Полностью Только текст
Сегодня
суббота, 6 декабря 2025 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, +0 +2 oC
Ветер юго-восточный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

«Утверждено
постановлением Правительства
Брянской области
от 27 сентября 2021 г. № 399-п

Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее – региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия) на территории Брянской области.
2. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия осуществляет управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (далее – управление).
3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее – контролируемые лица) в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Брянской области и органов местного самоуправления обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, включая:
а) требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;
б) требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
в) требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
г) требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», муниципальными органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;
д) требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации и разрешению на проведение работ по их сохранению;
е) требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
ж) требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
з) меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 указанного Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
и) требования к проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения, выявленными объектами культурного наследия, предусмотренные статьей 56.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
4. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия осуществляется в отношении следующих объектов контроля:
а) деятельность контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов, а также соблюдению обязательных требований в отношении охраняемых объектов и территорий;
б) состояние объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Управлением в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия обеспечивается учет объектов контроля путем ведения перечня объектов контроля.
При сборе, обработке, анализе сведений об объектах контроля для целей их учета управление использует информацию, содержащуюся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информацию, получаемую в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
Управление ведет перечень категорированных объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия в реестре объектов контроля единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещает его на официальном сайте управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»).
5. Должностным лицом управления, уполномоченным принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является начальник управления либо лицо, временно его замещающее.
Осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия уполномочены начальник управления, а также иные должностные лица управления в соответствии с перечнем, утверждаемым приказом управления.
6. Права и обязанности должностных лиц управления, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, устанавливаются статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»), а также пользуются правами, установленными пунктом 6 статьи 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
7. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия

8. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
9. Управление при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) низкий риск.
10. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется начальником управления либо лицом, временно его замещающим, по месту нахождения контролируемых лиц в соответствии с критериями отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
11. В отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, отнесенных к категории высокого риска, проводится обязательный профилактический визит с периодичностью один раз в год.
12. В отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, отнесенных к категории значительного риска, обязательные профилактические визиты осуществляются с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации.
13. В отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, отнесенных к категории низкого риска, обязательные профилактические визиты не проводятся.
14. Контролируемое лицо вправе подать, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал государственных и муниципальных услуг) в управление заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
15. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия управление разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.
16. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия утверждается органом исполнительной власти Брянской области.
17. При выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров должностное лицо управления направляет уполномоченному должностному лицу управления мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

18. Управление ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и актуализации контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее – программа профилактики), состоящую из разделов, предусмотренных частью 2 статьи 44 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Утвержденная программа профилактики размещается на официальном сайте управления в сети «Интернет» в течение пяти дней со дня утверждения.
19. С целью предотвращения совершения контролируемыми лицами правонарушений в области охраны объектов культурного наследия управление проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
20. Управление осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
21. Управление размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» сведения и информацию в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
22. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия осуществляется управлением один раз в год.
23. По итогам обобщения правоприменительной практики управление обеспечивает подготовку доклада о результатах правоприменительной практики в региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия (далее – доклад о правоприменительной практике).
24. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом управления до 10 марта и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» в течение трех рабочих дней со дня утверждения.
25. В случае наличия у управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, управление в соответствии со статьей 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
26. В предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований в том числе указываются:
а) наименование юридического лица, адрес его места нахождения либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, адрес места жительства;
б) обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информация о том, какие действия (бездействие) поднадзорного лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
27. Контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать возражение в отношении этого предостережения (далее – возражение).
28. Возражение направляется контролируемым лицом в виде электронного документа, подписанного в соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на указанный в предостережении адрес электронной почты управления либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
29. Возражение, содержащее сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом лицу, уполномоченному на его рассмотрение, без использования единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
30. Возражение, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, представляется уполномоченному лицу в установленном законодательстве порядке.
31. В возражении указываются:
а) наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица;
б) дата и номер предостережения;
в) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
32. В случае если возражение не содержит обязательных сведений, перечисленных выше, в течение трех рабочих дней со дня поступления в управление оно возвращается контролируемому лицу без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.
33. Возражение на предостережение, объявленное должностными лицами управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, рассматривается начальником управления в течение 10 рабочих дней со дня регистрации возражения.
34. По результатам рассмотрения возражения должностное лицо управления, которому оно подано, принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
35. Информация о принятом решении, предусмотренном пунктом 34 настоящего Положения, в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется контролируемому лицу, представившему возражение.
36. Управлением осуществляется устное и письменное консультирование органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, а также юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей и физических лиц по вопросам:
а) наличия и (или) соблюдения обязательных требований;
б) периодичности и порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядка выполнения обязательных требований;
г) порядка выполнения предписания, выданного по итогам контрольного мероприятия.
37. Консультирование осуществляется по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
38. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом «г» пункта 26 настоящего Положения.
При консультировании по письменным обращениям ответ на обращение направляется почтовым отправлением и (или) по электронной почте в адрес заявителя или вручается заявителю под расписку о получении в срок, не превышающий 30 дней с момента поступления письменного обращения в управление.
39. Запись на консультирование и осуществление письменного консультирования могут производиться с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
40. Профилактический визит проводится должностным лицом управления в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
41. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо управления осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
42. Профилактический визит проводится по инициативе управления (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
43. Обязательный профилактический визит в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия проводится в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
44. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 52.1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, отнесенных к категориям высокого или значительного риска с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной Правительством Российской Федерации.
45. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением, в порядке, предусмотренном статьей 52.2 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Заявление о проведении профилактического визита подается контролируемым лицом посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.

IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия

46. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
47. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в том числе на основании программы проверок.
Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается настоящим Положением.
48. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия осуществляются следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
48.1. С взаимодействием с контролируемым лицом:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
48.2. Без взаимодействия с контролируемым лицом:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
49. К проведению контрольных (надзорных) мероприятий могут при необходимости привлекаться специалисты, эксперты, экспертные организации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
50. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, в случае болезни, ухода за больным родственником, смерти близкого родственника, а также в случае применения к такому контролируемому лицу административного ареста и избрания в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится управлением на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения контролируемым лицом.
51. Дата и время проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, в отношении жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.
52. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий не допускается проявлять неуважение в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, препятствовать их проведению, а также нарушать внутренние установления религиозных организаций.
53. Применение технических средств, специального оборудования и (или) технических приборов на производственных объектах и территориях, занимаемых религиозными организациями, допускается только по согласованию с данными организациями, за исключением случаев фиксации должностными лицами управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований.
54. Для фиксации должностными лицами управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, и лицами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические и электронные средства измерения (далее – технические средства).
55. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом видеозапись осуществляется в обязательном порядке.
56. Видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении должностных лиц управления, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, лиц, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
57. При отсутствии возможности осуществления видеозаписи применяется аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) мероприятия.
58. Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
59. Решение о применении иных технических средств при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностными лицами управления, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, самостоятельно.
60. Результаты применения технических средств оформляются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
61. Программа проверок формируется управлением в каждом конкретном случае на основании:
а) разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия, выданного управлением;
б) истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее – охранное обязательство, правообладатель объекта культурного наследия).
62. При наступлении одного из указанных событий в отношении конкретного объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия должностное лицо управления, уполномоченное на осуществление регионального государственного надзора (контроля) в области охраны объектов культурного наследия, в течение трех рабочих дней готовит программу проверки и представляет ее на утверждение начальнику управления или лицу, временно его замещающему, в установленном порядке.
63. Программа проверок должна содержать:
а) наименование объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения в соответствии с единым реестром объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, регистрационный номер объекта культурного наследия в едином реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
б) сведения о местонахождении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), сведения о виде объекта;
в) сведения о правообладателе (правообладателях) объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения (в случае проведения проверки на основании истечения срока (завершения периода), установленного в охранном обязательстве);
г) сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, физических лицах, осуществляющих работы по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия, включая осуществление авторского и технического надзора, а также научного руководства работами по сохранению объекта культурного наследия.
64. К таким сведениям относятся:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица;
б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
в) адрес места нахождения и осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, адрес места жительства физического лица (для правообладателей объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия).
65. В случае осуществления на объекте культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленном объекте культурного наследия работ по их сохранению несколькими лицами составляется единая программа проверки, включающая в себя сведения обо всех данных лицах.
66. В случае, если в отношении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия ранее уполномоченным органом уже утверждалась программа проверки и данным органом выдано разрешение на проведение работ по сохранению указанного объекта лицу, ранее в программе проверки не указанному, в программу проверки вносится соответствующее изменение в части указания сведений об этом лице.
67. В программе проверок указываются:
а) периодичность проведения проверок;
б) форма проверок (документарная либо выездная);
в) должностные лица управления, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия, номер(а) и дата(ы) выдачи его (их) служебного(ых) удостоверения(й), сведения о лицах, привлекаемых к проведению проверок.
68. На основании выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия осуществляется контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка).
69. На основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством, может проводиться как контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка), так и контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование).
70. На основании уведомления о начале работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, предусмотренного статьей 56.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», может проводиться как контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом (инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка), так и контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование).
71. Программа проверок, а также изменения в нее утверждаются приказом управления. В течение одного рабочего дня после утверждения программы проверок она подлежит размещению на официальном сайте управления в сети «Интернет». Копия приказа управления об утверждении программы проверок с приложением самой программы, а также копия приказа управления о внесении изменений в программу проверок в течение трех рабочих дней с момента утверждения подлежат направлению контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в иной форме, подтверждающей их получение.
72. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 9 части 1, частью 3 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
73. Согласование внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий с органами прокуратуры проводится в соответствии с частью 7 статьи 70, частью 12 статьи 71, частью 9 статьи 72, частью 5 статьи 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
74. Инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также мобильного приложения «Инспектор».
75. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся должностными лицами управления на основании заданий уполномоченных должностных лиц управления, включая задания, содержащиеся в планах работы управления, на основании мотивированного представления должностного лица управления.
76. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
77. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) объекта контроля;
д) инструментальное обследование.
78. Рейдовый осмотр проводится в соответствии со статьей 71 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
79. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование.
80. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
81. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
82. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
83. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование.
84. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
85. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
86. В случае выявления в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) нарушений обязательных требований управлением контролируемому лицу выдается предписание об устранении таких нарушений.
87. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

88. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее – акт). По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия акт составляется в случае выявления нарушений обязательных требований. Акт направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
89. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном статьей 87 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
90. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий управление принимает решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
91. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу в соответствии со статьей 90.1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

VI. Обжалование решений управления, действий (бездействия) его должностных лиц

92. Досудебное обжалование решений управления, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
93. Правом на обжалование решений управления, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
94. Жалоба подается контролируемым лицом в управление в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного пунктом 95 настоящего Положения.
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
95. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в управление на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
96. Жалоба на решение управления, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается коллегиальным органом управления, состав и порядок работы которого утверждаются приказом управления.

Приложение
к Положению о региональном государственном
контроле (надзоре) за состоянием,
содержанием, сохранением, использованием,
популяризацией и государственной охраной
объектов культурного наследия регионального
значения, объектов культурного наследия
местного (муниципального) значения,
выявленных объектов культурного наследия

Критерии
отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия к категориям риска

1. Управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (далее – управление) в целях осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия относит объекты контроля к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска).
При определении критериев риска учитываются оценка тяжести вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также потенциальный риск наступления негативных событий, связанных с неисполнением контролируемым лицом обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (далее – обязательные требования).
Основными критериями оценки являются задачи государственной охраны объектов культурного наследия, установленные Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
2. Объекты контроля могут быть отнесены к следующим категориям риска охраняемым законом ценностям:
категория высокого риска;
категория значительного риска;
категория низкого риска.
С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия, разделяется на группы тяжести (далее – группы тяжести).
3. К группе тяжести А относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в оперативном управлении или пользовании которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в список всемирного наследия, историко-культурные заповедники или музеи-заповедники, объекты археологического наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
4. К группе тяжести Б относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся объекты культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленные объекты культурного наследия, за исключением отнесенных к группе тяжести А и группе тяжести В.
5. К группе тяжести В относится деятельность контролируемых лиц, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся объекты культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленные объекты культурного наследия – произведения монументального искусства.
6. С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному контролю (надзору) в области охраны объектов культурного наследия, разделяется на группы вероятности 1, 2 и 3 (далее – группы вероятности).
7. К группе вероятности 1 относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение пяти предшествующих календарных лет обвинительного приговора суда по уголовным преступлениям, ответственность за которые предусмотрена статьями 243 – 243.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, объектом преступлений в которых выступал принадлежащий им на праве собственности, оперативного управления или пользования объект культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, выявленный объект культурного наследия либо земельный участок с расположенным на нем объектом археологического значения федерального значения.
8. К группе вероятности 2 относится деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, у которых в течение пяти предшествующих календарных лет при проведении контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены нарушения обязательных требований, не повлекшие привлечения их к уголовной или административной ответственности.
9. К группе вероятности 3 относится деятельность контролируемых лиц при отсутствии информации, указанной в пунктах 7, 8 настоящих критериев.
10. Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно таблице:

Категория риска Группа тяжести Группа вероятности
Высокий риск А 1
Б 1
Значительный риск А 2
Б 2
В 1
В 2
Низкий риск А 3
Б 3
В