМП ЧС Брянской области состоит из следующих подсистем:
мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе:
опасных производственных объектов;
систем жизнеобеспечения;
опасных радиометрических и иных параметров окружающей среды, атмосферного воздуха и водных объектов;
водохозяйственных систем и сооружений;
мониторинг ЧС природного характера, в том числе:
опасных гидрологических явлений;
опасных метеорологических явлений;
природных пожаров;
мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе:
эпидемий;
эпизоотий;
эпифитотий.
4. Структура РСМП ЧС Брянской области:
4.1. РСМП ЧС Брянской области формируется и действует на трех уровнях:
региональном – на основе профильных подразделений специализированных подведомственных организаций и учреждений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, профильных подразделений, специализированных подведомственных организаций и учреждений областных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг процессов природного и техногенного характера на территории Брянской области, и дежурно-диспетчерской службы комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области;
местном – на основе филиалов (структурных профильных подразделений) специализированных подведомственных организаций и учреждений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, филиалов (структурных профильных подразделений) специализированных подведомственных организаций и учреждений областных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг процессов природного и техногенного характера на территории Брянской области, и единых дежурно-диспетчерских служб городских округов и муниципальных образований;
локальном – на основе специализированных профильных лабораторий и дежурно-диспетчерских служб объектов экономики.
4.2. РСМП ЧС Брянской области включает в себя:
4.2.1. Орган управления системы мониторинга - центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, состоящий из группы анализа и обобщения информации, осуществляющей сбор, обобщение, анализ и обработку информации, поступающей от участников системы мониторинга, и дежурно-диспетчерской службы, осуществляющей сбор, обработку и обмен информацией о любых авариях, происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.
4.2.2. Организации, осуществляющие мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций:
ОАО «Брянские коммунальные системы» – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным отключением теплоэнергоснабжения;
Брянское отделение Московской железной дороги – филиал ОАО «Российские железные дороги» – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, произошедших на железнодорожных путях, переездах, в зданиях и сооружениях на подведомственной территории;
ОАО «Брянскэнерго» – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с отключением электроснабжения городов (поселков) или жилых районов;
Брянское отделение Западного филиала ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Средне-Окском регионе» – по вопросам несанкционированного аварийного выброса или разлива ТЭР;
ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, произошедших на нефтепроводе;
ОАО «Брянскоблгаз» – по вопросам возникновения аварийных ситуаций, связанных с временным прекращением подачи газа потребителям;
МУП «Брянскгорводоканал» – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным отключением водоснабжения и водоотведения населения;
Брянское управление магистральных газопроводов - филиал ООО «Мострансгаз» – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций на магистральном газопроводе;
Брянское производственное отделение – филиал ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций на магистральном нефте-, продуктопроводе и в резервуарных парках ЛДПС-8Н и НП «Брянск»;
филиал ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» - Смоленское РДУ – по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением электроснабжения потребителей в зоне диспетчерского центра РДУ (территория Брянской области);
ГУ «Брянский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» – по вопросам представления фактической и прогностической гидрометеорологической информации;
управление лесного хозяйства Брянской области – по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и торфяными пожарами;
ФГУ «Ветеринарная радиологическая лаборатория Брянской области» – по вопросам радиоактивного загрязнения объектов ветеринарного надзора;
ФГУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория» – по вопросам прогнозирования развития и распространения инфекционных и других заболеваний животных;
ФГУ «Федеральная государственная станция защиты растений в Брянской области» – по вопросам прогнозирования развития и распространения вредителей и болезней растений;
центр медицины катастроф – по вопросам представления фактической информации медико-социального характера на территории области;
управление ветеринарии Брянской области – по вопросам прогнозирования развития и распространения опасных инфекционных и других заболеваний, общих для человека и животных.
4.2.3. Комплекс технических средств системы мониторинга, включающий в себя приборный комплекс, лабораторную базу и другое контрольно-измерительное оборудование, обеспечивает наблюдение, контроль и точность измерений наблюдаемых параметров.
4.2.4. Информационная система мониторинга, представляющая собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией, электронную систему связи с выходом в Интернет, информационно-справочную систему Брянской области, банк данных центра мониторинга и прогнозирования ЧС, которые в комплексе обеспечивают обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
5. Руководство и координацию деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории области осуществляет комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области в пределах своей компетенции.
6. Методическое руководство системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Брянской области осуществляет главное управление МЧС России по Брянской области.
7. Руководители территориальных федеральных органов исполнительной власти представляют в дежурно-диспетчерскую службу комитета информацию по своим направлениям на основе соглашения о взаимодействии и в соответствии с формами и сроками, определяемыми комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области.
Руководители органов исполнительной власти и организаций области, органов местного самоуправления осуществляют сбор, обработку информации, поступившей от объектов экономики и организаций независимо от форм собственности, представляют данные через дежурно-диспетчерские службы, единые дежурно-диспетчерские службы городских округов и муниципальных образований в дежурно-диспетчерскую службу комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Брянской области.