Полностью Только текст
Сегодня
пятница, 22 ноября 2024 г.

Погода в Брянске днём
Облачно, без осадков, -1 +1 oC
Ветер юго-восточный, 2-4 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

«Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 24 декабря 2018 г. № 681-п


Государственная программа
«Управление государственными финансами Брянской области»

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации
государственной программы

1. Оценка текущего состояния сферы управления государственными финансами Брянской области

Эффективное и прозрачное управление общественными финансами является обязательным условием для повышения уровня жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста, содействия инвестиционной активности и достижению стратегических целей социально-экономического развития региона.
Текущее состояние бюджетной системы Брянской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной, налоговой и долговой политики, исполнением принятых бюджетных обязательств, концентрацией финансовых ресурсов на достижении национальных целей, показателей и результатов национальных и региональных проектов.
За последние годы значительно повысилось качество управления региональными и муниципальными финансами, обеспечена сбалансированность и устойчивость областного и местных бюджетов.
Сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной политики и содержащего показатели финансового обеспечения государственных программ. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств.
Областной бюджет и местные бюджеты формируются в программном формате. Доля расходов областного бюджета в рамках государственных программ составляет более 96 %, а муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) – 99 %.
Обеспечено внедрение государственных заданий в качестве основного инструмента управления результатами деятельности государственных учреждений, функционирует система нормативного финансового обеспечения государственных услуг и работ.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении главных администраторов средств областного бюджета осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. По итогам 2022 года средний показатель оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета составил 82,1 % (в 2021 году – 76,2 %).
Департамент финансов Брянской области является оператором государственной информационной системы управления государственными и муниципальными финансами Брянской области «Электронный бюджет Брянской области» (далее – ГИС «Электронный бюджет Брянской области»), созданной в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 29 января 2018 года № 24-п.
ГИС «Электронный бюджет Брянской области» создана с целью обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти Брянской области и органов местного самоуправления, повышения качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления Брянской области за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий.
К ГИС «Электронный бюджет Брянской области» подключены 100 % участников и неучастников бюджетного процесса. Реализованы программные модули формирования проекта закона о бюджете и его уточнений, исполнения бюджета, формирования государственных программ Брянской области, государственных и муниципальных заданий, соглашений о предоставлении субсидий государственным и муниципальным учреждениям, межбюджетных трансфертов местным бюджетам, формирования планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений, реестров расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, сбора и свода бюджетной отчетности.
Результатом работы по обеспечению сбалансированности областного и местных бюджетов стало отсутствие просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Брянской области и бюджетных и автономных учреждений. С 2016 года консолидированный бюджет региона исполняется с профицитом.
Объем доходов консолидированного бюджета с 2019 по 2022 год увеличился на 34,9 млрд. рублей (в 2019 году – 74,3 млрд. рублей, в 2022 году – 109,1 млрд. рублей), темп роста составил 147 %. Объем налоговых и неналоговых доходов за этот период увеличился на 18,5 млрд. рублей (с 38,3 млрд. рублей в 2019 году до 56,7 млрд. рублей в 2022 году), темп роста – 148 %. Положительная динамика достигнута по всем основным доходным источникам (налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизы, налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги).
Бюджет характеризуется социальной направленностью, расходы на социальный блок с 2019 по 2022 год увеличились на 18,6 млрд. рублей (с 43,0 млрд. рублей в 2019 году до 61,6 млрд. рублей в 2022 году), темп роста – 143 %. В полном объеме исполняются социальные обязательства бюджета с учетом ежегодной индексации на уровень инфляции, обеспечивается своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выполнение целевых показателей по оплате труда в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации, выплата заработной платы работникам организаций бюджетной сферы не ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне.
Значительно увеличились расходы на государственную поддержку национальной экономики региона (с 22,5 млрд. рублей в 2019 году до 29,9 млрд. рублей в 2022 году), темп роста составил 133 %, в том числе благодаря поддержке, оказываемой из федерального бюджета.
Значительная часть расходов бюджета – межбюджетные трансферты местным бюджетам. В целом финансовая поддержка муниципальных образований за счет межбюджетных трансфертов с 2019 по 2022 год увеличились на 10 млрд. рублей (с 19,2 млрд. рублей в 2019 году до 29,2 млрд. рублей в 2022 году), темп роста – 152 %.
Все дотации, субсидии, субвенции, за исключением «конкурсных», распределяются законом о бюджете между муниципальными образованиями.
Основной формой финансовой помощи местным бюджетам нецелевого характера являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов). Методологические подходы к распределению дотаций утверждены Законом Брянской области от 2 ноября 2016 года № 89-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области».
С 2019 года объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) увеличен на 1,1 млрд. рублей (с 4,3 млрд. рублей в 2019 году до 5,4 млрд. рублей в 2022 году), темп роста – 126 %, в том числе предоставляемые местным бюджетам дотации увеличены на 0,4 млрд. рублей (с 2,1 млрд. рублей в 2019 году до 2,5 млрд. рублей в 2022 году), темп роста – 121 %; дополнительные дифференцированные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в соответствии со статьями 58 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации выросли на 0,7 млрд. рублей (с 2,2 млрд. рублей в 2019 году до 2,9 млрд. рублей в 2022 году), темп роста – 131 %. Объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов увеличен на 0,3 млрд. рублей (с 1,2 млрд. рублей в 2019 году до 1,5 млрд. рублей в 2022 году), темп роста – 120 %.
Применяется практика стимулирования лучших муниципальных образований по результатам социально-экономического развития территорий и качества управления общественными финансами, роста налоговой базы и экономического развития территорий, поощрения качественной организации и осуществления бюджетного процесса. Из областного бюджета также предоставляются гранты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов).
В рамках межбюджетных отношений все средства нецелевой финансовой помощи бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов предоставляются ежемесячно в размере 1/12 годового плана, что повысило финансовую дисциплину и ответственность за результаты работы на местах.
При предоставлении субсидий и субвенций местным бюджетам применяется механизм «бюджетного аккредитива»: межбюджетные трансферты предоставляются под фактически произведенные расходы.
Обеспечена долговая устойчивость областного бюджета и оптимизированы расходы на обслуживание государственного долга Брянской области. Большая работа проведена по преодолению зависимости бюджета от коммерческих заимствований. Объем государственного долга по коммерческим заимствованиям за период с 2019 по 2022 год сокращен на 3 млрд. рублей. В 2019 году объем государственного долга составлял 9,9 млрд. рублей, доля коммерческих кредитов в его структуре составляла более 30 %, а по состоянию на 1 января 2023 года государственный долг на 100 % состоит из бюджетных кредитов.
Принятые меры по сокращению коммерческих заимствований позволили сократить расходы на обслуживание долговых обязательств. Отношение объема государственного долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2022 года составило 24,4 %, что соответствует требованиям пункта 4 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рамках государственной программы «Управление государственными финансами Брянской области» (далее – государственная программа) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности закупок для обеспечения государственных нужд.
Одним из механизмов оптимизации закупочной деятельности и обеспечения установленных принципов контрактной системы является централизация закупок, предусмотренная Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Указанный механизм реализован в Брянской области. В целях централизации закупок полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Брянской области возложены на уполномоченный орган – управление государственных закупок Брянской области.
С 2020 по 2022 год заказчиками регионального и муниципального уровней Брянской области в единой информационной системе осуществления закупок размещено более 31 тыс. извещений о закупках с начальной максимальной ценой контракта (на общую сумму 106,8 млрд. рублей). Заключено 40,5 тыс. контрактов на общую сумму 80,5 млрд. рублей.
Кроме того, управление государственных закупок Брянской области размещает извещения для 19 муниципальных образований Брянской области, работа осуществляется через два сервиса: «Электронный магазин Брянской области – Закупки 32» на базе региональной информационной системы Брянской области «РИС-Закупки» и «Электронный магазин Брянской области» на базе электронной площадки «РТС-Тендер».
Основными целями создания электронных магазинов являются повышение открытости, создание условий для конкуренции в закупках малого объема. Для заказчиков основными преимуществами работы в сервисах являются экономное и эффективное расходование бюджетных средств, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) на основе объективной информации.
Управлением государственных закупок Брянской области проводится систематическая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы контрактной системы региона. В рамках методологического сопровождения деятельности заказчиков и с целью повышения их профессионализма на непрерывной основе реализуются следующие мероприятия:
совещания, семинары, конференции, мероприятия в формате «круглого стола»;
организационно-методическая, правовая, консультационная помощь по вопросам закупок участникам торгов.
Результаты работы департамента финансов Брянской области и управления государственных закупок Брянской области отмечены на федеральном уровне. Брянская область входит:
в высшую группу по качеству управления финансами среди субъектов Российской Федерации;
в 1 группу регионов с высоким уровнем долговой устойчивости;
в группу регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных;
в группу регионов с высоким уровнем прозрачности закупок.
Вместе с тем остаются риски сбалансированности консолидированного бюджета Брянской области, в их числе:
значительный рост расходов, связанных с геополитической ситуацией;
неравномерное исполнение в течение года расходов капитального характера областного и местных бюджетов, основной объем которых приходился на IV квартал года, что приводит к неосвоению запланированных бюджетных ассигнований и недостижению запланированных результатов от их вложения;
участие в закупках недобросовестных и неквалифицированных участников;
нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
значительная степень зависимости муниципальных образований от финансовой помощи из бюджета области;
необходимость повышения качества управления муниципальными финансами.
Стратегические цели и задачи социально-экономического развития Брянской области требуют продолжения проведения ответственной и взвешенной бюджетной, налоговой и долговой политики, в связи с чем сформированы долгосрочные приоритеты и цели в сфере реализации государственной программы.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере управления государственными финансами Брянской области

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в следующих документах стратегического характера:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
основные направления долговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
бюджетный прогноз Брянской области на долгосрочный период;
государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 320;
государственная программа Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года № 445.
Приоритетными направлениями в сфере управления государственными финансами Брянской области на период реализации государственной программы являются:
1) финансовое обеспечение действующих и принимаемых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации и недопущению неэффективных расходов бюджета;
2) безусловное исполнение принятых социальных обязательств перед гражданами с обеспечением принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки;
3) концентрация финансовых ресурсов на достижении целей, показателей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию целей, показателей и результатов национальных проектов;
4) достижение показателей государственных программ Брянской области, выполнение (достижение) запланированных в государственных программах мероприятий (результатов), реализация новых инвестиционных и инфраструктурных проектов;
5) обеспечение соблюдения условий, целей и порядков предоставления целевых средств федерального бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и заключенными с федеральными органами власти соглашениями;
6) повышение качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных учреждениях Брянской области;
7) соблюдение норм действующего законодательства при осуществлении закупок, повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
8) объединение всех участников контрактной системы Брянской области в едином информационном пространстве;
9) создание условий для развития добросовестной конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок;
10) обеспечение преемственности подходов к межбюджетному регулированию, оказанию финансовой поддержки муниципалитетам, стабильности основных методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов), поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
11) снижение нагрузки на местные бюджеты при установлении уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на основе показателей бюджетной обеспеченности территорий;
12) содействие решению актуальных вопросов местного значения, включая предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию проектов инициативного бюджетирования;
13) стимулирование результатов эффективного управления общественными финансами, развития экономического потенциала муниципальных образований;
14) выполнение мероприятий по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов на основе заключенных соглашений с органами местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов), обеспечение реализации комплекса указанных мероприятий муниципальными районами в поселениях;
15) развитие информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами Брянской области, комплексное использование государственных информационных систем управления общественными финансами «Электронный бюджет» и «Электронный бюджет Брянской области»;
16) обеспечение высокого уровня открытости и прозрачности бюджетного процесса в Брянской области и высокого качества управления региональными финансами; повышение уровня открытости бюджетных данных, информационной открытости и прозрачности в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок региона.
Реализация государственной программы оказывает влияние на достижение двух национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года:
1. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 года).
2. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей (снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года).
Государственной программой предусмотрено достижение к концу 2030 года следующих целей:
1) обеспечение темпа роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области в размере не менее 100 % ежегодно в течение периода реализации государственной программы;
2) отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам областного и местных бюджетов в течение периода реализации государственной программы;
3) отнесение Брянской области в течение периода реализации государственной программы к I группе субъектов по качеству управления финансами в соответствии с утвержденным Минфином России порядком осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами;
4) сокращение величины разрыва среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) до 1,5;
5) уменьшение доли признанных обоснованными жалоб на действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок управления государственных закупок Брянской области в общем количестве поступивших жалоб на закупки, осуществленные управлением государственных закупок Брянской области конкурентными способами, до 10 %.

3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере управления государственными финансами Брянской области

Цель 1. Обеспечение темпа роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области в размере не менее 100 % ежегодно в течение периода реализации государственной программы.
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 1 относятся мониторинг и контроль поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области.
В рамках реализации цели 1 запланированы следующие мероприятия:
совершенствование работы с администраторами доходов консолидированного бюджета по формированию и исполнению бюджета;
мониторинг исполнения плана налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета;
участие в работе комиссии по сокращению задолженности налоговых платежей;
оценка эффективности налоговых расходов;
оценка рисков при предоставлении налоговых льгот и преференций;
совершенствование регионального налогового законодательства и приведение в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Ожидаемым результатом является обеспечение темпа роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Брянской области в размере не менее 100 % ежегодно в течение периода реализации государственной программы.
Цель 2. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам областного и местных бюджетов в течение периода реализации государственной программы.
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 2 относятся контроль размера кредиторской задолженности и недопущение возникновения просроченной.
В рамках реализации цели 2 запланированы следующие мероприятия:
ежеквартальный мониторинг просроченной кредиторской задолженности;
ежегодная разработка и утверждение плана мероприятий по недопущению образования (сокращению объемов) просроченной кредиторской задолженности;
подготовка предложений главными распорядителями бюджетных средств и органами местного самоуправления о мерах, направленных на снижение или ликвидацию задолженности для каждого подведомственного учреждения (по мере необходимости).
Ожидаемым результатом является отсутствие просроченной кредиторской задолженности по расходным обязательствам областного и местных бюджетов в течение периода реализации государственной программы.
Цель 3. Отнесение Брянской области в течение периода реализации государственной программы к I группе субъектов по качеству управления финансами в соответствии с утвержденным Минфином России порядком осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами.
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 3 относятся:
внедрение и совершенствование современных методов и технологий управления региональными и муниципальными финансами;
совершенствование информационного обеспечения процессов планирования и исполнения областного бюджета.
В рамках реализации цели 3 запланированы следующие мероприятия:
обеспечение качественного бюджетного планирования и исполнения бюджета;
повышение качества управления долговыми обязательствами;
совершенствование финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями;
совершенствование качества оказания государственных и муниципальных услуг государственными и муниципальными учреждениями;
повышение степени открытости бюджетных данных;
соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством;
совершенствование системы контроля и качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;
совершенствование ГИС «Электронный бюджет Брянской области» в соответствии с новыми задачами и изменениями бюджетного законодательства;
решение задач импортозамещения (в части аппаратных и программных комплексов ГИС «Электронный бюджет Брянской области»), оптимизации процедур для повышения удобства пользователей ГИС;
расширение аналитических функций и более тесной интеграции региональной ГИС и федеральных информационных систем в сфере управления общественными финансами.
Ожидаемым результатом является отнесение Брянской области в течение периода реализации государственной программы к I группе субъектов по качеству управления финансами в соответствии с утверж-денным Минфином России порядком осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами.
Цель 4. Сокращение величины разрыва среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) до 1,5.
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели 4 относятся:
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов);
поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов);
стимулирование результатов социально-экономического развития территорий и качества управления общественными финансами муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов).
В рамках реализации цели 4 запланированы следующие мероприятия:
предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов);
предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов);
предоставление грантов муниципальным районам (муниципальным округам, городским округам) в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности;
предоставление дотаций на поощрение достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов);
предоставление дотаций на стимулирование муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) по результатам мониторинга оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса;
предоставление дотаций бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) на поощрение высоких темпов наращивания налогового (экономического) потенциала территорий.
Ожидаемым результатом является сокращение величины разрыва среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) до 1,5.
Цель 5. Уменьшение доли признанных обоснованными жалоб на действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок управления государственных закупок Брянской области в общем количестве поступивших жалоб на закупки, осуществленные управлением государственных закупок Брянской области конкурентными способами, до 10 %.
К основным направлениям деятельности в сфере реализации цели относятся:
организация и проведение конференций, семинаров, вебинаров и иных мероприятий в сфере закупок;
методическое руководство и координация деятельности заказчиков в рамках функционирования контрактной системы в сфере закупок;
оптимизация деятельности заказчиков путем организации проведения совместных конкурсов и аукционов;
создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок посредством формирования и регулирования контрактной системы в сфере закупок;
размещение извещений об осуществлении закупок в соответствии с законодательством.
В рамках реализации цели запланированы следующие мероприятия:
обеспечение методологического сопровождения деятельности государственных и муниципальных заказчиков Брянской области;
повышение уровня профессионализма заказчиков путем проведения совещаний, семинаров, конференций;
совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.
Ожидаемым результатом является уменьшение доли признанных обоснованными жалоб на действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок управления государственных закупок Брянской области в общем количестве поступивших жалоб на закупки, осуществленные управлением государственных закупок Брянской области конкурентными способами, до 10 %.»