Полностью Только текст
Сегодня
суббота, 23 ноября 2024 г.

Погода в Брянске вечером
Пасмурно, без осадков, +0 -2 oC
Ветер западный, 2-4 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Брянской области с элементами комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Брянской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Брянской области с элементами комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Брянской области (далее – Положение) определяет назначение, задачи, а также порядок реализации мероприятий по созданию, совершенствованию и поддержанию в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Брянской области с элементами комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Брянской области (далее – региональная система оповещения).
1.2. Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Брянской области с элементами комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на территории Брянской области (далее – Положение) разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», от 2 апреля 2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», от 26 сентября 2016 года № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», от 9 декабря 2014 года № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», от 28 декабря 2020 года № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях», распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года № 1327-р об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, совместным приказом МЧС России и Минкомсвязи России от 31 июля 2020 года № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», законами Брянской области от 4 декабря 2019 года № 110-З «О гражданской обороне в Брянской области», от 21 декабря 2005 года № 122-З «О защите населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
1.3. Региональная система оповещения входит в систему управления гражданской обороной и систему управления территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Брянской области (далее – ТП РСЧС), обеспечива¬ющей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.4. Границей зоны действия региональной системы оповещения является административная граница Брянской области.
1.5. В состав региональной системы оповещения входит комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Границами зон действия (создания) комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций являются границы территорий, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на них людей.
1.6. Региональная система оповещения включает в себя:
региональную автоматизированную систему централизованного оповещения (далее – РАСЦО);
комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее – КСЭОН);
муниципальные системы оповещения;
локальные системы оповещения.
1.7. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых исполнительными органами государственной власти Брянской области по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.8. Региональная система оповещения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении 1 к настоящему Положению.
1.9. На региональную систему оповещения и комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) оформляются паспорта согласно формам, указанным в приложении 2 к настоящему Положению.
1.10. Региональная система оповещения должна технически и программно сопрягаться с системами оповещения нижестоящего уровня функционирования Брянской областной ТП РСЧС.
1.11. Предоставление технических условий на присоединение систем оповещения, создаваемых на муниципальном и объектовом уровнях, к региональной системе оповещения осуществляет оператор региональной системы оповещения – ГКУ Брянской области «Безопасный регион».
1.12. Региональная система оповещения может быть задействована как в мирное, так и в военное время.

2. Назначение и основные задачи системы оповещения населения

2.1. Региональная система оповещения предназначена для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления и сил ТП РСЧС Брянской области, органов местного самоуправления и людей, находящихся на территории Брянской области, об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.
2.2. Основной задачей региональной системы оповещения населения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны, органов управления и сил ТП РСЧС Брянской области;
главного управления МЧС России по Брянской области;
руководящего состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянской области;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Брянской области;
спасательных служб Брянской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления Брянской области;
дежурных (дежурно-диспетчерских служб) организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
людей, находящихся на территории Брянской области.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения, а также органов повседневного управления Брянской областной ТП РСЧС.
2.4. КСЭОН включается (интегрируется) в состав региональной системы оповещения населения и имеет сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

3. Порядок оповещения населения Брянской области

3.1. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации решение об оповещении населения, о задействовании региональной системы оповещения населения, о задействовании сетей связи операторов связи для обеспечения передачи сигналов оповещения населения, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается Губернатором Брянской области или лицом, временно исполняющим его обязанности.
3.2. На региональном уровне сигналы о начале выполнения (выполнении) мероприятий по гражданской обороне доводятся старшим оперативным дежурным центра управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по Брянской области (далее – ЦУКС главного управления МЧС России по Брянской области) до дежурной службы администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.
Экстренная информация об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций доводится старшим оперативным дежурным ЦУКС главного управления МЧС России по Брянской области до Губернатора Брянской области через дежурную службу администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, единых дежурнодиспетчерских служб (далее – ЕДДС) органов местного самоуправления, дежурных служб (руководителей) организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
3.3. Непосредственные работы по задействованию РАСЦО проводятся оперативным дежурным гражданской обороны Брянской области группы оперативных дежурных гражданской обороны ГКУ Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр», входящим в состав оперативной дежурной смены ЦУКС главного управления МЧС России по Брянской области (далее – оперативный дежурный гражданской обороны Брянской области), по команде старшего оперативного дежурного ЦУКС главного управления МЧС России по Брянской области.
3.4. Непосредственные работы по задействованию КСЭОН проводятся оперативными дежурными ЕДДС муниципальных образований.
3.5. КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора Брянской области (или лица, временно исполняющего его обязанности) или главы администрации муниципального района, городского (муниципального) округа в зависимости от уровней функционирования ТП РСЧС (региональный, муниципальный, объектовый).
3.6. Оповещение Губернатора Брянской области осуществляет дежурная служба администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области (в соответствии с прилагаемой инструкцией).
Решение Губернатора Брянской области на задействование системы оповещения населения и оповещение руководящего состава гражданской обороны и Брянской областной ТП РСЧС дежурная служба администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области доводит до старшего оперативного дежурного ЦУКС.
3.7. Оперативный дежурный гражданской обороны Брянской области по команде старшего оперативного дежурного ЦУКС осуществляет оповещение:
руководящего состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянской области;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Брянской области;
спасательных служб Брянской области;
людей, находящихся на территории Брянской области при задействовании региональной системы оповещения.
3.8. Оперативные дежурные ЕДДС муниципальных образований, получив сигнал от оперативного дежурного гражданской обороны Брянской области, осуществляют оповещение:
руководящего состава органов местного самоуправления;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления Брянской области;
дежурных (дежурно-диспетчерских служб) организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
3.9. Основным способом оповещения населения по сигналам гражданской обороны является передача в эфир сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях по первому мультиплексу цифрового наземного телерадиовещания, а также передача речевой информации с использованием радиоузлов проводного вещания, передатчиков «Радио Россия», «Маяк» по FM-приемникам.
3.10. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования региональной системы оповещения.
В автоматическом режиме функционирования технические средства оповещения региональной системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) технических средств региональной системы оповещения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) региональной системы оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления Брянской областной ТП РСЧС осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования РАСЦО – автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.11. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи – сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи – повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно силами и средствами ГКУ Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр» совместно с ЦУКС главного управления МЧС России по Брянской области.
3.12. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения комплексно применяются все составные части системы оповещения населения:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»;
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.13. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) Брянской области.
3.14. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления Брянской областной ТП РСЧС, а также операторов связи, филиала федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Брянский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – филиал ФГУП «РТС» «Брянский ОРТПЦ») и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Брянской области.
3.15. Исполнительные органы государственной власти Брянской области, в ведении которых находятся системы оповещения населения, постоянно действующие органы управления Брянской областной ТП РСЧС, главное управление МЧС России по Брянской области, операторы связи, филиал ФГУП «РТС» «Брянский ОРТПЦ» и редакции средств массовой информации проводит комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
3.16. Взаимодействие с операторами связи по передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, а также с редакциями средств массовой информации по выпуску в эфир сигналов оповещения и(или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите и публикации указанной экстренной информации осуществляется департаментом региональной безопасности Брянской области на основании заключенных соглашений.
3.17. Непосредственное направление заявок операторам связи и редакциям средств массовой информации для передачи (выпуска в эфир) сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникших опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите и публикаций указанной экстренной информации осуществляет специалист отделения приема сообщений и взаимодействия центра сбора и обмена информацией и автоматизированного управления рисками чрезвычайных ситуаций ГКУ Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр».

4. Организация поддержания региональной системы оповещения населения в состоянии готовности

4.1. Поддержание региональной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется ГКУ Брянской области «Безопасный регион».
4.2. Готовность региональной системы оповещения населения достигается:
наличием актуальных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
4.3. В целях поддержания региональной системы оповещения в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению проводятся проверки:
1) комплексные проверки готовности региональной системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
Комплексные проверки готовности региональной системы оповещения проводятся два раза в год, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянской области могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной системы оповещения при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки региональной системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом «Техническая проверка».
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, утверждаемый Губернатором Брянской области, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению, определяемая в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению, а также уточняется паспорт системы оповещения населения;
2) технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию региональной системы оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления Брянской областной территориальной подсистемы РСЧС, организаций путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения «Техническая проверка» с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала «Техническая проверка» не производится. Результаты проведения технических проверок фиксируются в книге учета технического состояния технических средств оповещения.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
4.4. Требования, изложенные в приложении 1 к настоящему Положению, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей региональной системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей региональной системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств системы оповещения населения, завершении ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой региональной системы оповещения населения.

5. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию

Для обеспечения оповещения максимального количества населения, попавшего в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв (запас) технических средств связи и оповещения, в соответствии с номенклатурой резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций Брянской области.
Резерв (запас) технических средств связи и оповещения включает в себя резервные мобильные и носимые технические средства оповещения.
Резерв (запас) технических средств связи и оповещения находится на хранении в ГКУ Брянской области «Брянский пожарно-спасательный центр».

6. Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в готовности и совершенствованию региональной системы оповещения

Финансовое обеспечение мер по содержанию, развитию и поддержанию в постоянной готовности региональной системы оповещения населения осуществляется в пределах средств областного бюджета Брянской области на очередной финансовый год и на плановый период в рамках государственной программы «Профилактика правонарушений и противодействие преступности на территории Брянской области, содействие реализации полномочий в сфере региональной безопасности, защита населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций, профилактика терроризма и экстремизма».