Приложение № 2
к государственной программе
«Развитие топливно-энергетического
комплекса и жилищно-коммунального
хозяйства Брянской области»
Порядок
предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области»
1. Настоящий Порядок разработан с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года № 362-п «Об утверждении Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области» (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий), в целях предоставления субсидий из бюджета Брянской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по расселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)» в составе государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области», за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) и средств областного бюджета (далее - субсидии), определяет цели, условия их предоставления, критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, порядок перечисления субсидий, порядок предоставления отчетности об использовании субсидий.
2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по расселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)», в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 1 апреля 2019 года № 148-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2019 - 2023 годы)» (далее – региональная адресная программа), в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Брянской области:
а) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
б) выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенную настоящей программой. В случае если стоимость одного квадратного метра превышает цену, расходы на оплату превышения осуществляются за счет средств местных бюджетов;
в) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию. При этом предельная стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений не должна превышать стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенную настоящей программой. В случае если стоимость одного квадратного метра превышает цену, расходы на оплату превышения осуществляются за счет средств местных бюджетов;
г) предоставление гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Брянской области. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;
д) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от 25 до 100 процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. В реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)» и региональной адресной программы участвуют муниципальные образования, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года и подлежащие сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
4. Плановый объем финансирования на реализацию региональной адресной программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в программу, и средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, утвержденной региональной адресной программой.
5. Предоставление субсидий бюджетам муниципальным образованиям Брянской области на обеспечение мероприятий по реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» осуществляется при условии обеспечения софинансирования за счет средств местных бюджетов в размере не менее одного процента от общего объема средств, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
6. Главным распорядителем средств областного бюджета является департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (далее - департамент).
7. Для участия в реализации мероприятий региональной адресной программы в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)» и получения субсидии муниципальные образования представляют в адрес департамента заявку в сроки, определенные департаментом, с приложением муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
На основании поданных муниципальными образованиями заявок формируется сводная заявка Брянской области в Фонд, по форме и в сроки определенные Фондом.
8. Критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда являются:
наличие муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
выполнение муниципальными образованиями, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и включенные в муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
9. Отбор муниципальных образований для предоставления субсидий проводит департамент, который принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в их предоставлении.
10. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
непредставление указанных в пункте 7 документов, или представление их не в полном объеме;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
11. Размер субсидии бюджету муниципального образования на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области», с привлечением средств финансовой поддержки, предоставляемой Фондом, осуществляется по правилам, процедурам и условиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Предоставление средств, предусмотренных на реализацию региональной адресной программы, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года N 278 «О порядке предоставления в 2019 - 2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации».
Размер субсидии из областного бюджета бюджету i-го муниципального образований Брянской области на осуществление мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда (Vi) определяется по формуле:
Vi = Siавар * Р(1-го м2)*КуточДС, где
Siавар – площадь аварийного жилищного фонда i-го муниципального образования, подлежащая расселению;
Р(1-го м2) – средняя стоимость 1-го квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная региональной адресной программой;
КуточДС – коэффициент уточнения доли субсидии муниципальному образованию, равен 0,99.
В случае принятия решения Правительством Российской Федерации о выделении Брянской области дополнительных средств на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, распределение субсидии осуществляется между муниципальными образованиями у которых, в соответствии с реестром контрактов, остались непереселенными аварийные площади.
Размер дополнительной субсидии из областного бюджета бюджету i-го муниципального образований Брянской области на осуществление мероприятий по расселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда (Viдоп) определяется по формуле:
Viдоп. = Siавар * Ст(1-го м2),
Ст(1-го м2)=Zсумм.доп/ Siавар, где
Siавар – площадь аварийного жилищного фонда i-го муниципального образования, подлежащая расселению;
Ст(1-го м2) – расчетная стоимость 1-го квадратного метра общей площади жилого помещения;
Zсумм.доп – сумма дополнительной субсидии из областного бюджета.
В случае принятия Правительством Брянской области решения о выделении дополнительной субсидии бюджетам муниципальных образований на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Брянская область)», распределение субсидии осуществляется на основании обращений муниципальных образований, не завершивших мероприятия по расселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года».
12. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
13. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается Законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внесение изменений осуществляется в соответствии с Законом Брянской области от 2 ноября 2016 года № 89-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области».
14. Использование денежных средств, не израсходованных при реализации региональной адресной программы, осуществляется в соответствии с Порядком использования денежных средств, не израсходованных при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, утвержденным Фондом.
15. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого между департаментом и органом местного самоуправления муниципального образования (далее - соглашение) после утверждения заявки на предоставление средств финансовой поддержки, поданной департаментом в Фонд, подготовленного и заключенного в государственной информационной системе управления государственными и муниципальными финансами Брянской области «Электронный бюджет Брянской области».
При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств областного бюджета и (или) средств местных бюджетов.
16. Департамент на основании соглашений о предоставлении субсидии в бюджет муниципального образования, заключенных с администрациями муниципальных образований, перечисляет бюджетные средства в соответствии с уведомлениями о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, предусмотренных на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по мере заключения муниципальными образованиями муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов, на выплату выкупной цены собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, на возмещение части расходов на уплату процентов по кредиту, и занесенных контрактов в автоматизированную информационную систему АИС «Реформа ЖКХ», со своего лицевого счета, открытого в департаменте финансов Брянской области, на счет управления Федерального казначейства по Брянской области, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», с последующим зачислением средств в бюджеты муниципальных образований.
17. Субсидии, поступившие в местные бюджеты из областного бюджета, учитываются в доходах местных бюджетов по действующим кодам бюджетной классификации.
18. Органы местного самоуправления муниципальных образований, муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда которых получили средства субсидии, в сроки и по форме, которые определены в соглашении, представляют департаменту:
отчет о ходе реализации муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
19. Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют департаменту отчет о расходовании средств Фонда, средств областного бюджета и местных бюджетов на реализацию региональной адресной программы по форме, утвержденной правлением Фонда в сроки:
ежемесячно - до 5 числа месяца, следующего за отчетным;
ежегодно - до 20 января года, следующего за отчетным.
20. Результатами использования субсидии являются:
количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда (нарастающим итогом), тыс. человек;
количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда (нарастающим итогом), тыс. квадратных метров.
21 Оценка эффективности использования муниципальными образованиями субсидии осуществляется департаментом путем сравнения достигнутых результатов в текущем финансовом году и результатов, установленных соглашением о предоставлении субсидии, заключенного между департаментом и муниципальным образованием.
22. Департамент ежемесячно, на 10-й рабочий день месяца, следующего за отчетным, ежегодно, в срок до 1 февраля следующего года представляет в Фонд отчет о расходовании средств Фонда, средств областного бюджета и местных бюджетов на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по форме, утвержденной правлением Фонда.
23. Решение о возврате остатка средств субсидии по итогам года принимается департаментом на основании решения правления Фонда по каждому конкретному случаю.
24. Отношения, возникающие при нарушении муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания освобождения муниципального образования от мер финансовой ответственности регулируются пунктами 16-20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области.
25. Субсидии носят целевой характер. В случае использования средств субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном законодательством.
Контроль за целевым использованием субсидии осуществляется департаментом.
В случае нарушения муниципальным образованием условий, целей и порядка предоставления субсидии, к муниципальному образованию, допустившему данные нарушения, применяются меры принуждения, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», бюджетным законодательством Российской Федерации и Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области.
Департамент и органы государственного (муниципального) финансового контроля в обязательном порядке осуществляют проверку соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии.
26. Контроль целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований и департамент.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями Брянской области условий и порядка предоставления субсидий осуществляется в соответствии с пунктом 24 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области.