«Приложение 5.1
к государственной программе «Развитие
топливно-энергетического комплекса
и жилищно-коммунального хозяйства
Брянской области»
Порядок
предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках регионального проекта «Жилье (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области»
1. Настоящий Порядок в соответствии требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Брянской области, утвержденными постановлением Правительства Брянской области от 23 июля 2018 года № 362-п (далее – Правила), устанавливает порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках регионального проекта «Жилье (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области» за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) и средств областного бюджета (далее – субсидия).
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках регионального проекта «Жилье (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области» и могут расходоваться на:
а) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной приказом Минстроя России от 2 августа 2022 года № 633/пр «Об утверждении методики отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда», а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
б) выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидия предоставляется в размере не более чем 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от 25 до 100 процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – региональная адресная программа).
3. Условиями предоставления субсидии являются:
а) наличие муниципальных программ муниципального образования и (или) структурных элементов муниципальных программ муниципального образования, содержащих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Правительства Брянской области;
б) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии (за исключением субсидий, предоставляемых в целях возмещения произведенных расходов местного бюджета).
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, может быть увеличен муниципальным образованием в одностороннем порядке, что не влечет обязательств по увеличению размера предоставления субсидии;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между департаментом топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (далее – департамент) и органом местного самоуправления муниципального образования (далее – соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил.
4. Главным распорядителем средств областного бюджета является департамент.
5. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда является наличие муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В реализации регионального проекта «Жилье (Брянская область)» и региональной адресной программы участвуют муниципальные образования, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года и подлежащие сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
6. Отбор муниципальных образований осуществляется департаментом.
7. Для участия в отборе органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в департамент заявку за подписью руководителя органа местного самоуправления в сроки, установленные департаментом.
Одновременно с заявкой необходимо представить копию муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заверенную в установленном порядке.
8. Размер субсидии бюджету муниципального образования на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках регионального проекта «Жилье (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области», с привлечением средств финансовой поддержки, предоставляемой Фондом, осуществляется по правилам, процедурам и условиям, установленным Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Предоставление средств, предусмотренных на реализацию региональной адресной программой, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1469 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда».
Размер субсидии из областного бюджета бюджету i-го муниципального образования на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках регионального проекта «Жилье (Брянская область)» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области» (Vi) определяется по формуле:
Vi = Siавар * Р(1-го м2)*КуточДС, где:
Siавар – площадь аварийного жилищного фонда i-го муниципального образования, подлежащая расселению;
Р(1-го м2) – средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2024 года № 911/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2025 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2025 года»;
КуточДС – коэффициент уточнения доли субсидии муниципальному образованию, равен 0,99.
Плановый объем субсидии на реализацию региональной адресной программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2024 года № 911/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2025 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2025 года».
В случае если стоимость одного квадратного метра превышает среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленную вышеуказанным приказом, расходы на оплату превышения осуществляются за счет средств местных бюджетов.
Использование денежных средств, не израсходованных при реализации региональной адресной программы, осуществляется в соответствии с порядком использования денежных средств, не израсходованных при реализации региональных адресных программ, утвержденным Фондом.
9. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Внесение изменений в распределение субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом Брянской области от 2 ноября 2016 года № 89-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области».
При распределении субсидии между бюджетами муниципальных образований объем субсидии бюджету муниципального образования в финансовом году не может превышать объем средств на исполнение в финансовом году расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из областного бюджета, утверждаемого нормативным правовым актом Правительства Брянской области.
10. Предоставление субсидии бюджету муниципального образования осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной информационной системе управления государственными и муниципальными финансами Брянской области «Электронный бюджет Брянской области» в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной департаментом финансов Брянской области.
11. Перечисление субсидии бюджетам муниципальных образований осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с кассовым планом выплат департамента, формируемого на основании заявок муниципальных образований.
12. Эффективность использования субсидии оценивается департаментом путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением.
Результат использования субсидии: «Расселен непригодный для проживания жилищный фонд. Нарастающий итог».
13. Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют отчетность об осуществлении расходов местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результата использования субсидии в сроки и в порядке, установленные соглашением, в том числе в государственной информационной системе управления государственными и муниципальными финансами Брянской области «Электронный бюджет Брянской области»
14. Не использованные в текущем финансовом году субсидии подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.
15. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря соответствующего финансового года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результата использования субсидий, предусмотренного соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений данного результата в году, следующим за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет, и срок возврата указанных средств определяются в соответствии с пунктами 16 – 18 Правил.
16. Основанием для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Наличие оснований для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности устанавливается в порядке, определенном пунктом 20 Правил.
17. В случае нарушения целей, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
18. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляют органы местного самоуправления муниципальных образований и департамент.
Контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий осуществляется в соответствии с пунктом 24 Правил.»