Основные направления
долговой политики Брянской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Брянской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (далее – долговая политика Брянской области) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации ответственной долговой политики Брянской области и повышения ее эффективности, определяют приоритетные направления деятельности по управлению государственным долгом Брянской области (далее – государственный долг).
II. Итоги реализации долговой политики Брянской области
Долговая политика Брянской области в 2024 году и истекшем периоде 2025 года была направлена на обеспечение показателей долговой устойчивости, сдерживание роста государственного долга, минимизацию расходов на его обслуживание.
По итогам исполнения областного бюджета за 2024 год государственный долг сократился с 14 028,9 млн. рублей до 13 589,6 млн. рублей, или с 25,8 до 22,8 процента объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за счет:
погашения ранее привлеченных бюджетных кредитов в общей сумме 824,5 млн. рублей, в том числе бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита областного бюджета – 132,1 млн. рублей; бюджетного кредита, привлеченного для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета, – 20,1 млн. рублей; бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в сумме 543,2 млн. рублей, а также инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 129,1 млн. рублей;
привлечения бюджетного кредита в сумме 385,2 млн. рублей на финансовое обеспечение реализации инфраструктурного проекта.
В структуре государственного долга отсутствует задолженность по банковским кредитам, 100 процентов объема долга составляют бюджетные кредиты с низкой процентной ставкой (8 644,8 млн. рублей, привлеченные под 0,1 процента годовых; 4 944,8 млн. рублей – инфраструктурные бюджетные кредиты и специальный казначейский кредит, привлеченные под 3 процента годовых).
Благодаря отсутствию в структуре государственного долга рыночных обязательств расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга в 2024 году составили 155,1 млн. рублей, или 0,2 процента объема расходов областного бюджета, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.
В 2025 году в соответствии с частями 7 – 14 статьи 16 Федерального закона от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года № 79 «Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам» (далее – Правила) Брянской областью с Министерством финансов Российской Федерации заключено единое дополнительное соглашение от 4 апреля 2025 года № 2025-00154/1 (далее – единое дополнительное соглашение).
Согласно единому дополнительному соглашению задолженность Брянской области по отдельным бюджетным кредитам консолидирована по основному долгу и подлежит погашению в период с 2025 по 2039 год включительно, при этом одна треть задолженности по отдельным бюджетным кредитам в соответствии с графиками, действующими на 1 марта 2024 года, погашается в период с 2025 по 2034 год включительно, погашение двух третей задолженности перенесено на 2030 – 2039 годы.
Объем высвобождаемых средств для Брянской области, подлежащих направлению на реализацию мероприятий, определенных Правилами, в объеме двух третей задолженности по отдельным бюджетным кредитам составляет 5 864,7 млн. рублей.
В 2025 году Правительством Российской Федерации уже принято решение о списании части задолженности Брянской области по бюджетным кредитам в объеме 5 472,7 млн. рублей. Размер списания части задолженности соответствует объему фактически направленных высвобождаемых средств на реализацию мероприятий по сферам, определенным пунктом 7 Правил, с 1 марта по 31 декабря 2024 года – 2 490,4 млн. рублей, с 1 января по 31 августа 2025 года – 2 982,3 млн. рублей (распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июля 2025 года № 1853-р, от 27 октября 2025 года № 3015-р).
Подготовка документов, необходимых для списания оставшейся суммы задолженности Брянской области по отдельным бюджетным кредитам в сумме 392 млн. рублей, будет осуществляться в сроки, установленные Правилами, до 1 марта 2026 года.
Государственный долг по состоянию на 1 января 2026 года прогнозируется в пределах показателей, соответствующих высокому уровню долговой устойчивости, и на 100 процентов будет состоять из бюджетных кредитов, привлеченных в областной бюджет из федерального бюджета. Выполнение обязательств, принятых Брянской областью в соответствии с заключенными соглашениями, будет обеспечено в полном объеме.
По результатам оценки, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2025 году, Брянская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Брянской области
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики Брянской области, являются:
влияние геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики и динамику поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет;
наличие ограничений по объему государственного долга, в том числе объему рыночных обязательств, и расходов на обслуживание государственного долга, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и соглашениями в сфере бюджетного кредитования;
проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
необходимость финансового обеспечения в приоритетном порядке мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
необходимость увеличения расходов областного бюджета на социальную поддержку населения, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и отдельным категориям работников, установленным указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
списание двух третей задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации из федерального бюджета (за исключением задолженности по бюджетным кредитам на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и специальным казначейским кредитам), при условии целевого направления высвобождающихся средств на мероприятия, определенные Правилами.
Вне зависимости от экономической ситуации в стране и состояния рынка финансовых услуг долговая политика Брянской области продолжит характеризоваться направленностью на обеспечение способности области осуществлять государственные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита областного бюджета, а также погашения долговых обязательств. Фактический объем привлечения государственных заимствований должен определяться результатами исполнения областного бюджета, анализа рынка финансовых услуг, учитывать требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий соглашений в сфере бюджетного кредитования, а также ежегодно заключаемых соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Брянской области.
IV. Цели и задачи долговой политики Брянской области
Основные направления долговой политики Брянской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов сохраняют преемственность целей и задач, определенных в предшествующем периоде.
Реализация долговой политики Брянской области в 2026 – 2028 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Брянской области;
обеспечение выполнения показателей исполнения областного бюджета в размерах, характеризующих высокую долговую устойчивость Брянской области;
обеспечение прозрачности процессов управления государственным долгом.
Реализация долговой политики Брянской области будет направлена на решение следующих задач:
мониторинг показателей долговой устойчивости, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга;
выполнение условий, установленных соглашениями в сфере бюджетного кредитования;
раскрытие информации о государственном долге.
В результате исполнения условий единого дополнительного соглашения в 2025 – 2039 годах (без учета установленного бюджетным законодательством допустимого превышения) должны быть обеспечены параметры:
объема дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
общего объема государственного долга и муниципального долга по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным Брянской областью и муниципальными образованиями Брянской области от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на уровне не более 25 процентов общего объема доходов консолидированного бюджета Брянской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений за 2025 – 2039 годы соответственно.
V. Инструменты реализации долговой политики Брянской области
Инструментами реализации долговой политики Брянской области являются:
1) планирование объема государственного долга с целью ограничения объема внутренних заимствований, привлечения их в размерах, не превышающих объемы дефицита областного бюджета;
2) обеспечение списания двух третей задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, в соответствии с частями 7 – 14 статьи 16 Федерального закона от 30 ноября 2024 года № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года № 79 «Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам»;
3) эффективное управление текущей ликвидностью областного бюджета, в том числе за счет дальнейшего использования механизма управления остатками средств на счетах областного бюджета и привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
4) снижение долговых рисков, в том числе за счет продления действия моратория на выдачу государственных гарантий Брянской области в 2026 – 2028 годах;
5) привлечение бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2025 года № 48 «Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также их использования и возврата» на срок до 15 лет по ставке, определяемой федеральным законом о федеральном бюджете;
6) контроль своевременного и полного учета долговых обязательств;
7) информирование населения области о состоянии государственного долга.
В период с 2026 по 2028 год будет продолжена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области на основании постановления Правительства Брянской области от 3 августа 2020 года № 336-п «Об установлении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Брянской области».
VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
Важное место в достижении целей долговой политики Брянской области занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
а) риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Брянской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, одобренным распоряжением Правительства Брянской области от 28 октября 2025 года № 355-рп, снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в очередном финансовом году и плановом периоде не прогнозируется.
В целях оценки данного риска планируется продолжить еженедельный мониторинг исполнения областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам и расходам областного бюджета с целью принятия своевременных управленческих решений;
б) процентный риск – вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств.
В связи с отсутствием в структуре государственного долга коммерческих заимствований данный вид риска является минимальным;
в) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
Минимизация данного риска будет обеспечиваться за счет реалистичного прогнозирования доходов областного бюджета, а также принятия взвешенных и экономически обоснованных решений в части согласования новых расходных обязательств.
Для избежания риска предъявления требований по исполнению условных долговых обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Брянской области, на 2026 – 2028 годы продлен мораторий на их предоставление.