АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
по исполнению государственной функции «Осуществление контроля
и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости на территории Брянской области»
I. Общие положения
1.1. Административный регламент по исполнению государственной функции «Осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Брянской области» (далее – регламент) определяет государственную функцию «Осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Брянской области» (далее – государственная функция).
1.2. Государственная функция включает в себя:
1) осуществление контроля за соблюдением Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ);
2) получение от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документов и информации, необходимых для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) получение от застройщика ежеквартально отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
4) осуществление контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
5) направление застройщикам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного органа и установление сроков устранения таких нарушений;
6) принятие мер, необходимых для привлечения застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) обращение в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
8) обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, или с заявлением о ликвидации застройщика в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях;
9) осуществление иных полномочий, предусмотренных выше-указанным федеральным законом.
1.3. Контроль и надзор в области долевого строительства много-квартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Брянской области осуществляется департаментом строительства и архитектуры Брянской области (далее – департамент).
1.4. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации («Российская газета», № 7, от 21.01.2009);
Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» («Российская газета» № 292 от 31.12.2004);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ («Российская газета» № 266 от 30.12.2008);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях («Российская газета», № 256, от 31.12.2001);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) («Российская газета» № 95 от 05.05.2006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации от 07.11.2005 № 45, ст. 4616, «Российская газета» № 250 от 09.11.2005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 года № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» (Собрание законодательства Российской Федерации от 01.05.2006 № 18, ст. 2001, «Российская газета» № 92 от 03.05.2006);
приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 января 2006 года № 06-2/пз-н «Об утверждении методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20.03.2006 № 12);
приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 года № 06-137/пз-н «Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29.01.2007 № 5);
Положением о департаменте строительства и архитектуры Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 65 (информационный бюллетень «Официальная Брянщина», № 2, от 04.02.2013).
1.5. Результатами исполнения государственной функции является:
1) составление актов по результатам проверок;
2) при выявлении нарушений:
выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
составление протоколов об административных правонарушениях и привлечение к административной ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, или с заявлением о ликвидации застройщика;
обращение в суд в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.
1.6. Заявителями являются: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Брянской области и иных субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, российские и иностранные юридические лица, а также их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, незарегистрированные общественные объединения, религиозные группы.
1.7. От имени физических лиц обращение о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов могут подавать: законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, опекуны недееспособных граждан, представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре.
От имени юридических лиц обращение о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов могут подавать лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами без доверенности, представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре. В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать его участники.
1.8. Заявитель имеет право:
лично довести до сведения департамента обстоятельства, приведшие к нарушению его прав;
присутствовать при рассмотрении обращения и знакомиться с итоговыми материалами по его проверке;
представлять дополнительные сведения или ходатайствовать об их истребовании органом власти или должностным лицом, рассматривающим обращение;
получить в установленный срок официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения обращения;
при несогласии с принятым решением обжаловать его в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти или в суд;
требовать возмещения морального и материального вреда в установленном законом порядке;
пользоваться услугами доверенного лица, адвоката.
1.9. Департамент, осуществляющий региональный государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, вправе:
осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ;
получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается приказом департамента;
получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости);
получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
получать ежеквартально от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
направлять застройщикам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
принимать меры, необходимые для привлечения лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
обращаться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ;
обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях;
вести реестр объектов, строящихся на территории Брянской области с привлечением денежных средств граждан, в порядке, установленном законодательством Брянской области;
осуществлять иные предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ полномочия.
1.9.1. Должностные лица департамента, осуществляющие региональный государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лица, в отношении которого проводится проверка;
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим регламентом;
проводить проверку на основании и в соответствии с приказом директора департамента, заместителя директора департамента;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
представлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
не требовать от юридического лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица ознакомить их с положениями административного регламента в соответствии с которым проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
1.9.2. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта проверки при проведении проверки имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от департамента, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки, предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц департамента;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц департамента, повлекшие за собой нарушение прав субъекта проверки, при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.9.3. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта проверки при проведении проверки обязан:
по запросу представлять сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных и (или) иных объектов недвижимости. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по контролю (надзору), либо его уполномоченного представителя (иного должностного лица). Указанные в запросе документы проверяемые лица вправе представить в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1. Информация о порядке исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предоставляется:
непосредственно в департаменте;
с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, электронной техники;
посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе сети «Интернет», федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг»), публикации в средствах массовой информации.
Сведения о месте нахождения департамента, графике работы, справочные телефоны размещаются на интернет-сайте Правительства Брянской области (www.bryanskobl.ru).
2.2. Департамент расположен по адресу:
г. Брянск, ул. Калинина, д. 73;
юридический адрес (для писем): 241050, г. Брянск, ул. Калинина, д. 73;
справочный телефон и факс: (4832) 66-53-76;
адрес электронной почты: gukovODS@yandex.ru.
2.3. Здание, в котором располагается департамент, находится в центральной части города Брянска, с учетом пешеходной доступности для заявителей от остановок общественного транспорта (не более 1 минуты пешком).
2.4. При входе в помещение департамента установлена вывеска с наименованием «Департамент строительства и архитектуры Брянской области».
2.5. Местом приема заявителей является отдел жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика, который оборудован стульями, столами, обеспечен чистыми листами бумаги и канцелярскими принадлежностями.
2.6. Режим работы:
понедельник – четверг: с 8.30 до 17.45;
пятница: с 8.30 до 16.30;
обеденный перерыв: с 13.00 до 14.00;
выходные дни – суббота, воскресенье.
2.7. График приема посетителей: для принятия письменных обращений – понедельник, вторник с 9.00 до 13.00. Личный прием граждан осуществляет директор департамента в третий четверг месяца с 14.00 до 17.45.
На информационных стендах в помещении департамента размещается информация, необходимая для обращения граждан по исполнению государственной функции.
2.8. Информация по вопросу исполнения государственной функции предоставляется:
в устной форме (в случае телефонного звонка или устного обращения заявителя);
в письменной форме (при письменном обращении заявителя);
в письменной форме на адрес электронной почты департамента.
2.9. При ответах на телефонные звонки и устные обращения государственные гражданские служащие департамента подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут.
При невозможности служащего, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию.
Государственная функция исполняется бесплатно.
2.10. Срок исполнения государственной функции по рассмотрению обращений исчисляется со дня поступления обращений в департамент.
Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации.
2.11. В тех случаях, когда для рассмотрения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок их рассмотрения и разрешения может быть продлен директором департамента, но не более чем на 30 дней, с сообщением об этом заявителю.
В учетных формах делается соответствующая отметка с указанием нового срока рассмотрения обращения, должности и фамилии лица, принявшего решение о продлении срока.
2.12. Срок исполнения государственной функции по проведению проверок:
1) продолжительность проверок в отношении юридических лиц не должна превышать 20 рабочих дней;
2) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен директором департамента, но не более чем на 20 рабочих дней.
2.13. Исполнение государственной функции в отношении юридического лица прекращается в случаях, когда:
в отношении юридического лица проводятся мероприятия по реорганизации, ликвидации;
имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).
2.14. Департамент при исполнении своих полномочий вправе потребовать у застройщика (далее – юридического лица) документацию,
необходимую для оценки соблюдения требований законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, перечень которой установлен органом государственной власти Брянской области.
Блок-схема исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости приводится в приложении 4 к настоящему регламенту.
III. Административные процедуры
3.1. Описание последовательности действий при осуществлении государственной функции.
При исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются следующие административные процедуры:
а) рассматриваются жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушением Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ;
б) проводится анализ отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении обязательств по договорам участия в долевом строительстве;
в) проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения положений законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
г) применяются меры воздействия к застройщикам (должностным лицам), нарушившим законодательство о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также меры, направленные на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства:
выдача предписаний;
привлечение к административной ответственности юридических и (или) должностных лиц, совершивших правонарушения;
обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, или с заявлением о ликвидации застройщика;
обращение в суд в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.
3.1.1. Рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц, связанных с нарушением Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ.
3.1.1.1. Юридический факт, являющийся основанием для рассмотрения жалобы гражданина или юридического лица, – поступление жалобы (письменной или устной просьбы гражданина или юридического лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц) в департамент.
3.1.1.2. Требования к письменной жалобе.
В письменной жалобе в обязательном порядке указываются:
наименование департамента либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность лица, которому направлено обращение;
свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
суть жалобы;
личная подпись и дата.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин или юридическое лицо прилагают к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
3.1.1.3. В течение трех дней с момента поступления жалобы в департамент жалоба регистрируется в отделе организационной работы и аудита и передается в отдел жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика.
В случае если решение поставленных в письменной жалобе вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия жалобы в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
3.1.1.4. Личный прием граждан в департаменте осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Брянской области.
3.1.1.5. Должностные лица отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика, уполномоченные рассматривать жалобы граждан и юридических лиц:
начальник отдела;
консультанты.
3.1.1.6. Рассмотрение письменной жалобы.
Должностные лица отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика, уполномоченные рассматривать жалобы граждан и юридических лиц:
обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости – с участием гражданина или юридического лица, направившего жалобу;
запрашивают, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;
подготавливают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ;
уведомляют гражданина или юридическое лицо о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на жалобу подписывается директором департамента (заместителем директора департамента).
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю.
Если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. При этом если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
3.1.1.7. Сроки рассмотрения жалобы.
Срок рассмотрения жалоб граждан или юридических лиц, которые не требуют дополнительного изучения и проверки, в течение 30 дней со дня регистрации.
В случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалобы, срок рассмотрения продлевается на 15 дней, при обязательном уведомлении о продлении срока гражданина, направившего обращение.
Сроки рассмотрения жалобы могут быть в исключительных случаях продлены директором (заместителем директора) сверх 45-дневного срока со дня регистрации, но не более чем на 15 дней, с письменным уведомлением об этом лица, направившего жалобу.
3.1.1.8. Продление и рассмотрение жалоб в зависимости от их характера проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Брянской области.
3.1.1.9. Рассмотрение коллективных жалоб и обращений.
Рассмотрение коллективных жалоб и обращений осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим регламентом для рассмотрения жалоб и обращений отдельных граждан и юридических лиц.
3.1.2. Проведение анализа отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
3.1.2.1. Юридический факт, являющийся основанием для проведения анализа отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении обязательств по договорам участия в долевом строительстве, – представление отчетности застройщиком в департамент.
3.1.2.2. В день представления отчетности в департамент отчетность регистрируется в отделе организационной работы и аудита и передается в отдел жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика.
3.1.2.3. Должностные лица отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика, уполномоченные проводить анализ отчетности застройщиков:
начальник отдела;
консультанты.
3.1.2.4. Срок анализа отчетности – в течение 30 дней со дня регистрации.
3.1.2.5. Анализ отчетности осуществляется по формам и в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 года № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства».
3.1.2.6. Достоверность сведений, представленных в отчетности, проверяется в процессе проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения положений законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
3.2. Плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства в сфере долевого строительства могут проводиться двумя способами:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
3.2.1. Документарная проверка:
1) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля и надзора;
2) организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном настоящим регламентом, и проводится по месту нахождения департамента;
3) в процессе проведения документарной проверки должностными лицами департамента в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении департамента, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этого юридического лица государственного контроля и надзора;
4) в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, департамент направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа директора департамента, заместителя директора департамента о проведении проверки;
5) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в департамент указанные в запросе документы;
6) указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии), и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
7) в случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у департамента документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме;
8) юридическое лицо, представляющее в департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, указанных в подпункте 7 подпункта 3.2.1 пункта 3.2 раздела III «Административные процедуры» регламента, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов;
9) должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии
пояснений департаменту установит признаки нарушения обязательных
требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица департамента вправе провести выездную проверку.
3.2.2. Выездная проверка:
1) выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности;
2) выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, в документах юридического лица, находящихся в распоряжении департамента;
оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю;
3) выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами департамента служебных удостоверений, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица с приказом директора департамента, его заместителя о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, со сроками и условиями ее проведения;
4) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны представить должностным лицам департамента, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому юридическим лицом оборудованию.
3.3. Проведение плановой проверки:
1) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
2) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого департаментом ежегодного плана.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
государственной регистрации юридического лица;
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
начала осуществления юридическим лицом в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления;
3) утвержденный директором департамента ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте департамента в сети «Интернет» либо иным доступным способом;
4) в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, департамент направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок в прокуратуру Брянской области;
5) о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется департаментом не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа директора департамента, его заместителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Одновременно направляется перечень документов, утвержденных приказом директора департамента, необходимых для рассмотрения.
Сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала фиксируются в акте проверки.
3.4. Проведение внеплановой проверки:
3.4.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом обязательных требований законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выполнение предписаний департамента, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.
3.4.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
3.4.2.1. Истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
3.4.2.2. Поступление в департамент обращений и заявлений граждан, в том числе юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
3.4.2.2.1. Возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
3.4.2.2.2. Причинение вреда жизни и здоровью граждан.
3.4.2.2.3. Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3.4.2.3. Приказ департамента, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
3.4.3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в департамент, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 3.4.2 пункта 3.4 раздела III «Административные процедуры» регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
3.4.4. Должностным лицом, ответственным за принятие решений о проведении внеплановых проверок и их подготовку, является директор департамента.
3.4.5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах 3.4.2.2.1 и 3.4.2.2.2 пункта 3.4 раздела III «Административные процедуры» регламента, после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.
3.4.6. Директор департамента:
определяет срок проведения внеплановой проверки;
контролирует ход подготовки к проведению внеплановой проверки.
3.4.7. Решение о проведении внеплановой проверки оформляется приказом департамента в течение 1 дня с момента соответствующего сообщения о факте нарушения законодательства (приложение 1).
Подписанные директором департамента приказы регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в администрации Брянской области.
3.4.8. В день подписания приказа директора департамента, его заместителя о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, в целях согласования ее проведения департамент представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия приказа директора департамента, его заместителя о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
К таким документам относятся:
а) обращение (заявление) гражданина, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления и др.;
б) заверенная копия Положения о департаменте строительства и архитектуры Брянской области.
Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:
отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица;
отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;
несоблюдение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ к оформлению решения департамента о проведении внеплановой выездной проверки;
осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;
несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям департамента;
проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора).
3.4.9. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер департамент вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением прокуратуры Брянской области о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных подпунктом 3.4.8 пункта 3.4 раздела III «Административные процедуры» регламента, в прокуратуру Брянской области в течение 24 часов.
3.4.10. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания для проведения которой указаны в подпункте 3.4.2.2 пункта 3.4 раздела III «Административные процедуры» регламента, юридическое лицо уведомляется департаментом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
3.4.11. В случае если в результате деятельности юридического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
3.5. Порядок проведения проверки:
1) ответственным должностным лицом за проведение проверки является должностное лицо, назначенное приказом о проведении проверки;
2) проверки могут проводиться:
по месту нахождения департамента (документарная проверка);
по месту нахождения проверяемого лица и (или) по месту фактического осуществления им деятельности (выездная проверка).
3) должностное лицо, осуществляющее внеплановую проверку:
уведомляет лицо, в отношении которого будет проводиться проверка, о времени, дате и основаниях для ее проведения;
вручает заверенную печатью копию приказа директора департамента, заместителя директора департамента под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, знакомит с целями, задачами, основаниями для проведения проверки, перечнем мероприятий по контролю, со сроками ее проведения одновременно с предъявлением служебного удостоверения;
акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле департамента;
в случае установления факта правонарушения составляет протокол об административном правонарушении;
уведомляет лицо, в отношении которого проводилась проверка, о явке в департамент для составления протокола об административном правонарушении;
вручает протокол об административном правонарушении под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением в случае неявки для составления протокола;
осуществляет проверку в строгом соответствии с периодом и сроками, указанными в приказе на проведение проверки;
докладывает директору (заместителю директора) департамента о проведенной проверке, выявленных фактах нарушений, обстоятельствах, требующих немедленного реагирования.
3.6. Порядок оформления акта по результатам проверки:
1) по результатам проверки составляется акт в соответствии с утвержденной формой (приложение 2);
2) к акту проверки прилагаются объяснения работников юридического лица;
3) акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле департамента;
4) должностное лицо департамента при проведении проверки должно заносить сведения в журнал учета проверок.
В журнале осуществляется запись должностными лицами департамента о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, ставятся их подписи;
5) журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью юридического лица, в отношении которого проводится проверка;
6) если при проведении проверки нарушений норм действующего законодательства не установлено, данное обстоятельство указывается в акте проверки.
3.7. Выдача предписаний об устранении нарушений законодательства:
1) при выявлении в результате проведенной проверки нарушений законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости должностное лицо отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика департамента выдает предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Форма предписания об устранении выявленных нарушений представлена в приложении 3;
2) предписание составляется в двух экземплярах, первый вручается лицу (представителю), которому выдается предписание, второй остается в департаменте.
В случае отказа принять предписание оно направляется по почте заказным письмом с уведомлением, о чем делается отметка в экземплярах, которые остаются в департаменте (дата, номер квитанции);
3) должностное лицо департамента по окончании указанного в предписании срока осуществляет проверку исполнения требований этого предписания.
Результаты проверки оформляются актом, который составляется в двух экземплярах;
4) невыполнение в установленный срок предписания влечет административное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, о чем составляется протокол об административном правонарушении (в двух экземплярах).
3.8. Привлечение к административной ответственности юридических и (или) должностных лиц, совершивших правонарушения:
1) в случае выявления нарушений требований законодательства о долевом участии в строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, содержащих признаки административного правонарушения, по результатам проведенной проверки начальник (должностные лица) отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика департамента составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном главой 28 КоАП РФ;
2) протокол об административном правонарушении оформляется в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ;
3) при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе;
4) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу;
5) протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись.
6) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении;
7) должностными лицами департамента, имеющими право составлять протоколы об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, должностными регламентами департамента, являются начальник и консультант отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика.
3.9. Дела об административных правонарушениях в области законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости рассматриваются от имени департамента директором департамента в порядке, установленном главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.10. Обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, или с заявлением о ликвидации застройщика:
1) на основании поручения директора департамента по результатам рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц, по результатам проведенной проверки или на основании анализа проведенных за определенный период в отношении одного юридического лица проверок уполномоченные должностные лица департамента:
обращаются в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ;
обращаются в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о ликвидации застройщика в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях;
2) обращение в арбитражный суд с заявлениями о приостановлении на определенный срок деятельности застройщика, о ликвидации застройщика от имени департамента осуществляется должностными лицами департамента на основании доверенности, выданной директором департамента на осуществление соответствующих полномочий;
3) подготовку исковых заявлений (с необходимыми материалами) в арбитражный суд производят уполномоченные должностные лица отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика департамента в течение 30 дней со дня получения соответствующего поручения директора департамента;
4) должностным лицом департамента, ответственным за подготовку исковых заявлений и юридическое сопровождение дел в суде, является начальник отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика.
3.11. Обращение в суд по защите прав и законных интересов участников долевого строительства:
1) на основании поручения директора департамента по результатам рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц уполномоченные должностные лица отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика обращаются в суд с заявлениями по защите прав и законных интересов участников долевого строительства;
2) подготовку исковых заявлений (с необходимыми материалами) в суд осуществляют уполномоченные должностные лица отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика в течение 30 дней со дня получения соответствующего поручения директора департамента;
3) должностным лицом департамента, ответственным за подготовку исковых заявлений и юридическое сопровождение дел в суде, является начальник отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определяемых административными процедурами по исполнению государственной функции и принятием решений, осуществляется должностными лицами департамента, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
Персональная ответственность должностных лиц департамента закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.2. Текущий контроль осуществляется путем проведения директором департамента или его заместителем, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения и исполнения должностными лицами положений административного регламента, нормативных правовых актов Российской Федерации.
Периодичность текущего контроля и проведения проверок устанавливается директором департамента.
4.3. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции по государственному контролю и надзору в области долевого строительства производят непосредственно директор департамента, заместитель директора департамента.
Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции проводятся в форме проверок. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы) и внеплановыми. Плановые проверки исполнения государственной функции проводятся не реже 1 раза в год. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной функции (комплексные проверки), или отдельные вопросы (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Полнота и качество исполнения государственной функции должны соответствовать требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Для проведения проверки полноты и качества исполнения государственной функции формируется комиссия, в состав которой включаются государственные гражданские служащие. Результаты деятельности комиссии оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению. Справка подписывается председателем комиссии и руководителем проверяемого юридического лица.
Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц.
По результатам проведенных проверок (в случае выявления нарушений прав заявителей) осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4. Должностные лица департамента в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении государственного контроля и надзора в сфере долевого строительства и совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5. Граждане, их объединения и организации:
могут принимать участие в опросах и анкетировании по вопросам удовлетворенности полнотой и качеством исполнения государственной функции, соблюдения положений настоящего регламента;
вправе обратиться в Правительство Брянской области в устном, письменном или в электронном виде, непосредственно на личном приеме.
V. Порядок обжалования действий (бездействия), осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции
5.1. Застройщики и участники долевого строительства имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика в досудебном и судебном порядке.
Застройщики и участники долевого строительства вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц:
начальнику отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика;
директору департамента строительства и архитектуры Брянской области;
заместителю Губернатора Брянской области, курирующему вопросы долевого строительства;
Губернатору Брянской области.
5.2. Действия должностных лиц отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика департамента при проведении мероприятий по государственному контролю и надзору обжалуются проверяемым застройщиком начальнику отдела либо директору департамента в письменной форме. Застройщик вправе обжаловать действия только тех должностных лиц отдела, которые непосредственно осуществляют проверку (указаны в приказе о проведении проверки).
Заявление проверяемого застройщика рассматривается в 15-дневный срок начальником отдела либо директором департамента. Письменный мотивированный ответ за подписью директора департамента направляется на имя проверяемого застройщика.
В случае выявления начальником отдела в действиях должностных лиц отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика нарушений требований законодательства Российской Федерации начальник отдела в течение 5 рабочих дней после получения заявления передает материалы директору департамента.
При подтверждении нарушений требований законодательства Российской Федерации директор департамента в установленный законодательством срок принимает решение о необходимости применения к должностному лицу отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика департамента мер дисциплинарного или иного предусмотренного законодательством Российской Федерации характера.
Проверяемый застройщик информируется обо всех принятых по его заявлению решениях.
5.3. Действия должностных лиц отдела жилищного строительства и контроля за деятельностью застройщика департамента при проверке отчетности застройщика обжалуются застройщиком в порядке, изложенном в пункте 5.6 раздела V «Порядок обжалования действий (бездействия), осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции» настоящего регламента.
5.4. Порядок судебного обжалования действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях и судопроизводстве в арбитражных судах.
5.5. Проверяемый застройщик вправе обратиться с заявлением в суд если считает, что неправомерными действиями (бездействием) департамента или должностных лиц нарушены его права и свободы.
5.6. Заявление подается по усмотрению заявителя либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения департамента.
5.7. Для обращения в суд с заявлением установлен следующий срок: три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.