Региональная адресная программа
«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2025 – 2030 годы)
Паспорт
региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2025 – 2030 годы)
Наименование программы |
региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области» (2025 – 2030 годы) (далее – программа) |
Уполномоченный орган, ответственный за реализацию программы, ответственный исполнитель |
департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области |
Главный распорядитель бюджетных средств |
департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области |
Цели программы |
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу;
ликвидация аварийного жилищного фонда;
минимизация издержек по содержанию аварийных домов и сокращение сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот путем поэтапной ликвидация аварийного жилищного фонда |
Задачи программы |
переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда |
Этапы и сроки реализации программы |
программу планируется реализовать в течение 2025 – 2030 годов:
этап 2025 года – 2025 – 2026 годы;
этап 2026 года – 2026 – 2027 годы;
этап 2027 года – 2027 – 2028 годы;
этап 2028 года – 2028 – 2029 годы;
этап 2029 года – 2029 – 2030 годы |
Соисполнители реализации программы |
органы местного самоуправления муниципальных образований Брянской области (по согласованию):
городской округ город Брянск;
городской округ «город Клинцы»;
Белоберезковское городское поселение Трубчевского муниципального района |
Объемы и источники финансирования программы |
общий объем финансирования без участия средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) составляет 605 999 900,22 рубля, в том числе:
средства областного бюджета – 599 939 901,21 рубля;
средства местных бюджетов – 6 059 999,01 рубля (по соглашению);
общий объем финансирования этапа 2025 года без участия средств Фонда составляет 202 009 041,00 рубля, в том числе:
средства областного бюджета – 199 988 950,59 рубля;
средства местных бюджетов – 2 020 090,41 рубля (по соглашению);
общий объем финансирования этапа 2026 года без участия средств Фонда составляет 202 016 247,03 рубля, в том числе:
средства областного бюджета – 199 996 084,55 рубля;
средства местных бюджетов – 2 020 162,48 рубля (по соглашению);
общий объем финансирования этапа 2027 года без участия средств Фонда составляет 201 974 612,19 рублей, в том числе:
средства областного бюджета – 199 954 866,07 рубля; средства местных бюджетов – 2 019 746,12 рубля (по соглашению);
финансирование этапов 2028 – 2030 годов будет предусмотрено после доведения до Брянской области лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда |
Ожидаемые результаты реализации программы |
переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, – 505 человек;
уменьшение площади аварийного жилищного фонда Брянской области на 7568,66 кв. м. Планируемые показатели выполнения программы приведены в приложении 5 к программе |
1. Характеристика текущего состояния жилищного фонда на территории Брянской области
Проблема аварийного жилищного фонда – источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, аварийное жилье не только не обеспечивает комфортного проживания граждан, но и создает угрозу их жизни и здоровью. Владельцы аварийного жилья не могут в полной мере реализовать свои права на управление жилищным фондом, предусмотренные действующим жилищным законодательством, получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) стало одним из факторов, позволивших значительно увеличить темпы ликвидации аварийного жилья в Брянской области. В рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ в 2008 – 2023 годах в региональные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда был включен аварийный жилищный фонд общей площадью более 131,8 тыс. квадратных метров, в котором на момент включения проживало 9,35 тыс. человек. Размер финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008 – 2023 годы составил 4,74 млрд. рублей. Однако объем аварийного фонда остается значительным.
Программа является продолжением мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, начатых в 2008 году.
Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемое в соответствии с программой, будет способствовать снижению социальной напряженности в области, повышению качества проживания граждан, улучшению демографической ситуации.
2. Меры, принимаемые для обеспечения полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде
В рамках исполнения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июля 2015 года № 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными» органы местного самоуправления муниципальных образований Брянской области обеспечивают формирование и ведение в автоматизированной информационной системе Фонда (далее – АИС Фонда) реестра многоквартирных домов, признанных аварийными.
На основании сведений, внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в АИС Фонда, формируются сведения об аварийном жилищном фонде, в том числе перечень многоквартирных домов, признанных в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области в целях проверки полноты и достоверности внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области в АИС Фонда сведений об аварийном жилищном фонде осуществляет проверку документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В случае несоответствия документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и отсутствия в АИС Фонда положительных результатов по итогам проверки документов субсидия за счет бюджета Брянской области на переселения граждан из такого дома не предоставляется.
3. Характеристики проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации программы
Перечень требований к проектируемым (строящимся) и приобретаемым жилым помещениям, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации программы, приведены в приложении 1 к программе.
4. Критерии очередности участия в программе переселения муниципальных образований
В этапы 2025 – 2027 годов программы включаются муниципальные образования Брянской области, на территории которых расположен наибольший объем аварийного жилищного фонда.
Перечень многоквартирных домов, подлежащих включению в указанные этапы программы, определяется органом местного самоуправления муниципального образования Брянской области исходя из объема финансирования, предусмотренного законом Брянской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период.
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа программы.
Этапы 2028 – 2030 годов подлежат отражению в программе по мере принятия Фондом решений об утверждении лимитов предоставления финансовой поддержки Брянской области в соответствующем году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Муниципальные образования Брянской области – соисполнители реализации программы разрабатывают и принимают муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – муниципальные программы) на основании полученной от департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области информации (уведомления) об объеме финансовой поддержки за счет средств Брянской области и объеме долевого финансирования за счет средств бюджета муниципального образования Брянской области.
Муниципальные программы разрабатываются с учетом требований методических рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
5. Механизм реализации программы
Основным механизмом реализации программы является оказание финансовой поддержки на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В реализации программы участвуют муниципальные образования, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащие сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года.
Перечень аварийных и подлежащих сносу или реконструкции многоквартирных домов указан в реестре жилищного фонда (многоквартирные дома, дома блокированной застройки, объекты индивидуального жилищного строительства), являющемся приложением 2 к настоящей программе.
Перечень аварийных многоквартирных домов сформирован на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона № 185-ФЗ.
Достоверность представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде определена путем проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при их переселении из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта Брянской области. При этом отказы граждан, в том числе неоднократные, от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта Брянской области, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Гражданам, переселяемым из жилых помещений аварийного жилищного фонда, занимаемых по договорам социального найма, в соответствии со статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям и находящиеся в черте населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, или в границах другого населенного пункта Брянской области с письменного согласия граждан.
Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Переселение граждан с их письменного согласия может осуществляться органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений свободного муниципального жилого фонда.
Собственники жилых помещений, входящих в состав аварийного жилищного фонда, избравшие в качестве способа переселения предоставление иного пригодного для проживания жилого помещения, в случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, оплачивают возникающую разницу за счет собственных средств. Порядок и сроки внесения денежных средств гражданами определяется соглашением сторон.
Информационно-разъяснительная работа, связанная с реализацией программы, организуется департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций и семинаров.
6. Перечень муниципальных образований Брянской области, на территории которых предусматривается реализация программы
В программе участвуют следующие муниципальные образования, принявшие решение о долевом финансировании переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета:
городской округ город Брянск;
городской округ «город Клинцы»;
Белоберезковское городское поселение Трубчевского муниципального района.
7. Обоснование объема средств, предусмотренных на реализацию программы и объемы ее финансирования
Финансовые средства программы формируются за счет областного бюджета, бюджетов муниципальных образований.
Размер этапа текущего года программы переселения определяется в размере не менее частного от деления суммы средств бюджета Брянской области и местных бюджетов на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Брянской области, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал 2025 года.
Общий объем финансирования этапов 2028 – 2030 годов устанавливается по мере принятия Фондом решений об утверждении лимитов предоставления финансовой поддержки Брянской области в соответствующем году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Плановый объем финансирования на реализацию программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в программу, и средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений.
Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений по этапам 2025 – 2027 годов принята равной стоимости одного квадратного метра, установленной для Брянской области приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал года утверждения программы.
Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках регионального проекта «Жилье (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области» утвержден постановлением Правительства Брянской области от 31 декабря 2018 года № 752-п «Об утверждении государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области».
Программа предусматривает предоставление местным бюджетам субсидий из областного бюджета в порядке, установленном Правительством Брянской области.
Расходы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляются в пределах запланированного объема финансирования. Превышение планового объема финансирования на реализацию программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и (или) средств местных бюджетов.
Использование денежных средств, не израсходованных при реализации программы, осуществляется в соответствии с порядком использования денежных средств, не израсходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным Фондом.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Внесение изменений в распределение субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом Брянской области от 2 ноября 2016 года № 89-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области».
При распределении субсидии между бюджетами муниципальных образований объем субсидии бюджету муниципального образования в финансовом году не может превышать объем средств на исполнение в финансовом году расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета, утверждаемого нормативным правовым актом Правительства Брянской области.
Порядок направления экономии, образовавшейся по результатам заключения муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, источником обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджету муниципального образования Брянской области, на реализацию мероприятий (результатов) муниципальных программ, обеспечивающих реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 12 мая 2025 года № 242-п «Об утверждении Порядка направления экономии, образовавшейся по результатам заключения муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, источником обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджету муниципального образования Брянской области, на реализацию мероприятий (результатов) муниципальных программ, обеспечивающих реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и реализацию мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов».
Неизрасходованные средства субсидии одного муниципального образования (по согласованию с департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области) в случае необходимости могут быть перераспределены с учетом потребности другого муниципального образования в текущем финансовом году и (или) плановом периоде в размере неизрасходованных средств субсидии, которая подтверждается письменным обращением органа местного самоуправления муниципального образования в департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области.
Приобретение соисполнителями программы жилых помещений для их предоставления собственникам по договорам, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, взамен изымаемых, а также выплата им возмещения за изымаемое помещение производятся в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в пределах возмещения за изымаемые жилые помещения, определяемого на основании заключения лица, осуществляющего оценочную деятельность, и на основании соглашения с собственником жилого помещения. В случае принятия собственниками жилых помещений соответствующего решения уплата части средств за приобретаемые помещения, превышающей размер возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение, может быть произведена за счет собственных средств.
Расходование средств, предусмотренных на реализацию программы, осуществляется на:
а) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
б) выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию.
В плане реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по способам переселения, изложенном в приложение 3 к настоящей программе, указан объем средств на реализацию программы с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Исполнитель программы осуществляет мониторинг и контроль за использованием субсидий их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета Брянской области.
8. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, включает основные показатели программы: численность подлежащих переселению граждан, количество и расселяемую площадь жилых помещений, стоимость программы переселения, запланированные на весь период действия программы и в разбивке по этапам.
Планирование мероприятий осуществляется в разбивке по муниципальным образованиям в целом.
План мероприятий по переселению граждан приведен в приложении 4 к настоящей программе.
9. Порядок проведения мониторинга и контроля за ходом реализации программы и расходования денежных средств
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области:
выполняет общее руководство и координацию деятельности соисполнителей реализации программы;
осуществляет контроль за ходом реализации программы;
представляет отчеты о ходе реализации программы в Фонд в сроки и по формам, установленным Фондом.
Соисполнители реализации программы в порядке и сроки, установленные Фондом, и по запросам исполнителя программы представляют информацию и отчетность о ходе реализации программных мероприятий и выполнении условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ.
10. Оценка социально-экономической эффективности программы и ее результатов
Программа носит социальный характер, основным критерием ее эффективности является количество человек, переселенных из аварийного жилищного фонда.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить:
расселение вошедшего в программу аварийного жилищного фонда;
реализацию гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания.