Полностью Только текст
Сегодня
суббота, 5 апреля 2025 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, +6 +8 oC
Ветер северо-западный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

«Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 14 января 2019 г. № 7-п

Государственная программа
«Развитие лесного хозяйства Брянской области»

Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы

1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства Брянской области

Леса России - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции.
На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей. Особенностью лесов Брянской области является высокая эстетическая, научно-историческая и просветительская ценность, историческое наследие лесов области, связанное с Великой Отечественной Войной и партизанским движением. Данные особенности и наличие высокопродуктивных сосновых насаждений, пограничное положение области и значительные участки радиационно-загрязненной древесины в западных районах области определяют региональную специфику пространственной дифференциации лесного покрова и развития всех биологических процессов, специфику использования лесов, а также требования к системе мер по охране, защите и воспроизводству лесов.
Лесами в Брянской области занято 1 239,5 тыс. га. Это треть территории региона. Площадь земель, занятых лесными насаждениями –
1 147,6 тыс. га. Земли лесного фонда занимают 1 209,2 тыс. га или 98% всех лесов области.
Эксплуатационные леса занимают 44% площади. Общий запас древесины составляет 221 млн. куб. метров.
По лесорастительному районированию большая часть территории Брянской области относится к зоне хвойно-широколиственных лесов - к лесному району хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части и лишь небольшая часть - к лесостепной зоне - к лесостепному району европейской части Российской Федерации.
На территории лесного фонда области преобладают защитные леса – 56% от общей площади земель лесного фонда.
В лесах области преобладают сосняки, произрастающие на 38,2 % площади лесов и образующие 47 % от общего запаса насаждений области. Березняки произрастают на 29,3 % площади и составляют по запасу – 25,4 %, Ельники занимают 9,6 % площади с долей запаса насаждений – 6,2 %, дубравы – 6 % с долей запаса 5,1 %. Осинники и черноольшатники, соответственно, занимают 9,0 % и 7,2 % площади с долей запасов – 9,1 % и 6,7 %. Остальные породы (лиственница, ясень, клен, липа, акация, тополь, ивы древовидные) представлены незначительно - на 6,7 % площади.
Из общей площади покрытых лесом земель и общих запасов древесины хвойные породы составляют 48 % от общей площади и 53% от общего запаса, твердолиственные породы, соответственно, 6% и 5%, мягколиственные породы, соответственно, 46,0% и 41,5%.
Леса области характеризуются большим процентом молодняков хвойных пород, что является следствием большого объема лесокультурных мероприятий, и высокой долей средневозрастных насаждений, которые в дальнейшем обеспечат увеличение приспевающих, а затем, и спелых насаждений. Доля спелых насаждений сравнительно невелика, особенно, по хвойным породам, в то время как по мягколиственным породам, вследствие не полного освоения расчетной лесосеки, происходит накопление спелых и перестойных насаждений.
Самым перспективным видом использования лесов в регионе является заготовка древесины.
В аренде находятся 278 лесных участка общей площадью 828 491,6926 га, в т.ч.:
в целях заготовки древесины – 143 лесных участка общей площадью 801 912,3271 га;
в целях ведения охотничьего хозяйства – 7 участков площадью 24 600,7136 га;
для осуществления рекреационной деятельности – 44 лесных участка площадью 48,8432 га;
для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых– 12 участков площадью 148,6725 га;
для строительства и реконструкции линейных сооружений – 58 лесных участка площадью 188,7182 га;
для заготовки и сбора недревесных ресурсов – 1 участок площадью 189,40 га;
для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений – 2 участка площадью 1,646 га;
для ведения сельского хозяйства - 7 участков площадью 104,6222 га;
для выращивания лесных плодовых, декоративных растений – 1 участок площадью 21,6 га;
для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) – 1 участок площадью 1,13 га;
для переработки древесины – 1 участок площадью 4,4 га;
в целях заготовки живицы – 1 участок площадью 1269,6198 га.
В постоянное (бессрочное) пользование передано 14 лесных участков, общей площадью 10 123,6464 га в том числе:
научно-исследовательской и образовательной деятельности – 2 участка площадью 10 051,2885 га;
для осуществления рекреационной деятельности – 9 лесных участков площадью 65,1396 га;
для строительства, реконструкция, эксплуатация линейных объектов – 3 лесных участка площадью 7,2183 га
В безвозмездное (срочное) пользование передано 12 лесных участков, общей площадью 15,1968 га в т.ч.:
для ведения сельского хозяйства – 10 участков площадью 7,6484 га;
для ведения религиозной деятельности – 1 участок площадью 0,401 га;
для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов – 1 участок площадью 7,1474 га.
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в 2023 году составляет 2 719,0 тыс. куб. метров ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству – 1 085,8 тыс. куб. метров. В аренде находится 68,9% площади земель лесного фонда, в том числе в целях заготовки древесины – 94,2%. Установленный объем изъятия древесины на арендованных участках составляет 1 912,4 тыс. куб. метров. Использование ежегодного допустимого объема изъятия древесины (освоение расчетной лесосеки) на арендованных лесных участках составило в 2021 году 49,7 %, в 2022 году – 54,5%, в 2023 году – 54,0%.
Неосвоение расчетной лесосеки связано с уменьшением объемов заготовки мягколиственной древесины в связи с отсутствием спроса.
Обязательным принципом рационального, неистощимого использования лесных ресурсов является своевременное восстановление площадей, пройденных рубкой. Работы по восстановлению лесов проводят арендаторы за счет собственных средств в объемах, предусмотренных договорами аренды, и иные хозяйствующие субъекты за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственных контрактов (договоров) на свободных лесных участках. В 2021 году лесовосстановительные работы проведены в Брянской области на площади 3261,5 га, в 2022 году - на площади 3365,6 га, в 2023 году - на площади 4076,8 га.
В целях своевременного и качественного восстановления лесов арендаторами лесных участков плановые задания ежегодно выполняются в полном объеме, что позволяет не оставлять незакультивированных вырубок на арендуемых участках. Управление лесами Брянской области (далее - управление лесами) в рамках взаимовыгодного сотрудничества оперативно вносит изменения в лесохозяйственные регламенты лесничеств и обеспечивает корректировку проектов освоения лесов.
Средний класс природной пожарной опасности на землях лесного фонда в области составляет 2,9 балла по пятибалльной системе.
Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким процентом хвойных насаждений, густой сетью дорог, большой посещаемостью населением лесов, неконтролируемыми сельхозпалами. Благодаря своевременным принятым мерам превентивного характера по итогам прогнозирования и мониторинга пожарной ситуации в лесах, осуществляемых Федеральным агентством лесного хозяйства и управлением лесами Брянской области, за последние годы удалось стабилизировать ситуацию с лесными пожарами и не допустить чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами.
На землях лесного фонда за пятилетний период (2019-2023 г.г.) ликвидировано 285 лесных пожаров на общей площади 2456,323 га. Вред, причиненный лесам, составил более 25,0 млн. руб. Наибольшее количество лесных пожаров за пятилетний период наблюдения возникло в 2019 и 2020 годах - 93 и 172 случая соответственно, на площади 1201,413 га в 2019 году и 1218,79 га в 2020 году.
В 2023 году на землях лесного фонда на территории Брянской области было ликвидировано 15 случаев лесных пожара. Пройденная огнем площадь составила 22,99 га. Вред, причиненный лесам, составил 440,6 тыс. руб.
В целях предупреждения, обнаружения лесных пожаров используется 4-х уровневая система мониторинга пожарной опасности в лесах:
система обнаружения с использованием 45 цифровых видеокамер высокого разрешения, которые подключены к системе мониторинга лесопожарной обстановки «Лесоохранитель», и позволяющие вести наблюдение через систему «Интернет» с любого персонального компьютера при наличии доступа;
спутниковый мониторинг лесопожарной обстановки ИСДМ-Рослесхоз;
мониторинг путем наземного патрулирования лесов;
круглосуточная работа диспетчерского пункта управления лесами.
С 2019 года на территории Брянской области активно реализуется региональный проект «Сохранение лесов Брянской области» в рамках национального проекта «Экология», благодаря которому проводится обновление парка лесопожарной техники и оборудования.
ГБУ Брянской области «Лесопожарная служба» с 2021 по 2023 г.г. на приобретение лесопожарной техники и оборудования выделено финансирование из федерального бюджета в объеме 170 123,6 млн. рублей, на приобретение лесохозяйственной техники и оборудования – 20 069,7 млн.руб.
В ходе реализации регионального проекта «Сохранение лесов Брянской области» в рамках национального проекта «Экология» в специализированное учреждение Брянской области в период с 2021 по 2023 г.г. было поставлено 96 единицы лесопожарной техники и 147 единицы лесопожарного оборудования.
Выполнение противопожарных профилактических мероприятий и тушение возникающих лесных пожаров на землях лесного фонда на территории Брянской области осуществляет государственное бюджетное учреждение Брянской области «Лесопожарная служба» в рамках выполнения государственного задания. Штатная численность личного состава лесопожарных формирований допущенных к тушению лесных пожаров составляет 210 человек. Все работники лесопожарных участков обучены тактике и технике тушения лесных пожаров, охране труда.
При сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны лесов от пожаров количество лесных пожаров и пройденная ими площадь на период до 2030 года должны иметь тенденцию к снижению.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация вреда причиненного лесам вследствие пожаров, являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Брянской области.
Ежегодно на землях лесного фонда на территории Брянской области в целях улучшения санитарного состояния лесов и предупреждения распространения вредных организмов проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия.
Общая площадь погибших и поврежденных лесных насаждений за период 2021 - 2023 годов составила 10,7 тыс. га. Основными причинами гибели лесных насаждений являются неблагоприятные погодные условия, вызывающие вспышки очагов вредителей леса.
В целях определения площадей погибших и поврежденных лесных насаждений ежегодно проводится лесопатологическое обследование лесных насаждений. В 2021 году лесопатологическое обследование проведено на площади 3,9 тыс. га, в 2022 году - на площади 5,7 тыс. га, в 2023 году - на площади 5,3 тыс. га.
Площадь очагов вредителей и болезней леса, требующих мер борьбы, составила в 2021 году – 7,4 тыс. га, в 2022 году – 4,9 тыс. га, в 2023 году – 4,3 тыс. га. За период с 2021 года по 2023 год санитарно-оздоровительные мероприятия проведены на площади более 21,9 тыс. га.
Одной из основных проблем экологического состояния брянских лесов является радиоактивное загрязнение почвенного покрова цезием-137 в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5,1 до 15 Ки/кв. м главной целью пользования лесным фондом является сохранение и усиление свойств леса как биогеохимического барьера на пути миграции радионуклидов, поддержание удовлетворительного санитарного и противопожарного состояния.
В целях осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов в зонах радиактивного загрязнения лесов управлением лесами Брянской области ежегодно осуществляется проведение работ по радиационному обследованию лесов:
определяется плотность загрязнения земель лесного фонда,
определяются количественные и качественные характеристики древесных и недревесных лесных ресурсов,
определяется информация о миграции радионуклидов в лесных экосистемах на примере стационарных участков.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основные полномочия в сфере защиты лесов, за исключением лесопатологического мониторинга, переданы субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне осуществляется только законодательное и нормативное правовое регулирование лесозащитных мероприятий, а также проведение лесопатологического мониторинга, что обусловливает необходимость развития эффективных координационных мер, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия разных уровней государственной власти в области защиты лесов.
Таким образом, многофакторность повреждения лесов требует создания многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю лесопатологической ситуации в лесах, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, реабилитации лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами, а также по обеспечению безопасности населения и работников лесного хозяйства в условиях радиационного загрязнения.
Число случаев незаконно заготавливаемой древесины с 2021 г. по 2023 г. уменьшилось и составило: в 2021 году – 55 ед, в 2022 году – 47 ед, в 2023 году – 45 ед. Объем незаконно заготовленной древесины в 2022 году уменьшился к уровню 2021 г. на 174,1 куб. метров и составил 402,1 куб. метров, в 2023 году – 2 213,9 куб. метров.
В целях предупреждения и пресечения нарушений лесного законодательства управлением лесами утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану штатной численностью 599 человек.
В рамках осуществления лесной охраны осуществляется ежедневное патрулирование лесов по утвержденным маршрутам патрулирования. Управлением лесами проводится активная работа по обновлению парка лесопатрульной техники и оборудования.
Управление лесами ежегодно заключает соглашения о взаимодействии между пограничным управлением ФСБ России по Брянской области с целью принятия мер по недопущению возникновения трансграничных лесных пожаров, соглашения с УМВД России по Брянской области в целях взаимодействия по предупреждению и пресечению преступлений в сфере лесопользования и порядке передачи в правоохранительные органы материалов о лесонарушениях и лесных пожарах и соглашения о взаимодействии при тушении лесных и торфяных пожаров между Главным управлением МЧС России по Брянской области, управлением лесами Брянской области и Брянским пожарно-спасательным центром.
В последние годы уменьшилась площадь погибших лесных культур. Так, в 2023 году по сравнению с 2022 годом площадь погибших лесных культур уменьшилась на 216,4 га и составила 23,6 га. Основными причинами гибели являются:
воздействие неблагоприятных климатический факторов – 19,7 га;
повреждение лесными пожарами – 3,9 га.
В настоящее время требует решения проблема по организации ведения питомнического хозяйства в новых условиях. В связи с внесением в Лесной кодекс Российской Федерации изменений деятельность по выращиванию посадочного материала является предпринимательской, что не позволяет использовать федеральные средства на мероприятия по выращиванию посадочного материала.
В Брянской области постоянная лесосеменная база представлена следующими объектами:
плюсовые насаждения на площади 2111,7 га;
плюсовые деревья - 613 штук;
архив клонов плюсовых деревьев - 2,5 га;
лесосеменные плантации (ЛСП) - 140,7 га;
испытательные лесные культуры - 54,8 га;
постоянные лесосеменные участки (ПЛСУ) - 159,1 га.
В связи с передачей полномочий в области лесного семеноводства органам государственной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ) управлением были приняты документы по объектам лесного семеноводства Брянской области.
Для дальнейшего ведения учета, контроля и производства работ по уходу за лесосеменными объектами необходимо провести обследование имеющихся на территории лесного фонда области объектов с целью определения их состояния и назначения необходимых мероприятий.
Контроль за качеством заготавливаемых семян осуществляет Брянская лесосеменная станция филиал федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Калужской области».

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере лесного хозяйства Брянской области

Основные направления государственной политики в сфере развития лесного хозяйства определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» и Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 312-р.
В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года государственная программа «Развитие лесного хозяйства Брянской области» (далее Программы) основывается на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном комплексе.
2.1. Государственная программа «Развитие лесного хозяйства Брянской области» связана с национальной целью развития Российской Федерации и ее целевым показателем, определенным Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»:
национальная цель: «Экологическое благополучие» и ее показатель:
сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках.
2.2. Исходя из указанной национальной цели развития Российской Федерации целями государственной программы являются:
Цель 1. Обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2025 году и поддержание на достигнутом уровне до окончания реализации государственной программы;
Цель 2. Обеспечение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента их обнаружения, в общем количестве лесных пожаров к 2025 году – 96% и достижение показателя 97% до окончания реализации государственной программы;
Цель 3. Поддержание лесистости территории Брянской области в течение срока реализации государственной программы на уровне 32,9%.
2.3. Показателями государственной программы «Развитие лесного хозяйства Брянской области» являются:
отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений;
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения в общем количестве лесных пожаров;
лесистость территории Брянской области.

3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере лесного хозяйства Брянской области

Государственное управление в сфере лесного хозяйства направлено на регулирование и контроль за использованием лесных ресурсов, сохранение и восстановление лесов, а также обеспечение устойчивого развития данной отрасли. Государственное управление в сфере лесного хозяйства имеет свои особенности и задачи, которые отличают его от управления в других сферах.
Способом эффективного решения задач настоящей Программы является своевременное и полноценное обеспечение достижения ожидаемых эффектов в рамках выполнения мероприятий, обеспечивающих достижение показателей (индикаторов) Программы и ее структурных элементов.
В ходе реализации настоящей Программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан, сохранение биосферной роли лесов Российской Федерации и биологического разнообразия;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, жизнь и деятельность которых связаны с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации.
Ожидаемым результатом решения задач по увеличению площади лесовосстановления хозяйственно-ценными насаждениями, интенсификации использования и воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, повышению продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения является обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2025 году и поддержание на достигнутом уровне до окончания реализации государственной программы.
Ожидаемым результатом решения задач по сокращению площади, пройденной пожарами в лесах, недопущению возникновения на территории Брянской области чрезвычайной ситуации, связанной с огнем является обеспечение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров к 2025 году - 96% и достижение показателя 97% до окончания реализации государственной программы.
Ожидаемым результатом решения задач по сохранению экологического разнообразия лесов, повышению рекреационного потенциала региона, созданию благоприятной окружающей среды для граждан является поддержание лесистости территории Брянской области в течение срока реализации государственной программы на уровне 32,9%.»