ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Брянской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Брянской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – долговая политика Брянской области) определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Брянской области (далее – государственный долг).
Долговая политика Брянской области сформирована с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также исполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов, соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области.
II. Итоги реализации долговой политики
Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2020 году и истекшем периоде 2021 года.
По итогам исполнения областного бюджета за 2020 год условия реструктуризации бюджетных кредитов выполнены.
За 2020 год достигнута положительная динамика по снижению уровня долговой нагрузки на областной бюджет. За счет собственных средств бюджета обеспечено снижение уровня долговой нагрузки в абсолютной величине на 1 200,0 млн. рублей. Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января 2021 года составило 28,9 процента, или на 4,7 процентных пункта ниже уровня 2019 года.
Процентная ставка по заключенным в 2020 году государственным контрактам в целях привлечения коммерческих кредитов не превышала величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, увеличенная на 1 процент годовых).
В 2020 году Брянская область по итогам анализа долговой нагрузки, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, подтвердила свой рейтинг в качестве субъекта Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
За истекший период 2021 года государственные внутренние заимствования Брянской области в пределах плановых назначений на погашение долговых обязательств бюджета не осуществлялись, привлечение планируется в конце текущего года.
В феврале 2021 года за счет остатков средств на счете областного бюджета осуществлено досрочное гашение коммерческих кредитов. Принятые меры позволят в текущем году значительно сократить расходы на обслуживание долговых обязательств от первоначально запланированных средств на эти цели.
По состоянию на 1 января 2021 года Брянская область занимает 7 место из 18 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, по отношению объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам, или в размере 28,9 процента.
Таким образом, текущий уровень государственного долга позволяет не опасаться ухудшения состояния долговой устойчивости Брянской области.
С целью минимизации финансовых рисков для областного бюджета продлено действие ранее введенного моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
3.1. Основные факторы долговой политики.
3.1.1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
В текущем году сократилось негативное влияние на исполнение бюджета Брянской области последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Вместе с тем принятые Центральным банком Российской Федерации в 2021 году решения о значительном повышении размера ключевой ставки (с 4,25 % на 1 января 2021 года до 6,5 % на 1 августа 2021 года) нацеливают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к принятию решений об оптимизации объемов привлечения государственных и муниципальных заимствований для того, чтобы не допустить значительного роста расходов на обслуживание долга.
3.1.2. Уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо придерживаться ранее выработанных мероприятий на сохранение уровня накопленного долга по отношению к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета и поэтапное его сокращение во исполнение заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о реструктуризации долга по бюджетным кредитам.
3.2. Состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
В среднесрочной перспективе в качестве одного из источников финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств Брянской области сохранятся кредиты кредитных организаций. Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг.
3.3. Характер и направления долговой политики.
3.3.1. Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состоя-ния рынка финансовых услуг долговая политика Брянской области продолжит характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализа рынка финансовых услуг, учитывать соблюдение условий реструктуризации бюджетных кредитов, а также ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов;
2) прозрачной и эффективной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, целенаправленным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
3.3.2. Долговая политика должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема государственного долга с целью ограничения объема внутренних заимствований, привлечения их в размерах, не превышающих объемы дефицита областного бюджета и подлежащих погашению в текущем финансовом периоде долговых обязательств;
2) планирование расходов областного бюджета на обслуживание долга в целях минимизации процентных ставок по коммерческим кредитам и обеспечения мер, направленных на привлечение в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований области (в случае привлечения бюджетных кредитов из областного бюджета) кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату привлечения кредитных ресурсов, увеличенный на 1 процент годовых;
3) снижение долговых рисков, в том числе за счет продления действия моратория на выдачу государственных гарантий Брянской области;
4) активное управление государственным долгом, в том числе за счет использования среднесрочных долговых инструментов;
5) эффективное управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет дальнейшего использования временно свободных остатков средств на счете бюджета (средств государственных учреждений), бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета, с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
6) информирование населения области о состоянии государственного долга Брянской области.
В период с 2022 по 2024 год будет продолжена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области на основании постановления Правительства Брянской области от 3 августа 2020 года № 336-п «Об установлении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области».
IV. Цели и задачи долговой политики
Реализация долговой политики Брянской области в 2022 – 2024 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности бюджета Брянской области;
обеспечение выполнения показателей исполнения областного бюджета в размерах, характеризующих высокую долговую устойчивость Брянской области;
поддержание низкой долговой нагрузки на бюджет области и оптимального уровня расходов на обслуживание долга;
сохранение положительной кредитной истории Брянской области и, как следствие, снижение издержек, связанных с привлечением и обслуживанием государственного долга Брянской области, с учетом ситуации на финансовом рынке;
обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом Брянской области;
раскрытие информации о государственном долге Брянской области;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
развитие новых механизмов управления государственным долгом.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Брянской области;
оптимизация платежей по государственному долгу Брянской области в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
выполнение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, а также целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов на 2020 – 2024 годы.
В период с 2022 по 2024 год регион будет продолжать исполнение обязательств по заключенному 25 сентября 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» дополнительному соглашению о реструктуризации бюджетных кредитов со сроками погашения по 2029 год включительно, в том числе в 2022 – 2024 годах ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности, или по 350 439 550 рублей, а в 2025 – 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности – по 981 230 740 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года № 1029 «Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» Брянской области в 2021 году была предоставлена отсрочка погашения бюджетного кредита, предоставленного региону в 2020 году в объеме 1 205 969 тыс. рублей для погашения бюджетного кредита, выданного управлением Федерального казначейства по Брянской области в 2020 году на пополнение остатков средств на счете областного бюджета.
По итогам реструктуризации гашение основного долга по данному кредиту будет осуществляться в период с 2021 по 2029 год включительно со следующими сроками погашения: в 2021 – 2024 годах ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности, или по 60 298 450 рублей, в 2025 – 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности, или по 192 955 040 рублей.
В результате исполнения условий реструктуризаций должны быть обеспечены следующие параметры:
отношение общего объема государственного долга Брянской области к сумме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2022 года – не более 37 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года – не более 33 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 года – не более 29 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 года – не более 25 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
на 1 января 2026 года – не более 35 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
на 1 января 2027 года – не более 32 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2026 год;
на 1 января 2028 года – не более 29 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2027 год;
на 1 января 2029 года – не более 27 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2028 год;
на 1 января 2030 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2029 год.
Отношение объема государственного долга Брянской области по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2022 года – не более 20 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;
на 1 января 2023 года – не более 22 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2022 год;
на 1 января 2024 года – не более 23 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2023 год;
на 1 января 2025 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;
на 1 января 2026 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2025 год;
на 1 января 2027 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2026 год;
на 1 января 2028 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2027 год;
на 1 января 2029 года – не более 24 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2028 год;
на 1 января 2030 года – не более 23 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2029 год.
V. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики Брянской области в 2022 – 2024 годах будет направлена на поддержание экономически безопасного уровня государственного долга. При формировании областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов будут обеспечены показатели отношения общего объема государственного долга и долга по кредитам от кредитных организаций в размерах, не превышающих указанные в дополнительном соглашении о реструктуризации бюджетных кредитов.
Обеспечение сбалансированности областного бюджета при одновременном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга области и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов:
кредиты коммерческих банков для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственного долга по бюджетным кредитам. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения кредитов кредитных организаций с процентными ставками в размерах, не превышающих величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка Банка России, увеличенная на 1 процент годовых);
краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на счете бюджета по ставке 0,1 % годовых и сроком пользования до 15 декабря текущего финансового года с целью снижения объемов привлечения кредитов коммерческих банков в течение финансового года и уменьшения расходов на обслуживание долговых обязательств.
VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
Важное место в достижении целей долговой политики области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
а) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.
В целях оценки данного риска планируется продолжить ежемесячный мониторинг исполнения областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам, расходной части областного бюджета с целью принятия управленческих решений;
б) процентный риск – вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
в) риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств.
В целях недопущения возникновения риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка и на его основе – количественная оценка издержек областного бюджета на обслуживание долга;
г) риск ликвидности – отсутствие в областном бюджете заемных средств для исполнения в полном объеме расходных и долговых обязательств в срок по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
д) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики области, являются осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
Для избежания риска предъявления к области требований по исполнению условных долговых обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Брянской области, сохранен мораторий на их предоставление.