ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории
Брянской области
1. Мониторинг наркоситуации в Брянской области осуществляется по итогам года. Ответственным органом исполнительной власти Брянской области за организацию работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории Брянской области является департамент здравоохранения Брянской области. Организация работы по осуществлению мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации возлагается на аппарат антинаркотической комиссии, департамент здравоохранения Брянской области и УФСКН России по Брянской области (по согласованию).
Финансирование работ, связанных с осуществлением социологических исследований в рамках проведения мониторинга наркоситуации на территории Брянской области, осуществляется из областного бюджета.
В целях осуществления мониторинга наркоситуации на территории Брянской области антинаркотическая комиссия Брянской области ежегодно создает межведомственную рабочую группу по проведению мониторинга, включающую в себя представителей всех участников мониторинга.
Статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок представляются в аппарат анти-наркотической комиссии Брянской области следующими участниками мониторинга наркоситуации ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным:
управлением ФСКН России по Брянской области (по согласованию) – сведения по приложениям 9, 11, 13, 15, 16 к Порядку осуществления мониторинга наркоситуации на территории Брянской области (далее – Порядок), а также информационно-аналитическая справка (в объеме информации согласно пункту 2 Положения об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Брянской области (далее – Положение)) и информация, содержащаяся в региональном сегменте единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
управлением МВД России по Брянской области (по согласованию) – сведения по приложениям 2 – 14 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
управлением ФСБ России по Брянской области (по согласованию) – информационно-аналитическая справка;
управлением ФСИН России по Брянской области (по согласованию) – сведения по приложению 23 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
Брянской таможней (по согласованию) – сведения по приложению 55 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
управлением ФМС России по Брянской области (по согласованию) – сведения по приложениям 17 – 19 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
Брянскстатом (по согласованию) – предварительные сведения по приложениям 24-25 к Порядку;
военным комиссариатом Брянской области (по согласованию) – сведения по приложению 52 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
управлением Роспотребнадзора по Брянской области (по согласованию) – сведения по приложениям 37-38 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (по согласованию) – информационно-аналитическая справка;
управлением Росздравнадзора по Брянской области (по согласованию) – информационно-аналитическая справка;
департаментом здравоохранения Брянской области – сведения по приложениям 26 – 36 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
департаментом общего и профессионального образования Брянской области – сведения по приложениям 40 – 42, 44, 47, 53, 54 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
управлением социальной защиты населения Брянской области – сведения по приложению 45 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
управлением государственной службы занятости населения Брянской области – сведения по приложению 39 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
комитетом по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области – сведения по приложениям 43, 44, 48 – 50 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
управлением культуры Брянской области – сведения по приложениям 44, 51 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
комитетом по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Брянской области – сведения по приложению 46 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области – сведения по приложению 56 к Порядку, а также информационно-аналитическая справка;
информационно-аналитическим управлением администрации области – сведения по приложению 57 к Порядку;
управлением Судебного департамента в Брянской области (по согласованию) – до 1 марта сведения по приложениям 20 – 22 к Порядку.
При необходимости в осуществление мониторинга на территории Брянской области могут быть включены и иные участники, в том числе органы местного самоуправления, общественные объединения и организации.
Информационно-аналитические справки всеми участниками мониторинга представляются в объеме информации согласно пункту 2 Положения.
Участники мониторинга наркоситуации на территории Брянской области осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов их антинаркотической деятельности и связанной с ней деятельности.
В целях проведения мониторинга наркоситуации на территории субъекта Российской Федерации допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Феде-рации от 20 июня 2011 года № 485.
2. В информационно-аналитических справках, представляемых участниками мониторинга, должна содержаться следующая информация:
основные показатели, характеризующие развитие наркоситуации в Брянской области, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
муниципальные образования, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации в Брянской области, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям Брянской области;
основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в Брянской области;
предложения по принятию управленческих решений либо организационных мер, направленных на изменение развития наркоситуации в Брянской области.
3. Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Брянской области проводятся социологические исследования.
Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Брянской области.
Предмет исследования – отношение населения Брянской области к проблемам наркотизации общества.
Цель исследования – выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
выявление проблемы наркомании в списке социальных проблем отдельно взятого населенного пункта;
анализ ценностных установок на употребление наркотиков;
выявление отношения различных групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, особенно к проблеме потребления наркотиков;
анализ уровня распространения наркомании в Брянской области, в т.ч. динамика числа лиц, употребляющих наркотики;
выявление степени наркотизации различных возрастных групп населения, особенно уровня распространения наркомании среди молодежи;
определение наиболее распространенных наркотиков;
выявление степени доступности наркотиков;
определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;
определение причин распространения наркомании;
определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения;
выявление основных механизмов приобщения к наркотикам;
анализ социокультурных факторов, способствующих и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;
выявление наиболее действенных мер по борьбе с наркоманией.
В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Рекомендуемый объем выборки – не менее 2000 человек.
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора – репрезентация основных территориально-экономических зон Брянской области (промышленная и сельскохозяйственная). Вместе с тем на территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап – само анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации – опрос населения – проводится методом раздаточного анкетирования.
В целях определения уровня распространенности наркопотребления возможно проведение анкетирования в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Основными принципами полевого исследования являются доверительность и анонимность. Качество полученной информации и ее достоверность находятся в прямой зависимости от того, насколько респонденты доверяют социологам и как организован сам процесс опроса, каким инструментарием пользуются исследователи. Для решения указанной проблемы необходимо учитывать следующее:
опрос необходимо проводить только в группах методом раздаточного анкетирования;
опрашиваемым предварительно должно быть доведено условие анонимности анкеты;
анкетеры не должны проверять полноту и правильность техники заполнения анкет в присутствии анкетируемых (незаполненные или неправильно заполненные анкеты будут выбраковываться позднее при их обработке и вводе данных в компьютер).
Вид исследования – аналитический.
Используемые в исследовании методы – анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
Для целей мониторинга используется базовая модель опросника для массовой анкеты (приложение к Положению).
Результаты социологических исследований направляются в аппарат антинаркотической комиссии Брянской области.
4. Полученная аппаратом антинаркотической комиссии Брянской области в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Брянской области.
В проект доклада о наркоситуации в Брянской области включается следующая информация:
1) характеристика Брянской области (площадь территории Брянской области, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация);
2) анализ и оценка уровня и структуры наркотизации населения на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Брянской области и по муниципальным образованиям).
Необходимо отразить зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровень распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структуру наркопотребления с учетом немедицинского потребления психоактивных веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков;
3) анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения;
4) оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками.
Анализ численности прошедших лечение наркозависимых лиц, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения.
Анализ численности лиц, являющихся родственниками наркозависимых лиц или «созависимыми» лицами, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения;
5) степень доступности психоактивных веществ;
6) анализ и оценка результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ (в первую очередь по линии органов образования и науки, физкультуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Необходимо отразить состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики;
7) анализ и оценка ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (обратив внимание на новые виды наркотиков), ситуации с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (необходимо привести данные, в том числе графические на карте Брянской области, о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений в динамике за 5 лет), административной и судебной практики;
8) анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков;
9) анализ основных мероприятий в области противодействия распространению немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков, проведенных участниками мониторинга наркоситуации;
10) оценка реализации целевой областной антинаркотической программы;
11) краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации;
12) оценка состояния наркоситуации в Брянской области (по муниципальным образованиям) в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации в Брянской области с графическим наложением на карту субъекта Российской Федерации;
13) управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Брянской области и Российской Федерации.
К проекту доклада о наркоситуации в Брянской области прилагаются:
результаты социологических исследований;
таблицы статистических данных;
графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Брянской области, в соответствии с критериями оценки развития наркоситуации в Брянской области.