В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Законом Брянской области от 30 декабря 2005 года № 122-З «О защите населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях обеспечения безаварийного пропуска весеннего половодья на территории Брянской области в 2019 году, предупреждения чрезвычайных ситуаций, смягчения их негативных последствий, а также защиты населения и территории, жилых и хозяйственных объектов области, объектов сельского хозяйства от чрезвычайных ситуаций:
1. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов:
1.1. Разработать и выполнить комплекс мероприятий по защите населения и территорий, подверженных подтоплению.
1.2. Спланировать и провести заседания комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований по вопросу «О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья 2019 года» с участием глав администраций поселений, руководителей заинтересованных служб, организаций, а также собственников и лиц, эксплуатирующих гидротехнические сооружения (далее – ГТС), в срок до 1 марта 2019 года.
1.3. Организовать уточнение информации в паспортах территорий (муниципальный район, городской округ, городское и сельское поселение, населенный пункт) по рискам затоплений, рискам возникновения гидродинамических аварий и резервам финансовых и материальных средств в срок до 20 февраля 2019 года.
1.4. Организовать проверки ГТС, а также разработку планов организационно-технических мероприятий по подготовке подведомственных ГТС к пропуску весеннего половодья 2019 года, предусматривающих:
проведение работ по повышению уровня эксплуатационной надежности ГТС (ремонт водосбросных сооружений, укрепление гребней и креплений откосов плотин и др.);
формирование финансовых и материальных резервов, необходимых для предотвращения и ликвидации последствий аварий на ГТС;
назначение лиц (круга лиц), ответственных за безопасное состояние ГТС;
организацию контроля за состоянием безопасности ГТС (осмотр сооружений, опробование подъемных механизмов водосбросных сооружений и запорной арматуры водовыпускных, водоспускных, водозаборных сооружений);
обеспечение наблюдения за уровнями воды в водохранилищах, водоемах и прудах;
необходимость предварительной сработки уровня водохранилищ, прудов и других водоемов;
обеспечение финансирования проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ГТС в период прохождения весеннего половодья и дождевых паводков;
обучение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию ГТС, в соответствии с требованиями федерального законодательства;
страхование гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, в рамках действующих требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;
заключение договоров с организациями, эксплуатирующими ГТС, в срок до 1 марта 2019 года.
1.5. Своевременно исполнить требования плана мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, если такие были выявлены в 2018 году.
1.6. Принять необходимые меры по внесению сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений в срок до июня 2019 года.
1.7. Организовать уточнение информации о подтапливаемых, отрезаемых весенним половодьем населенных пунктах, а также населенных пунктах с ограничением жизнедеятельности населения. Спланировать комплекс мероприятий по противопожарной защите (создание добровольных пожарных команд, дружин и др.) и обеспечению товарами первой необходимости и питьевой водой в населенных пунктах, отрезаемых половодьем.
1.8. Спланировать эвакуацию людей, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из зон подтопления, определить необходимое количество транспорта и плавсредств для проведения эвакуационных мероприятий, места временного размещения (разработать детальные многовариантные планы эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с расчетом привлекаемых сил и средств по сценариям максимального затопления); предусмотреть в местах временного размещения населения пункты питания и обогрева, подвоз питьевой воды и оказание медицинской помощи в срок до 20 февраля 2019 года.
1.9. Организовать выполнение комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями, в срок до 20 февраля 2019 года.
1.10. Организовать подготовку материально-технических ресурсов для проведения аварийно-спасательных работ и организации лодочных переправ.
1.11. Организовать уточнение перечней подтапливаемых мостов, дорог, а также участков, подверженных заторам. Провести расчистку береговой полосы от древесно-кустарниковой растительности выше по течению от мостов, подверженных возможным заторам.
1.12. Провести проверку комплексной системы экстренного оповещения населения на подтапливаемых территориях с составлением соответствующих актов. Организовать обучение населения порядку действий при срабатывании комплексной системы экстренного оповещения населения.
1.13. Оперативную информацию о паводковой обстановке представлять в ФКУ «ЦУКС главного управления МЧС России по Брянской области», при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций информацию представлять незамедлительно.
1.14. Организовать доведение до населения через средства массовой информации прогноза развития весеннего половодья, порядка действий при угрозе или возникновении ЧС, связанных с половодьем. Провести профилактическую и разъяснительную работу по предупреждению пожаров в жилом секторе, уделив особое внимание социально неадаптированному населению. С началом прохождения весеннего половодья организовать ежедневное информирование населения.
1.15. Рекомендовать главе администрации Дятьковского района обеспечить контроль за выполнением подрядными и проектными организациями плана первоочередных мероприятий по капитальному ремонту ГТС в н.п. Бытошь Дятьковского района, а также разработать план мероприятий по обеспечению безаварийного пропуска вод весеннего половодья в н.п. Бытошь Дятьковского района.
1.16. Рекомендовать муниципальным образованиям, территории которых подвержены подтоплению (гг. Брянск, Сельцо, Клинцы, Брянский, Жуковский, Погарский, Суражский, Трубчевский районы):
на период прохождения весеннего половодья организовать круглосуточное дежурство ответственных должностных лиц;
организовать взаимодействие со старшими населенных пунктов по своевременному информированию единых дежурно-диспетчерских служб районов об ухудшении обстановки, связанной с прохождением весеннего половодья;
организовать и провести проверку готовности сил и средств муниципальных образований к реагированию на чрезвычайные ситуации в период прохождения весеннего половодья;
организовать разработку планов мероприятий по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в период прохождения весеннего половодья для соответствующего муниципального образования, подверженного подтоплению в период весеннего половодья;
провести тренировки на местности по действиям органов управления с привлечением сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем;
уточнить количество эпидзначимых объектов, попадающих в зоны затопления: колодцев, территорий жилых домов, надворных туалетов и выгребов;
провести предварительный расчет количества дезсредств, необходимых для дезинфекции эпидзначимых объектов в период восстановления объектов жизнеобеспечения в пострадавших районах;
обеспечить проведение работ по дезинфекции эпидзначимых объектов в период проведения восстановительных работ на территориях, подвергшихся затоплению;
обеспечить проведение контрольных лабораторных исследований воды из артезианских скважин, разводящей сети и колодцев в период проведения восстановительных работ на территориях, подвергшихся затоплению;
при ухудшении обстановки своевременно вводить соответствующие режимы функционирования органов управления и сил муниципального звена РСЧС.
1.17. Организовать представление информации о выполненных мероприятиях в главное управление МЧС России по Брянской области в срок до 5 марта 2019 года.
2. Рекомендовать главному управлению МЧС России по Брянской области:
2.1. Обеспечить непрерывный сбор информации об обстановке на территории области в период прохождения весеннего половодья, своевременно информировать Губернатора Брянской области, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянской области о прохождении весеннего половодья.
2.2. Подготовить силы и средства подчиненных учреждений к действиям в условиях весеннего половодья.
3. Рекомендовать управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области обеспечить контроль за выполнением комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания населения, попавшего в зоны затопления, острыми кишечными инфекциями.
4. Рекомендовать Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору совместно с департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, главным управлением МЧС России по Брянской области, отделом водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов провести совместные проверки готовности гидротехнических сооружений к пропуску вод весеннего половодья на территории Брянской области.
5. Рекомендовать Брянскому ЦГМС – филиалу ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» своевременно готовить и представлять в ФКУ «ЦУКС главного управления МЧС России по Брянской области» фактическую и прогностическую информацию по гидрологической обстановке на реках области с момента выхода воды на пойму.
6. Рекомендовать управлению федеральной почтовой службы Брянской области – филиалу ФГУП «Почта России» обеспечить заблаговременную выдачу пенсий населению подтапливаемых районов.
7. Рекомендовать отделу водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов совместно с главным управлением МЧС России по Брянской области осуществлять взаимодействие с руководством и диспетчерскими службами Смоленской АЭС, МУЖ КП «Болва», ГУП «Брянсккоммунэнерго» по выполнению пропусков воды из Десногорского, Людиновского и Белобережского водохранилищ соответственно.
8. Департаменту здравоохранения Брянской области обеспечить готовность лечебно-профилактических учреждений для госпитализации инфекционных больных из зон затопления, иметь необходимые средства диагностики, лечения и профилактики (бактериофаги, иммуноглобулины, химиопрепараты).
9. Рекомендовать департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области совместно с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области, отделом водных ресурсов по Брянской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в целях обеспечения экологической безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций провести обследование территорий предприятий и организаций, находящихся в зоне вероятного затопления.
10. Департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области представить на согласование в Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору планы мероприятий по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений, если такие были выявлены в 2018 году.
11. Департаменту промышленности, транспорта и связи Брянской области, департаменту природных ресурсов и экологии Брянской области совместно с объектами экономики, имеющими переходы нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов через водные преграды, организовать обследование данных переходов.
12. Департаменту образования и науки Брянской области по согласованию с органами местного самоуправления:
12.1. Обеспечить при необходимости перенос весенних каникул на подтопленных территориях.
12.2. Организовать изучение в рамках курсов ОБЖ и БЖД, а также на тематических классных часах порядка действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с половодьем.
13. Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области во взаимодействии с энергоснабжающими организациями:
13.1. Провести осмотры переходов воздушных линий электропередач через реки. В поймах рек у опор, подверженных затоплению и размыву, обновить установленные ранее или установить дополнительно рейки и реперы для замера уровня максимальных вод. Проверить состояние обваловки фундаментов опор в поймах рек и в местах, подверженных размыву, при необходимости восстановить обваловку.
13.2. Провести проверку укомплектованности аварийного резерва материалов и оборудования в местах хранения. Обеспечить готовность путей подъезда, средств погрузки/разгрузки для оперативной ликвидации возможных аварийных повреждений оборудования подстанций и воздушных линий.
13.3. Укомплектовать ремонтные бригады необходимым инвентарем, экипировкой, средствами защиты, оснасткой, средствами связи, спецтехникой, машинами и механизмами для проведения аварийно-восстановительных работ.
13.4. Обеспечить постоянную готовность средств связи с аварийными бригадами, осуществляющими ремонт электросетевого оборудования.
13.5. Организовать проведение повторных инструктажей с включением вопроса об оказании первой помощи пострадавшим на воде и противоаварийных тренировок с оперативным, оперативно-ремонтным и ремонтным персоналом о порядке действий в зонах затопления, в том числе с учетом использования специальной техники и специальных транспортных средств.
13.6. Обеспечить исправное техническое состояние передвижных резервных источников снабжения электрической энергией и их готовность к экстренной транспортировке.
13.7. Провести мониторинг затапливаемых территорий и определить маршруты перемещения и места дислокации РИСЭ для энергоснабжения социально значимых объектов, сообщение и электроснабжение которых может быть нарушено весенним половодьем.
14. Рекомендовать филиалу ПАО «МРСК Центра» – «Брянскэнерго» разработать и выполнить мероприятия по организации подготовки электрических сетей к прохождению весеннего половодья.
15. Управлению ветеринарии Брянской области обеспечить контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, ответственных за содержание скотомогильников и ям Беккари, расположенных на территории Брянской области.
16. Казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области» в период прохождения весеннего половодья 2019 года обеспечить сохранность автомобильных дорог и искусственных сооружений на подведомственных участках автомобильных дорог.
17. Рекомендовать филиалу в Брянской и Орловской областях ПАО «Ростелеком» провести проверки средств связи (таксофонов) в населенных пунктах, территории которых подвержены подтоплению во время прохождения весеннего половодья.
18. Общее руководство за проведением мероприятий по пропуску весеннего половодья возложить на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Брянской области.
19. Для принятия оперативных мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, вызванных весенним половодьем, смягчение их последствий, утвердить прилагаемый состав межведомственного штаба по организованному пропуску весеннего половодья на территории Брянской области.
Основными задачами штаба считать:
принятие решений с учетом реально складывающейся обстановки по реализации мероприятий по организованному пропуску весеннего половодья;
контроль за выполнением мероприятий по созданию в муниципальных образованиях мобильных групп по патрулированию на подведомственной территории;
обеспечение контроля за прохождением весеннего половодья на территории Брянской области;
привлечение при необходимости сил и средств ТП РСЧС для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация круглосуточного дежурства в случае ухудшения обстановки.
Решение о времени и месте сбора личного состава штаба принимается его руководителем (заместителем).
20. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
21. Опубликовать распоряжение на официальном сайте Правительства Брянской области в сети «Интернет».
22. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Брянской области Сергеева С.А.