Полностью Только текст
Сегодня
пятница, 17 мая 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, +8 +10 oC
Ветер юго-западный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

 

«Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 23 декабря 2019 г. № 621-п


Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий Брянской области»

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Брянской области»

1. Оценка текущего состояния сельских территорий Брянской области

Брянская область включает в себя 236 муниципальных образований: 5 городских округов, 2 муниципальных округа, 24 муниципальных района, 29 городских поселений и 176 сельских поселений.
По состоянию на 1 января 2023 года насчитывалось 2600 сельских населенных пунктов. В структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты.
Малочисленные поселения часто оказываются не в состоянии эффективно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения, поскольку не имеют для этого достаточных финансовых средств, кадровых ресурсов. С похожими проблемами сталкиваются и некоторые муниципальные районы и округа, не имеющие достаточных ресурсов для эффективного выполнения своих полномочий.
Недостаток ресурсов приводит к тому, что многие муниципальные образования оказываются способны решать вопросы социально-экономического развития лишь при поддержке со стороны органов государственной власти. Степень вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по общественно значимым вопросам остается низкой.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях населенные пункты, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, в объекты социальной и инженерной инфраструктуры, расположенные на сельских территориях, не удастся повысить качество социальной среды обитания населения.
Сельские территории Брянской области обладают высоким природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, высокий уровень занятости и качество жизни сельского населения.
На развитие агропромышленного комплекса оказывают непосредственное влияние:
наличие квалифицированных кадров на селе;
темпы социального развития сельских территорий.
Благодаря реализации стратегических инициатив государства по импортозамещению, развитию производств и предпосылок к развитию экспорта за последние несколько лет в Брянской области увеличилось производство всех видов сельхозпродукции.
В регионе достигнут и поддерживается баланс производства мяса, молока, яиц, картофеля. Этой продукцией обеспечены внутренние потребности. По мясу и картофелю уровень производства выше уровня потребления, что позволяет удовлетворять спрос других регионов.
Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве. За 2022 год ее размер составил 42 215,3 рублей, оказался на 3,5 процента выше, чем в целом по экономике - 40 804,1 рублей.
Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
На протяжении многих лет в сельской местности имеет место тенденция сокращения числа сельских населенных пунктов. Высокие темпы сокращения сельских населенных пунктов являются следствием значительного разрыва в уровне жизни между городом и селом, а также между «центральными» и периферийными населенными пунктами. Негативные тенденции в развитии демографической ситуации особенно остро наблюдаются в сельской местности. Численность сельского населения ежегодно снижается, основным фактором чего является естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью).
Численность сельского населения Брянской области на 1 января 2023 года составила 350 129 человек, что на 4 866 человек меньше, чем на 1 января 2022 года (354 995 человек).
Миграционный отток за 2022 год составил 1,3 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2023 года коэффициент рождаемости в сельской местности составляет 6,1 (число родившихся на 1000 человек населения), коэффициент смертности 16,2 (число умерших на 1000 человек населения). Ухудшение показателей общего числа рожденных объясняется вхождением в период активного репродуктивного поведения малочисленного поколения молодежи, рожденного в начале 2000-х годов.
Существует проблема старения сельского населения Брянской области. Доля сельского населения старше трудоспособного возраста в 2022 году возросла по сравнению с 2021 годом с 25,7% до 26,45%.
Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни.
По состоянию на 1 января 2023 года продолжительность жизни сельского населения составила 70,65 лет, городского населения -71,47 лет.
В результате снижения уровня развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Общая площадь жилых помещений в сельских населенных пунктах на конец 2022 года составляет 12 338,8 тыс. кв. метров. Удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованной всеми видами благоустройства, составляет 48,2 процента при 81,8 процента в городской местности.
Обеспеченность жильем в среднем на одного сельского жителя области в 2022 году составила 35,2 кв. метра общей площади (в среднем по области - 32,5 кв. метра). В сельской местности проблема обеспечения граждан доступным и достойным жильем стоит так же остро, как и в целом по области. Для большей части сельского населения улучшение жилищных условий с использованием ипотечного кредитования остается недоступным.
Инфраструктурное развитие сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, ведется темпами, не позволяющими в ближайшее время преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.
Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием, связанные с сетью автомобильных дорог, на конец 2022 года составил 66,3 процента.
В настоящее время в Брянской области уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой составляет 89,02 процента. Общая протяженность водопроводных сетей - 5250,3 км. Доля ветхих водопроводных сетей составляет 57,2 процента. Сложившееся положение требует системного подхода к проблеме обеспечения населения качественной питьевой водой и принятия мер по охране и рациональному использованию источников питьевого водоснабжения, реконструкции и строительству объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Уровень газификации домохозяйств составляет 80,5 процента.
На территории Брянской области медико-санитарную помощь населению, проживающему на сельских территориях оказывают 26 медицинских организаций. Основными структурами, оказывающими первичную медицинскую помощь сельским жителям являются: 573 фельдшерско-акушерских пункта (в том числе передвижные - 23), 4 участковых больницы, 51 врачебная амбулатория, 45 офисов врачей общей практики, 32 отделения скорой медицинской помощи, которые входят в состав районных и межрайонных больниц.
Зоны обслуживания центров и маршрутизация пациентов определены с учетом транспортной доступности, лечебно-диагностической мощности учреждений и в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
Имеющиеся учреждения здравоохранения не в полном объеме обеспечены квалифицированными специалистами.
Сохраняется потребность в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте учреждений здравоохранения для обслуживания сельского населения.
На сельских территориях Брянской области по состоянию на 1 января 2023 года функционируют 360 общеобразовательных организаций, 232 дошкольных образовательных организации.
Количество обучающихся детей в общеобразовательных организациях составляет 46197 человек. Обеспеченность общеобразовательных организаций квалифицированными специалистами составляет 92,7 процента.
Количество воспитанников дошкольных образовательных организаций составляет 13764 человека. Обеспеченность нуждающихся детей местами в дошкольных образовательных организациях составляет 96,2 процента. Обеспеченность квалифицированными специалистами составляет 95,1 процента.
Имеется потребность в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций.
Сельское население Брянской области обслуживают 495 учреждений культурно-досугового типа. Существующая структура и количество учреждений культуры в Брянской области полностью способствует удовлетворению потребностей граждан в области творческой самореализации и проявлении талантов. Однако, материально-техническая база государственных и муниципальных учреждений культуры, наличие современного оборудования и отремонтированные здания, являющиеся основой для предоставления доступных, качественных и соответствующих современным требованиям культурно-досуговых услуг населению Брянской области требуют капитальных вложений. Обеспеченность квалифицированными специалистами учреждений культурно-досугового типа на сельских территориях составляет 79,3 процента.
Всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на охрану и укрепление здоровья, повышение средней продолжительности и качества жизни населения.
В Брянской области на сельских территориях расположено 338 объектов спорта, обслуживающие 511 тысяч человек. Имеется потребность в строительстве спортивных объектов на сельских территориях.
До 2013 года главным инструментом развития сельских территорий Брянской области являлась долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села» (2003 - 2013 годы). В 2014 - 2019 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» (2014 - 2020 годы) государственной программы Брянской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2014 - 2020 годы).
С 2020 года началась реализация государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Брянской области» (далее – Государственная программа).
За период реализации Государственной программы с 2020 года по 2022 год 21 сельская семья получила государственную поддержку в виде социальных выплат на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях; реализованы 13 проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях и 2 проекта комплексного развития сельских территорий; введено в действие 8,5 км локальных водопроводов на сельских территориях; построено (реконструировано) 42,6 км автомобильных дорог, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к объектам агропромышленного комплекса и социально-значимым объектам сельских населенных пунктов; возмещены сельскохозяйственным товаропроизводителям часть затрат, произведенных на оплату труда и проживание 202 студентов, обучающихся по сельскохозяйственным специальностям, привлеченных для прохождения производственной практики.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы

Приоритетами Государственной программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Участие в ней муниципальных образований и сельскохозяйственных товаропроизводителей носит заявительный характер. Кроме того, в основу Государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.
Эффективным механизмом работы органов исполнительной власти Брянской области и муниципальных образований должен стать проектный принцип работы, в том числе в части привлечения финансирования. В настоящее время проектное управление и мотивация бизнеса применяются на недостаточном уровне, что не позволяет комплексно и целенаправленно направлять финансирование на потенциальные «точки роста» на сельских территориях. Особое внимание следует обращать на необходимость привлечения внебюджетных источников на реализацию мероприятий Государственной программы.
Дальнейшее социальное развитие сельских территорий должно базироваться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель. Для этого потребуются дополнительные усилия со стороны органов исполнительной власти Брянской области в целях повышения доступности всех видов ресурсов для реализации проектов развития сельских территорий, включая удешевление и повышение доступности кредитных ресурсов, в том числе по жилищному направлению, государственная поддержка развития института самозанятых, микро- и малого бизнеса, предоставление земельных ресурсов вне конкурсной основы, расширение объемов государственной поддержки развития альтернативных видов занятости и народных художественных промыслов, предоставление инфраструктуры для совместного использования бизнесом в преференциальных зонах, развитие новых форм привлечения ресурсов, повышение влияния на развитие сельских территорий государственных институтов развития (обучение, сопровождение бизнеса на всех этапах жизненного цикла, развитие потребительской и перерабатывающей кооперации).
Цели и задачи социально-экономического развития сельских территорий отражены в следующих стратегических документах:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года № 2567-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р;
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р;
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развития сельских территорий», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696;
Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства Брянской области от 26 августа 2019 года № 398-п.
Государственной программой установлены 3 цели, достижение которых планируется к 2030 году:
сохранение к 2030 году доли сельского населения в общей численности населения субъекта Российской Федерации на уровне 28,5%;
достижение к 2030 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 87,14%;
повышение к 2023 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 51,2%.
Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
а) Национальная цель развития Российской Федерации «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».
Основными инструментами Государственной программы, влияющими на выполнение целевого показателя «Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности», характеризующего достижение указанной национальной цели, являются реализация мероприятий, направленных на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личные подсобные хозяйства), осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении квалифицированными специалистами и предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
Основным инструментом Государственной программы, влияющим на выполнение целевого показателя «Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции», характеризующего достижение указанной национальной цели, является предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий.
б) Национальная цель развития Российской Федерации «Комфортная и безопасная среда для жизни».
Основными инструментами Государственной программы, влияющими на выполнение целевого показателя «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год», характеризующего достижение указанной национальной цели, являются выдача жилищных (ипотечных) кредитов (займов) по льготным ставкам для строительства или приобретения жилья на сельских территориях, выдача потребительских кредитов на повышение уровня благоустройства домовладений, предоставление социальных выплат гражданам на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов), а также предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области:
на строительство жилых помещений для передачи их гражданам по договору найма;
на обустройство инженерной инфраструктурой и объектами по благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;
на создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);
на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.

3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения на сельских территориях Брянской области и сфере государственного управления

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией пространственного развития установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.
Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года № 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения», согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.
В целях реализации инициативы социально-экономического развития «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, осуществляющим предоставление и распределение субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на мероприятия, реализуемые в том числе на сельских территориях, потребуется обеспечить:
единство подходов к определению потребности в размещении новых или модернизации существующих объектов социальной, инженерной, транспортной, логистической инфраструктуры не только исходя из отраслевых принципов их локации, но и с учетом текущего и перспективного уровня занятости населения, демографических прогнозов, потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов и сопутствующей инфраструктуры, а также инвестиционной активности территорий;
приоритетное рассмотрение и финансирование заявок субъекта в отношении мероприятий, реализуемых и заявляемых к реализации на территориях опорных населенных пунктов и прилегающих территорий.
Обеспечение развития сельских территорий в системе пространственного развития страны требует проведения эффективной государственной политики регионального развития, разработки предложений по размещению производственных, перерабатывающих и логистических мощностей различных отраслей экономики, а также формирования обеспечивающей активное экономическое развитие системы расселения. Для решения обозначенных задач потребуется проведение полноценной оценки состояния сельских территорий, определение экономического потенциала их развития с учетом возможности формирования специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов продукции, развития межрегионального обмена, применения более совершенного организационно-экономического механизма, что будет способствовать рациональному использованию производственного потенциала, повышению инновационной и инвестиционной привлекательности сельских территорий, их устойчивому развитию.
Основные направления Государственной программы, планируемые мероприятия, а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте Государственной программы.
На динамику достижения целевых показателей Государственной программы оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения.
Потребуется взаимная синхронизация государственных программ Брянской области и муниципальных программ, затрагивающих развитие инфраструктуры сельских территорий и сельских агломераций, а также инвестиционных программ субъектов естественных монополий в части мероприятий по строительству и реконструкции распределительных газовых сетей, систем отопления, сетей водоснабжения и водоотведения.
В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и привлечения всех действующих мер государственной поддержки, направленных на развитие сельских территорий, необходимо обеспечить вовлечение органов исполнительной власти Брянской области и муниципальных образований в реализацию государственных программ Российской Федерации.

Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в рамках государственной программы

1. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений в рамках регионального проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Брянской области», приведен в приложении № 1 к Государственной программе.
2. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий в рамках регионального проекта «Благоустройство сельских территорий» государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Брянской области», приведен в приложении № 2 к Государственной программе.
3. Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение комплексного развития сельских территорий в рамках регионального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Брянской области», приведен в приложении № 3 к Государственной программе.
4. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области на обеспечение комплексного развития сельских территорий в рамках регионального проекта «Современный облик сельских территорий» государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Брянской области», приведен в приложении № 4 к Государственной программе.