Полностью Только текст
Сегодня
воскресенье, 24 ноября 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, -1 -3 oC
Ветер западный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

 

ПОРЯДОК
финансирования строительства (приобретения) жилья в сельской
местности в рамках федеральной целевой программы
«Социальное развитие села до 2012 года»

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 83).
2. Порядок определяет условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты), а также предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения.
3. Субсидии из федерального бюджета предоставляются гражданам, молодым семьям, молодым специалистам при условии:
привлечения гражданами, молодыми семьями и молодыми специалистами собственных (заемных) средств – в случае предоставления социальных выплат;
привлечения средств работодателей – в случае предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований.
4. Работодатели, граждане, молодые семьи и молодые специалисты вправе использовать в качестве своей доли в софинансировании мероприятий объекты незавершенного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений.
5. Распорядитель средств федерального бюджета на указанные цели – комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (далее – комитет).
6. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз.

II. Предоставление социальных выплат гражданам

7. Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
8. В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается.
В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Предоставление социальных выплат на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей гражданину ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
9. Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, которое не является ценной бумагой (далее – свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности определен постановлением администрации области от 1 июля 2009 года № 660 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села» (2003 – 2012 годы)».
10. Размер социальной выплаты определяется на дату выдачи свидетельства и индексации не подлежит.
11. Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м – для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м – на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории Брянской области на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной постановлением администрации области, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Брянской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
В случае, если фактическая стоимость 1 кв. м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья, утвержденной постановлением администрации области, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
В случае, если общая площадь строящегося (приобретаемого) жилья меньше размера, установленного для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилья, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты определяется исходя из фактической площади жилья.
12. Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 11 настоящего Порядка размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.
13. Остаток не использованных в текущем финансовом году социальных выплат подлежит использованию в очередном финансовом году на соответствующие цели в случае, если потребность в них сохраняется.

III. Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам

14. Под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
15. Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам и их использование осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 7 – 13 и 21 – 26 настоящего Порядка.
16. В случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты комитет (орган местного самоуправления – в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
б) право комитета (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи, если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
17. Одним из условий трехстороннего договора, указанного в пункте 16 настоящего Порядка, может быть обязательство органа местного самоуправления или работодателя предоставить молодой семье (молодому специалисту) временное жилье на период строительства жилого дома при использовании социальной выплаты на указанные цели.
18. Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий комитет (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
19. В случае включения молодой семьи (молодого специалиста) в списки получателей социальных выплат работодатель вправе предоставить члену молодой семьи (молодому специалисту), с которым он заключил трудовой договор, заем на строительство (приобретение) жилья в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной финансированием за счет средств социальной выплаты и собственных средств в полном объеме. Существенным условием договора займа является согласие члена (членов) молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору до полного погашения заемных обязательств, но не менее 5 лет с даты заключения договора займа, и передать в ипотеку работодателю-займодавцу построенное (приобретенное) с использованием заемных средств жилье до погашения молодой семьей (молодым специалистом) обязательств по договору займа.
20. При рождении (усыновлении) у молодой семьи (молодого специалиста) одного и более детей муниципальные образования вправе осуществлять дополнительное, сверх предусмотренного объема социальной выплаты, выделение средств на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья за счет средств местного бюджета в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами муниципальных образований. Дополнительное, сверх предусмотренного объема социальной выплаты, выделение средств на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья за счет средств областного бюджета определено пунктом 28 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением администрации области от 1 июля 2009 года № 660 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села» (2003 – 2012 годы)».

IV. Порядок финансирования строительства (приобретения) жилья в сельской местности

21. Комитет:
заключает соглашения с органами местного самоуправления в случае, если субсидии используются на софинансирование муниципальных целевых программ;
распределяет субсидии из федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по муниципальным образованиям Брянской области в соответствии с доведенными лимитами;
вносит изменения в распределение средств областного бюджета по итогам за первое полугодие и 9 месяцев соответствующего года с учетом использования средств федерального бюджета;
заключает с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат;
определяет размер социальной выплаты получателям социальных выплат в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка и соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
уведомляет получателя социальной выплаты о поступлении денежных средств;
перечисляет социальные выплаты в объеме выделенных бюджетных ассигнований на банковские счета получателей социальных выплат;
выдает письменное разрешение, согласованное с органами местного самоуправления, на перечисление социальных выплат с банковского счета получателя социальных выплат на оплату строительства (приобретения) жилья в сельской местности по их поручению;
обеспечивает целевое использование субсидий, поступивших из федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность об их использовании в соответствии с установленными формами и в установленные сроки;
осуществляет контроль за использованием органами местного самоуправления субсидий, перечисленных комитетом для финансирования мероприятий программы.
22. Органы местного самоуправления:
разъясняют населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условия и порядок получения и использования социальных выплат;
ведут отбор участников программы, проверку правильности оформления ими документов и достоверности содержащихся в них сведений;
направляют в комитет сведения о привлечении средств местных бюджетов на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
ведут проверку договоров, представленных получателями социальных выплат, до представления их в кредитную организацию, на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах;
согласовывают письменные разрешения, выдаваемые комитетом, на перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат по их поручению;
в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования:
заключают с кредитными организациями соглашения о порядке обслуживания социальных выплат;
перечисляют средства государственной поддержки в объеме выделенных бюджетных ассигнований на банковские счета получателей социальных выплат;
уведомляют получателей социальной выплаты о поступлении денежных средств для своевременного открытия ими банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты;
выдают письменное разрешение на перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат по их поручению.
23. Граждане, молодые семьи, молодые специалисты:
представляют в орган местного самоуправления документы, подтверждающие стоимость строительства (приобретения) жилья;
заключают с органом местного самоуправления договор, предусматривающий условия и взаимные обязательства при осуществлении строительства (приобретения) жилья;
в течение срока действия свидетельства представляют его в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальных выплат;
используют собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты. При индивидуальном строительстве собственными средствами участника программы могут являться приобретенные строительные материалы, не завершенный строительством жилой дом. В случае передачи хозяйствующим субъектом не завершенного строительством жилого дома гражданину представляют договор с хозяйствующим субъектом;
производят за счет собственных и (или) заемных средств оплату стоимости части жилья, превышающей норму общей площади, в случае строительства (приобретения) жилья сверх нормы общей площади жилья;
для получения разрешения на перечисление социальных выплат с банковского счета получателя социальных выплат представляют соответствующие договоры для проверки в органы местного самоуправления;
используют социальные выплаты по целевому назначению;
в случае использования социальных выплат не по целевому назначению возвращают их в доход областного бюджета в установленном законом порядке;
в случае отсутствия потребности в социальных выплатах могут дать письменное разрешение комитету на отзыв неиспользованной части социальных выплат до окончания срока действия свидетельства для дальнейшего перераспределения комитетом на те же цели.
24. Приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
25. Перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией:
а) продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;
б) исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого дома, для получателя социальной выплаты;
в) застройщику, указанному в договоре долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, в котором получатель социальной выплаты является участником долевого строительства, оформленном в соответствии с требованиями Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
г) продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами, осуществляемого получателем социальной выплаты;
д) кредитной организации или юридическому лицу, указанным в кредитном договоре (договоре займа) на предоставление гражданину ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья.
26. После перечисления социальной выплаты с банковского счета получателя социальной выплаты лицам, указанным в пункте 25 настоящего Порядка, кредитная организация направляет в комитет подлинник свидетельства с отметкой о произведенной оплате.
Свидетельство подлежит хранению в течение 5 лет.


V. Порядок предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения

27. Молодые семьи и молодые специалисты, являющиеся получателями социальных выплат, в случае, если соблюдаются условия и требования, установленные в разделе III настоящего Порядка, но не имеющие собственных (заемных) средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты, имеют право на обеспечение жильем по договорам найма путем предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на строительство (приобретение) жилья с привлечением средств работодателей.
28. Работодатель с учетом заключенных трудовых договоров подает в органы местного самоуправления заявку о необходимом ему количестве работников, которые будут обеспечиваться жильем по договору найма, с указанием в ней возможности участия в софинансировании строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов и размере такого участия.
29. Органы местного самоуправления формируют списки молодых семей и молодых специалистов, подлежащих обеспечению жильем по договору найма жилого помещения, и направляют их в комитет с приложением сведений о размерах расходных обязательств муниципальных образований и привлеченных средств работодателей на указанные цели.
30. Расчет размера субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, производится исходя из расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, и размера уровня бюджетной обеспеченности, установленного администрацией области.
31. В целях обеспечения молодой семьи и молодого специалиста жильем в соответствии с условиями договора найма жилого помещения орган местного самоуправления или орган местного самоуправления совместно с работодателем заключает договор купли-продажи жилого помещения, договор подряда на строительство жилого дома либо договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
32. В отношении жилого помещения, приобретенного (построенного) органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с работодателем, оформляется свидетельство о праве муниципальной или общей (долевой) собственности соответственно. В случае, если в отношении приобретенного (построенного) жилого помещения зарегистрировано право общей (долевой) собственности муниципального образования и работодателя, они заключают соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения жилым помещением, в котором оговариваются целевое назначение использования помещения (для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов) и полномочия собственников по заключению с молодой семьей и молодым специалистом договора найма этого помещения, а также по изменению и расторжению такого договора.
33. Жилые помещения, приобретенные (построенные) в соответствии с пунктом 32 настоящего Порядка, относятся к жилищному фонду коммерческого использования и предоставляются молодым семьям и молодым специалистам в возмездное владение и пользование по договору найма жилого помещения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В указанном договоре предусматривается право молодой семьи (молодого специалиста) по истечении 5 лет работы по трудовому договору с соответствующим работодателем приобрести указанное жилое помещение в свою собственность по цене, не превышающей 10 процентов расчетной стоимости строительства (покупки) жилья (далее – выкупная цена жилья). Уплата средств в размере выкупной цены жилья может производиться по усмотрению нанимателей жилого помещения ежемесячно или ежеквартально равными долями в течение указанных 5 лет без права досрочного внесения платежей.
В случае, если жилое помещение находится в общей собственности муниципального образования и работодателя, в договоре найма жилого помещения определяется, кому и в каких размерах вносятся платежи.
34. Существенным условием договора найма жилого помещения является условие о работе нанимателя жилого помещения по трудовому договору в течение не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы, расположенных в сельской местности, в которой предоставляется жилое помещение.
Досрочное расторжение трудового договора по неуважительным причинам до истечения установленного срока является основанием для расторжения в судебном порядке договора найма жилого помещения.
В случае расторжения договора найма жилого помещения по указанным причинам собственник (собственники) жилого помещения возвращает нанимателю жилого помещения средства, внесенные им в счет уплаты средств в размере выкупной цены жилья.
35. В случае, если право собственности на долю работодателя в общей собственности на жилое помещение переходит к другим лицам, молодой специалист (член (члены) молодой семьи), который заключил с прежним работодателем трудовой договор, должен в срок, не превышающий 6 месяцев, обратиться в письменной форме к новому собственнику жилого помещения с просьбой о заключении с ним трудового договора либо в органы местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, предоставленного ему по договору найма, с просьбой о содействии в трудоустройстве в этой сельской местности.
В случае отказа нового собственника жилого помещения в заключении трудового договора или органов местного самоуправления в оказании содействия в трудоустройстве молодой специалист (член (члены) молодой семьи) вправе трудоустроиться в сельской местности в пределах Брянской области.
В случае, если молодой специалист (член (члены) молодой семьи) в установленный срок не трудоустроился на указанных условиях, такое обстоятельство является основанием для обращения в суд с иском о расторжении договора найма жилого помещения.
Возврат средств, внесенных нанимателем жилого помещения в счет уплаты средств в размере выкупной цены жилья, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации и (или) договором найма жилого помещения.