Полностью Только текст
Сегодня
среда, 3 июля 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Малооблачно, без осадков, +18 +20 oC
Ветер cеверо-восточный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

 

Основные направления
долговой политики Брянской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

I. Общие положения

Основные направления долговой политики Брянской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – долговая политика Брянской области) определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Брянской области (далее – государственный долг).
Долговая политика Брянской области сформирована с учетом требований статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики, а также исполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов.

II. Итоги реализации долговой политики

Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Брянской области в 2022 году и истекшем периоде 2023 года.
По итогам исполнения областного бюджета за 2022 год условия реструктуризации бюджетных кредитов выполнены.
Увеличение долговой нагрузки за 2022 год на областной бюджет с 7 740,2 млн. рублей до 11 061,6 млн. рублей, или с 20,3 до 24,4 процента, к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета связано с получением бюджетных кредитов из федерального бюджета в объеме 1 807,9 млн. рублей на реализацию инфраструктурных проектов, а также в объеме 1 513,5 млн. рублей на замещение долговых обязательств муници-пальных образований по кредитам кредитных организаций (далее – бюджетный кредит на замещение).
В течение 2022 года и за истекший период 2023 года государственные внутренние заимствования Брянской области по кредитам кредитных организаций в пределах плановых назначений не осуществлялись.
В 2022 году Брянская область по итогам анализа долговой нагрузки, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, в очередной раз подтвердила свой рейтинг субъекта Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
По состоянию на 1 января 2023 года Брянская область занимает седьмое место из 18 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, по отношению объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам.
С целью минимизации финансовых рисков для областного бюджета продлено действие ранее введенного моратория на предоставление государственных гарантий Брянской области.

III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики

3.1. Основные факторы долговой политики.
3.1.1. Макроэкономические условия реализации долговой политики.
Социально-экономическое положение Брянской области в течение последних лет характеризовалось положительной динамикой роста промышленного производства, объема инвестиций, прибыли.
Согласно прогнозным показателям социально-экономического развития Брянской области на 2024 – 2026 годы индекс физического объема валового регионального продукта в 2024 году составит 102 %, в 2025 году – 102,6 %, в 2026 году – 102,8 %.
С учетом данных факторов сохраняется положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Проводимые Центральным банком Российской Федерации в 2022 и 2023 годах мероприятия, направленные на сдерживание роста инфляции путем повышения размера ключевой ставки (с 15 сентября 2023 года – 13 % годовых), нацеливают на проведение мероприятий по изысканию источников для замены в 2024 – 2026 годах коммерческих заимствований.
3.1.2. Уровень государственного долга.
При реализации долговой политики необходимо придерживаться ранее выработанных мероприятий, направленных на сохранение отношения объема долга к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета (во исполнение заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о реструктуризации долга по бюджетным кредитам, без учета допустимого превышения данного отношения, установленного бюджетным законодательством).
3.2. Состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
В среднесрочной перспективе в качестве одного из источников финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств Брянской области сохранятся кредиты кредитных организаций. В случае, если в ходе исполнения бюджета будет достигнуто перевыполнение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, погашение долговых обязательств будет осуществляться за счет собственных средств бюджета. Одновременно в ходе исполнения бюджета будет продолжен мониторинг рынка финансовых услуг.
3.3. Характер и направления долговой политики.
3.3.1. Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния рынка финансовых услуг долговая политика Брянской области продолжит характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем привлечения государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализа рынка финансовых услуг, учитывать требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и условия реструктуризации бюджетных кредитов, а также ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области;
2) прозрачной и эффективной аукционной политикой при участии на рынке финансовых услуг, целенаправленным информационным взаимодействием с кредитными организациями.
3.3.2. Долговая политика должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема государственного долга с целью ограничения объема внутренних заимствований, привлечения их в размерах, не превышающих объемы дефицита областного бюджета и подлежащих погашению в текущем финансовом периоде долговых обязательств;
2) планирование расходов областного бюджета на обслуживание долга с учетом выполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов в части привлечения кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем размер ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату привлечения кредитов, увеличенный на один процент годовых;
3) снижение долговых рисков, в том числе за счет продления действия моратория на выдачу государственных гарантий Брянской области;
4) активное управление государственным долгом, в том числе за счет использования среднесрочных долговых инструментов;
5) эффективное управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет дальнейшего использования временно свободных остатков средств на счете бюджета (средств государственных учреждений), бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета, с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
6) информирование населения области о состоянии государственного долга Брянской области.
В период с 2024 по 2026 годы будет продолжена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области на основании постановления Правительства Брянской области от 3 августа 2020 года № 336-п «Об установлении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области».
3.3.3. В 2023 году планируется привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфра-структурных проектов в размере 2 080,8 млн. рублей.
Строительство объектов инфраструктуры продолжится в 2024 – 2025 годах, на эти цели предусмотрено по 691,2 млн. рублей ежегодно.
В целях опережающего финансирования расходных обязательств Брянской области в сфере дорожного хозяйства в текущем году из федерального бюджета будут предоставлены бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в объеме 634,6 млн. рублей со сроком возврата 30 апреля 2024 года.
Кроме того, в 2023 году из средств федерального бюджета планируется получение специального казначейского кредита сроком на 15 лет на приобретение автобусов в сумме 500 млн. рублей.

IV. Цели и задачи долговой политики

Реализация долговой политики Брянской области в 2024 – 2026 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности областного бюджета;
обеспечение выполнения показателей исполнения областного бюджета в размерах, характеризующих высокую долговую устойчивость Брянской области;
сохранение положительной кредитной истории Брянской области;
поддержание низкой долговой нагрузки областного бюджета;
обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом Брянской области;
раскрытие информации о государственном долге Брянской области;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
развитие новых механизмов управления государственным долгом.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
обеспечение контроля показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга;
оптимизация платежей по государственному долгу в целях недопущения пиков платежей по долговым обязательствам областного бюджета;
выполнение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, а также целевых показателей (индикаторов), предусмотренных программой роста доходов, оптимизации расходов областного бюджета, совершенствования управления государственным внутренним долгом и оздоровления государственных финансов.
В результате исполнения условий реструктуризации (без учета установленного бюджетным законодательством допустимого превышения указанных соотношений) должны быть обеспечены следующие параметры:
отношение общего объема государственного долга к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2024 года – не более 29 процентов;
на 1 января 2025 года – не более 25 процентов;
на 1 января 2026 года – не более 35 процентов;
на 1 января 2027 года – не более 32 процентов;
на 1 января 2028 года – не более 29 процентов;
на 1 января 2029 года – не более 27 процентов;
на 1 января 2030 года – не более 24 процентов.
Отношение объема государственного долга по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений:
на 1 января 2024 года – не более 23 процентов;
на 1 января 2025 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2026 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2027 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2028 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2029 года – не более 24 процентов;
на 1 января 2030 года – не более 23 процентов.

V. Инструменты реализации долговой политики

Реализация долговой политики Брянской области в 2024 – 2026 годах будет направлена на поддержание экономически безопасного уровня государственного долга. При формировании областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будут обеспечены показатели отношения общего объема государственного долга и долга по кредитам от кредитных организаций в размерах, не превышающих указанные в дополнительном соглашении о реструктуризации бюджетных кредитов (без учета установленного бюджетным законодательством допустимого превышения соотношений).
Обеспечение сбалансированности областного бюджета при одновре-менном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов:
кредиты коммерческих банков для финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственного долга по бюджетным кредитам. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения кредитов кредитных организаций с процентными ставками в размерах, не превышающих величины процентной ставки, рекомендованной Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, увеличенная на один процент годовых);
краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на счете бюджета по ставке 0,1 процента годовых.

VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом

Важное место в достижении целей долговой политики Брянской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
а) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.
В целях оценки данного риска планируется продолжить ежемесячный мониторинг исполнения областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам, расходной части областного бюджета с целью принятия управленческих решений;
б) процентный риск – вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
в) риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств.
В целях недопущения возникновения риска рефинансирования на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка и на его основе – количественная оценка издержек областного бюджета на обслуживание государственного долга;
г) риск ликвидности – отсутствие в областном бюджете заемных средств для исполнения в полном объеме расходных и долговых обязательств в срок по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
д) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Брянской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных и долговых обязательств.
Для избежания риска предъявления к области требований по исполнению условных долговых обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Брянской области, сохранен мораторий на их предоставление.