ПОЛОЖЕНИЕ
об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях
и статусе спасателя Брянской области
I. Общие положения
1. Положение об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателя Брянской области разработано в целях правового регулирования создания аварийно-спасательных служб и формирований на территории Брянской области, правовой и социальной защиты спасателей на основании Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», статей 14, 16 Федерального закона от 16 сентября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Положение является нормативным правовым актом Брянской области, определяющим вопросы создания аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Брянской области, установления правовой и социальной защиты спасателей.
3. Вопросы, не регламентированные настоящим Положением и другими нормативными актами администрации Брянской области, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Администрация Брянской области оказывает всемерную поддержку аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, создаваемым на территории Брянской области, для чего оказывает содействие организациям, общественным объединениям, органам местного самоуправления в подготовке, оснащении и аттестации создаваемых ими аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также содействие в подготовке граждан, изъявивших желание пройти обучение по программе подготовки спасателей.
II. Организация аварийно-спасательных служб, обеспечение их
готовности и основы управления
5. Цели создания аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Брянской области.
Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования создаются на территории Брянской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, осуществления контроля за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий, угрожающих безопасности людей и природной среде, требующих для их ликвидации применения специальной техники, оборудования, специально подготовленных сил и средств.
6. Состав, структуру и численность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы администрации Брянской области, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
Аварийно-спасательная служба, как самостоятельная структура, состоит из:
органа управления;
сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеющих в своем составе силы и средства ведения разведки и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды;
сил и средств для тушения пожаров;
средств управления, связи, оповещения и информационного обеспечения;
необходимых резервов средств жизнеобеспечения и других материально-технических средств.
Основным звеном являются спасатели, численность которых определяется исходя из решаемых задач и обеспечения круглосуточного дежурства.
7. Управление аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями, руководство аварийно-спасательными работами.
Непосредственное управление аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями как в условиях повседневной деятельности, так и в период ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области, уставом или положением о службе.
При возникновении чрезвычайной ситуации управление службами, формированиями, организация взаимодействия с учетом масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий осуществляется на основе заранее разработанных и согласованных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.
В соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Брянской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, в целях организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Брянской области осуществляет в установленном порядке главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Брянской области.
III. Статус аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований
8. Компетенция аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
К ведению аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований относится:
1) в режиме повседневной деятельности:
разработка механизма действий аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, определение основных направлений и программ совершенствования деятельности;
планирование использования сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, организация подготовки и обеспечение высокой готовности к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера;
участие в разработке и организации выполнения программ по созданию условий, обеспечивающих эффективное проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
контроль за готовностью сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к проведению аварийно-спасательных работ;
сбор информации о состоянии безопасности потенциально опасных объектов и территорий, сбор и комплексная обработка данных наблюдений и контроля за состоянием, а также об имевших место чрезвычайных ситуациях, анализ полученных результатов, оценка и прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия с другими аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями и силами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, другими органами и организациями в чрезвычайных ситуациях;
организация подготовки и переподготовки работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
организация и обеспечение функционирования управления и связи;
изучение, обобщение и внедрение научно-технических достижений и передового опыта отечественных и зарубежных поисково-спасательных сил;
обеспечение правовой и социальной защиты работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
взаимодействие с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации по вопросам деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
2) в режиме повышенной готовности:
повышение готовности органов управления, связи, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, выдвижение при необходимости в районы предполагаемых действий;
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
разработка мер по возможной защите населения и повышению противоаварийной и противопожарной устойчивости соответствующих объектов;
3) в режиме чрезвычайной ситуации:
привлечение необходимых сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в район чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с планами:
спасение пострадавших, оказание им первой доврачебной помощи на месте происшествия;
проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация и ведение разведки, осуществление постоянного и усиленного контроля за состоянием обстановки в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающей к ней окружающей территории, оценка обстановки и выработка мер по предупреждению дальнейшего развития чрезвычайной ситуации;
осуществление дозиметрического контроля, оценка радиационной и химической обстановки;
участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и Брянской области и другими нормативными документами.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с администрацией Брянской области, органами местного самоуправления и организациями, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.
9. Обеспечение выдвижения сил аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в районы чрезвычайных ситуаций.
Продвижение специальной техники, транспортных средств для доставки спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к месту или в районы чрезвычайных ситуаций обеспечивают службы ГИБДД.
Беспрепятственное продвижение сил и средств в районе чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для их размещения обеспечивает руководитель работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах независимо от форм их собственности.
10. Права должностных лиц аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований.
Права должностных лиц аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований регламентируются положением или уставом службы (формирования), утвержденным в установленном порядке.
IV. Правовые и социальные гарантии спасателей аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований
11. Социальные гарантии спасателей.
Спасатели и члены их семей находятся под защитой государства. В своей деятельности спасатели аварийно-спасательных формирований Брянской области не могут быть ограничены решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
На спасателей аварийно-спасательных формирований, создаваемых на территории Брянской области, распространяются установленные законодательством Брянской области и ведомственными нормативными актами гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Их объем не может быть ниже объема льгот и гарантий, предоставляемых законодательством Российской Федерации.
Спасатели Брянской области в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
Оплата труда спасателей осуществляется в соответствии с тарифной системой оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы Брянской области.
Размеры, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат определяются постановлением администрации Брянской области.