МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по переходу органов исполнительной власти
Брянской области и органов местного самоуправления
Брянской области, государственных и муниципальных
учреждений Брянской области на оказание услуг
в электронном виде
Настоящие методические рекомендации предназначены для определения единых подходов и методов перехода органов исполнительной власти Брянской области и органов местного самоуправления Брянской области, государственных и муниципальных учреждений Брянской области на оказание услуг гражданам в электронном виде (далее - переход на предоставление услуг в электронном виде).
1. Переход на предоставление услуг в электронном виде осуществляется посредством последовательного выполнения пяти ключевых этапов.
1.1. Первый этап предполагает организацию дистанционного предоставления заявителям общей информации об услуге: порядок получения услуги и адреса мест приема документов для предоставления услуги.
1.2. На втором этапе заявителю предоставляется возможность дистанционно получить формы документов, необходимых для получения услуги.
Указанные формы размещаются в соответствующем разделе портала государственных и муниципальных услуг Брянской области по адресу: pgu.bryanskobl.ru с последующим размещением на Едином портале государственных услуг и в Сводном реестре государственных услуг. Заявитель должен получить возможность оформить все необходимые документы в удобном для него месте для подачи в удобное для него время в соответствующий орган власти.
1.3. На третьем этапе обеспечивается возможность предоставления заявителем в электронном виде документов для получения услуги, в том числе путем заполнения электронных форм и предоставления электронных копий документов.
Указанная возможность предоставляется с использованием средств Единого портала государственных услуг.
1.4. На четвертом этапе заявителю предоставляется доступ к информации о ходе предоставления услуги, в том числе о результатах рассмотрения его документов: выдерживается ли срок выполнения административных процедур, какие решения приняты и т.д.
Доступ к указанной информации предоставляется на Едином портале государственных услуг в режиме реального времени.
1.5. На пятом этапе должна быть реализована возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законодательством.
2. В органах государственной власти Брянской области и органах местного самоуправления Брянской области, предоставляющих услуги, создаются рабочие группы по переводу услуг в электронный вид во главе с руководителем или заместителем руководителя этого органа государственной власти Брянской области или органа местного самоуправления Брянской области.
В состав указанной рабочей группы включаются должностные лица, ответственные за:
внесение необходимых сведений в реестр государственных и муниципальных услуг Брянской области;
анализ и доработку нормативных и правовых актов, регулирующих вопросы предоставления услуг, в целях обеспечения их предоставления в электронном виде;
сбор сведений и подготовку детального календарного плана работ по переходу на предоставление услуг в электронном виде;
модернизацию используемых информационных систем и обеспечение аппаратными средствами и коммуникациями.
3. Выполнение первого этапа перехода на предоставление
услуг в Брянской области в электронном виде
Цель первого этапа - обеспечение общедоступности информации об услуге и способе ее получения с использованием средств Единого портала государственных услуг.
3.1. В целях реализации первого этапа перехода в реестр государственных и муниципальных услуг Брянской области для последующего размещения на портале государственных и муниципальных услуг Брянской области органами государственной власти Брянской области и органами местного самоуправления Брянской области (по согласованию) предоставляется следующая информация:
о порядке оказания услуги (перечень документов, которые необходимо представить для получения услуги, сроки оказания услуги, стоимость и порядок оплаты услуги);
о местах нахождения и графике работы органов и организаций, предоставляющих услуги, их структурных подразделениях и территориальных органах, а также о других органах и организациях, обращение в которые необходимо для предоставления услуги;
справочные телефоны и адреса электронной почты структурных подразделений органов власти и учреждений, предоставляющих услуги, в том числе номер телефона-автоинформатора (при наличии);
дополнительная информация об органах власти и учреждениях, предоставляющих услуги, их структурных подразделениях (при наличии), а также о других органах и организациях, обращение в которые необходимо для получения услуги (телефон бюро пропусков, изменения в работе в связи с праздничными днями и т.д.).
3.2. Сведения, размещаемые на портале государственных и муниципальных услуг Брянской области, могут быть также размещены на официальных сайтах органов власти в сети Интернет при условии, что информация, размещаемая на указанных сайтах, будет совпадать с информацией, размещенной на портале государственных и муниципальных услуг Брянской области.
3.3. В случае отсутствия административного регламента по предоставлению государственной услуги на момент начала перехода необходимо осуществить его разработку.
3.4. Срок завершения работ по выполнению первого этапа перехода на предоставление услуг в электронном виде в Брянской области - 1 декабря 2010 года.
4. Выполнение второго этапа перехода на предоставление
услуг в Брянской области в электронном виде
Цель второго этапа - предоставить заявителю возможность заранее подготовиться к визиту в организации в целях получения услуги, сформировав полный комплект документов, необходимых для получения (предоставления) услуги.
4.1. В целях реализации второго этапа перехода в реестр государственных и муниципальных услуг Брянской области для последующего размещения на портале государственных и муниципальных услуг Брянской области и Едином портале государственных услуг органами государственной власти Брянской области и органами местного самоуправления Брянской области (по согласованию) предоставляется следующая информация:
формы (шаблоны) документов, которые необходимо представить для получения услуги;
образцы заполнения документов, в том числе платежных документов;
подробные рекомендации по заполнению форм документов, формированию комплекта документов, необходимых для представления в организацию, предоставляющую услугу;
формы платежных документов (при необходимости внесения платы за оказание услуги - перечень значений реквизитов платежных документов, которые необходимо указать для совершения оплаты).
Указанные формы должны соответствовать требованиям административных регламентов по предоставлению государственных услуг, а также иных нормативных правовых актов.
4.2. В целях реализации второго этапа необходимо в установленном порядке организовать работу по совершенствованию действующих нормативных правовых актов в сфере предоставления услуги, в том числе утвержденных административных регламентов.
Совершенствование нормативно-правовых актов должно быть направлено на обеспечение возможности предварительного заполнения и печати форм документов для последующего получения услуги.
Указанная работа включает в себя:
доработку нормативных правовых актов в части установления возможности предварительного заполнения и печати форм документов для последующего их предоставления в целях получения услуги;
утверждение в случае отсутствия необходимых форм документов для обеспечения возможности их размещения на портале государственных и муниципальных услуг Брянской области, Едином портале государственных услуг и официальном интернет-сайте Брянской области, исполнительных органов власти Брянской области, муниципальных образований Брянской области;
доработку утвержденных форм документов для обеспечения возможности их заполнения без помощи работников организаций, предоставляющих услуги.
Срок завершения работ по выполнению второго этапа перехода на предоставление услуг в электронном виде в Брянской области - 1 января 2011 года.
5. Выполнение третьего этапа перехода на предоставление
услуг в Брянской области в электронном виде
Цель третьего этапа - избавление заявителя от необходимости посещения органов власти и учреждений, предоставляющих услуги, с целью подачи документов для получения услуги.
5.1. В целях реализации третьего этапа перехода с использованием средств Единого портала государственных услуг заявителю предоставляется возможность заполнить формы документов в интерактивном режиме, а также прикрепить к уже заполненным формам документов иные электронные документы, необходимые для предоставления услуги, формы которых на Едином портале разместить невозможно (например, учредительные документы, копии договоров и др.).
5.2. При осуществлении приема документов в электронном виде обеспечивается использование средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых можно однозначно определить (идентифицировать) заявителя, а также правомочность, дату и время представления им документов.
5.3. В целях обеспечения реализации третьего этапа перехода органами исполнительной власти Брянской области и органами местного самоуправления Брянской области (по согласованию) проводится работа по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления услуг.
Указанная работа включает в себя:
доработку нормативных правовых актов в части установления возможности и порядка предоставления документов в электронном виде для получения услуги, в том числе с использованием средств электронно-цифровой подписи (в случае, если такая возможность не предусмотрена);
разработку и утверждение требований к электронному виду документов, представляемых для получения услуги;
при наличии процедуры согласования документов в иных организациях или если отдельные документы запрашиваются в других органах власти и организациях, предусматривается разработка или внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие порядок указанного взаимодействия, в части обеспечения возможности информационного взаимодействия в электронном виде.
Срок завершения работ по выполнению третьего этапа перехода на предоставление услуг в электронном виде в Брянской области - 1 июля 2012 года.
6. Выполнение четвертого этапа перехода на предоставление
услуг в Брянской области в электронном виде
Цель четвертого этапа - обеспечение прозрачности и понятности процесса предоставления услуги для заявителя, а также избавление от документооборота на бумажных носителях при внутри- и межведомственном взаимодействии в процессе предоставления услуги.
6.1. В целях обеспечения возможности осуществления заявителем мониторинга сведений о ходе предоставления услуги обеспечивается автоматизированный внутри- и межведомственный обмен данными (в том числе при проведении согласований) при выполнении административных процедур в рамках предоставления услуги.
6.2. В рамках осуществления работ по совершенствованию нормативных правовых актов в целях реализации четвертого этапа перехода осуществляются следующие работы:
доработка нормативных правовых актов в части установления возможности электронного взаимодействия с заявителем в ходе всего процесса предоставления услуги (в случае, если такая возможность в настоящее время не предусмотрена);
доработка нормативных правовых актов в части установления возможности для заявителя получать информацию о ходе предоставления услуги;
доработка нормативных правовых актов в части включения положений, определяющих основания и порядок отслеживания, а также предоставления информации о ходе предоставления услуги.
Срок завершения работ по выполнению четвертого этапа перехода на предоставление услуг в электронном виде в Брянской области - 1 января 2013 года.
7. Выполнение пятого этапа перехода на предоставление
услуг в Брянской области в электронном виде
Цель пятого этапа - максимальное сокращение использования бумажных носителей информации в процессе предоставления услуги, в том числе обеспечение возможности получения заявителем в электронном виде результата предоставления услуги.
7.1. В рамках выполнения работ по реализации пятого этапа обмен информацией между субъектами информационного обмена организуется только через систему межведомственного электронного взаимодействия электронного правительства.
На пятом этапе обеспечивается возможность предоставления информации из баз данных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в автоматическом режиме в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
7.2. В рамках осуществления работ по совершенствованию нормативных правовых актов в целях реализации пятого этапа перехода осуществляются следующие работы:
доработка нормативных правовых актов в части установления необходимости электронного межведомственного и межуровневого взаимодействия в процессе предоставления услуги, а также электронного взаимодействия с заявителем;
определение положений, в соответствии с которыми результат предоставления услуги должен выдаваться в электронном виде.
Срок завершения работ по выполнению пятого этапа перехода на предоставление услуг в электронном виде в Брянской области - 1 января 2014 года.