Порядок
установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
1. Настоящий Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме разработан в соответствии с частью 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) и регламентирует содержание и состав процедур (работ) по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области» (2014 – 2052 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года № 802-п (далее – региональная программа).
2. Настоящий Порядок применяется в случаях:
2.1. Установления в соответствии с частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса необходимости повторного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме при вынесении общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (далее – региональный оператор), решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятого в соответствии с частью 6 статьи 2 Закона Брянской области от 11 июня 2013 года № 40-З «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области».
2.2. Установления в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, предусмотренный региональной программой, капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме не был проведен.
2.3. Внесения изменений в региональную программу, формирования краткосрочного плана реализации региональной программы и внесения изменений в него, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний период или об изменении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
2.4. Установления в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса отсутствия необходимости повторного оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в срок, установленный региональной программой, если запланированный вид таких услуг и (или) работ был проведен ранее.
2.5. Установления необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме.
2.6. Установления очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по результатам обследования их технического состояния, выполненного в соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса.
3. С инициативой рассмотрения вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме выступают следующие заявители:
3.1. Собственник помещений в многоквартирном доме, уполномоченный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, – в случаях, установленных подпунктами 2.1 – 2.6 пункта 2 настоящего Порядка.
3.2. Орган местного самоуправления муниципального образования Брянской области – в случае, установленном подпунктом 2.2 пункта 2 настоящего Порядка.
3.3. Лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, – в случаях, установленных подпунктами 2.2 – 2.6 пункта 2 настоящего Порядка.
3.4. Региональный оператор в случаях, установленных подпунктами 2.2, 2.6 пункта 2 настоящего Порядка.
4. Решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме или об отсутствии такой необходимости принимается при принятии решения о включении (невключении) многоквартирного дома в случае внесения изменений в региональную программу департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (далее – уполномоченный орган).
5. Лица, перечисленные в пункте 3 настоящего Порядка (далее – заявитель), направляют в уполномоченный орган заявление по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее – заявление), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2.6 пункта 2 настоящего Порядка, когда результаты обследования технического состояния многоквартирного дома направляются в уполномоченный орган с сопроводительным письмом, оформленным в произвольной форме.
5.1. Заявитель в случае, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего Порядка, с заявлением представляет следующие документы:
копию протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
копию акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оформленного надлежащим образом (с предъявлением подлинника указанного акта для проверки);
копии документов, подтверждающих оплату подрядной организации (с предъявлением подлинников указанных документов для проверки).
5.2. Заявитель в случае, установленном подпунктом 2.2 пункта 2 настоящего Порядка, с заявлением представляет следующие документы:
обращения граждан или иных заинтересованных лиц в связи с неудовлетворительными условиями проживания (по усмотрению заявителя);
акт технического состояния конструктивного элемента, внутридомовых инженерных систем и иного общего имущества, капитальный ремонт которого не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, либо копию паспорта лифта (копию технической документации на лифт) в случае, если требуется установить в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса необходимость выполнения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Заявитель представляет документы, указанные в абзацах втором, третьем подпункта 5.2 пункта 5 настоящего Порядка, до 1 февраля года, следующего за годом, в котором должен быть проведен капитальный ремонт.
5.3. Заявитель в случае, установленном подпунктом 2.3 пункта 2 настоящего Порядка, с заявлением представляет следующие документы:
копию технического паспорта на многоквартирный дом и (или) копии других документов технического учета на многоквартирный дом, содержащих сведения о состоянии общего имущества (при наличии);
копии актов осмотра технического состояния общего имущества в многоквартирном доме;
копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (далее – Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах), с решением о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранний период или об изменении перечня видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, соответствующего Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, с решением об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме ранее срока, установленного региональной программой, и (или) копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания о заключении кредитного договора, договора займа с банком, займодавцем с указанием этих банка, займодавца, суммы и цели кредита, займа, с приложением копии договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта, заключенного между собственниками помещений многоквартирного дома и кредитной организацией, – в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
5.4. Заявитель в случае, установленном подпунктом 2.4 пункта 2 настоящего Порядка, с заявлением представляет следующие документы:
копию акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оформленного надлежащим образом (с предъявлением подлинника указанного акта для проверки);
копии документов, подтверждающих оплату подрядной организации (с предъявлением подлинников указанных документов для проверки).
5.5. Заявитель в случае, установленном подпунктом 2.5 пункта 2 настоящего Порядка, с заявлением представляет следующие документы:
копию протокола решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, соответствующего Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, об оказании услуг и (или) выполнении работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме.
5.6. Заявитель в случае, установленном подпунктом 2.6 пункта 2 настоящего Порядка, с сопроводительным письмом представляет следующие документы:
результаты обследования технического состояния многоквартирных домов, соответствующие требованиям пунктов 6, 7 Порядка организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
информацию по результатам обследования технического состояния общего имущества в многоквартирных домах согласно приложению к Порядку учета результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при подготовке и утверждении такой программы или внесении в нее изменений.
6. Заявитель представляет в уполномоченный орган заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично, посредством почтового отправления или путем направления по электронной почте, указанной на официальном сайте уполномоченного органа.
По требованию заявителя уполномоченный орган выдает документ, подтверждающий прием заявления и прилагаемых к нему документов, с указанием даты и времени их получения.
7. В случае, если документы, указанные в подпунктах 5.1 – 5.6 пункта 5 настоящего Порядка, представлены не в полном объеме, уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней с момента представления возвращает документы заявителю с указанием причин возврата и действий, которые необходимо совершить в целях устранения выявленных замечаний. После устранения замечаний документы могут быть представлены повторно и подлежат рассмотрению в общем порядке.
8. В случае, если документы, указанные в подпунктах 5.1 – 5.6 пункта 5 настоящего Порядка, представлены в полном объеме, уполномоченный орган направляет их на рассмотрение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – комиссия).
9. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом уполномоченного органа.
В состав комиссии включаются представители:
уполномоченного органа;
регионального оператора;
органа государственного жилищного надзора Брянской области;
органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится многоквартирный дом, в отношении которого устанавливается необходимость проведения капитального ремонта;
органа муниципального жилищного контроля;
органа, осуществляющего государственный технический учет жилищного фонда;
органа архитектуры и градостроительства;
экспертных организаций;
иных органов или организаций.
К работе комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса представители организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и представители собственников помещений.
Председателем комиссии назначается должностное лицо уполномоченного органа.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. По решению председателя комиссии могут проводиться ее внеочередные заседания.
10. Комиссия вправе запрашивать у физических и юридических лиц, включая орган государственного жилищного надзора Брянской области и региональный оператор, информацию, необходимую для установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, содержащую в том числе сведения, подтверждающие:
достаточность средств фонда капитального ремонта для финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома или привлечение региональным оператором заемных средств для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранний период (срок);
сумму взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме;
срок возврата средств в течение оставшегося срока действия региональной программы, необходимых для проведения капитального ремонта (отдельного вида услуг и (или) работ) в более ранний период (срок), рассчитанного исходя из размера взноса на капитальный ремонт, оплачиваемого собственниками помещений в многоквартирном доме;
размер средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, средств, поступивших на специальный счет в качестве взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, размер израсходованных средств, а также размер остатка средств на специальном счете.
Под достаточностью средств фонда капитального ремонта понимается:
в отношении многоквартирного дома – размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт от размера средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
в отношении регионального оператора – размер средств, необходимых для проведения капитального ремонта многоквартирного дома в более ранний срок, не превышающий разницу между прогнозируемым объемом поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году и последующие годы, с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде, и объемом средств, запланированных на проведение капитального ремонта в текущем году и последующие годы, включая год, на который планируется перенос срока проведения капитального ремонта.
11. Процедура рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов и проведения оценки фактического состояния общего имущества в многоквартирном доме включает:
проверку информации, содержащейся в заявлении и прилагаемых к нему документах;
проверку заключения по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов на соответствие требованиям ГОСТ 31937-2024 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
подтверждение достаточности средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома для изменения сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более ранние, чем предусмотрено региональной программой, с учетом требований, предусмотренных частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса;
принятие комиссией решения в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.
12. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
12.1. В случае, предусмотренном подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего Порядка:
о необходимости повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в срок, установленный региональной программой;
об отсутствии необходимости повторного оказания услуг и (или) повторного выполнения работ по капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в срок, установленный региональной программой.
12.2. В случае, предусмотренном подпунктом 2.2 пункта 2 настоящего Порядка:
о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с указанием периода (или года) проведения капитального ремонта;
об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в сроки, установленные региональной программой.
12.3. В случае, предусмотренном подпунктом 2.3 пункта 2 настоящего Порядка:
о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества (отдельного вида услуг и (или) работ в более ранний период (срок) с указанием года, в котором должен быть проведен капитальный ремонт) по отношению к сроку, установленному в региональной программе;
об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества (отдельного вида услуг и (или) работ в более ранний период (срок), чем это предусмотрено региональной программой, в связи с необеспечением возвратности средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, в соответствии с частью 4 статьи 179 Жилищного кодекса и с учетом необходимости выполнения всех видов работ по капитальному ремонту в сроки, установленные региональной программой.
12.4. В случае, предусмотренном подпунктом 2.4 пункта 2 настоящего Порядка:
о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в сроки, установленные в региональной программе;
об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в сроки, установленные в региональной программе.
12.5. В случае, предусмотренном подпунктом 2.5 пункта 2 настоящего Порядка:
о необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме;
об отсутствии необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении более двух внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме (с указанием причин).
12.6. В случае, предусмотренном подпунктом 2.6 пункта 2 настоящего Порядка:
о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в сроки, предусмотренные пунктами 11 – 16 Порядка учета результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, при подготовке и утверждении такой программы или внесении в нее изменений.
13. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии.
Форма заключения утверждается уполномоченным органом.
14. Заключение комиссии утверждается приказом уполномоченного органа и подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.
Заключение комиссии является основанием для внесения изменений в региональную программу и реализуемые краткосрочные планы региональной программы.
15. Заверенные в установленном порядке копии заключения и приказа уполномоченного органа предоставляются заинтересованным лицам по их письменному заявлению уполномоченным органом.
16. Признание судом протокола общего собрания собственников помещений и (или) решения, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с настоящим Порядком, недействительным (ничтожным) является основанием для принятия комиссией решения об отмене ранее утвержденного заключения.
Решение комиссии об отмене ранее утвержденного заключения принимается по правилам, предусмотренным пунктом 13 настоящего Порядка, и оформляется протоколом. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к протоколу.
Протокол заседания комиссии утверждается приказом уполномоченного органа, подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его подписания членами комиссии и является основанием для внесения изменений в региональную программу и реализуемый краткосрочный план региональной программы.
17. Решение комиссии и протокол заседания комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке.