Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 2 мая 2024 г.

Погода в Брянске ночью
Ясно, без осадков, +9 +11 oC
Ветер cеверо-восточный, -1-1 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 

ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в администрации Губернатора Брянской области
и Правительства Брянской области, исполнительных органах государственной власти Брянской области
 
I. Общие положения
 
1. Настоящее Положение о наставничестве в администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, исполнительных органах государственной власти Брянской области (далее – Положение) определяет цели, задачи, и порядок организации наставничества в администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, исполнительных органах государственной власти Брянской области (далее – государственные органы) с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
2. Наставничество на государственной гражданской службе Брянской области (далее – гражданская служба) представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и должностной адаптации государственных гражданских служащих Брянской области  (далее – гражданские служащие), которая предполагает передачу знаний, навыков и опыта от наиболее квалифицированных гражданских служащих, хорошо знакомых с типовыми процедурами в государственном органе, менее квалифицированным.
3. Участниками наставничества являются:
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество;
наставник – гражданский служащий, назначенный ответственным за профессиональное становление, развитие и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в государственном органе;
руководитель структурного подразделения государственного органа;
руководитель государственного органа;
представитель кадровой службы государственного органа, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
 
II. Цели и задачи наставничества
 
4. Целью наставничества является подготовка лица, в отношении которого осуществляется наставничество к вхождению в должность, минимизация периода его профессионального становления, развития и должностной адаптации, помощь в приобретении профессиональных знаний, навыков и опыта, способствующих качественному выполнению должностных обязанностей.
5. Задачами наставничества являются:
оказание помощи в должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков и опыта лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорение процесса профессионального становления и развития лица, в отношении которого осуществляется наставничество, развитие его способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные должностные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействие в формировании навыков служебного поведения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и применение в служебной деятельности Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Брянской области;
обучение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
формирование у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности гражданской службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к коллективу, гражданам и другим лицам;
развитие у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, интереса к должностной деятельности, содействие его закреплению на гражданской службе.
6. К совершенствованию механизмов наставничества могут привлекаться советы наставников, представители общественных советов, созданных при государственных органах, ветеранских и иных организаций.
7. Осуществление наставничества относится к выполнению особо важного и сложного задания на гражданской службе.
 
III. Порядок организации наставничества
 
8. Наставничество устанавливается в отношении гражданского служащего, вновь принятого на гражданскую службу (в том числе с испытательным сроком); гражданского служащего, назначенного на иную должность гражданской службы в государственном органе; гражданского служащего, назначенного на должность гражданской службы в государственный орган в порядке перевода из другого государственного органа; гражданского служащего, изъявившего желание в назначении наставника.
9. Наставничество устанавливается продолжительностью от трёх месяцев до одного года. Срок наставничества устанавливается в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовленности лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых знаний, навыков и опыта, наставничество по решению руководителя государственного органа может быть завершено досрочно.
10. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные гражданские служащие государственного органа, имеющие практические знания, навыки и опыт осуществления должностных обязанностей по должности, замещаемой лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающие должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавшие в замещаемой должности не менее двух лет.
11. Назначение наставника осуществляется правовым актом государственного органа, в котором определяется продолжительность наставничества. Правовой акт издается не позднее трех рабочих дней со дня назначения на соответствующую должность лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество. Основанием для издания правового акта о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения, в которое назначен сотрудник.
12. Замена наставника производится правовым актом государственного органа на основании служебной записки руководителя структурного подразделения:
при прекращении наставником служебных отношений с государственным органом;
при переводе (назначении) наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение государственного органа или на иную должность;
при психологической несовместимости наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
при неисполнении наставником своих обязанностей;
по мотивированной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
по иным основаниям, при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления государственного служащего, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
IV. Руководство наставничеством
 
13. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель государственного органа, который:
обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных совещаниях;
определяет меры поощрения наставников;
утверждает индивидуальный план мероприятий по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
14. Ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении несет руководитель структурного подразделения, который:
вносит предложение по кандидатуре наставника в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы, при этом наставник может осуществлять процедуру наставничества не более чем над двумя лицами, в отношении которых осуществляется наставничество;
вносит предложение по сроку осуществления наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
осуществляет контроль за процедурой наставничества и вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
15. Кадровая служба государственного органа осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
информационном обеспечении подбора наставников;
анализе и обобщении опыта работы наставников;
поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
подготовке проекта правового акта о назначении наставника, сопровождающего процесс наставничества по форме согласно приложению 1;
оказании консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества по форме согласно приложению 2;
осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесении в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в:
проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
ликвидации выявленных затруднений в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Кадровая служба вправе проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний, навыков и опыта.
16. При наличии в государственном органе десяти и более наставников в нем может создаваться совет по наставничеству, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением по форме согласно приложению 3во взаимодействии с кадровой службой государственного органа, в том числе:
разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих процессов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и критериев оценки наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
рекомендует руководителю структурного подразделения кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных;
оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников;
заслушивает на своих заседаниях отчеты наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество, о проделанной работе.
         17. Положение о совете по наставничеству утверждается правовым актом государственного органа.
 
V. Права и обязанности наставника
 
18. Наставник обязан:
разрабатывать индивидуальный план мероприятий по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим утверждением у руководителя государственного органа;
содействовать ознакомлению с должностными обязанностями лица, в отношении которого осуществляется наставничество, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы государственного органа, в выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
оказывать индивидуальную помощь в изучении действующего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, в овладении практическими навыками качественного выполнения служебных заданий и поручений;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать волевые, деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к гражданской службе, коллективу, гражданам и другим лицам;
быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы служащего, помогать в преодолении имеющихся недостатков;
личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на гражданской службе;
периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
составлять формализованный отчет по итогам наставничества по форме согласно приложению 4.
19. Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносить предложения руководителю государственного органа о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителя;
осуществлять контроль за деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов;
требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества;
контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности.
 
VI. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
 
20. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Брянской области, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения службы и профессиональной подготовки;
изучать должностной регламент, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в государственном органе;
выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные навыки, направленные на качественное выполнение должностных обязанностей, заданий и поручений;
совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных обязанностей;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в служебной деятельности;
дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на гражданской службе и вне службы, участвовать в общественной жизни коллектива;
составлять формализованный отчет по итогам наставничества по форме согласно приложению 5.
21. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться имеющейся в государственном органе служебной, нормативной, учебно-методической документацией в пределах своей компетенции;
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
 
VII. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
 
22. В течение пяти рабочих дней по окончании установленного правовым актом государственного органа срока наставничества, наставник готовит формализованный отчет о результатах наставничества, который согласовывает с руководителем структурного подразделения. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
23. Утвержденный руководителем структурного подразделения формализованный отчет о результатах наставничества передается в кадровую службу государственного органа.
24. Кадровая служба государственного органа готовит сводный доклад руководителю государственного органа об организации и результатах наставнической работы.
25. Результатами эффективной работы наставника считаются:
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений, поручений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
26. Результаты работы наставника учитывается при присвоении классного чина (в случае решения вопроса о присвоения классного чина до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине), прохождении аттестации, включении в кадровый резерв на вышестоящую должность, назначении на вышестоящую должность.