Полностью Только текст
Сегодня
среда, 3 июля 2024 г.

Погода в Брянске днём
Малооблачно, без осадков, +30 +32 oC
Ветер южный, 2-4 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение чистой питьевой водой детей образовательных учреждений
Брянской области (2006—2009 годы)»
Паспорт программы
 
Наименование программы
— областная целевая программа «Обеспечение чистой питьевой водой детей образовательных учреждений Брянской области (2006 — 2009 годы)»
Основание для разработки программы
— каталог территориальных проблем, требующих решения программно-целевым методом в 2006 — 2009 годах
Государственный заказчик программы
— администрация Брянской области
Заказчик программы
— департамент общего и профессионального образования Брянской области
Разработчик программы
— департамент общего и профессионального образования Брянской области
Цели программы
— сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей образовательных учреждений Брянской области
Задачи программы
— 1. Совершенствование системы охраны здоровья, сохранение и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях области.
2. Обеспечение детей физиологически полноценной питьевой водой высшей категории качества с оптимальным содержанием биогенных элементов.
3. Снижение уровня заболеваемости, связанной с дефицитом йода и других биогенных элементов
Целевые индикаторы и показатели программы
— реализация программы позволит решить проблемы ликвидации не только дефицита йода, но и дефицита фтора, кальция и других микронутриентов, кроме того, ограничение поступления в образовательные учреждения некачественной питьевой воды, в свою очередь, должно привести к улучшению в целом состояния здоровья детей и укреплению иммунной системы
Сроки реализации программы
- 2006-2009 годы
Перечень основных мероприятий
— 1. Оценка состояния водоснабжения и качества питьевой воды в образовательных учреждениях Брянской области.
2. Медицинская оценка эффективности использования физиологически полноценной бутилированной питьевой воды высшей категории качества в образовательных учреждениях области.
3. Усиление государственного надзора и производственного контроля за безопасностью и качеством воды
Исполнители программы
— департамент общего и профессионального образования Брянской области, департамент здравоохранения Брянской области, ГУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» (по согласованию), муниципальные органы управления образованием (по согласованию)
Объемы источники финансирования
— общая сумма затрат — 36907,0 тыс. руб. Источник финансирования: областной бюджет — 36907,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности
— реализация программы позволит повысить укрепление иммунной системы детей образовательных учреждений области на 3 — 5 проц., микронутриентную недостаточность на 10—12 проц., кроме того снизить заболеваемость желудочно-кишечного тракта на 5 —7 проц. у детей образовательных учреждений области, первичную заболеваемость болезней органов пищеварения в среднем на 3 — 5 проц., а также повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям и воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды
Система организации контроля за исполнением программы
— координацию работы по реализации программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет департамент общего и профессионального образования Брянской области. Исполнитель представляет в финансовое управление Брянской области и комитет по экономической политике Брянской области отчеты о ходе выполнения программных мероприятий и финансировании
 
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами
По данным исследований Института возрастной физиологии Российской Академии образования, здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 5 до 16—17 лет этой средой являются образовательные учреждения (школы, детские сады, интернаты и т. д.), в которых ребенок проводит более 70 проц. времени своего бодрствования.
По данным здравоохранения Брянской области, уровень здоровья детей за прошедшие 5 лет не имеет тенденции к улучшению. Показатель заболеваемости на протяжении ряда лет сохраняется на уровне свыше 2000 на 1000 детского населения. Среди заболеваний в этом возрасте ведущими являются болезни органов дыхания, пищеварения и кожи.
В числе серьезных гигиенических и медицинских проблем стоит проблема региональных особенностей почв и источников водоснабжения, связанная с дефицитом или избытком биогенных элементов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения. На необходимость осуществления мер по коррекции поступления биогенных элементов, в том числе йода и других микронутриентов, указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1119. Вместе с тем, по данным Института питания РАМН, в настоящее время существует значительный дефицит поступления биогенных элементов с пищевыми продуктами.
Взаимосвязь влияния химического состава питьевой воды на состояние здоровья и заболеваемость населения установлена во многих исследованиях как в России, так и за рубежом (WHO, 1993; Авцин А. П. и соавт., 1991; Рахманин Ю. А. и соавт., 2000). В результате употребления недоброкачественной питьевой воды в Российской Федерации ежегодно регистрируется от 15 до 30 вспышек острых кишечных инфекций и вирусного гепатита А с числом пострадавших до 2,5—3 тысячи человек (Онищенко Г. Г., 2003).
Свыше 65 процентов населения Российской Федерации проживает в условиях дефицита йода, что в ряде случаев является причиной развития врожденных аномалий, повышенной перинатальной смертности, глухонемоты, снижения умственных способностей у детей и взрослых (Баранов А. А., ЩеплягинаЛ.А., 1998; Онищенко Г. Г., 2000).
В Российской Федерации практически повсеместно имеется недостаток фтора в питьевой воде, что обусловливает заболеваемость более 60 проц. детей кариесом зубов, а в ряде регионов страны — до 90—98 проц. (Скальный А. В., 2001).
В литературе описаны этиопатологические связи между химическим составом питьевой воды высшей категории качества и здоровьем.
С целью охраны здоровья населения, в том числе детского, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации было издано постановление от 11.07.2000 № 5 «О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов». Данный документ рекомендовал руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по восполнению дефицита биогенных элементов за счет производства и продажи населению природной питьевой бутилированной воды с оптимальным содержанием биогенных элементов (т. е. физиологически полноценной), а также совместно с руководителями органов управления образованием рассмотреть вопрос о возможности обеспечения с учетом региональных особенностей качества питьевой воды образовательных учреждений физиологически полноценной питьевой водой с оптимальным содержанием биогенных элементов. В свою очередь, главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации совместно с органами здравоохранения было предписано в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга (постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 № 426) провести анализ обеспеченности населения биогенными элементами и их влияния на здоровье населения.
Состояние водоснабжения и качество питьевой воды,
потребляемой населением Брянской области
Одним из важнейших критериев санитарно-эпидемиологического благополучия населения области является обеспечение его доброкачественной питьевой водой. Водоснабжение области осуществляется из 2395 источников централизованного водоснабжения, 380 коммунальных водопроводов, 946 — ведомственных и 7823 источников децентрализованного водоснабжения (колодцы, каптажи родников).
Проблема обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества является одной из главных социально-гигиенических проблем.
Удельный вес объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающих санитарным правилам и нормам, на протяжении ряда лет остается на относительно высоком уровне, несмотря на тенденцию к улучшению ситуации за последние 5 лет. Более 65 проц. действующих систем водоснабжения имеют неудовлетворительное техническое состояние, исчерпали свой ресурс и требуют замены. Источники хозяйственно-питьевого водоснабжения и разводящая сеть подвергаются постоянному химическому и микробному загрязнению. Существенный вклад в загрязнение водных объектов вносит смыв загрязняющих веществ с площади водозаборов и их поступление при авариях.
Наиболее распространенными показателями неудовлетворительного качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения по области являются повышенное содержание железа и марганца, повышенная жесткость, которые обусловливают повышение уровня цветности и мутности, что вызывает обоснованные жалобы населения. Присутствие железа природного происхождения наиболее характерно для подземных вод г. Брянска, Брянского, Новозыбковского, Злынковского, Клетнянского районов.
За 2005 год удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям из источников централизованного водоснабжения составил 10,2 проц. (Российская Федерация — 27,7 проц.), по микробиологическим — 4,9 проц. (Российская Федерация — 7,6 проц.), из разводящей сети удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям составил 9,5 проц. (Российская Федерация — 17,9 проц.), по микробиологическим — 6,1 проц. (Российская Федерация — 6,8 проц.). Практически каждая 10 проба воды из разводящей сети коммунального водопровода не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и каждая 16 проба — по микробиологическим.
Основными причинами неудовлетворительного качества воды являются:
        ненадлежащий уровень эксплуатации существующих систем водоснабжения;
        крайняя изношенность водопроводных схем;
        недостаточное внедрение современных технологий водоочистки;
        низкий уровень финансирования отрасли.
В целом по области за последние 5 лет отмечается положительная тенденция по улучшению качества питьевой воды как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям.
Бутилированные питьевые воды
При оценке качества бутилированной воды необходимо опираться на федеральную классификацию категорий качества питьевых вод, расфасованных в емкости (определена СанПиН 2.1.4.1116-02). В соответствии с классификацией и в зависимости от качества воды, улучшенного относительно гигиенических требований к воде централизованного водоснабжения, а также дополнительных медико-биологических требований расфасованную воду подразделяют на 2 категории:
первая категория — вода питьевого качества (независимо от источника ее получения) безопасная для здоровья, полностью соответствующая критериям благоприятности органолептических свойств, безопасности в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и стабильно сохраняющая свои высокие питьевые свойства;
высшая категория — вода безопасная для здоровья и оптимальная по качеству (из самостоятельных, как правило, подземных, предпочтительно родниковых или артезианских водоисточников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения). При сохранении всех критериев для воды первой категории питьевая вода оптимального качества должна соответствовать также критерию физиологической полноценности по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов и более жестким нормативам по ряду органолептических и санитарно-токсикологических показателей.
Основными целями программы являются обеспечение обучающихся и детей общеобразовательных учреждений области качественной и оптимальной по содержанию биогенных элементов питьевой водой, укрепление здоровья детей и подростков.
В образовательных учреждениях области должна использоваться бутилированная питьевая вода высшей категории качества, благоприятная по органолептическим свойствам, безопасная в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредная по химическому составу, физиологически полноценная по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов, стабильно сохраняющая свои высокие питьевые свойства.
Питьевая вода, расфасованная в емкости, должна соответствовать критериям эстетических свойств, безвредности химического состава, радиационной, микробиологической, паразитологической безопасности согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».
Вода высшей категории качества должна содержать физиологически полноценный макро- и микроэлементный состав:
общая минерализация — 200—500 мг/л;
жесткость — 1,5—7 мг-экв/л;
щелочность — 0,5—6,5 мг-экв/л;
кальций — 25—80 мг/л;
магний — 5—50 мг/л;
калий — 2—20 мг/л;
бикарбонаты — 30—400 мг/л;
фторид-ион — 0,6—1,2 мг/л;
иодид-ион — 40—60 мкг/л.
 
Оценка экономической эффективности использования физиологически полноценной бутилированной питьевой воды высшей категории качества для профилактики заболеваемости детского населения Брянской области
 
Экономическая эффективность профилактического мероприятия определяется соотношением эффекта (результата) и затрат. Анализ экономической эффективности необходим для управления любой отраслью (здравоохранение, медицинская профилактика и др.) в условиях ограниченных ресурсов, когда требуется достижение максимального результата при минимальных затратах.
Общество, государство, региональные и муниципальные органы власти вкладывают в здравоохранение (в осуществление профилактики, диагностики, лечения и реабилитации граждан) определенные средства. Государство в целом, конкретный регион, город несут экономические потери в связи с заболеваемостью населения, временной нетрудоспособностью по состоянию здоровья, в связи с уходом за больными, стойкой нетрудоспособностью (инвалидностью), преждевременной смертью. Эти экономические потери можно оценить в денежных единицах. Вкладываются средства в профилактические и медицинские мероприятия с целью добиться улучшения здоровья населения, предотвратить экономический ущерб при экономической эффективности здравоохранения.
По результатам эксперимента, проводившегося в 2003—2004 гг. под руководством ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина, даже минимальная экономическая эффективность, рассчитанная с учетом ограниченного числа нозологических форм, случаев и наименьших расценок составила для детских дошкольных учреждений 2,03. Средства, вложенные в профилактику детской заболеваемости в ДОУ, не только окупают себя, но и дают выраженный (203 проц.) экономический эффект.
Аналогично для школ — даже минимальная экономическая эффективность, рассчитанная с учетом ограниченного числа нозологических форм, случаев и наименьших расценок, составила 1,38. Средства, вложенные в профилактику детской заболеваемости в школах, не только окупают себя, но и дают (не менее 138%) экономический эффект.
2. Цели и задачи программы
Целями программы являются сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей образовательных учреждений области.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, входящих в данную программу.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
совершенствование системы охраны здоровья, сохранение и укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях области;
снижение уровня заболеваемости, связанного с дефицитом йода и других биогенных элементов;
обеспечение детей физиологически полноценной бутилированной питьевой водой высшей категории качества с оптимальным содержанием биогенных элементов.
3. Сроки и этапы реализации
Мероприятия, предусмотренные программой, предполагается осуществить в 2006—2009 годах в 2 этапа:
1 этап — участие в реализации программных мероприятий детей дошкольных образовательных учреждений г. Брянска;
2 этап — участие в реализации программных мероприятий детей дошкольных образовательных учреждений Брянской области.
4. Система программных мероприятий
Система прилагаемых мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Мероприятия программы будут реализованы по следующим направлениям:
1. Приобретение оборудования.
2. Поставка чистой питьевой бутилированной воды высшей категории.
3. Медицинская оценка в образовательных учреждениях Брянской области.
4. Проведение социологического опроса родителей и детей, посещающих образовательные учреждения области, с целью изучения культуры водопотребления в семьях и образовательных учреждениях (за счет средств текущего финансирования).
5. Контроль за соблюдением питьевого режима в образовательных учреждениях Брянской области (за счет средств текущего финансирования).
6. Внедрение программы в образовательных учреждениях Брянской области (за счет средств текущего финансирования).
7. Усиление государственного надзора и производственного контроля за безопасностью и качеством воды (за счет средств текущего финансирования):
текущий контроль за показателями безопасности и качества воды в рамках государственного надзора осуществляется территориальным управлением Роспотребнадзора по Брянской области в соответствии с действующим законодательством;
производственный контроль за качеством расфасованной питьевой воды осуществляется изготовителем в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1116-02 «Питьевая вода». Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Мероприятия программы подлежат уточнению по объемам ассигнований на очередной финансовый год, исходя из возможностей доходной базы областного бюджета.
Источник финансирования Финансовые средства, тыс. руб. В том числе
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Областной
бюджет
36907,0 2000,0 6666,1 15957,3 12283,6
6. Механизм реализации программы
Главным распорядителем средств данной программы является департамент общего и профессионального образования Брянской области.
Мероприятия, реализуемые программой, осуществляются в соответствии с действующим законодательством, в том числе путем проведения соответствующих конкурсных процедур.
Конкурсная документация должна содержать условия о том, что выделение дополнительных складских помещений, транспортных средств и других материальных ресурсов для реализации программы не предусматривается.
Бутилированная чистая питьевая вода приобретается у поставщиков в соответствии с законодательством. Доставка бутилированной воды в образовательные учреждения области осуществляется поставщиком за свой счет в соответствии с графиком, разработанным департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Контроль за поставкой воды до конечного потребления осуществляет департамент общего и профессионального образования Брянской области. Производитель обеспечивает проведение производственного контроля за качеством и безопасностью воды в соответствии с гигиеническими требованиями к контролю за качеством воды в местах реализации. Информацию о качестве воды производитель обязан представлять в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области.
Департамент здравоохранения Брянской области совместно с Брянским областным клинико-диагностическим центром осуществляет научно-исследовательские работы, а также оценку эффективности данной программы.
Целевое использование бюджетных средств подлежит постоянному контролю в соответствии с бюджетным законодательством.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за выполнением программы осуществляет департамент общего и профессионального образования Брянской области.
Заказчик программы и исполнители мероприятий несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на эти цели финансовых ресурсов.
8. Эффективность реализации программы
Реализация программы позволит повысить укрепление иммунной системы детей образовательных учреждений области на 3—5 проц., микронутриентную недостаточность на 10—12 проц., кроме того, снизить заболеваемость желудочно-кишечного тракта на 5—7 проц. у детей образовательных учреждений области, первичную заболеваемость болезней органов пищеварения в среднем на 3—5 проц., а также повысить сопротивляемость организма к различным заболеваниям и воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Финансово-экономическое обоснование на 2006 год
Количество образовательных учреждений, участвующих в программе, — 31.
Количество детей, участвующих в программе, — 4619.
Физиологические нормы потребления воды составляют 40 мл/кг веса человека в сутки. В дошкольных общеобразовательных учреждениях потребление основных пищевых веществ должно составлять 60—70 проц. от суточной физиологической нормы. При среднем весе детей дошкольного возраста 20—25 кг потребление воды составит 500 мл.
Таким образом, норма потребления воды на 1 ребенка в сутки для дошкольника 0,5 л.
Общая сумма средств, выделяемых на приобретение оборудования, составляет 486,0 тыс. рублей.
Среднее количество детей в одном ДОУ — 4619 : 31 = 149 чел., где 4619 — планируемое количество детей ДОУ, участвующих в программе, 31 — планируемое количество ДОУ, участвующих в программе.
Среднее количество бутылей воды, необходимых для обеспечения одного ДОУ физиологически полноценной питьевой водой, — 149×0,5×0,8 : 19 = 3 бутылки, где 0,5 — норма потребления воды на 1 дошкольника в сутки в литрах, 0,8 — коэффициент посещаемости ДОУ, 19 — количество литров воды в одной бутылке.
Для бесперебойного снабжения необходим, как минимум, трехдневный запас воды плюс такое же количество поликарбонатных бутылей на замену — 3×3×2 = 18 бутылей.
Цена одной бутыли — 200 руб., следовательно, на закупку поликарбонатных бутылей потребуется — 200×18×31 = 111,6 тыс. руб. = 111,0 тыс. рублей.
Для удобства пользования бутилированной водой необходимо приобрести диспенсеры. Общее количество групп в данных ДОУ — 217, в каждую группу необходимо по 1 диспансеру. Цена одного диспансера по сложившимся на сегодня ценам — 1729 руб., отсюда 217×1729 = 375,1 тыс. руб. = 375,0 тыс. рублей.
Так как для поставок физиологически полноценной питьевой бутилированной воды планируется привлекать коммерческие структуры, то из сложившейся на рынке практики доставка и установка оборудования производится за счет поставщика. Следовательно, общая сумма затрат на приобретение, доставку и установку оборудования составит:
111,0 + 375,0 = 486,0 тыс. рублей.
Общая сумма средств, выделяемых на поставку питьевой бутилированной воды, в год составляет 1514,0 тыс. рублей.
Количество литров воды, необходимое для обеспечения планируемого количества детей, с учетом суточной потребности и коэффициента посещаемости:
4619×0,5×0,8 = 1847,6 литра = 1847,0 литра.
Средняя стоимость физиологически полноценной питьевой бутилированной воды высшей категории качества на рынке Брянской области составляет 5 рублей за 1 литр.
Так как доставка воды до конечного потребителя осуществляется за счет поставщика, следовательно, общие годовые затраты на поставку физиологически полноценной бутилированной воды высшей категории качества в дошкольные учреждения Брянской области будут составлять:
187,0×164×5 = 1514,5 = 1514,0 тыс. рублей.
Всего на 2006 год: 486,0 + 1514,0 = 2000,0 тыс. рублей.
Финансово-экономическое обоснование на 2007 год
Количество образовательных учреждений, участвующих в программе, — 98.
Количество детей, участвующих в программе, — 14591.
Физиологические нормы потребления воды составляют 40 мл/кг веса человека в сутки. В ДОУ потребление основных пищевых веществ должно составлять 60—70 проц. от суточной физиологической нормы. При среднем весе детей дошкольного возраста 20—25 кг потребление воды составит 500 мл. Таким образом, норма потребления воды на 1 ребенка в сутки для дошкольника — 0,5 литра.
Общая сумма средств, выделяемых на приобретение оборудования, составляет 1701,4 тыс. рублей.
Дошкольные образовательные учреждения
Среднее количество детей в одном ДОУ — 14591/98 = 149 чел., где 14591 — планируемое количество детей ДОУ, участвующих в программе, 98 — планируемое количество ДОУ, участвующих в программе.
Среднее количество бутылей воды, необходимых для обеспечения одного ДОУ физиологически полноценной питьевой водой, — 149×0,5×0,8/19 = 3 бутыли, где 0,5 — норма потребления воды на 1 дошкольника в сутки в литрах, 0,8 — коэффициент посещаемости ДОУ, 19 — количество литров воды в одной бутылке.
Для бесперебойного снабжения необходим как минимум трехдневный запас воды плюс такое же количество поликарбонатных бутылей на замену: 3×3×2 = 18 бутылей.
Цена одной бутыли — 200 руб., следовательно, на закупку поликарбонатных бутылей потребуется — 200×18×98 = 352,8 тыс. рублей.
Для удобства пользования бутилированной водой необходимо приобрести диспенсеры. Общее количество групп в ДОУ г. Брянска — 741, в каждую группу необходимо по 1 диспенсеру. Цена одного диспенсера по сложившимся на сегодня ценам — 1820 руб., отсюда 741×1820 = 1348,6 тыс. рублей.
Так как для поставок физиологически полноценной питьевой бутилированной воды планируется привлекать коммерческие структуры, то из сложившейся на рынке практики доставка и установка оборудования производится за счет поставщика. Следовательно, общая сумма затрат на приобретение, доставку и установку оборудования составит:
352,8 + 1348,6 = 1701,4 тыс. рублей.
Общая сумма средств, выделяемых на поставку питьевой бутилированной воды, в год составляет 4785,8 тыс. рублей.
Количество литров воды, необходимое для обеспечения планируемого количества детей, с учетом суточной потребности и коэффициента посещаемости:
ДОУ — 14591×0,5×0,8 = 5836,4 литра.
Средняя стоимость физиологически полноценной питьевой бутилированной воды высшей категории качества на рынке Брянской области составляет 5 рублей за 1 литр.
Так как доставка воды до конечного потребителя осуществляется за счет поставщика, следовательно общие годовые затраты на поставку физиологически полноценной бутилированной воды высшей категории качества в дошкольные учреждения Брянской области будут составлять:
5836×4×164×5 = 4785,8 тыс. рублей.
Итого 4785,8 тыс. рублей.
Общая сумма средств, выделяемых на медицинскую оценку эффективности использования чистой питьевой бутилированной воды в образовательных учреждениях Брянской области, составляет 178,9 тыс. рублей.
Исследование осуществляется в 3 этапа.
На первом (подготовительном) этапе исследования:
1. Определяется обследуемый контингент — дети 4—5 лет ДОУ г. Брянска. Всего будет обследовано 100 детей с равным распределением по полу.
2. Разрабатывается опросник о состоянии здоровья детей различных возрастных групп.
3. Подготавливается компьютерная программа по вводу в электронную базу данных о динамике состояния обследуемого контингента.
4. Приобретаются оборудование и реактивы, необходимые для проведения исследований:
анализатор иммунодефицита «Хелпер» — для пунктурной экспресс-диагностики иммунодефицитов по микрозонам кожного покрова, рефлекторно связанным с центральными органами иммуногенеза, позволяющий без дополнительных реактивов и забора крови диагностировать наличие иммунодефицитного состояния;
диагностические наборы «Хелик-тест» (тест-полоски) для экспресс-диагностики наличия в выдыхаемом воздухе продуктов жизнедеятельности Helicobacter Pylori — бактерии, являющиеся важным звеном в патогенезе язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, хронических гастритов и других заболеваний желудочно-кишечного тракта.
На втором (основном) этапе исследования:
1. Проводится осмотр детей, сбор анамнеза, оценка состояния здоровья по утвержденным параметрам, заполняются опросники.
2. Осуществляются скрининговое исследование на анализаторе иммунодефицита «Хелпер», определение обсеменности хеликобактериями ЖКТ при помощи набора «Хелик-тест» и результаты обследования переносятся в специально разработанные формы.
3. Проводятся клинический анализ мочи и определение экскреции йода с мочой.
4. Информации заносятся в базу данных.
Комплексная оценка динамики состояния здоровья детей, принявших участие в исследовании, проводится по утвержденным параметрам дважды: до начала проекта и через 9 месяцев.
Третий (заключительный) этап исследования.
На третьем (заключительном) этапе исследования производится статистическая обработка данных, анализ полученных результатов, подготовка и сдача заключительного отчета о проделанной работе.
Финансово-экономическое обоснование на 2008—2009 годы
Количество образовательных учреждений, участвующих в программе, — 395.
Количество детей, участвующих в программе, — 37450.
Физиологические нормы потребления воды составляют 40 мл/кг веса человека в сутки. В ДОУ потребление основных пищевых веществ должно составлять 60—70 проц. от суточной физиологической нормы. При среднем весе детей дошкольного возраста 20—25 кг потребление воды составит 500 мл в день на одного дошкольника.
Таким образом, норма потребления воды на 1 ребенка в сутки для дошкольника — 0,5 литра.
Общая сумма средств, выделяемых на приобретение оборудования, составляет 3599,6 тыс. рублей.
Дошкольные образовательные учреждения
Среднее количество детей в одном ДОУ — (37450—14591) : (395—98) = 77 чел., где 22859 — планируемое количество детей ДОУ, участвующих в программе, 297 — планируемое количество ДОУ, участвующих в программе.
Среднее количество бутылей воды, необходимых для обеспечения одного ДОУ физиологически полноценной питьевой водой, — 77×0,5×0,8 : 19 = 1 бутыль, где 0,5 — норма потребления воды на 1 дошкольника в сутки в литрах, 0,8 — коэффициент посещаемости ДОУ, 19 — количество литров воды в одной бутылке.
Для бесперебойного снабжения необходим как минимум трехдневный запас воды плюс такое же количество поликарбонатных бутылей на замену — 1×3×2 = 6 бутылей.
Цена одной бутыли — 200 рублей, следовательно, на закупку поликарбонатных бутылей потребуется — 200×6×297 = 356,4 тыс. рублей.
Для удобства пользования бутилированной водой необходимо приобрести диспенсеры. Среднее количество групп в ДОУ Брянской области — 6, в каждую группу необходимо по 1 диспенсеру. Цена одного диспенсера по сложившимся на сегодня ценам — 1820 руб., отсюда 297×6×1820 = 3243,2 тыс. рублей.
Так как для поставок физиологически полноценной питьевой бутилированной воды планируется привлекать коммерческие структуры, то из сложившейся на рынке практики доставка и установка оборудования производится за счет поставщика. Следовательно, общая сумма затрат на приобретение, доставку и установку оборудования составит:
356,4 + 3243,2 = 3599,6 тыс. рублей.
Общая сумма средств, выделяемых на поставку питьевой бутилированной воды, в год составляет 12283,6 тыс. рублей.
Количество литров воды, необходимое для обеспечения планируемого количества детей, с учетом суточной потребности и коэффициента посещаемости:
ДОУ — 37450×0,5×0,8 = 14980,0 литра.
Средняя стоимость физиологически полноценной питьевой бутилированной воды высшей категории качества на рынке Брянской области составляет 5 рублей за 1 литр.
Так как доставка воды до конечного потребителя осуществляется за счет поставщика, следовательно, общие годовые затраты на поставку физиологически полноценной бутилированной воды высшей категории качества в детские учреждения Брянской области будут составлять:
итого 14980,0×164×5 = 12283,6 тыс. рублей.
Общая сумма средств, выделяемых на медицинскую оценку эффективности использования чистой питьевой бутилированной воды в образовательных учреждениях Брянской области, составляет 74,1 тыс. рублей.