ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о муниципальной пожарной охране на территории Брянской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Типовое положение о муниципальной пожарной охране на территории Брянской области (далее – Положение) определяет задачи, функции и порядок организации муниципальной пожарной охраны муниципального образования.
1.2. Муниципальная пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органами местного самоуправления подразделений, предназначенных для организации профилактики и тушения пожаров, осуществления первичных мер пожарной безопасности, принятия мер по локализации пожара, спасения людей и имущества до прибытия подразделения государственной противопожарной службы, проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территориях муниципальных образований.
1.3. Деятельность муниципальной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Брянской области, муниципальными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
1.4. Подразделения муниципальной пожарной охраны входят в территориальный пожарно-спасательный гарнизон Брянской области. Координация их деятельности осуществляется начальником местного пожарно-спасательного гарнизона в муниципальном образовании.
1.5. Подразделения муниципальной пожарной охраны состоят из профилактических групп и боевых расчетов, оснащенных специальной пожарной техникой, первичными средствами пожаротушения, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами для проведения работ по предупреждению и тушению пожаров.
1.6. Подразделения муниципальной пожарной охраны входят в единую систему обеспечения пожарной безопасности и принимают участие в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом привлечения сил и средств пожарно-спасательных подразделений, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Брянской области и расписаниями выездов пожарно-спасательных подразделений.
1.7. Оперативные транспортные средства муниципальной пожарной охраны имеют окраску в соответствии с государственным стандартом.
2. Основные задачи муниципальной пожарной охраны
Основными задачами муниципальной пожарной охраны являются:
осуществление профилактики пожаров на территории муниципального образования;
спасение людей и имущества при пожарах на территории муниципального образования;
организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования в соответствии с утвержденными в установленном порядке планом привлечения сил и средств пожарно-спасательных подразделений, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Брянской области и расписаниями выездов пожарно-спасательных подразделений.
3. Основные функции муниципальной пожарной охраны
Основными функциями, осуществляемыми муниципальной пожарной охраной в рамках своей компетенции, являются:
участие в разработке мер пожарной безопасности и внесение в органы местного самоуправления предложений о выполнении первичных мер пожарной безопасности, направленных на предотвращение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров;
ведение противопожарной пропаганды через средства массовой информации посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения;
проведение профилактических мероприятий в населенных пунктах муниципальных образований с целью осуществления контроля за состоянием и содержанием водоисточников для целей наружного пожаротушения, средств звукового оповещения людей о пожаре, проведение мероприятий по исключению возможности переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а также за подготовку к применению водовозной и землеройной техники при тушении пожаров;
проведение профилактических мероприятий в частном жилищном фонде с вручением предложений об устранении выявленных нарушений и проведением противопожарного инструктажа под роспись;
проведение встреч (сходов) с населением по разъяснению мер пожарной безопасности;
разработка и корректировка документов предварительного планирования действий по тушению пожаров на территории муниципального образования и находящихся на его территории объектах;
обеспечение постоянной боевой готовности пожарной техники, пожарно-технического оборудования и средств связи, имеющихся на вооружении муниципальной пожарной охраны;
проведение по согласованию с руководителями организаций на объектах пожарно-тактических учений, занятий по решению пожарно-тактических задач, а также пожарно-тактического изучения объектов;
разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с пожарными автомобилями;
изучение, обобщение, обмен и внедрение передового опыта в области тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
подбор и расстановка кадров личного состава муниципальной пожарной охраны;
организация и проведение в пределах компетенции всех видов профессиональной подготовки, а также специальной подготовки по должности в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность противопожарной службы;
организация и реализация требований, норм, правил в области организации службы пожаротушения, подготовки личного состава, охраны труда.
4. Личный состав муниципальной пожарной охраны
4.1. Личный состав муниципальной пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей.
4.2. Личный состав муниципальной пожарной охраны при поступлении на работу и во время работы не реже одного раза в год должен проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья для работы в пожарной охране.
4.3. Личный состав муниципальной пожарной охраны при поступлении на работу должен пройти соответствующее специальное первоначальное индивидуальное обучение на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по разработанным в установленном порядке программам. Личный состав муниципальной пожарной охраны, не прошедший специальное первоначальное индивидуальное обучение, к работе не допускается.
4.4. Последующая повседневная подготовка личного состава муниципальной пожарной охраны осуществляется руководителем подразделения муниципальной пожарной охраны.
В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов и правила по охране труда. Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.
Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров с использованием имеющейся в его распоряжении пожарной техники.
Подразделения муниципальной пожарной охраны должны участвовать в отработке планов и карточек тушения пожаров во взаимодействии с подразделениями иных видов пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара, спасению людей и имущества от пожара на территории муниципального образования в соответствии с утвержденными в установленном порядке планом привлечения сил и средств пожарно-спасательных подразделений, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Брянской области и расписаниями выездов пожарно-спасательных подразделений.
5. Социальные льготы и гарантии
Работникам муниципальной пожарной охраны предоставляются льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Брянской области и муниципального образования.
6. Порядок организации и несения дежурства муниципальной пожарной охраной
6.1. Дежурство осуществляется работниками муниципальной пожарной охраны посредством посменного несения дежурства в здании муниципальной пожарной охраны.
6.2. Продолжительность дежурства определяется работодателем на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Брянской области и муниципальных образований. Смена дежурства работников проводится в здании муниципальной пожарной охраны.
6.3. Работники муниципальной пожарной охраны при несении дежурства обязаны:
добросовестно выполнять свои обязанности, четко и в срок исполнять распоряжения и указания руководства муниципальной пожарной охраны;
совершенствовать профессиональные знания и навыки;
обеспечивать сохранность имущества подразделения;
содержать в исправном состоянии пожарную технику, пожарно-техническое вооружение и оборудование;
соблюдать дисциплину и внутренний порядок.
6.4. Несение дежурства осуществляется в соответствии с распорядком дня, который разрабатывается руководителем муниципальной пожарной охраны и утверждается главой администрации муниципального образования.
6.5. Ежедневно для формирования строевой записки руководитель муниципальной пожарной охраны передает на пункт связи пожарно-спасательной части местного пожарно-спасательного гарнизона информацию о состоянии и наличии техники и личного состава.
6.6. Ежедневно перед заступлением на дежурство руководитель муниципальной пожарной охраны проводит инструктаж с работниками муниципальной пожарной охраны по соблюдению правил охраны труда, обеспечивает качественную проверку (прием, передачу) пожарной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования, связи, помещений, имущества, доводит обстановку, сложившуюся в муниципальном образовании, и ставит соответствующие задачи.
6.7. На вооружении муниципальной пожарной охраны находится исправная пожарная (приспособленная) техника, пожарно-техническое вооружение и оборудование.
7. Финансовое обеспечение муниципальной пожарной охраны и их имущество
7.1. Финансовое обеспечение муниципальной пожарной охраны осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
7.2. Источниками формирования имущества муниципальной пожарной охраны является имущество, приобретаемое для муниципальной пожарной охраны в установленном законом порядке.
8. Организация деятельности муниципальной пожарной охраны
8.1 Деятельностью подразделения муниципальной пожарной охраны руководит начальник подразделения муниципальной пожарной охраны (пожарной части).
8.2. Начальник подразделения муниципальной пожарной охраны назначается и освобождается от должности главой муниципального образования и работает во взаимодействии с государственной противопожарной службой Брянской области.
9. Реорганизация и ликвидация муниципальной пожарной охраны
Реорганизация и ликвидация муниципальной пожарной охраны осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.