Полностью Только текст
Сегодня
пятница, 5 июля 2024 г.

Погода в Брянске днём
Облачно, без осадков, +22 +24 oC
Ветер юго-западный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 


ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Брянской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Брянской области (далее – региональная система научно-методического сопровождения) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Брянской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
указы Президента Российской Федерации:
от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2021 года № 262 «Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта «Образование»;
распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации:
от 16 декабря 2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
от 4 февраля 2021 года № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
распоряжение Правительства Брянской области от 16 октября 2020 года № 179-рп «О мерах, направленных на создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Брянской области»;
приказ департамента образования и науки Брянской области от 18 февраля 2021 года № 178/1 «Об утверждении типового положения о центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и перечня показателей эффективности центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Брянской области».

2. Цель, задачи и принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения

2.1. Целью региональной системы научно-методического сопровождения является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи региональной системы научно-методического сопровождения:
выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства;
обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленному на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования довременных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
соответствие региональных проектов и программ отрасли «Образование» целям, задачам, показателям и результатам национального проекта «Образование» в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
соответствие реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностн-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта «Образование», для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.

3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения

3.1. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня региональной системы научно-методического сопровождения представляют субъекты:
3.2.1. Департамент образования и науки Брянской области.
Функции:
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта «Образование»;
разрабатывает и утверждает паспорт региональной системы научно-методического сопровождения и направляет на согласование федеральному оператору в сроки, определяемые федеральным оператором;
обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием Брянской области, департаментом образования и науки Брянской области и государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Брянский институт повышения квалификации работников образования» (далее – ГАУ ДПО «БИПКРО») о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.2. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Брянской области (далее – ЦНППМ).
Функции:
обеспечивает комплексное взаимодействие с федеральным оператором;
обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта региональной системы научно-методического сопровождения в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования;
определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования в соответствии с регламентом, устанавливаемым федеральным оператором;
обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ дополнительного профессионального образования (в том числе из федерального реестра);
организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта «Образование»;
осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. ГАУ ДПО «БИПКРО», образовательные организации профессионального образования, организации высшего образования, реализующие дополнительные профессиональный программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) педагогической направленности.
Функции:
обеспечивают разработку дополнительных профессиональных педагогических программ в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
обеспечивают федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
предоставляют данные о реализуемых дополнительных профессиональных педагогических программах для формирования паспорта региональной системы научно-методического сопровождения;
осуществляют анализ показателей эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения, разрабатывают рекомендации по повышению эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения и представляют их в департамент образования и науки Брянской области;
организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников;
обеспечивают проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечивают разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечивают вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
выполняют иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня региональной системы научно-методического сопровождения представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальные методические службы Брянской области.
Функции:
обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляют в ЦНППМ информацию о муниципальной системе дополнительного профессионального образования для паспорта региональ¬ной системы научно-методического сопровождения;
обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники муниципальных методических служб Брянской области проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Муниципальные методические объединения.
Функции:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.4. Структурный компонент институционального (образовательных организаций) уровня региональной системы научно-методического сопровождения представляют субъекты:
3.4.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации.
Функции:
обеспечивает взаимодействие муниципальных методических служб Брянской области и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и «горизонтальное» обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. «Пары» педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, «наставник – молодой специалист», «учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию» и др.
Функция:
осуществляют «горизонтальное» обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
Данный перечень субъектов институционального (образовательных организаций) уровня региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является достаточным, но не избыточным.

4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения

4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование региональной системы научно-методического сопровождения:
правовой акт Правительства Брянской области, утверждающий положение о региональной системе научно-методического сопровождения;
правовой акт департамента образования и науки Брянской области, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Брянской области на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ дополнительного профессионального образования и реализуемых федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта региональной системы научно- методического сопровождения.
4.4. Формирование кадрового состава региональной системы научно-методического сопровождения, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых федеральным оператором.
4.5. Обеспечение федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Брянской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта региональной системы научно-методического сопровождения.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования.
4.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Брянской области.

5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения

5.1. Предметом взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения является:
разработка программ дополнительного профессионального образования для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ дополнительного профессионального образования;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения:
цифровая экосистема дополнительного профессионального образования;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.

6. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения

6.1. При разработке показателей эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Брянской области.
Показатели:
1. Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
2. Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
3. Доля педагогических работников, освоивших программы дополни¬тельного профессионального образования, вошедшие в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
4. Доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования.
5. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы.
6. Доля дополнительных профессиональных педагогических программ, размещенных в федеральном реестре дополнительных профессиональных программ, в общем количестве дополнительных профессиональных педагогических программ, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга;
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования);
данные официальных сайтов департамента образования и науки Брянской области, ГАУ ДПО «БИПКРО», муниципальных методических служб Брянской области, образовательных организаций (иные информационные ресурсы субъекта Брянской области);
изучение нормативных правовых документов департамента образования и науки Брянской области, ГАУ ДПО «БИПКРО», муниципальных методических служб Брянской области, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.