Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными федеральными законами, Уставом Брянской области разграничивает полномочия между органами государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения в Брянской области, регулирует правовые, организационные и финансовые особенности обеспечения в Брянской области дополнительных гарантий реализации права граждан на охрану здоровья.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия: охрана здоровья граждан - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней активной «жизни, предоставление ему медицинской и лекарственной помощи в случае утраты здоровья, а также с профилактической целью;
организация здравоохранения (медицинская организация) - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее медицинскую деятельность в соответствии с лицензией;
медицинская деятельность - оказание доврачебной, скорой медицинской, амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, в том числе проведение профилактических, медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, а также заготовка органов и тканей человека в медицинских целях;
доврачебная медицинская помощь - первичная медицинская помощь, не требующая врачебной компетенции и выполняемая фельдшером, акушеркой, медицинской сестрой;
медицинские услуги - совокупность действий медицинских работников по оказанию медицинской помощи пациенту в соответствии со стандартами качества и объемами медицинской помощи, установленными федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения;
медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения Брянской области в поддержании и восстановлении здоровья при болезнях, травмах, отравлениях, родах, осуществляемых медицинскими работниками с использованием профессиональных знаний и навыков;
объемы медицинской помощи - показатели деятельности медицинских организаций по оказанию лечебно-профилактической, диагностической, лекарственной и другой медицинской помощи населению Брянской области;
бесплатная медицинская помощь - медицинская помощь, оказание которой гражданам осуществляется за счет средств бюджета Брянской области, бюджетов муниципальных образований Брянской области, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и иных, не запрещенных законодательством, источников без привлечения личных средств граждан;
стандарты медицинской помощи - нормативные документы, утверждаемые в установленном порядке федеральными органами государственной власти, определяющие объем, качество и технологию лечебно-диагностического процесса;
обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих территориальной программе обязательного медицинского страхования;
территориальные государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи - установленные органами государственной власти Брянской области объемы, условия предоставления, требования к качеству медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемые населению в соответствии с бюджетами всех уровней и размером средств обязательного медицинского страхования;
базовая программа обязательного медицинского страхования - объем и условия оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования;
медико-социальная помощь - профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными инвалидами, выплата пособия по временной нетрудоспособности;
сертификат специалиста - документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и свидетельствующий о достижении его обладателем определенного уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности;
департамент здравоохранения Брянской области - исполнительный орган государственной власти Брянской области, участвующий в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки соответствующих разделов региональных комплексных программ, координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Брянской области.
Статья 2. Система здравоохранения
Система здравоохранения является составной частью государственной системы здравоохранения и включает в себя:
1) администрацию Брянской области;
2) исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения;
3) лечебно-профилактические учреждения, медицинские образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санаторно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по ремонту медицинской техники и иные организации, находящиеся в собственности Брянской области.
Координация деятельности органов, учреждений и организаций, входящих в систему здравоохранения Брянской области, а также иных субъектов, входящих в государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения в области охраны здоровья граждан, осуществляется администрацией Брянской области и департаментом здравоохранения Брянской области.
Статья 3. Принципы охраны здоровья населения Брянской области
Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение конституционных прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сфере охраны здоровья граждан;
3) доступность медицинской, лекарственной и медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) приоритет в охране здоровья матерей и детей;
6) ответственность органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения
К полномочиям органов государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Брянской области в сфере охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан;
3) разработка, утверждение и реализация областных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан;
4) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования;
5) самостоятельное формирование органов исполнительной власти Брянской области, осуществляющих установленные полномочия в сфере здравоохранения, установление порядка их организации и деятельности; развитие организаций здравоохранения Брянской области; материально-техническое обеспечение таких организаций;
6) формирование расходов областного бюджета Брянской области на здравоохранение;
7) установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи;
8) организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах, психиатрических больницах, госпитале для ветеранов войн и других специализированных областных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
9) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Брянской области для определенных категорий граждан;
10) организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
11) обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Брянской области;
12) организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, безвозмездное обеспечение организаций здравоохранения, находящихся в ведении Брянской области, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечение за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;
13) организация обязательного медицинского страхования неработающего населения;
14) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) координация деятельности органов исполнительной власти Брянской области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в сфере охраны здоровья граждан;
16) охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства);
17) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;
18) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
19) осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);
20) лицензирование медицинской деятельности организаций
муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
21) лицензирование фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
22) лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);
23) выполнение функций государственного заказчика по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 62 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на территории Брянской области;
24) иные вопросы в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере охраны здоровья населения
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере охраны здоровья населения устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Статья 6. Органы управления здравоохранением
Органами управления системы здравоохранения являются исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, и органы управления здравоохранением муниципальных образований в Брянской области.
Статья 7. Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, осуществляет непосредственное руководство государственной системой здравоохранения Брянской области, включающей системы:
1) оказания медицинской помощи населению;
2) лекарственного обеспечения.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, регулирует и координирует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Брянской области, деятельность:
1) государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
2) предприятий и организаций аптечной сети Брянской области;
3) службы обеспечения медицинской техникой, монтажа, наладки, ремонта и комплексного технического обслуживания медицинской техники;
4) территориального фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием;
5) учреждений и организаций, занимающихся подготовкой
и повышением квалификации медицинских и фармацевтических работников;
6) системы санаторных и реабилитационных учреждений в части оказания медицинской помощи;
7) по обеспечению безопасной утилизации отходов медицинской и фармацевтической деятельности.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, взаимодействует с природоохранными органами, профессиональными ассоциациями и иными общественными объединениями, действующими в системе охраны здоровья.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения:
1) оценивает состояние здоровья населения;
2) разрабатывает перечень мер, необходимых для его поддержания и улучшения;
3) проводит экономическую оценку разработанных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения;
4) разрабатывает проекты правовых актов, принимаемых Брянской областной Думой и Губернатором Брянской области в пределах их компетенции;
5) осуществляет контроль за исполнением областных целевых и ведомственных программ, утвержденных в установленном порядке;
6) ежегодно готовит доклад о состоянии здоровья населения области, об итогах выполнения территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, включая отчет о расходовании средств по всем источникам ее финансирования, прочих программ по улучшению здоровья населения Брянской области, результатах их выполнения;
7) в пределах переданных полномочий осуществляет контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения);
8) в пределах переданных полномочий осуществляет лицензирование: медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);
фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения) и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере охраны здоровья, обязательные для выполнения всеми органами управления, объединениями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами в сфере охраны здоровья независимо от форм собственности.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, осуществляет кадровую политику в сфере охраны здоровья в государственной и муниципальной системах здравоохранения.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, несет ответственность за организацию охраны здоровья населения области.
Статья 8. Взаимодействие органов управления здравоохранением
Взаимодействие исполнительного органа государственной власти Брянской области, уполномоченного в сфере здравоохранения, и органов управления здравоохранением муниципальных образований в Брянской области определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Брянской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, а также договорами и соглашениями в сфере здравоохранения.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Брянской области по выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения Брянской области, вносит в эти органы предложения по оптимизации структуры, объема и технологии медицинской и лекарственной помощи.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, в установленном порядке осуществляет контроль за готовностью системы здравоохранения к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций.
Правовые акты исполнительного органа государственной власти Брянской области, уполномоченного в сфере здравоохранения, в сфере охраны здоровья населения обязательны для исполнения учреждениями и организациями независимо от организационно-правовой формы.
Статья 9. Взаимодействие исполнительного органа государственной власти Брянской области, уполномоченного в сфере здравоохранения, с территориальным фондом обязательного медицинского страхования
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования осуществляют следующие меры по совершенствованию системы медицинского страхования в Брянской области:
1) разрабатывают территориальную программу государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, обеспечивают ее реализацию;
2) согласовывают в установленном порядке тарифы на медицинские услуги в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи;
3) разрабатывают проекты правовых актов в сфере охраны здоровья граждан, регламентирующие отношения в сфере оказания медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи.
Глава IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Статья 10. Общие принципы финансового обеспечения здравоохранения
Финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения осуществляется в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и законодательством Брянской области.
Расходы на финансирование здравоохранения утверждаются законами Брянской области об областном бюджете и о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области по утверждению бюджетов муниципальных образований Брянской области.
Финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи, оказываемой населению Брянской области в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах, психиатрических больницах, госпитале для ветеранов войн и других специализированных медицинских учреждениях, является расходным обязательством Брянской области.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи является расходным обязательством Брянской области.
Статья 11. Источники финансирования здравоохранения
Источниками финансирования здравоохранения являются:
1) средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Брянской области;
2) средства территориального фонда обязательного медицинского страхования;
3) доходы организаций здравоохранения, полученные от осуществления ими в установленном порядке предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
4) добровольные взносы и пожертвования юридических лиц и граждан;
5) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Платные медицинские услуги в организациях здравоохранения
Медицинские организации могут оказывать гражданам платные медицинские услуги дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления.
Платные медицинские услуги оказываются в организациях здравоохранения на основании договоров возмездного оказания медицинских услуг.
Предоставление платных медицинских услуг организациями здравоохранения осуществляется при наличии у них лицензии и сертификата на избранный вид деятельности, а также разрешения соответствующего органа управления здравоохранением.
Контроль за качеством оказания платных медицинских услуг осуществляется исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, и органами управления здравоохранением муниципальных образований в Брянской области.
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 13. Стандарты медицинской помощи
Региональные стандарты медицинской помощи утверждаются Губернатором Брянской области и устанавливаются на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, участвует в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи
Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи разрабатывается на основании программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и представляет собой нормативный правовой акт, определяющий перечень заболеваний, видов, объемов, порядок и условия предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам.
Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи разрабатывается исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования на основе государственных стандартов в сфере здравоохранения и утверждается Губернатором Брянской области ежегодно.
Реализация территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Брянской области, средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и других поступлений.
Статья 15. Контроль качества медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи
Качество и объемы медицинской помощи, предоставляемой по территориальной программе государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, подлежат ведомственному и вневедомственному контролю.
Порядок ведомственного контроля качества медицинской помощи устанавливается исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Вневедомственный контроль может осуществляться страховыми медицинскими организациями, страхователями, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами социального страхования, профессиональными медицинскими организациями в пределах их компетенции.
В целях координации деятельности субъектов вневедомственного контроля при исполнительном органе государственной власти Брянской области, уполномоченном в сфере здравоохранения, может создаваться межведомственный координационный совет.
Глава VI. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 16. Организация оказания медицинской помощи на территории Брянской области
Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях).
Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Система оказания медицинской помощи населению обеспечивает:
1) удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи;
2) выполнение программы государственных гарантий по предоставлению населению Брянской области бесплатной медицинской помощи;
3) доступность медицинской помощи;
4) качество медицинской помощи;
5) преемственность в оказании медицинской помощи;
6) эффективность использования ресурсов здравоохранения;
7) современный уровень оказания помощи;
8) приоритет в оказании медицинской помощи материнству и детству, инвалидам.
Руководство организацией медицинской помощи населению возлагается на исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением муниципальных образований Брянской области, городские и районные лечебно-профилактические учреждения.
К государственным медицинским организациям и предприятиям относятся организации, находящиеся в областной собственности, к муниципальным - находящиеся в муниципальной собственности.
Уставы государственных и муниципальных медицинских организаций должны соответствовать типовому уставу медицинского учреждения, утвержденному в установленном порядке.
Уставы государственных организаций здравоохранения и предприятий, находящихся в ведении исполнительного органа государственной власти Брянской области, уполномоченного в сфере здравоохранения, утверждаются данным органом по согласованию с управлением имущественных отношений Брянской области.
Уставы муниципальных медицинских организаций и предприятий утверждаются органом местного самоуправления с учетом мнения исполнительного органа государственной власти Брянской области, уполномоченного в сфере здравоохранения.
Руководители государственных учреждений здравоохранения и предприятий назначаются исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, по согласованию с администрацией Брянской области.
Руководители муниципальных медицинских учреждений и предприятий назначаются в порядке, установленном органами местного самоуправления с учетом мнения исполнительного органа государственной власти Брянской области, уполномоченного в сфере здравоохранения, в соответствии с уставами муниципальных образований.
Исполнительный орган государственной власти Брянской области, уполномоченный в сфере здравоохранения, определяет плановые показатели деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в объемных и качественных показателях, устанавливает квоту на оказание ими медицинских услуг сверх выполнения обязательств в объеме программы государственных гарантий, устанавливает ответственность руководителей медицинских учреждений в случае невыполнения по их вине плановых показателей, создает условия для соответствия медицинских учреждений требованиям отраслевых стандартов, финансирует соответствующие статьи затрат, согласовывает медицинским учреждениям приобретение ими дорогостоящего медицинского оборудования с учетом потребности населения, определяет виды дорогостоящей медицинской помощи.
Статья 17. Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных учреждениях муниципальной системы здравоохранения, учреждениях охраны материнства и детства, учреждениях и отделениях скорой медицинской помощи и включает в себя диагностику и лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, медицинскую профилактику важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Брянской области, муниципальными правовыми актами.
В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями и гражданско-правовых договоров с лечебно-профилактическими учреждениями.
Финансирование мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и за счет средств обязательного медицинского страхования.
Статья 18. Скорая и неотложная медицинская помощь
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.
Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи является расходным обязательством Брянской области.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, является расходным обязательством соответствующего муниципального образования Брянской области.
Статья 19. Специализированная медицинская помощь
Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах, психиатрических больницах, госпитале для участников войн и других специализированных медицинских организациях областного подчинения является расходным обязательством Брянской области.
Порядок оказания специализированной медицинской помощи устанавливается исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Виды и объем специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, устанавливаются территориальной программой государственных гарантий обеспечения населения Брянской области бесплатной медицинской помощью.
Финансирование специализированной медицинской помощи осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, средств обязательного медицинского страхования и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Отдельные виды дорогостоящей специализированной медицинской помощи, перечень которой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, финансируются за счет средств областного бюджета.
Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обеспечиваются медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях бесплатно, а также обеспечиваются мерами социальной поддержки на проезд в транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного (внутриобластного) сообщения при вызове или направлении на консультации в медицинские противотуберкулезные учреждения, осуществляемыми в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, коммунальных квартирах, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются в порядке, установленном действующим законодательством.
Виды и объемы медико-социальной помощи, предоставляемые гражданам, страдающим психическими заболеваниями, в соответствии с действующим законодательством определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и соответствуют государственным гарантиям предоставления населению медицинской, оздоровительно-профилактической и лекарственной помощи, они включают, помимо профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, все виды психиатрической экспертизы, социально-бытовую и правовую помощь, проведение мероприятий по предупреждению общественно опасных действий.
Организация оказания психиатрической помощи осуществляется специализированными учреждениями здравоохранения областного подчинения.
Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с психическими заболеваниями, и больные психическими заболеваниями обеспечиваются медикаментами для лечения психических заболеваний в амбулаторных условиях бесплатно в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, наркологическая помощь оказывается в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях.
Виды и объемы наркологической помощи, оказываемые жителям Брянской области, в соответствии с действующим законодательством определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и соответствуют государственным гарантиям по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи. Они включают, помимо профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, наркологическое освидетельствование, все виды наркологической экспертизы, помощь в трудоустройстве лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, обучение инвалидов, детей, страдающих наркологическими заболеваниями, а также уход за ними, проведение мероприятий по предупреждению общественно опасных действий больных.
Ограничение прав, связанных с наркологическими заболеваниями, допустимо лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Бесплатное обеспечение медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях и специализированных учреждениях здравоохранения, а также обеспечение мерами социальной поддержки по проезду на транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного (внутриобластного) сообщения при вызове или направлении на консультации в областные учреждения здравоохранения осуществляются в порядке, установленном администрацией области.
Бесплатное обеспечение медикаментами для лечения больных сифилисом в амбулаторных условиях и специализированных учреждениях здравоохранения осуществляется в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Статья 20. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация
Восстановительное лечение и медицинская реабилитация - комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на восстановление жизненных функций граждан, функциональных резервов человека, укрепление его здоровья и повышение трудоспособности.
Восстановительное лечение и медицинская реабилитация предоставляются лицам, страдающим врожденными и приобретенными острыми и хроническими заболеваниями, а также имеющим нарушения здоровья, обусловленные последствиями травм, в государственных и муниципальных лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях.
Граждане имеют право на восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи.
Статья 21. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи
Порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Брянской области.
Высокотехнологичные виды медицинской помощи по перечням, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляемым нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, оказываются гражданам в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи, утверждаемой администрацией Брянской области.
Статья 22. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается в соответствии с действующим законодательством.
Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, осуществляются в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, является расходным обязательством Брянской области.
Статья 23. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается в соответствии с действующим законодательством.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, является расходным обязательством Брянской области.
Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, предоставляются в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Статья 24. Меры социальной поддержки детей в возрасте до трех лет в части обеспечения полноценным питанием
Детям в возрасте до трех лет, проживающим на территориях, не пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и воспитывающимся в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, предоставляются меры социальной поддержки на обеспечение полноценным питанием в виде денежной компенсации на питание в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Статья 25. Меры социальной поддержки доноров
В день сдачи крови доноры обеспечиваются бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществляющего финансовое обеспечение учреждений здравоохранения, занимающихся заготовкой крови.
Донор имеет право на компенсацию при сдаче в учреждении здравоохранения областного подчинения редко встречающихся и других групп крови, иммунной, изоиммунной крови в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Статья 26. Экспертиза временной нетрудоспособности
Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 27. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Брянской области
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Брянской области обеспечивается путем:
1) разработки, утверждения и реализации областных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) введения и отмены на территории Брянской области администрацией Брянской области ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главного государственного санитарного врача по Брянской области и его заместителей;
3) осуществления исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганды здорового образа жизни;
4) обеспечения исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения, своевременного информирования населения Брянской области о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5) участия исполнительных органов государственной власти Брянской области в проведении социально-гигиенического мониторинга Брянской области.
Глава VII. ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ ИМ МЕДИКО-
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Статья 28. Защита прав граждан при получении медицинской помощи
1. Защита прав граждан при получении медицинской помощи направлена на обеспечение:
1) конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
2) гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
3) гарантированного объема и качества медицинской помощи;
4) доступности медицинской помощи;
5) создания соответствующих санитарно-эпидемиологических условий при обследовании и лечении граждан;
6) оперативности и объективности разрешения спорных вопросов.
2. Защита прав граждан при получении медицинской помощи на территории Брянской области осуществляется:
1) Брянской областной Думой;
2) администрацией Брянской области;
3) исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения;
4) Брянским территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
5) страховыми медицинскими организациями;
6) органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области;
7) профсоюзными и иными общественными организациями;
8) региональным управлением Фонда социального страхования;
9) территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
10) управлением Федеральной антимонопольной службы по Брянской области и другими органами в пределах их компетенции.
Статья 29. Права граждан на лекарственное обеспечение
Гражданам гарантируется лекарственное обеспечение лечения, проводимого в медицинских организациях в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи.
Лекарственное обеспечение лечения, проводимого в организациях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляется за счет средств областного бюджета Брянской области, бюджетов муниципальных образований Брянской области и бюджета Брянского территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Лекарственное обеспечение лечения, проводимого в организациях здравоохранения частной системы здравоохранения, осуществляется за счет личных средств граждан и иных предусмотренных законодательством источников финансирования.
Порядок и условия предоставления гарантий по лекарственному обеспечению населения Брянской области, включая лекарственное обеспечение отдельных категорий населения при лечении в амбулаторных условиях, устанавливаются администрацией Брянской области.
Статья 30. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в области лекарственного обеспечения
Меры социальной поддержки в виде полного возмещения стоимости лекарственных средств, используемых в организациях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения, для обеспечения лечебного процесса, проводимого в амбулаторных условиях, устанавливаются в отношении:
1) детей из многодетных семей в возрасте до шести лет;
2) граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном администрацией Брянской области.
Финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан по лекарственному обеспечению названных категорий граждан является расходным обязательством Брянской области.
Глава VIII. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Статья 31. Меры социальной поддержки медицинских, фармацевтических и иных работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Брянской области
Работникам учреждений здравоохранения Брянской области устанавливаются меры социальной поддержки в порядке и на условиях, установленных законами Брянской области, администрацией Брянской области и органами местного самоуправления.
Статья 32. Размер и порядок обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью
Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников государственных учреждений здравоохранения Брянской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, а также размер единовременного денежного пособия в случае гибели указанных работников устанавливаются администрацией Брянской области.
Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников муниципальных учреждений здравоохранения Брянской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, а также размер единовременного денежного пособия в случае гибели указанных работников устанавливаются органами местного самоуправления Брянской области.
Статья 33. Участие профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций в решении вопросов здравоохранения Брянской области
Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, осуществляющие свою деятельность в Брянской области, принимают участие:
1) в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
2) в соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и деятельности фондов обязательного медицинского страхования;
3) в проведении проверочных испытаний медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдаче им соответствующего сертификата специалиста.
Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации Брянской области и другие общественные объединения осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Брянской области.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Брянской области от 5 октября 2000 года № 58-З «Об охране здоровья населения Брянской области»;
Закон Брянской области от 14 мая 2001 года № 28-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области»;
Закон Брянской области от 9 декабря 2004 года № 85-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области»;
Закон Брянской области от 10 августа 2005 года № 55-З «О внесении изменения в Закон Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области».