ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области
I. Общие положения
1. Положение об осуществлении внутреннего финансового аудита группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (далее – Положение) разработано в целях осуществления деятельности по организации и проведению внутреннего финансового аудита в администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (далее – администрация).
2. Положение определяет основные цели, принципы, задачи и требования к организации, планированию и проведению внутреннего финансового аудита.
II. Организация внутреннего финансового аудита
3. Внутренний финансовый аудит осуществляется группой внутреннего финансового аудита администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (далее – группа внутреннего финансового аудита) на основе функциональной независимости. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита в соответствии с должностными регламентами.
Деятельность группы внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
Группа внутреннего финансового аудита в своей деятельности подконтрольна заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию.
4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего процесса, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее – внутренний финансовый контроль), и подготовка предложений об организации внутреннего финансового контроля;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в) повышение качества финансового менеджмента.
5. Задачами внутреннего финансового аудита являются:
а) в целях оценки надежности финансового контроля, осуществляемого в структурных подразделениях администрации (подведомственных администрации организациях), а также подготовки предложений по его организации деятельность группы внутреннего финансового аудита направлена на решение следующих задач:
установление достаточности и актуальности правовых актов и документов в структурных подразделениях администрации (подведомственных администрации организациях), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий структурных подразделений администрации (подведомственных администрации организаций), в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и вводу из них информации;
оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные полномочия, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизация бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечение отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранение их причин и условий;
достижение структурными подразделениями администрации (подведомственными администрации организациями) значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам деятельность группы внутреннего финансового аудита направлена на решение следующих задач:
изучение порядка формирования (актуализация) актов субъекта учета, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделение субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета;
в) в целях повышения качества финансового менеджмента деятельность группы внутреннего финансового аудита направлена на решение следующих задач:
определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
оценка исполнения бюджетных полномочий, структурных подразделений администрации (подведомственных администрации организаций) во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и представления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
оценка результативности и экономности использования бюджетных средств структурными подразделениями администрации (подведомственными администрации организациями).
6. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры в структурных подразделениях администрации и подведомственных администрации организациях (далее – объект аудита).
7. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита обязаны:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные (внутренние) акты;
не допускать к проведению аудиторских мероприятий должностных лиц группы внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторскому мероприятию, организовывали и выполняли бюджетные процедуры;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков риск-ориентированный подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
проводить анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
знакомить руководителя структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) или уполномоченное должностное лицо с программой аудиторского мероприятия, а также с заключением по результатам аудиторского мероприятия.
8. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеют право:
получать от субъектов бюджетных процедур (исполнителей бюджетных процедур) необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы, информацию и фактические данные, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия эксперта.
Обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия, направляются и эксперты для участия в аудиторском мероприятии привлекаются группой внутреннего финансового аудита по согласованию с заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию.
9. Аудиторское мероприятие проводится на основании программы аудиторского мероприятия, которая утверждается заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию, не позднее дня начала аудиторского мероприятия в соответствии с формой согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Программа аудиторского мероприятия должна содержать:
основание проведения аудиторского мероприятия;
сроки проведения аудиторского мероприятия;
тему аудиторского мероприятия;
цели и задачи аудиторского мероприятия;
наименование структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации);
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
применяемые методы аудиторского мероприятия.
10. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет заместитель Губернатора Брянской области, возглавляющий администрацию.
III. Планирование аудиторских мероприятий
11. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с годовым планом проведения аудиторских мероприятий, утверждаемым заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию (далее – план), по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
12. План представляет собой перечень аудиторских мероприятий, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждому аудиторскому мероприятию в плане указывается тема аудиторского мероприятия, наименование структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации), проверяемый период, срок проведения аудиторского мероприятия и ответственные исполнители.
При планировании аудиторских мероприятий (составлении плана и программы аудиторского мероприятия) группой внутреннего финансового аудита учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) результаты оценки бюджетных рисков;
г) степень обеспеченности группы внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских мероприятий в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских мероприятий.
13. В ходе планирования группой внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ данных о структурных подразделениях администрации (подведомственных администрации организациях), в том числе сведений о результатах проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений администрации (подведомственных администрации организаций).
14. Проект плана на очередной финансовый год не позднее 25 декабря текущего финансового года представляется группой внутреннего финансового аудита на утверждение заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию.
15. По мере необходимости в план вносятся изменения.
Решение о внесении изменений в план принимается заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию.
IV. Проведение аудиторского мероприятия
16. Аудиторское мероприятие проводится с применением следующих методов аудита:
а) аналитические процедуры – анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;
б) инспектирование – изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций по выполнению бюджетных процедур;
в) пересчет – проверка точности арифметических расчетов, субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение группой внутреннего финансового аудита самостоятельных расчетов;
г) запрос – обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
д) подтверждение – процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у группы внутреннего финансового аудита;
е) наблюдение – изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля – регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие отношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
17. Решение о проведении аудиторского мероприятия принимается заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию, оформляется приказом администрации, в котором указываются наименование структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации), срок проведения аудиторского мероприятия, проверяемый период деятельности, должностные лица группы внутреннего финансового аудита.
18. В ходе аудиторского мероприятия подтверждения достоверности бюджетной отчетности группа внутреннего финансового аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.
Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:
осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:
существенность ошибки – величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением единой методологии бюджетного учета и составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации);
вероятность допущения ошибки – степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
Оценка значения критерия «вероятность допущения ошибки» осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое.
Риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое.
Риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.
К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из двух и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.
К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя группы внутреннего финансового аудита.
К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве методов аудита применяются аналитические процедуры и (или) наблюдение либо аудит таких показателей отчетности не проводится.
По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.
19. При проведении аудиторского мероприятия группой внутреннего финансового аудита должны быть получены достаточные надлежащие надежные аудиторские доказательства.
К аудиторским доказательствам относятся документы и фактические данные, информация, отраженные в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемые для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия.
20. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторского мероприятия:
а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая программу аудиторского мероприятия;
б) документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
в) объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
г) информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
д) аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
е) копии обращений к экспертам и (или) к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов, подтверждающих выявленные нарушения.
21. Предельные сроки проведения аудиторских мероприятий определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур, специфики деятельности структурных подразделений администрации (подведомственных администрации организаций), объемов финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
22. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, руководитель аудиторской группы или уполномоченное лицо направляет заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию, служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторского мероприятия.
Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторского мероприятия, но не может превышать 30 календарных дней.
23. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия, принятое заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию, в соответствии с мотивированной докладной запиской руководителя аудиторской группы или уполномоченного лица, оформляется приказом администрации, который доводится до сведения группы внутреннего финансового аудита и руководителя структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации), в отношении которого проводится аудиторское мероприятие.
24. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия группа внутреннего финансового аудита возобновляет проведение аудиторского мероприятия в сроки, устанавливаемые приказом администрации.
25. Основаниями для приостановления (или продления) аудиторского мероприятия являются:
а) непредставление или неполное представление структурным подразделением администрации (подведомственной администрации организацией) документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия в установленные запросом сроки;
б) воспрепятствование должностными лицами структурных подразделений администрации (подведомственных администрации организаций) проведению аудиторского мероприятия;
в) временная нетрудоспособность должностного лица группы внутреннего финансового аудита;
г) принятие группой внутреннего финансового аудита мотивированного решения об увеличении объемов выборки проверяемых документов (относительно запланированного объема);
д) получение в ходе проведения аудиторского мероприятия от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
е) наличие обстоятельств непреодолимой силы.
V. Оформление результатов аудиторского мероприятия
26. Результаты проведения аудиторского мероприятия оформляются заключением по результатам аудиторского мероприятия (далее – заключение), составляемым в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Положению.
27. В заключении указываются:
а) наименование аудиторского мероприятия;
б) наименование структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации);
в) дата и место составления заключения;
г) основания для проведения аудиторского мероприятия: номер и дата приказа о назначении аудиторского мероприятия;
д) фамилии, имена, отчества должностных лиц группы внутреннего финансового аудита;
е) период, за который проведено аудиторское мероприятие;
ж) даты начала и окончания аудиторского мероприятия;
з) краткая информация о структурном подразделении администрации (подведомственной администрации организации);
и) перечень вопросов, изученных в ходе аудиторского мероприятия по изучаемой теме.
28. Заключение содержит краткое изложение результатов аудиторского мероприятия в разрезе исследуемых вопросов со ссылкой на документы, прилагаемые к заключению, и на заключения экспертов (в случае привлечения экспертов для проведения экспертизы).
29. При выявлении нарушений и недостатков в заключении указываются:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Брянской области, требования которых нарушены;
виды выявленных нарушений с указанием кодов и видов средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
сумма ущерба (при наличии), выявленного в ходе аудиторского мероприятия.
Не допускается включение в заключение предположений и сведений, не подтвержденных документами.
30. В зависимости от темы выводы по результатам аудиторского мероприятия должны содержать:
а) оценку надежности внутреннего процесса, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам;
в) предложения по повышению качества финансового менеджмента.
31. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
32. Заключение составляется по завершении аудиторского мероприятия в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностными лицами группы внутреннего финансового аудита. Один экземпляр заключения вручается представителю структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации), уполномоченному на получение заключения.
33. Датой окончания аудиторского мероприятия считается день вручения под роспись руководителю структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) (уполномоченному им лицу) одного экземпляра заключения либо день получения заключения, направленного в адрес структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
О получении заключения руководитель структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре заключения, который остается у должностных лиц группы внутреннего финансового аудита, содержащую дату получения заключения, подпись и расшифровку подписи.
34. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита устанавливают срок для ознакомления руководителя структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) (уполномоченного им лица) с заключением до 5 рабочих дней со дня вручения (получения) заключения.
Если у руководителя (уполномоченного лица) структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) имеются замечания и возражения по заключению, об этом делается отметка в заключении, в течение 5 рабочих дней со дня вручения (получения) заключения письменные замечания и возражения представляются в группу внутреннего финансового аудита. Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.
35. Должностные лица группы внутреннего финансового аудита в срок до 7 рабочих дней со дня получения письменных возражений по заключению рассматривают их и дают письменное обоснование по существу возражений (далее – обоснование). Один экземпляр обоснования направляется в адрес структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации), один экземпляр обоснования приобщается к материалам аудиторского мероприятия.
Заключение направляется структурному подразделению администрации (подведомственной администрации организации) по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) (уполномоченному им лицу) под роспись.
VI. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
36. На основании заключения по результатам аудиторского мероприятия уполномоченное лицо группы внутреннего финансового аудита составляет отчет о результатах аудиторского мероприятия в соответствии с формой согласно приложению 4 к настоящему Положению, содержащий информацию об итогах аудиторского мероприятия, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторского мероприятия недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках в целях принятия мер, предупреждающих их возникновение;
б) информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации);
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий;
г) выводы о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, предложения по повышению качества финансового менеджмента.
37. Отчет о результатах аудиторского мероприятия с приложением заключения по результатам аудиторского мероприятия в течение 5 рабочих дней с даты подписания заключения руководителем аудиторской группы или уполномоченным лицом направляется заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию. По результатам рассмотрения указанного отчета заместитель Губернатора Брянской области, возглавляющий администрацию, принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (исполнителям бюджетных процедур) структурных подразделений администрации (подведомственных администрации организаций), а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов в соответствующий исполнительный орган государственной власти Брянской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
38. Решения заместителя Губернатора Брянской области, возглавляющего администрацию, принятые по результатам аудиторского мероприятия, направляются в адрес структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их принятия.
39. При принятии заместителем Губернатора Брянской области, возглавляющим администрацию, решения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 39 настоящего Положения, руководитель структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) в срок до 5 рабочих дней утверждает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений в соответствии с предложениями и рекомендациями группы внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению.
40. Руководитель структурного подразделения администрации (подведомственной администрации организации) обеспечивает выполнение плана мероприятий и в установленный срок представляет группе внутреннего финансового аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия, с приложением копий подтверждающих документов по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению.
VII. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
41. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита (далее – годовой отчет) ежегодно составляется группой внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению 7 к настоящему Положению.
42. Годовой отчет составляется группой внутреннего финансового аудита на основании отчетов о результатах проведенных в отчетном финансовом году аудиторских мероприятиях и содержит:
1) информацию о проведенных в отчетном финансовом году плановых аудиторских мероприятиях, включающую:
перечень структурных подразделений администрации (подведомственных администрации учреждений), в отношении которых в отчетном году планировалось осуществление внутреннего финансового аудита и фактически проведен внутренний финансовый аудит;
темы аудиторских мероприятий, проведенных в отчетном финансовом году;
информацию о соответствии сроков проведения аудиторских мероприятий утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий финансовый год;
2) информацию о результатах осуществления внутреннего финансового аудита:
об условиях и причинах нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведения аудиторских мероприятий, в количественном и денежном выражении;
о наличии бюджетных рисков, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
о недостатках и хищениях, выявленных в ходе аудиторских мероприятий, в том числе в количественном и денежном выражениях;
о наличии или отсутствии возражений по результатам осуществления внутреннего финансового аудита;
о степени надежности внутреннего процесса (финансового контроля), осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами требований к исполнению своих бюджетных полномочий;
о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам;
3) предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, о необходимости принятия мер по минимизации бюджетных рисков;
4) информацию о передаче материалов аудиторских мероприятий в соответствующий орган исполнительной власти Брянской области, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и (или) правоохранительные органы;
5) информацию о привлечении к ответственности должностных лиц структурных подразделений администрации (подведомственных администрации организаций) за выявленные в ходе проведения аудиторских мероприятий нарушения;
6) информацию о проведении внеплановых аудиторских мероприятий, соблюдении сроков их проведения и результатах аудиторских мероприятий.
Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, ведомственных (внутренних) актов, а также повышению эффективности использования бюджетных средств.
43. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год представляется заместителю Губернатора Брянской области, возглавляющему администрацию, до 1 февраля текущего финансового года.