ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Брянской области
1. Общие положения
Инвестиционная декларация Брянской области (далее – Инвестиционная декларация) разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития и реализации инвестиционного потенциала Брянской области, привлечения в экономику Брянской области российских и иностранных инвесторов, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», и выступает обязательством Правительства Брянской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса в Брянской области.
Инвестиционная декларация подтверждает следующие принципы инвестиционной политики в Брянской области:
1) принцип ответственности – Правительство Брянской области в рамках своих полномочий отвечает перед инвестором за незыблемость мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, неухудшение положения инвестора и условий ведения бизнеса в регионе;
2) принцип системности – Инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт»), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь инструментов поддержки инвестора в Брянской области;
3) принцип достоверности – первоисточниками информации, содержащейся в Инвестиционной декларации, выступают государственные информационные ресурсы;
4) принцип проактивности – вовлечение в подготовку и реализацию инвестиционной политики всех заинтересованных лиц, включая представителей предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
5) принцип открытости и доступности информации для инвестора – обеспечение свободного доступа к нормативным правовым актам, а также к информации, относящимся к ведению инвестиционной деятельности в Брянской области и затрагивающим права и обязанности инвесторов;
6) принцип гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Правительством Брянской области и инвестором по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Брянской области;
7) принцип равного отношения к инвесторам независимо от объема инвестиций;
8) принцип эффективности мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Брянской области.
Реализация Правительством Брянской области и созданными в Брянской области институтами развития настоящей Инвестиционной декларации формирует благоприятный инвестиционный климат, обеспечивает комфортную бизнес-среду в Брянской области.
Инвестиционная декларация включает в себя общее описание целей инвестиционного развития Брянской области, общее описание регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в Брянской области, ключевые характеристики Брянской области, отражающие инвестиционный потенциал и приоритеты инвестиционного развития региона, инвестиционные обязательства Брянской области, состав инвестиционной команды Брянской области.
Ответственность за исполнение положений Инвестиционной декларации возлагается на заместителя Губернатора Брянской области, курирующего реализацию экономической политики и инвестиционной деятельности.
Инвестиционная декларация размещается на инвестиционном портале Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://invest32.ru.
2. Цели инвестиционного развития Брянской области
Главной целью инвестиционного развития Брянской области является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в Брянской области на 70 % к 2030 году по сравнению с 2020 годом в качестве вклада в достижение национальной цели развития «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности».
Цели инвестиционного развития Брянской области тесно связаны с приоритетами и целями социально-экономического развития Брянской области до 2030 года – формированием развитой экономики, основанной на высокотехнологичных производствах, наукоемких услугах, экологически чистом агропромышленном комплексе, обеспечивающей растущее качество жизни населения.
Перспективы социально-экономического развития Брянской области определяют видение Брянской области в 2030 году как:
1) территории, привлекательной для жизни и творчества, с развитой социальной сферой;
2) одного из лидирующего агропромышленного региона Российской Федерации;
3) одного из крупных центров промышленного и инновационного развития, размещения передовых производств;
4) территории, предоставляющей площадки для реализации инвестиционных проектов в полюсах инвестиционной активности;
5) центра межгосударственного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
6) важной приграничной геостратегической территорией Российской Федерации;
7) одного из лидирующих экспортных регионов, включенного в межрегиональные торговые и интеграционные проекты;
8) региона поддержки сельских территорий и небольших городов, территории возрождения села;
9) одного из экологически чистых регионов Центрального федерального округа с активно внедряющимися «зелеными» технологиями в промышленности и сельском хозяйстве.
Основное направление инвестиционной политики Брянской области – реализация приоритетных системообразующих проектов, которые оказывают мультипликативный эффект на развитие других отраслей.
Инвестиционное развитие Брянской области определяют следующие институциональные приоритеты инвестиционной политики:
1) прозрачные и понятные правила осуществления инвестиционной деятельности в Брянской области;
2) упрощение административных процедур;
3) первоочередная поддержка инвестиционных проектов, внедряющих технологические и продуктовые инновации и использующих экологичные и энергоэффективные технологии;
4) повышение эффективности региональных институтов поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности.
3. Общее описание регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в Брянской области
В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации сформирована концепция регионального инвестиционного стандарта (далее – стандарт).
Стандарт включает в себя следующие элементы:
1. Инвестиционная декларация является обязательством перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса, обеспечивает формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.
2. Инвестиционный комитет существует в целях формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, разрешения разногласий и споров инвестора с органами власти, органами местного самоуправления, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов.
3. Агентство развития представляет институт в целях привлечения частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, содействия инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов и повышения инвестиционной привлекательности.
4. Инвестиционная карта Брянской области формируется для обеспечения доступа инвесторов к информации в части распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов, необходимой инфра¬структуры, а также площадок для реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов.
5. Свод инвестиционных правил Брянской области представляет собой оптимальный алгоритм действий («клиентский путь») инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта, по ключевым направлениям деятельности (обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре, подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, получение земельных участков в аренду, оформление разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект).
Информация о стандарте является открытой и доступной для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и на постоянной основе размещается на инвестиционном портале Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://invest32.ru.
4. Ключевые характеристики Брянской области
Брянская область – это крупный и активно развивающийся аграрно-промышленный центр Центрального федерального округа с диверсифицированной структурой производства, потенциалом инновационного развития и уникальными технологическими компетенциями. В 2021 году Брянская область заняла 15 место в рейтинге «Лучшие регионы для жизни», подготовленном агентством «Национальные кредитные рейтинги».
Брянская область расположена на западе России и граничит на юге с Украиной (Черниговская и Сумская области), на западе и северо-западе – с Республикой Беларусь (Гомельская и Могилевская области). Площадь Брянской области составляет 34900 кв. км. В состав области входит 24 муниципальных района, 2 муниципальных округа, 5 городских округов, 29 городских поселений и 176 сельских поселений. Областной центр – город Брянск.
Брянская область граничит с четырьмя субъектами Российской Федерации: на севере – со Смоленской областью, на востоке – с Калужской и Орловской областями, на юго-востоке – с Курской областью. Регион находится в 392 километрах от крупнейшего регионального рынка России – Московской агломерации.
Климат Брянской области является умеренно-континентальным, регион характеризуется относительно комфортными условиями для проживания населения (умеренно холодная зима и теплое лето). Благоприятные климатические условия в области способствуют развитию сельского хозяйства. Брянская область расположена в южно-таежной и подтаежной природных зонах, а юго-восточные районы области – в лесостепной зоне.
Численность постоянного населения Брянской области на 1 января 2023 года составила 1152,6 тыс. человек. В области преобладает городское население (69,6 % – городское население; 30,4 % – сельское население). Численность рабочей силы в октябре – декабре 2022 года составила 582,8 тыс. человек. Уровень безработицы достаточно низок – 2,9 % и имеет тенденцию к уменьшению.
Большая часть территории области находится в зонах благоприятной транспортной доступности от железных и автомобильных дорог, что обусловлено достаточно высокой плотностью сформировавшихся путей сообщения. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Брянской области является средней по Центральному федеральному округу и составляет 322 км на 1000 кв. км.
Через территорию области проходят международные транспортные коридоры № 2 «Запад – Восток» и № 9 «Север – Юг». Территорию области пересекают следующие транспортные коридоры: федеральная магистральная автомобильная дорога М-3 «Украина», часть европейского маршрута Е101, автомобильная дорога федерального значения Р120 «Орел – Брянск – Смоленск – Республика Беларусь», часть европейского маршрута Е115, которые обеспечивают выход на новые экспортные маршруты – федеральную магистральную дорогу М-4 «Дон» с выходом на федеральную трассу Р22 «Каспий», федеральную магистральную дорогу М-7 «Урал».
Из железных дорог сохраняют свое значение линия Орел – Брянск –Смоленск, обеспечивающая связь с центральными районами и Поволжьем России, линия Брянск – Злынка, обеспечивающая связь с Республикой Беларусь. Линии однопутные с тепловозной тягой. В меридиональном направлении через всю область проходит железнодорожная магистраль Москва – Брянск – Суземка – Киев. Линия двухпутная с электровозной тягой. Крупные железнодорожные узлы: Брянск-Льговский, Навля, Унеча.
Авиационный транспорт области представлен аэропортовым комп-лексом. Международный аэропорт «Брянск» может принимать воздушные суда типа ИЛ-76, «Суперджет-100», ТУ-204, «Боинг-737», А-310, Embraer-120, другие типы воздушных судов класса ниже. В 2022 году начата масштабная реконструкция аэропорта.
На период до 2030 года определены задачи развития транспортной инфраструктуры, выполнение которых повысит инвестиционную привлекательность территории Брянской области: расширение до четырех полос движения автомобильных дорог федерального значения Р120, А-240; расширение до четырех полос движения автомобильной дороги Брянск –Дятьково; строительство новых объектов транспортной инфраструктуры в соответствии со схемой территориального планирования Брянской области.
Благодаря стабильной положительной динамике ведущих секторов экономики области – сельского хозяйства и обрабатывающих производств объем валового регионального продукта (далее – ВРП) в 2021 году составил 447,9 млрд. рублей (103,5 % в постоянных ценах к уровню 2020 года), в 2022 году оценен в 502,1 млрд. рублей (101,0 % в постоянных ценах к уровню 2021 года). Индексы физического объема ВРП в период 2017 – 2021 годов в регионе были выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу и Российской Федерации. ВРП на душу населения в Брянской области в 2021 году составил 383 тыс. рублей, в 2022 году оценен в 431,5 тыс. рублей.
В 2023 году ожидается, что ВРП составит 525,9 млрд. рублей. Прогнозируется рост ВРП за трехлетний период 2023 – 2025 годов (по базовому варианту) на 6,5 %: в 2023 году – на 1,2 %, в 2024 году – на 2,6 %, в 2025 году – на 2,6 %.
Энергосистема Брянской области входит в объединенную энерго-систему Центра (ОЭС Центра). Основная часть электроэнергии (от 70 % до 90 % потребности в электрической мощности) поступает в Брянскую область от внешних источников по линиям ЕНЭС, обслуживаемым филиалом ПАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Северо-Запада.
Распределение электроэнергии потребителям осуществляется по объектам: ПС 750 кВ Новобрянская, ПС 500 кВ Белобережская, ПС 220 кВ Новобрянская, ПС 220 кВ Брянская, ПС 220 кВ Цементная, ПС 220 кВ Машзавод, ПС 220 кВ Найтоповичи, ПС 110 кВ Суземка, ПС 110 кВ Красная Гора, ПС 110 кВ Вышков, ПС 110 кВ Новозыбков, ПС 110 кВ Индуктор, ПС 35 кВ Лотаки, ПС 35 кВ Ивановка; сети 0,4-6(10)-35-110 кВ. Существующий электроэнергетический комплекс Брянской области образуют:
объект генерации – Клинцовская ТЭЦ, принадлежащая ООО «Клиновская ТЭЦ», установленной мощностью 13,2 МВт;
176 подстанций, в том числе одна ПС 750 кВ трансформаторной мощностью 3504 МВА, одна ПС 500 кВ трансформаторной мощностью 1002 МВА, пять ПС 220 кВ трансформаторной мощностью 1505 МВА.
Для размещения крупных энергоемких промышленных предприятий приоритетны г. Брянск, Дятьковский, Брянский, Карачевский, Погарский, Трубчевский, Почепский районы Брянской области.
Газоснабжение потребителей Брянской области обеспечивается через систему магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Москва» – «Брянское линейное производственное управление магистральных газопроводов» и АО «Газпром газораспределение Брянск».
В систему газоснабжения области входят:
магистральные газопроводы протяженностью 749,9 км;
88 газораспределительных станций;
наружные газораспределительные сети протяженностью 20561,66 км;
5906 шкафных газораспределительных пунктов (ШРП), газорегуляторных пунктов (ГРП, ГРПБ, ГРУ), установок электрохимической защиты.
В Брянской области природный газ присутствует в 31 районе области (включая городские округа) из 31, уровень газификации жилищного фонда Брянской области природным и сжиженным углеводородным газом в соответствии с паспортом газового хозяйства по состоянию на 1 января 2023 года составляет 91,0 % (в том числе природным газом – 91,0 %, СУГ – 0,00 %).
Запасы пресных вод (с учетом подземных) на территории Брянской области составляют 4510 млн. куб. м. На питьевые и хозяйственные нужды населения и отраслей экономики из поверхностных и подземных источников ежегодно используется 3,2 % – 3,6 % возобновляемых ресурсов вод. Потребность региона в пресной воде удовлетворяется полностью.
Брянская область располагает месторождениями торфа, фосфатосодержащих руд для производства минеральных удобрений, исходного сырья для строительной и стекольной промышленности (песок, глина, трепел, мел и т.д.), фосфатных титано-циркониевых песков, керамзитового сырья.
Традиционными отраслями экономики Брянской области выступают сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (17,8 % ВРП по итогам 2020 года); обрабатывающие производства (15,2 % ВРП по итогам 2020 года); торговля оптовая и розничная (15,2 % ВРП по итогам 2020 года); деятельность по операциям с недвижимым имуществом (12 % ВРП по итогам 2020 года); транспортировка и хранение (7,4 % ВРП по итогам 2020 года); строительство (4 % ВРП по итогам 2020 года).
В 2022 году в Брянской области индекс промышленного производства составил 117,7 % к уровню 2021 года (в Российской Федерации – 99,4 %, в Центральном федеральном округе – 103,1 %). По данному показателю Брянская область занимает первое место в Центральном федеральном округе и второе место в Российской Федерации.
Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам в 2022 году составил 120,1 % (в Российской Федерации – 98,7 %, в Центральном федеральном округе – 104,4 %). По данному показателю Брянская область занимает первое место в Центральном федеральном округе и второе место в Российской Федерации.
В промышленном производстве Брянская область специализируется на транспортном машиностроении, в том числе на производстве транспортных средств, машин и оборудования, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (24,1 % объема промышленного производства в 2022 году).
Лидирующие позиции занимает пищевая перерабатывающая промышленность – 39,8 % объема промышленного производства в 2022 году. Продукция пищевой промышленности (в первую очередь это продукты переработки мяса, сыр и сырные продукты) ориентирована не только на региональный рынок, но и на общероссийский и международный рынки. Важную роль, в том числе и в Центральном федеральном округе, играют промышленность строительных материалов, предприятия по производству картона и картонно-бумажной упаковки, предприятия по производству химических веществ и химических продуктов.
Активное развитие средне- и высокотехнологичных отраслей (машиностроение, радио- и микроэлектронная промышленность и других), реализация программ импортозамещения позволили сформировать в регионе уникальные технологические компетенции в транспортном машиностроении, производстве специализированных колесных шасси и тягачей высокой проходимости, автомобильных кранов, мотовелотехники, производстве полимерных композиций на основе наносиликатов, интегральных микросхем и силовых модулей.
В результате брянская промышленность к 2022 году вышла на следующий уровень: 100 % российского производства магистральных грузовых тепловозов, 75 % российского производства маневровых тепловозов, 31 % российского производства автогрейдеров, 30 % российского производства автомобильных кранов, 75 % российского производства квадроциклов.
Сельское хозяйство для Брянской области является одной из ключевых отраслей экономики. На долю Брянской области приходится 1,5 % общей стоимости производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Сельскохозяйственные угодья Брянской области составляют 1,9 млн. га, или 54 % земельного фонда области.
Брянская область выступает лидером в Российской Федерации по промышленному производству картофеля, занимает первое место в Центральном федеральном округе и второе место в Российской Федерации по поголовью крупного рогатого скота и производству говядины в сельхозпредприятиях.
В трехлетний период 2023 – 2025 годов ожидается рост промышленного производства (по базовому варианту): в 2023 году – на 6,0 %, в 2024 году – на 6,3 %, в 2025 году – на 6,8 %, в том числе рост обрабатывающих производств составит: в 2023 году – 6,2 %, в 2024 году – 6,5 %, в 2025 году – 7,0 %. Производство продукции сельского хозяйства за трехлетний период 2023 – 2025 годов вырастет (по базовому варианту) на 3,3 %, в том числе производство продукции растениеводства – на 2,8 %, производство продукции животноводства – на 3,7 %.
Потребительский рынок Брянской области стабильный, с высокой степенью товарной насыщенности, развитой сетью федерального ретейла, предприятий общественного питания и сферы услуг. Емкость и динамика потребительского рынка выступает индикатором уровня доходов населения Брянской области: розничный товарооборот за период 2018 – 2022 годов вырос с 253,2 млрд. рублей до 331,3 млрд. рублей, объем платных услуг населению – с 54,2 млрд. рублей до 66,3 млрд. рублей.
Инновационный потенциал Брянской области определяется наличием инновационно ориентированных организаций: образовательных организаций высшего образования, отраслевых институтов, промышленных предприятий с научно-техническими центрами, малых инновационных предприятий, в том числе афиллированных с брянскими образовательными организациями высшего образования. Подготовку кадров для отраслей экономики, действующих и планируемых к созданию в Брянской области предприятий и организаций осуществляют: по программам высшего образования – 10 организаций высшего образования, в том числе 6 филиалов; по программам среднего профессионального образования – 20 профес¬сиональных образовательных организаций.
Центры компетенций в Брянской области:
1) для сельского хозяйства – ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» (БГАУ);
2) в машиностроении – ФГБОУ ВО «Брянский государственный техни¬ческий университет» (БГТУ);
3) в строительстве – ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» (БГИТУ).
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятиями и организациями Брянской области превышает общероссийские показатели и показатели Центрального федерального округа: по результатам 2021 года данный показатель для Брянской области составил 7,9 %, для Российской Федерации – 5,0 %, для Центрального федерального округа – 4,6 %. В промышленности Брянской области удельный вес инновационных товаров, выполненных работ, услуг еще выше – 12,9 % в 2021 году (6,7 % в Российской Федерации; 5,2 % в Центральном федеральном округе). По данному показателю Брянская область занимает второе место в Центральном федеральном округе.
Рост инновационной активности предприятий Брянской области связан с увеличением конкурентного давления при выходе на новые географические рынки, а также с реализацией инвестиционных проектов в Брянской области по выпуску продукции высокой добавленной стоимости с использованием компетенций научных центров региона.
Точки роста промышленного производства Брянской области:
1) в пищевой перерабатывающей промышленности:
увеличение выпуска охлажденных полуфабрикатов и замороженных готовых блюд;
производство сыров, продуктов переработки картофеля, плодоовощной продукции открытого и закрытого грунта;
2) в машиностроении – производство железнодорожного тягового подвижного состава, тягачей, автокранов, специальной и дорожной техники, сельскохозяйственной техники и запчастей к ней, оборудования для пищевой промышленности, оборудования для нефтегазовой промышленности (емкостное оборудование, насосно-компрессорное оборудование);
3) в металлургии:
производство твердых сплавов;
точное и цветное литье;
4) в промышленности строительных материалов – производство высокоэффективных теплоизоляционных и стеновых материалов;
5) в стекольной промышленности – производство изделий из медицин¬ского стекла и стеновых материалов;
6) в химической промышленности – производство активных фармацевтических субстанций и лекарственных средств, полимерных композиций на основе наносиликатов;
7) в целлюлозно-бумажной промышленности – производство картона и картонно-бумажной упаковки.
Брянская область характеризуется высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» по итогам 2020 –2021 годов присваивала региону рейтинг А3. По итогам 2021 года объем инвестиций в основной капитал составил 81,3 млрд. рублей (102,4 % к уровню 2020 года в сопоставимых ценах). Благодаря комплиментарной инвестору политике региональной и муниципальных органов власти, совокупности потенциалов развития региона в Брянской области наблюдается поступательный рост объемов инвестиций в основной капитал. За период 2018 – 2021 годов инвестиции в основной капитал выросли с 58,9 млрд. рублей до 81,3 млрд. рублей, GAGR – 10,2 %.
Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций по крупным и средним предприятиям традиционно занимают сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. По виду деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» драйвером инвестиций в основной капитал выступает животноводство с удельным весом более 90 %.
Вторым значимым отраслевым направлением для инвестиций являются обрабатывающие производства.
В обрабатывающих производствах инвестиционно емкими остаются машиностроение, а также пищевая обрабатывающая промышленность. Реализация крупных инвестиционных проектов по мясопереработке обуславливает высокую долю мясной промышленности в структуре пищевой перерабатывающей промышленности Брянской области. Растут инвестиции в производство сыров. Привлекательным для инвестиций выступает производство бумаги и картона, а также гофроупаковки. Капиталоемкие проекты также реализуются в жилищном строительстве, фармацевтическом производстве, металлургическом производстве.
Комплексный механизм повышения инвестиционной привлекательности Брянской области, реализуемый Правительством Брянской области, направлен на формирование комфортной среды и приемлемых условий для развития инвестиционной деятельности на территории региона. В его основе лежат экономические и политические ресурсы, механизмы, процедуры и меры поддержки инвестиционной деятельности в Брянской области. В регионе обеспечивается равный доступ инвесторов к инвестиционной информации, а также своевременно рассматриваются обращения инвесторов, в том числе по каналам прямой связи, действует горячая линия для инвесторов.
Для информирования инвесторов и заинтересованных информации создан специализированный интернет-портал об инвестиционной деятельности в Брянской области – инвестиционный портал Брянской области (https://invest32.ru). В Брянской области инвесторам доступны 157 инвестиционных площадок категории greenfield и brownfield. На инвестиционной карте Брянской области инвесторам предоставлена возможность получить первичную информацию о наличии необходимой инженерной, транспортной и иной инфраструктуры.
В Брянской области создана многоуровневая система поддержки инвестиционной деятельности, оператором которой выступает департамент экономического развития Брянской области (http://econom32.ru), координатором в режиме «одного окна» – ГБУ «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов» (https://invest32.ru).
С 2017 года в Брянской области реализованы 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р о целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, которые позволяют снизить административные барьеры и выстроить диалог бизнеса и власти. Помимо внедрения обязательных стандартов улучшения инвестиционного климата в Брянской области проводится внедрение лучших российских и международных практик взаимодействия региональных органов власти с инвестиционным сообществом.
На 2023 год запланировано поэтапное внедрение Регионального инвестиционного стандарта 2.0.
Приоритетные направления инвестиционного развития Брянской области: сельское хозяйство, пищевая перерабатывающая промышленность, машиностроение, производство бумаги и картона, строительство, диверси-фикация экономики и создание новых высокотехнологичных производств.
Агропромышленный комплекс, включая пищевую перерабатывающую промышленность, машиностроение, транспортировка и хранение выступают «якорными» отраслями развития Брянской области.
Инвестиционная политика Брянской области ориентирована на следующие отраслевые и технологические приоритеты:
1) развитие агропромышленного комплекса и агрологистической сети:
повышение ресурсоэффективности сельскохозяйственного производства;
повышение продуктивности животноводства и урожайности в растениеводстве;
развитие глубокой переработки продукции животноводства;
производство овощей закрытого грунта;
садоводство;
создание логистических комплексов в агропромышленном комплексе по первичной обработке и хранению зерновых культур, овощных культур и картофеля, продукции садоводства;
создание и развитие селекционно-генетического центра по воспроизводству крупного рогатого скота;
создание и развитие центров селекции семеноводства;
2) расширение производственной базы транспортного машиностроения и развитие обрабатывающих производств:
развитие аддитивных технологий;
создание индустриальных парков и технопарков;
внедрение информационных технологий и цифровизация производств;
разработка и внедрение технологий по переработке техногенных отходов;
разработка и внедрение беспилотных систем для локомотивной железнодорожной техники и автомобильной спецтехники;
расширение производства сельскохозяйственной техники;
расширение производства бумаги, картона и картонно-бумажной упаковки;
развитие производства инновационных полимерных композиций на основе наносиликатов;
модернизация деревообрабатывающих производств с увеличением глубины переработки древесины;
3) развитие транспорта и логистики, интеграция в федеральные транзитные коридоры:
интеграция в международные транспортные коридоры;
строительство логистических центров межрегионального значения и распределительных центров регионального значения в Брянской агломерации, Клинцовском и Новозыбковском районах, а также в ключевых сельскохозяйственных районах;
4) модернизация строительной отрасли, увеличение объемов жилищного строительства, реализация проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
эффективное использование минерально-сырьевой базы области для энергоэффективных стеновых материалов, теплоизоляционных материалов и композитных материалов;
реализация проектов комплексной застройки Брянской городской агломерации;
реализация проектов государственно-частного партнерства в коммунальном хозяйстве, в том числе в системах водоснабжения и водоотведения муниципальных образований Брянской области;
5) создание инновационных высокотехнологичных производств в целях диверсификации экономики области:
производство минеральных удобрений;
производство активных фармацевтических субстанций из сырья растительного и животного происхождения;
строительство нефтеперерабатывающего завода;
разработка и создание высокотехнологичной электронно-компонентной базы, импортозамещение микросхем и комплектующих для профессиональной и потребительской электроники;
создание лесохимических производств;
производство упаковки, в том числе бумажной, гибкой и твердой полимерной, термоусадочной;
производство емкостного и насосно-компрессорного оборудования для нефтегазовой промышленности;
производство сухих строительных смесей.
5. Инвестиционные обязательства Брянской области
Обеспечение долгосрочных гарантий промышленным инвесторам от некоммерческих рисков, содействие сбыту продукции и установлению прозрачных и понятных правил взаимодействия публичных и частных партнеров является приоритетным направлением инвестиционной политики Брянской области.
Брянская область в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, региональным законодательством устанавливает гарантии безопасности ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности.
Одна из гарантий – неухудшение условий реализации инвестиционных проектов, включенных в реестр приоритетных инвестиционных проектов Брянской области, в том числе инвестиционных проектов в рамках соглашений о защите и поощрении капитальных вложений.
Правительство Брянской области содействует реализации инвестиционной политики, включая вопросы защиты инвестиций, а также прав и интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, в том числе путем:
равного отношения ко всем субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
участия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в процессах принятия решений, подготовки проектов нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих их интересы, и оценки их реализации;
отсутствия ограничений в реализации инвестиционных проектов в рамках действующего законодательства;
защиты капитальных вложений;
невмешательства государственных органов и должностных лиц в хозяйственную деятельность инвестора, соблюдения прав инвестора на свободный выбор подрядчиков, поставщиков и любых других контрагентов.
Гарантии неухудшения условий реализации инвестиционных проектов на территории Брянской области обеспечиваются в соответствии с Феде-ральным законом от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», Законом Брянской области от 9 июня 2015 года № 41-З «Об инвестиционной деятельности в Брянской области», постановлением Правительства Брянской области от 26 сентября 2022 года № 407-п «Об утверждении перечня законов и иных нормативных правовых актов Брянской области, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», приказом департамента экономического развития Брянской области от 19 сентября 2022 года № 367 «О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений».
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений предоставляет инвесторам возможность применения стабилизационной оговорки в течение всего срока инвестиций, субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам, налоговые льготы, – размер налоговой нагрузки инвестора сохранится на весь период капиталовложений.
Инвестиционные проекты, которые соответствуют приоритетным направлениям социально-экономического развития Брянской области и приоритетным направлениям инвестиционной деятельности Брянской области, обладают интегральным эффектом, получают статус приоритетного инвестиционного проекта Брянской области в соответствии с постанов¬лением Правительства Брянской области от 11 декабря 2015 года № 594-п «Об утверждении приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Брянской области, Положения о порядке присвоения инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта Брянской области».
Статус «масштабный инвестиционный проект» присваивается инвестиционному проекту в соответствии с Законом Брянской области от 9 ноября 2015 года № 113-З «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов».
Развитие механизмов государственно-частного партнерства и концессий в Брянской области направлено на создание условий для привлечения инвестиций в строительство, реконструкцию, модернизацию, обслуживание или эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры и обеспечивается путем реализации положений постановления Правительства Брянской области от 26 сентября 2016 года № 497-п «О полномочиях исполнительных органов государственной власти Брянской области в сферах государственно-частного партнерства, реализации концессионных соглашений».
Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности обеспечена на территории Брянской области. Информация о действующих на территории Брянской области мерах государственной поддержки является открытой и доступной для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и на постоянной основе размещается на инвестиционном портале Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://invest32.ru. Исключением является информация, составляющая в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Комплекс мер поддержки инвесторов реализуется в соответствии с законами Брянской области от 9 июня 2015 года № 41-З «Об инвестиционной деятельности в Брянской области», от 26 ноября 2004 года № 73-З «О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков», от 27 ноября 2003 года № 79-З «О налоге на имущество организаций» и включает в себя:
1) льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество: снижение налоговой ставки по налогу на прибыль на 3,5 % (в части, поступающей в региональный бюджет); освобождение от уплаты налога на имущества в отношении имущества, создаваемого и (или) приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и прироста стоимости реконструированных (модернизированных) в соответствии с инвестиционным проектом основных средств. Налоговые льготы предоставляются инвесторам в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов на срок их окупаемости, но не более чем на семь лет для проектов с объемом финансирования от 50 до 2000 млн. рублей, на девять лет – для проектов с объемом финансирования свыше 2000 млн. рублей;
2) субсидирование процентных ставок по кредитам для реализации инвестиционных проектов на территории Брянской области;
3) залоговые обеспечения исполнения обязательств инвесторов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов;
4) бюджетные инвестиции.
В соответствии с Законом Брянской области от 26 сентября 2022 года № 70-З «О применении на территории Брянской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций» инвесторам предоставляется инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.
Размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода составляет 90 % суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства, и (или) 90 % суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства, а размер налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета составляет 5 %.
Решение о целесообразности реализации инвестиционных проектов и возможности предоставления мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета принимает инвестиционный совет при Губер-наторе Брянской области.
Организационные (нефинансовые) меры поддержки инвестиционной деятельности, администрируемые ГАУ Брянский областной «Центр оказания услуг «Мой бизнес» (https://мойбизнес32.рф), АНО «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда Брянской области» (https://rck32.рф), АНО «Центр поддержки экспорта Брянской области» (https://www.32export.ru), включают:
1) информационно-консультационную и методологическую поддержку инвесторов по привлечению различных мер поддержки, в том числе предусмотренных программами финансирования и субсидирования Фонда развития промышленности и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
2) информационно-консультационную и маркетинговую поддержку по вопросам экспорта, вывода продукции на внутренний и внешний рынки.
В Брянской области созданы институты поддержки инвестиционной деятельности, оказывающие содействие в разработке и получении исходноразрешительной документации по проекту, в решении вопросов по регистрации организации и постановки на учет в налоговых органах, резервированию и выделению земельных участков и производственных площадок, оформлению прав собственности, заключению договоров аренды имущества, в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта, в получении юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, в получении услуг оценочных организаций, получении инжиниринговых и консалтинговых услуг.
Институты поддержки инвесторов в Брянской области:
1) государственное бюджетное учреждение «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов»:
интегратор и координатор мер поддержки инвесторов;
информационно-консультационное и организационное содействие субъектам инвестиционной деятельности;
2) фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Брянской области «Брянский Гарантийный Фонд»:
предоставление обеспечения по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах (договорах займа, лизинга, банковской гарантии и т.п.) в форме поручительства;
3) микрокредитная компания «Фонд развития малого и среднего предпримательства Брянской области»:
предоставление финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, в том числе грантов на компенсацию части затрат на возмещение процентов по кредитным договорам, заключенным в целях пополнения оборотных средств;
предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам на развитие бизнеса;
4) региональный фонд развития промышленности Брянской области:
совместное с Фондом развития промышленности льготное финансирование проектов в виде целевых займов по программам: «Комплектующие изделия», «Проекты развития», «Производительность труда», «Проекты лесной промышленности»;
5) государственное автономное учреждение Брянский областной «Центр оказания услуг «Мой Бизнес»:
консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства по разработке и реализации проектов модернизации, технического перевооружения и (или) создания новых производств, оказание содействия в подготовке бизнес-планов, технико-экономического обоснования реализации проектов модернизации, технического перевооружения и (или) создания новых производств;
содействие в проведении сертификации, декларировании, аттестации и оформлении разрешительной документации для производственных субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка технических решений (проектов, планов) по внедрению цифровизации производственных процессов для производственных субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационно-консультационные услуги, акселерационные программы для субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) автономная некоммерческая организация «Центр поддержки экспорта Брянской области»:
информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в привлечении инвестиций и выходе экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства на международные рынки;
7) автономная некоммерческая организация «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда Брянской области»:
комплексная информационно-консультационная поддержка инвесторов в сфере промышленности в привлечении различных мер поддержки Фонда развития промышленности;
экспертная и методическая поддержка повышения производительности труда на предприятиях;
8) государственное бюджетное учреждение Брянской области «Центр компетенций агропромышленного комплекса Брянской области»:
информационно-консультационные услуги для инвесторов – субъектов малого и среднего предпринимательства в области сельского хозяйства;
9) Брянский областной промышленный парк:
предоставление в аренду по льготным ставкам производственных площадей;
предоставление услуг центра коллективного пользования;
обеспечение подготовки кадров для промышленности.
Инвесторам гарантируется соблюдение условий предоставления мер поддержки, предусмотренных законодательством Брянской области.
С целью обеспечения комфортных и комплиментарных условий реализации инвестиционных проектов в Брянской области вводится в действие свод инвестиционных правил, представляющий собой алгоритм действий инвестора и обеспечивающий соблюдение органами и организациями в рамках установленной компетенции сроков согласования и представления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности, и содержащий информацию о наборе шагов, сроках и количестве процедур по следующим приоритетным направлениям:
1) электроснабжение (подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям);
2) водоснабжение и водоотведение (подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения);
3) теплоснабжение (подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения);
4) газоснабжение (подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения);
5) дорожная инфраструктура (обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре);
6) получение объектов недвижимости в аренду на инвестиционных условиях;
7) получение разрешения на строительство;
8) оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект;
9) получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Соответствующая информация об уполномоченных на ведение алгоритмов и действий по ним органах исполнительной власти Брянской области и организациях Брянской области в рамках свода инвестиционных правил для инвесторов, а также информация о порядке прохождения основных этапов и процедур при реализации инвестиционного проекта подлежит размещению на инвестиционном портале Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://invest32.ru.
Нарушение процедур и сроков свода инвестиционных правил может являться основанием для обращения инвестора в инвестиционный комитет при Губернаторе Брянской области.
При возникновении споров при реализации приоритетных инвестиционных проектов Брянской области с участием органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Брянской области инвестор в целях урегулирования возникающих споров может обратиться в инвестиционный комитет при Губернаторе Брянской области, где обращение будет оперативно рассмотрено.
Субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Брянской области гарантируется обеспечение равных прав при распределении ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов.
Распределение необходимых для реализации инвестиционных проектов ресурсов (включая земельные, энергетические и другие) производится при предъявлении документов и обоснований, установленных действующим законодательством, с учетом инвестиционных приоритетов развития Брянской области, на основе принципов предоставления государственной поддержки.
6. Инвестиционная команда Брянской области
В целях формирования комфортного инвестиционного климата в Брянской области, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности создана инвестиционная команда Брянской области (далее – инвестиционная команда).
Инвестиционная команда обеспечивает соблюдение положений Инвестиционной декларации, определяет отраслевые и территориальные инвестиционные приоритеты Брянской области, обеспечивает участие бизнеса в обсуждении, разработке и реализации инвестиционной стратегии Брянской области, общественную экспертизу проектов и рассмотрение инициатив бизнес-сообщества.
В состав инвестиционной команды входят:
1) Губернатор Брянской области;
2) заместитель Губернатора Брянской области, курирующий реализацию экономической политики и инвестиционной деятельности;
3) заместитель Губернатора Брянской области, курирующий вопросы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса;
4) заместитель Губернатора Брянской области, курирующий вопросы промышленности, транспорта и связи;
5) директор департамента экономического развития Брянской области;
6) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Брянской области;
7) директор ГБУ «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов»;
8) президент Союза «Торгово-промышленная палата Брянской области» (по согласованию);
9) председатель Брянского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» (по согласованию);
10) генеральный директор Брянской областной Ассоциации промышленников и предпринимателей – Регионального объединения работодателей (по согласованию);
11) председатель Брянского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» (по согласованию);
12) представители финансово-кредитных организаций на территории Брянской области (по согласованию).
В рамках деятельности инвестиционной команды:
1) Губернатор Брянской области:
возглавляет инвестиционную команду;
определяет основные направления инвестиционного развития Брянской области;
обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Брянской области с целью развития транспортной, инженерной, социальной инвестиционной инфраструктур;
осуществляет взаимодействие с бизнес-сообществом;
2) заместитель Губернатора Брянской области, курирующий реализацию экономической политики и инвестиционной деятельности:
осуществляет контроль за состоянием инвестиционного климата;
определяет основные показатели эффективности мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и осуществляет контроль за их исполнением;
осуществляет контроль за развитием инвестиционной инфраструктуры и предоставлением субъектам инвестиционной деятельности мер государственной поддержки;
принимает решение о развитии преференциальных территорий и инвестиционной инфраструктуры;
осуществляет контроль за развитием преференциальных территорий и формированием инвестиционных площадок;
осуществляет взаимодействие с бизнес-сообществом;
3) заместитель Губернатора Брянской области, курирующий вопросы сельского хозяйства и агропромышленного комплекса:
осуществляет формирование инвестиционного климата;
осуществляет реализацию основных направлений сельскохозяйственного производства;
содействует реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе;
осуществляет взаимодействие с бизнес-сообществом;
4) заместитель Губернатора Брянской области, курирующий вопросы промышленности, транспорта и связи:
осуществляет формирование инвестиционного климата;
осуществляет реализацию основных направлений промышленного развития;
содействует реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности;
осуществляет взаимодействие с бизнес-сообществом;
5) директор департамента экономического развития Брянской области:
обеспечивает формирование и реализацию основных направлений инвестиционной политики, создание благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности;
обеспечивает формирование и развитие преференциальных территорий и инвестиционных площадок;
обеспечивает реализацию мер по созданию инвестиционной инфраструктуры и оказание мер поддержки субъектам инвестиционной деятельности;
осуществляет взаимодействие с бизнес-сообществом;
6) Уполномоченный по защите прав предпринимателей Брянской области:
осуществляет на территории Брянской области в пределах своей компетенции контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами исполнительной власти Брянской области, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
осуществляет правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности по вопросам их прав, форм и методов защиты их законных интересов;
участвует в реализации государственной политики в сфере развития предпринимательской области из защиты прав субъектов предпринимательской деятельности;
7) директор государственного бюджетного учреждения «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов»:
обеспечивает формирование и развитие преференциальных территорий и инвестиционных площадок;
обеспечивает оказание мер государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в рамках своей компетенции;
обеспечивает режим «одного окна» для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты;
осуществляет взаимодействие с субъектами инвестиционной деятельности по вопросам реализации и сопровождения инвестиционных проектов;
обеспечивает реализацию мер по повышению инвестиционной привлекательности, маркетинг и продвижение Брянской области.
7. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области инвестиционной деятельности
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Брянской области, регулирующих отношения в сфере инвестиционной деятельности в Брянской области, является открытым и доступным для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и на постоянной основе размещается на инвестиционном портале Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://invest32.ru.