В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года № 608-п «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области», в целях повышения эффективности бюджетных расходов Правительство Брянской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2014 – 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года № 858-п «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2014 – 2020 годы)» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Брянской области от 12 мая 2014 года № 191-п, от 25 августа 2014 года № 389-п, от 20 октября 2014 года № 452-п, от 1 декабря 2014 года № 538-п, от 22 декабря 2014 года № 613-п, от 29 декабря 2014 года № 693-п, от 12 мая 2015 года № 201-п, от 24 июля 2015 года № 347-п, от 18 сентября 2015 года № 445-п, от 26 октября 2015 года № 511-п, от 18 декабря 2015 года № 636-п, от 25 декабря 2015 года № 717-п, от 16 мая 2016 года № 237-п, от 6 июня 2016 года № 290-п, от 15 августа 2016 года № 450-п, от 10 октября 2016 года № 519-п, от 28 ноября 2016 года № 602-п, от 26 декабря 2016 года № 712-п, от 26 декабря 2016 года № 713-п, от 6 февраля 2017 года № 32-п, от 20 марта 2017 года № 116-п, от 3 апреля 2017 года № 129-п, от 15 мая 2017 года № 214-п, от 29 мая 2017 года № 269-п, от 20 июня 2017 года № 285-п, от 24 июля 2017 года № 331-п, от 18 сентября 2017 года № 446-п, от 30 октября 2017 года № 536-п, от 27 ноября 2017 года № 598-п, от 25 декабря 2017 года № 717-п), следующие изменения:
1.1. В паспорте государственной программы позицию «Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы» изложить в редакции:
«2014 год – 497 939 595,97 рубля;
2015 год – 369 561 207,88 рубля;
2016 год – 610 771 122,76 рубля;
2017 год – 620 741 016,43 рубля;
2018 год – 712 772 737,15 рубля;
2019 год – 528 609 671,00 рубля;
2020 год – 488 886 442,00 рубля».
1.2. Раздел 1 «Характеристика текущего состояния культуры и туризма
в Брянской области» изложить в редакции:
«Полномочия по реализации государственной культурной политики, архивного дела и туристической деятельности в Брянской области осуществляет департамент культуры Брянской области, действующий на основании Положения, утвержденного указом Губернатора Брянской области № 293 от 1 апреля 2013 года, Полномочия в сфере охраны и сохранения историко-культурного наследия осуществляет управление по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, действующее на основании Положения, утвержденного указом Губернатора Брянской области № 114 от 30 марта 2016 года.
С 2009 по настоящее время сфера культуры Брянщины динамично развивается. Негативные тенденции кризисных процессов, происходивших с 2008 года и серьёзно отразившихся на всех отраслях экономики, способствовали консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления по сохранению и развитию всей эффективно работающей сети учреждений культуры и искусства региона, созданию новых уникальных проектов и программ.
Именно поэтому, в основополагающих федеральных документах развития культуры, утвержденных в последние годы Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, культура признается важнейшим ресурсом национальной безопасности государства.
В рамках проводимых в этот период реформ в отрасли культуры идет крупномасштабная работа по оптимизации неэффективных расходов и реструктуризации отрасли.
За 2009-2014 годы штатная численность работников государственных и муниципальных учреждений культуры сократилась на 1423 единицы. Экономия бюджетных средств составила в среднем 75 млн. рублей в год.
По итогам оптимизации в муниципальных образованиях области появились современные многофункциональные социально-культурные центры (в с. Ляличи Суражского района, в с. Новый Ропск Климовского района). Так, Новоропский социально-культурный центр имеет статус «модельный» среди сельских учреждений культуры района, так как его деятельность максимально отвечает нормам, определенным Стандартом модельного учреждения культуры клубного типа. Ляличский СКЦ открыт в 2009 году, в нём функционируют 9 кружков. Ежегодно Ляличским СКЦ проводится более 200 мероприятий с участием более 10 000 человек. Аналогичные центры созданы в Гордеевском, Жуковском, Стародубском и многих других районах.
На сегодняшний день в Брянской области работают 2 государственных театра - юридических лица (ГАУК «Брянский областной ордена Трудового Красного Знамени театр драмы им. А.К. Толстого», ГАУК «Брянский областной театр для детей и юношества»), сетевых единиц – 3 (театр драмы, театр юного зрителя и театр кукол); 1 филармония; 2 государственные библиотеки – юридических лица, сетевых единиц – 3 (научная универсальная библиотека, детская библиотека, специальная библиотека для слепых и слабовидящих); 567 сетевых единиц муниципальных библиотек; 2 учебных заведения (1 учреждение среднего профессионального образования культуры и искусства и 1 учреждение дополнительного профессионального образования) в сфере культуры; областной методический центр «Народное творчество»; Государственный архив Брянской области; 563 сетевых единицы муниципальных клубно-досуговых учреждений; 49 детских музыкальных, художественных, хоровая, хореографическая школы и школы искусств - юридических лиц, сетевых единиц – 74, в которых получают начальное профессиональное образование в сфере искусства около 14000 учащихся.
Обширной является музейная сеть Брянской области, основу составляют Брянский государственный краеведческий музей, Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг», Брянский областной художественный музейно-выставочный центр, Музей дятьковского хрусталя, Мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Всего в области работает 33 музея: 19 – государственных, включая филиалы, и 14 – муниципальных.
Одной из главных задач отрасли культура Брянской области в 2014-2016 годах в обеспечении доступности услуг учреждений культуры стало создание единых централизованных библиотечных систем на базе межпоселенческих и центральных городских библиотек, и организация работы по формированию единых централизованных систем клубно-досугового обслуживания населения области на базе межпоселенческих и центральных городских культурно-досуговых учреждений.
В целях оптимизации неэффективных расходов Правительством Брянской области, департаментом культуры Брянской области и органами местного самоуправления были приняты меры по сокращению административного и обслуживающего персонала муниципальных учреждений культуры путем объединения районных и поселенческих учреждений культурно-досугового типа и библиотек в единые централизованные системы. К концу 2015-началу 2016 года все процедуры по объединению муниципальных учреждений были завершены.
Таким образом, если на 01.01.2014 года библиотечное обслуживание осуществлялось 628 муниципальными библиотеками, в том числе из них 150 юридических лиц, то на 01.01.2016 года количество юридических лиц библиотек составило 37. Соответственно, число муниципальных культурно-досуговых учреждений на 01.01.2014 года составляло 642, из них юридических лиц – 257, на 31.12.2015 год число юридических лиц составило 59. Численность работников административно-управленческого персонала муниципальных учреждений культуры за два года сократилась на треть, в основном за счет увольнения бухгалтеров и директоров. Данные процедуры в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно было реализовать только путем заключения соглашений администрациями 256 поселений с 27 районными администрациями.
Принятые Правительством Брянской области меры позволили в кратчайшие сроки вернуть управляемость в процессы организации культурного обслуживания населения в муниципальных образованиях, особенно в отдаленных районах, повысить контроль за качеством предоставления услуг муниципальными учреждениями культуры, улучшить методическую работу районных учреждений культуры.
Итогом принятых мер стало увеличение по итогам 2016 года количества посещений гражданами учреждений культуры Брянской области до 14 млн. 375 тыс. раз, то есть в среднем до 14,5 раз в год на каждого жителя региона.
О качестве работы государственных и муниципальных учреждений культуры в 2016 году красноречиво говорят результаты независимой оценки качества. В 2014-2016 годах независимая оценка проведена в 65% учреждений культуры, а с 2017 года в этот процесс включены все 100% учреждений культуры области. За 2016 год департаменту культуры вместе с органами местного самоуправления удалось сформировать систему открытого выражения мнения граждан на сайтах учреждений, поэтому голосование проходит открыто, гласно, а результаты оценивают независимые эксперты.
Подготовка кадров для культуры начинается с предпрофессионального образования. Поэтому одним из майских указов Президента в «дорожную карту» включен показатель, указывающий на долю детей, обучающихся в школах искусств к общему числу школьников. По итогам 2016 года этот показатель в объеме 14.1 % выполнен, а доля воспитанников школ искусств, участвующих в конкурсах различного уровня составляет 16,7 %, лауреатами и дипломантами в этих конкурсах стали 4100 воспитанников детских школ искусств или 50 % от общего числа конкурсантов. А детская школа искусств № 1 им. Т.Николаевой г.Брянска, ставшая в 2016 году победителем Всероссийского конкурса – лучшая школа искусств России, увеличила число лауреатов почти в 3 раза.
С 2010 года заработная плата работникам государственных и муниципальных учреждений культуры формируется на основании отраслевой системы оплаты труда работников культуры и «дорожной карты» - «Плана мероприятий, направленного на повышение эффективности сферы культуры Брянской области», утвержденной в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», что позволило в среднем повысить заработную плату работников культуры более чем в 2 раза.
В настоящий момент 100 % государственных учреждений сферы культуры работают в новой организационно-правовой форме, в том числе: в форме государственных автономных учреждений и бюджетных учреждений культуры – 50,0% и 42,9 %, соответственно, а 7,1% - казенное учреждение.
Продолжается работа по модернизации материально-технической базы учреждений сферы культуры.
Перечнем объектов бюджетных инвестиций государственной собственности региональной адресной инвестиционной программы предусмотрена реконструкция Брянского областного театра кукол. Открытие обновленного театра кукол создаст комфортные условия для приобщения к великому чуду театра самых маленьких жителей Брянской области.
В 2017 году будут завершены работы по капитальному ремонту фасада здания Брянской областной филармонии и прилегающей к нему территории.
Для технического обеспечения проведения праздничных мероприятий Брянской областной филармонии приобретен сборный светодиодный экран в комплекте.
В 2017 году начата реализация федерального проекта «Местный дом культуры». В рамках реализации проекта в 2017 году предусмотрено укрепление материально-технической базы 18 муниципальных учреждений культуры Брянской области, расположенных в населенных пунктах численностью жителей до 50 тыс. человек, в части проведения текущих ремонтов и приобретения оборудования. Реализация проекта продолжится в 2018-2019 годах.
Символичным для 2016 года, объявленного Годом Кино, стало получение Грантов Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в размере 4608,0 тыс. рублей (Сельцо) и 5000,0 тыс. рублей (Суземский район) на приобретение оборудования, необходимого для осуществления современного кинопоказа в 3-D формате.
По-прежнему Брянская область считается одним из самых активных регионов России по количеству реализуемых крупнейших всероссийских и международных культурных проектов: Международный фестиваль славянских народов «Славянское единство», Международный фестиваль «Славянские театральные встречи», Международный конкурс юных пианистов им. Т.П. Николаевой, Международный фестиваль современного искусства Н.Рославца и Н. Габо, международные славянские пленэры художников, межрегиональный праздник славянской письменности и культуры «На земле Бояна», всероссийские праздники поэзии, посвящённые творчеству Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, Свенская ярмарка и многие другие.
Проводится планомерная работа по развитию народного творчества, проведению фестивалей и праздников традиционной народной культуры: «Деснянский хоровод», Межрегиональный фестиваль-конкурс «Севская частушка», «Медовый Спас» и др., выставок изделий мастеров декоративно-прикладного искусства.
Результатами проведенных реформ и эффективной работы учреждений культуры в отрасли стали:
увеличение доходов учреждений культуры от платной и иной приносящей доход деятельности;
стабильный рост посещаемости музеев, театрально-концертных организаций и массовых культурно-досуговых мероприятий, сохранение численности посетителей библиотек Брянщины, ежегодное увеличение количества воспитанников школ искусств, музыкальных и художественных школ, сохранение стабильно высокого процента поступления выпускников учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства Брянской области в высшие учебные заведения культуры и искусства России, а также сохранение численности трудоустроившихся выпускников средних специальных учебных заведений сферы культуры в учреждениях культуры Брянской области;
увеличение количества выставок, проводимых в музеях Брянской области;
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (детских школах искусств);
увеличение количества библиографических записей в электронных базах данных государственных и муниципальных библиотек области, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек России.
Стабильно высочайший уровень подготовки кадров демонстрирует Брянский областной колледж искусств, 52 % выпускников которого пришли на работу в 2016 году в учреждения сферы культуры региона, а 40 % выпускников поступили в самые престижные ВУЗы культуры и искусства Российской Федерации. Это свидетельствует о возвращении престижа профессии работника культуры, а также о серьезном кадровом потенциале отрасли.
Серьезная кропотливая работа брянских музеев позволила перевыполнить показатели «дорожной карты» по количеству проведенных выставок и посещаемости музеев. А особенно значимым является участие брянских музеев, включая муниципальные, в грантовых проектах Министерства культуры и различных фондов, что позволило реставрировать уникальные старинные иконы в художественном музее, издать каталог работ театральных художников России из фонда музеев, пополнить фонды музея А.К. Толстого и Ф.И. Тютчева.
Безусловно, центральным событием 2017 года стало празднование 200-летия А.К.Толстого. На высоком профессиональном уровне проведена международная научно-практическая конференция «А.К. Толстой в мире культуры», международные художественные пленэры и выставки, юбилейные мероприятия в усадьбе поэта, а также театральные постановки по произведениям А.К. Толстого.
Ежегодно увеличивается количество абитуриентов и расширяются направления обучения ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств», созданный в 2016 году путем присоединения ГБ ПОУ «Брянский областной колледж искусств и культуры» к ГБУ СПО «Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства».
Архивный фонд Брянской области содержит информационно емкий документальный массив, который отражает материальную и духовную жизнь общества, имеющий историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, насчитывает более 1 150 000 дел, образовавшихся с 1709 года и находящихся на постоянном и временном хранении в Государственном архиве Брянской области. В них отражены правовые и организационные основы становления и развития Брянской области, содержатся сведения, необходимые для обеспечения государственного суверенитета страны, эффективного функционирования всех государственных структур.
Архивное дело, как деятельность по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, обеспечивает возможности использования исторического опыта для принятия обоснованных управленческих решений, определения политических, экономических, социальных и иных приоритетов, формирования прогнозов развития Брянской области.
При длительном хранении и многократном использовании документы приобретают значительные дефекты, способствующие потере их информации.
Одним из способов защиты документов от повреждений является их картонирование. Всего в государственном архиве на 01.10. 2017 года требует картонирования 290495 дел. При дальнейшем картонировании дел будет обеспечена их сохранность и предотвращена утрата документов.
В настоящее время архив:
хранит архивные документы и предотвращают их утрату (утрата архивных документов, содержащих, в том числе информацию социально-правового характера, может лишить граждан возможности получить необходимую информацию об их трудовом стаже, награждениях, реабилитации и др.);
комплектуется современными документами, принимаемыми на постоянное хранение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных юридических лиц и граждан.
По состоянию на 1 июля 2015 года объем документов находящихся на хранении в государственном архиве составил 1 153291 единиц хранения, в том числе 35 307 единиц хранения особо ценных документов и 334 635 дел по личному составу.
По состоянию на 1 июля 2016 года объем документов находящихся на хранении в государственном архиве составил 1 154 794 единиц хранения, в том числе 35 722 единиц хранения особо ценных документов и 334 925 дел по личному составу.
По состоянию на 1 июля 2017 года объем документов находящихся на хранении в государственном архиве составил 1 157 708 единиц хранения, в том числе 36 443 единиц хранения особо ценных документов и 336 398 дел по личному составу.
Его сохранность обеспечивает государственное казенное учреждение Брянской области «Государственный архив Брянской области».
Решение актуальных задач государственной политики в области архивного дела требует реализации в ближайшее время специального комплекса мероприятий по улучшению условий хранения документов, обеспечению безопасности Архивного фонда Брянской области.
Результатом реализации программы станет создание благоприятных условий для деятельности Государственного архива Брянской области, сохранение исторического наследия области, улучшение условий сохранности и безопасности Архивного фонда Брянской области.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Брянской области на период до 2020 года одним из главных направлений развития региона является создание условий для улучшения качества жизни граждан Брянской области, в том числе за счет развития туристско-рекреационного потенциала области, а также обеспечения качества и доступности туристских услуг.
В Брянской области наблюдается стабильная положительная динамика развития туристской отрасли по основным показателям:
увеличение туристского потока на 54 %;
увеличение объема платных услуг населению на 58,8 %;
увеличение средней численности работников туротрасли на 45,1 %.
Брянщина является перспективной для развития туризма, прежде всего в силу ее уникального экономико-географического положения, определяемого расположением области на границе трех государств – России, Белоруссии и Украины. Автомагистрали, железные дороги и воздушные авиалинии связывают область со многими государствами Европы и Азии. Благоприятные природные условия, мягкий климат с отсутствием резких перепадов температур способствуют организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма.
На сегодня сложился ряд туристских маршрутов для гостей, интересующихся Брянской стариной: Свято-Успенский Свенский монастырь, Красный Рог, Овстуг, Вщиж, Воскресенский собор в Почепе, Успенский собор во Мглине, исторические города Трубчевск, Карачев, Дятьково, Севск. Всего на территории области 16 поселений, возраст которых согласно летописным данным 800 – 900 лет. Особой гордостью Брянской области является ее героическое партизанское прошлое времен Великой Отечественной войны. Из памятных мест, посвященных партизанскому движению на Брянщине, необходимо выделить мемориальный комплексы «Партизанская поляна», «Хацунь», Сещинский музей интернационального подполья в Дубровского района, Навлинский музей партизанской Славы, являющиеся объектами многочисленных посещений и экскурсий.
В области действуют 57 гостиниц и аналогичных средств размещения, 15 лечебно-оздоровительных учреждений, 23 загородных оздоровительных лагерей. В туристских организациях и гостиничных хозяйствах области работает свыше 5,5 тысяч человек. Увеличивается (особенно в Брянске) количество ресторанов, кафе и иных предприятий общественного питания.
В целях продвижения въездного туризма в Брянской области в 2016 году реализован I этап проекта создания туристско-рекреационного кластера «Хрустальный город» в г. Дятьково на основе государственно-частного партнерства.
Обустройство сквера в рамках реализации 1-го этапа проекта и включение его в маршрут экскурсионной программы музея ГАУК «Музей дятьковского хрусталя» наряду с посещением Поклонного Хрустального Креста, позволило увеличить уже в 2016 году количество посетителей в музей на 1346 человек, а в 2017 году достичь запланированного показателя результативности реализации проекта в части формирования положительного имиджа региона и увеличения туристского потока в г.Дятьково на 4,5 тыс. человек.
Одним из важнейших условий развития внутреннего туризма в Брянской области является разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов. Так, в 2015-2016 годах разработан межрегиональный туристский продукт «Русские усадьбы. Литература», в реализации которого принимает участие наш регион.
Международный опыт показывает, что тенденции к возрождению интереса к народной культуре, проявляющиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, должны не просто учитываться, но и браться за основу при разработке нового турпродукта.
Культурный и народно-этнографический аспекты могут стать основой для развития межрегионального туризма в Брянской области. Наиболее перспективными видами туризма для Брянщины являются:
событийный туризм, опирающийся на привлечение туристов к каким-либо событиям культурной жизни. В настоящее время данный вид туризма в области представлен ежегодными событиями: Свенская ярмарка, Международный фестиваль славянских народов «Славянское единство», Всероссийский праздник, посвященный творчеству А.К. Толстого, Всероссийский праздник, посвященный творчеству Ф.И. Тютчева, День партизан и подпольщиков и др.;
этнографический туризм, основанный на интересе к народным традициям, обрядам, творчеству и культуре на основе взаимопроникновения культур белорусского, русского и украинского народов;
культурно-познавательный туризм, основанный на интересе к памятникам истории, литературы, архитектуры, археологии;
музейный туризм, включающий разработку и реализацию музейных туров, создание эффективных форм сотрудничества музеев с турфирмами, использование гибкой ценовой политики, введение новых форм туристского обслуживания (единый музейный билет).
Развитие внутреннего и въездного туризма возможно при достижении соответствия уровня развития туристской индустрии уровню имеющегося туристского потенциала путем объединения усилий органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан.
Именно потенциал культурного наследия древнейшего и богатейшего своей историей региона может стать залогом его будущего процветания, гарантией социальной стабильности, условием активизации многих хозяйственно-экономических преобразований.
Вместе с тем в отрасли культуры и туризма Брянщины сохраняется ряд проблем, накапливавшихся годами.
В области музейного дела проблемная ситуация характеризуется слабым развитием материальной базы музеев, низким уровнем информатизации, неудовлетворительным состоянием системы хранения фондов, отсутствием в музеях области отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов, невключенностью многих музеев в туристические маршруты, слабой социальной защищенностью музейных работников.
В библиотеках области, несмотря на все принимаемые меры, неудовлетворительно обстоит дело с регулярным комплектованием библиотечных фондов, неравномерно идет информатизация библиотечного дела в муниципальных образованиях области, в частности модернизация компьютерного оборудования.
За 5 лет (2011-2015 гг.) сеть общедоступных библиотек области сократилась на 87 единиц. На не полный рабочий день переведено 66 процентов от общего количества сельских библиотек. Это отрицательно сказывается на основных показателях деятельности библиотек.
И хотя осуществляемые в Брянской области действенные меры по укреплению материально-технической базы учреждений сферы культуры, подключению библиотек к сети Интернет оказывают положительное влияние на развитие библиотечного дела, в целом в создании благоприятных условий для библиотек региона сохраняется серьезное отставание от намеченных темпов.
Библиотечные фонды не всегда соответствуют интересам пользователей, морально устарели, отражают состояние развития страны эпохи советского периода. По данным официальной статистики, только 2 процента выпускаемых в России изданий поступают в фонды муниципальных библиотек. Читатель отдаленных населенных пунктов, по большому счету, отлучен от этого информационного изобилия.
Нуждается в дальнейшем развитии материально-техническая база учреждений культурно-досугового типа.
Сеть муниципальных культурно-досуговых учреждений имеет тенденцию к сокращению. Вместе с тем сохранена система организации и проведения смотров, конкурсов, фестивалей. Брянская область является одним из лидеров среди регионов России в сфере изучения, сохранения и пропаганды традиций русского народного творчества.
В регионе ведется большая работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, однако недостаточность бюджетных ресурсов и привлечению внебюджетных источников не позволяет проводить эту работу в полном объёме.
Сложившаяся структура профессионального образования не в полной мере отвечает потребностям области в подготовке специалистов. В 2011 году государственное учреждение культуры «Брянский областной учебно-методический центр культуры и искусства» преобразовано в государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Брянский областной учебно-методический центр культуры и искусства». Начатая работа требует продолжения и активизации по обеспечению непрерывного обучения профессиональных кадров культуры и искусства Брянщины.
В киноотрасли области не остановлено сокращение киносети, материальная база государственных и муниципальных кинотеатров морально устарела, увеличивается процент изношенности кинооборудования и фондовых кинолент.
Накоплен и продолжает наращиваться опыт формирования системы мотивационных стимулов активизации творческой активности работников культуры и деятелей искусств, включающей в себя установление стипендий, предоставление грантов, десятки различных областных, зональных, районных и городских смотров, конкурсов профессионального мастерства работников культуры, фестивалей, выставок, праздников, учреждения звания «Заслуженный работник культуры Брянской области» стало серьёзным стимулом к повышению профессионального уровня работников культуры Брянской области. В то же время ограниченность ресурсов приводит к сокращению конкурсов и фестивалей, что сказывается на творческом уровне коллективов.
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Брянской области, являются:
недостаточность маркетинговых мероприятий по продвижению брянского туристского продукта на российский и международный туристский рынок;
незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в средствах массовой информации о туристском потенциале Брянской области;
низкая конкурентноспособность брянского туристского продукта по цене и качеству;
недостаточное количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
низкий уровень туристской инфраструктуры (недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог);
недостаточность объёма инвестиций в развитие туристской индустрии в Брянской области;
неиспользование в качестве объектов туристского показа большого количества объектов природного и культурного наследия, расположенных на территории Брянской области;
недостаточное продвижение Брянской области как привлекательного направления для туристов.
Максимальная эффективность мероприятий в области туризма может быть обеспечена за счёт использования кластерного подхода в сочетании с проектами, направленными на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг. Развитие туристско-рекреационного комплекса планируется осуществить посредством создания и развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования автотуристского кластера.
Многообразие явлений, составляющих сферу культуры, делает невозможным решение стоящих перед ней проблем только в отдельных районах или организациях, без широкого взаимодействия всех субъектов культурной деятельности Брянской области, обусловливает необходимость применения программных методов осуществления культурной деятельности.
Признание того, что социально-экономическое развитие региона и развитие региональной культуры – это два взаимозависимых и неразделимых фактора будущего процветания Брянщины, к сожалению, еще не стало доминирующим в массовом сознании.
Театральное, музыкальное, изобразительное искусство в Брянской области обладает тенденцией к устойчивому развитию. Действуют несколько творческих общественных организаций союзов писателей, журналистов, дизайнеров, художников, театральных деятелей. В то же время отсутствие профессиональных кадров и недостаточность бюджетных ресурсов замедляют работу по обновляемости репертуара, а также организации гастрольной деятельности в городах и районах Брянской области. В последние годы ведется серьезная работа по укреплению кадрового потенциала театральных организаций.».
1.3. В разделе 2 «Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры и туризма, цели и задачи государственной программы» абзац:
«Методика расчета субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или посёлках городского типа на территории Брянской области, порядок и условия денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или посёлках городского типа на территории Брянской области, утверждены законом Брянской области от 13 августа 2007 года №126-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области» и Указом Губернатора Брянской области от 3 апреля 2014 года №107 «Об установлении размера, утверждении Порядка и условий денежной выплаты компенсационного характера на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или посёлках городского типа на территории Брянской области».» изложить в редакции:
«Методика расчета субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или посёлках городского типа на территории Брянской области, порядок и условия денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или посёлках городского типа на территории Брянской области, утверждены законом Брянской области о межбюджетных отношениях в Брянской области и Указом Губернатора Брянской области от 3 апреля 2014 года №107 «Об установлении размера, утверждении Порядка и условий денежной выплаты компенсационного характера на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих в сельской местности или посёлках городского типа на территории Брянской области».».
1.2. Абзацы с первого по восьмой раздела 4 «Информация о ресурсном обеспечении государственной программы» изложить в редакции:
«Реализация государственной программы будет осуществляться за счет средств областного и местных бюджетов, поступлений из федерального бюджета. Объем средств на реализацию государственной программы составляет:
2014 год – 497 939 595,97 рубля;
2015 год – 369 561 207,88 рубля;
2016 год – 610 771 122,76 рубля;
2017 год – 620 741 016,43 рубля;
2018 год – 712 772 737,15 рубля;
2019 год – 528 609 671,00 рубля;
2020 год – 488 886 442,00 рубля.».
1.3. В паспорте подпрограммы ««Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области» (2016 – 2020 годы) позицию «Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы» изложить в редакции:
«2016 год – 4 652 610,00 рубля;
2017 год – 28 679 946,17 рубля;
2018 год – 26 319 936,00 рубля;
2019 год – 26 135 108,00 рубля;
2020 год – 26 176 223,00 рубля.».
1.4. Раздел 1 «Характеристика текущего состояния сферы охраны и сохранения историко-культурного наследия Брянской области» подпрограммы изложить в редакции:
«На территории Брянской области сконцентрировано большое количество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов уникальны и могут быть отнесены к выдающимся сокровищам культуры.
По состоянию на 1 сентября 2017 года в списке памятников истории и культуры Брянской области насчитывается 2106 объектов культурного наследия, кроме того, в соответствии с действующим законодательством, 580 объектов археологии также отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.
Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры Брянской области известные архитектурные творения в Ляличах, Овстуге, Красном Роге, Брянске, Севске, Карачеве, Стародубе и многих других поселениях. Трудно переоценить притягательность Брянщины, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями и жизнью замечательных людей.
Памятники истории и культуры Брянской области составляют весомую долю в культурном наследии России, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей области и Российской Федерации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность населения и органов государственной власти за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе и связанным с объектами культурного наследия.
Следует отметить, что культурное и архитектурно-градостроительное наследие Брянщины еще недостаточно изучено. Нельзя забывать, что в течение десятилетий почти не изучались целые эпохи развития местного зодчества, в частности архитектура второй половины XIX - начала XX века, и целые типологические области строительства: культовые сооружения, индивидуальные жилые дома, дворянские и купеческие усадьбы и др.
Некоторая часть памятников истории и культуры Брянского края находится под угрозой снижения своей ценности в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности.
Часть из них нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов.
Некоторые объекты, прежде всего усадебных комплексов, оказались бесхозными и брошенными на произвол судьбы. Это привело к тому, что на протяжении последних десятилетий многие усадебные комплексы превратились в руины. К ним относятся такие широко известные в России архитектурные комплексы, как усадьбы Безбородко в селе Гринево Погарского района, Гулевича в селе Мирковы Уты Выгоничского района, Дуниных-Барковских в с. Новая Романовка Мглинского района.
Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Их остались единицы. Среди них объекты культурного наследия в селах Елионка и Понуровка Стародубского района, Красный Рог Почепского района, Душатино Суражского района, Новый Ропск Климовского района и храмовые объекты в ряде других районов.
Серьезные проблемы сложились и в области выявления, изучения, государственной охраны и сохранения объектов археологического наследия. Существовавшая в предшествующие десятилетия система организации и управления в этой сфере требует уточнения и корректировки для учета новых реалий.
Проблемой сохранения объектов археологического наследия является наличие раскопок «черных» археологов.».
1.5. Раздел 4 «Информация о ресурсном обеспечении подпрограммы» изложить в редакции:
«Реализация подпрограммы будет осуществляться за счет средств областного и местного бюджетов, поступлений из федерального бюджета. Объем средств на реализацию подпрограммы составляет:
2016 год – 4 652 610,00 рубля;
2017 год – 28 679 946,17 рубля;
2018 год – 26 319 936,00 рубля;
2019 год – 26 135 108,00 рубля;
2020 год – 26 176 223,00 рубля.
План реализации подпрограммы приведен в приложении 1 к государственной программе.
Перечень расходов по объектам культурного наследия на 2016, 2017 и 2018 годы в рамках подпрограммы приведен в приложениях 11, 12 и 13 к государственной программе.».
1.6. Приложения 1, 2, 3 к государственной программе изложить в редакции согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему постановлению.
1.7. В приложениях 6, 7, 8 к государственной программе пункт 12 изложить в редакции:
«12. Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют главному распорядителю бюджетных средств отчеты об использовании субсидий в сроки и по форме, предусмотренные соглашениями о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований, заключенными с администрациями муниципальных образований, и документы, подтверждающие производимые расходы.».
1.8. В приложении 7 к государственной программе абзац первый пункта 2 изложить в редакции:
«2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры, включающих в себя муниципальные учреждения культурно-досугового типа, в том числе дома и дворцы культуры, дома народного творчества, клубы, центры культурного развития, этнокультурные центры, центры культуры и досуга, культурно-досуговые центры (далее муниципальные дома культуры), расположенных в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек, в рамках государственной программы «Развитие культуры и туризма в Брянской области» (2014 – 2020 годы), включая следующие цели:».
1.9. В приложении 8 к государственной программе пункты 7, 20 изложить в редакции:
«7. Решение о проведении конкурса, формы отчетности, связанной с предоставлением и использованием субсидии, форма заявки на участие в конкурсе, состав комиссии по проведению конкурса (далее – конкурсной комиссии) утверждаются приказом департамента культуры Брянской области.»;
«20. Департамент культуры Брянской области заключает с победителями конкурса соглашения о предоставлении субсидий, по форме, утвержденной приказом департамента финансов Брянской области от 12.12.2017 № 155 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением».».
1.10. Дополнить государственную программу приложением 13 «Перечень расходов в рамках мероприятия «Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия» подпрограммы «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области» (2016 – 2020 годы) на 2018 год», изложив его согласно приложению 4 к настоящему постановлению.
2. Опубликовать постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).
3. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Коробко А.М.