Полностью Только текст
Сегодня
пятница, 17 мая 2024 г.

Погода в Брянске днём
Малооблачно, без осадков, +19 +21 oC
Ветер северо-западный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
долговой политики Брянской области на 2023 год и на плановый период
2024 и 2025 годов

I. Общие положения

Основные направления долговой политики Брянской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – долговая политика Брянской области) определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Брянской области (далее – государственный долг).
Долговая политика Брянской области сформирована с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также исполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов, соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области.

II. Итоги реализации долговой политики

Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2021 году и истекшем периоде 2022 года.
По итогам исполнения областного бюджета за 2021 год условия реструктуризации бюджетных кредитов выполнены.
За 2021 год достигнута положительная динамика по снижению уровня долговой нагрузки на областной бюджет. За счет собственных средств бюджета обеспечено снижение уровня долговой нагрузки в абсолютной величине на 1 004,8 млн. рублей. Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января 2022 года составило 20,3 процента, или на 8,6 процентных пункта ниже уровня 2020 года.
В 2021 году осуществлено досрочное гашение кредитов коммерческих банков по заключенным в 2020 году государственным контрактам в объеме 594,03 млн. рублей, в течение 2021 года привлечение рыночных заимствований областным бюджетом не осуществлялось.
Принятые меры по сокращению объема государственного внутреннего долга Брянской области позволили сократить расходы на обслуживание долговых обязательств за 2021 год на 159,2 млн. рублей.
За истекший период 2022 года государственные внутренние заимствования Брянской области по кредитам кредитных организаций в пределах плановых назначений не осуществлялись.
В 2021 году Брянская область по итогам анализа долговой нагрузки, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, подтвердила свой рейтинг субъекта Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
По состоянию на 1 января 2022 года Брянская область занимает 7 место из 18 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, по отношению объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам.
С целью минимизации финансовых рисков для областного бюджета продлено действие ранее введенного моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.

III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики

3.1. Основные факторы долговой политики.
3.1.1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
В текущем году минимизировано негативное влияние последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на исполнение бюджета Брянской области.
С учетом проводимых Правительством Брянской области и органами исполнительной власти Брянской области мероприятий по сокращению влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики области не прослеживается влияние на исполнение доходной части областного бюджета указанных негативных факторов.
Принятые Центральным банком Российской Федерации в 2022 году решения, связанные со значительными колебаниями размера ключевой ставки (с 8,5 процента на 1 января 2022 года до 20 процентов на 28 февраля 2022 года и до 7,5 процента на 19 сентября 2022 года), нацеливают на принятие взвешенных решений об использовании кредитов кредитных организаций в 2023 – 2025 годах с целью оптимизации расходов на обслуживание государственного долга.
3.1.2. Уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо придерживаться ранее выработанных мероприятий по сохранению уровня накопленного долга по отношению к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета и поэтапному его сокращению во исполнение заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о реструктуризации долга по бюджетным кредитам (без учета получаемых в 2023 – 2025 годах Брянской областью бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов).
3.2. Состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
В среднесрочной перспективе в качестве одного из источников финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств Брянской области сохранятся кредиты кредитных организаций. Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг.
3.3. Характер и направления долговой политики.
3.3.1. Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния рынка финансовых услуг долговая политика Брянской области продолжит характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализа рынка финансовых услуг, учитывать соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, условий реструктуризации бюджетных кредитов, а также ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области;
2) прозрачной и эффективной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, целенаправленным информационным взаимодействием с кредитными организациями.
3.3.2. Долговая политика должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема государственного долга с целью ограничения объема внутренних заимствований, привлечения их в размерах, не превышающих объемы дефицита областного бюджета и подлежащих погашению в текущем финансовом периоде долговых обязательств;
2) планирование расходов областного бюджета на обслуживание долга в целях минимизации процентных ставок по коммерческим кредитам и обеспечения мер, направленных на привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем размер ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату привлечения кредитных ресурсов, увеличенный на 1 процент годовых;
3) снижение долговых рисков, в том числе за счет продления действия моратория на выдачу государственных гарантий Брянской области;
4) активное управление государственным долгом, в том числе за счет использования среднесрочных долговых инструментов;
5) эффективное управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет дальнейшего использования временно свободных остатков средств на счете бюджета (средств государственных учреждений), бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета, с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
6) информирование населения области о состоянии государственного долга Брянской области.
В период с 2023 по 2025 год будет продолжена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области на основании постановления Правительства Брянской области от 3 августа 2020 года № 336-п «Об установлении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области».
В связи с выделением Брянской области в 2022 году из федерального бюджета бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований муниципальных образований, сложившихся по состоянию на 1 января 2022 года и подлежащих погашению в 2022 году, в объеме 1 513,5 млн. рублей муниципальными образованиями области по итогам 2022 года будет достигнута экономия бюджетных средств на обслуживание муниципального долга.
3.3.3. Протоколами заседаний Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию Российской Федерации от 7 октября 2021 года № 50, от 28 октября 2021 года № 52 и от 15 июня 2022 года № 31 Брянской области в рамках установленных субъектам Российской Федерации лимитов бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов одобрено предоставление бюджетных кредитов в объеме 5 271,1 млн. рублей. С учетом получения бюджетного кредита в 2022 году в полном объеме (1 807,9 млн. рублей) остаток лимита 2023 – 2025 годов распределен следующим образом:
2023 год – 2 080,8 млн. рублей;
2024 год – 691,2 млн. рублей;
2025 год – 691,2 млн. рублей.

IV. Цели и задачи долговой политики

Реализация долговой политики Брянской области в 2023 – 2025 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности областного бюджета;
обеспечение выполнения показателей исполнения областного бюджета в размерах, характеризующих высокую долговую устойчивость Брянской области;
сохранение положительной кредитной истории Брянской области;
поддержание низкой долговой нагрузки областного бюджета;
обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом Брянской области;
раскрытие информации о государственном долге Брянской области;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
развитие новых механизмов управления государственным долгом.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Брянской области;
оптимизация платежей по государственному долгу Брянской области в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
выполнение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, а также целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов.
В период с 2023 по 2025 год будет продолжено исполнение обязательств по заключенному дополнительному соглашению от 25 сентября 2020 года о реструктуризации бюджетных кредитов (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
По условиям реструктуризации в 2023 – 2024 годах будет погашаться 5 процентов суммы задолженности, или по 350 439 550 рублей, в 2025 – 2029 годах погашение будет осуществляться равными долями от остатка суммы задолженности, или по 981 230 740 рублей ежегодно.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде-рации от 28 мая 2022 года № 976 «Об утверждении Правил проведения в 2022 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», на основании решения Министерства финансов Российской Федерации в 2022 году проводится реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам по кредиту (далее – задолженность) на период с 2022 по 2029 год включительно со следующими сроками погашения:
в 2022 году задолженность не подлежит погашению;
в 2023 – 2024 годах ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения;
в 2025 – 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности с возможностью ее досрочного погашения.
В результате исполнения условий реструктуризаций должны быть обеспечены следующие параметры:
отношение общего объема государственного долга Брянской области к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2023 года – не более 33 процентов;
на 1 января 2024 года – не более 29 процентов;
на 1 января 2025 года – не более 25 процентов;
на 1 января 2026 года – не более 35 процентов;
на 1 января 2027 года – не более 32 процентов;
на 1 января 2028 года – не более 29 процентов;
на 1 января 2029 года – не более 27 процентов;
на 1 января 2030 года – не более 24 процентов.
Отношение объема государственного долга Брянской области по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2023 года – не более 22 процентов;
на 1 января 2024 года – не более 23 процентов;
на 1 января 2025 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2026 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2027 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2028 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2029 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2030 года – не более 23 процентов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Феде-рации от 28 июня 2021 года № 1029 «Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» Брянской области в 2021 году была предоставлена отсрочка погашения бюджетного кредита, выделенного в 2020 году в объеме 1 205,97 млн. рублей для погашения бюджетного кредита, выданного управлением Федерального казначейства по Брянской области в 2020 году на пополнение остатков средств на счете областного бюджета.
По итогам реструктуризации в период действия настоящего постановления гашение основного долга по данному кредиту будет осуществляться на следующих условиях: в 2023 – 2024 годах ежегодно в размере 5 процентов суммы задолженности, или по 60 298 450 рублей, в 2025 – 2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности, или по 192 955 040 рублей.

V. Инструменты реализации долговой политики

Реализация долговой политики Брянской области в 2023 – 2025 годах будет направлена на поддержание экономически безопасного уровня государственного долга. При формировании областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будут обеспечены показатели отношения общего объема государственного долга и долга по кредитам от кредитных организаций в размерах, не превышающих указанные в дополнительном соглашении о реструктуризации бюджетных кредитов (без получаемых в 2023 – 2025 годах бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов).
Обеспечение сбалансированности областного бюджета при одновременном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов:
кредиты коммерческих банков для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственного долга по бюджетным кредитам. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения кредитов кредитных организаций с процентными ставками в размерах, не превышающих величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, увеличенная на 1 процент годовых);
краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на счете бюджета по ставке 0,1 процента годовых.

VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом

Важное место в достижении целей долговой политики Брянской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
а) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.
В целях оценки данного риска планируется продолжить ежемесячный мониторинг исполнения областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам, расходной части областного бюджета с целью принятия управленческих решений;
б) процентный риск – вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
в) риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств.
В целях недопущения возникновения риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка и на его основе – количественная оценка издержек областного бюджета на обслуживание долга;
г) риск ликвидности – отсутствие в областном бюджете заемных средств для исполнения в полном объеме расходных и долговых обязательств в срок по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
д) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Брянской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
Для избежания риска предъявления к области требований по исполнению условных долговых обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Брянской области, сохранен мораторий на их предоставление.