Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Брянской области устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике правонарушений на территории Брянской области.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Профилактика правонарушений - система социальных, правовых, педагогических и иных мер общего и индивидуального характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
общая профилактика правонарушений - деятельность по выявлению и устранению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, правовому воспитанию граждан, разработке и реализации областных целевых программ в сфере профилактики правонарушений;
индивидуальная профилактика правонарушений - деятельность по оказанию корректирующего воздействия на определенные категории лиц, склонных к противоправному поведению, в целях недопущения совершения ими правонарушений.
Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Брянской области.
Статья 2. Основные задачи профилактики правонарушений
Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений являются:
1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных действий (бездействий);
2) предупреждение правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
3) индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с отклонениями в поведении;
4) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение правонарушений;
6) координация деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан в области профилактики правонарушений;
7) обеспечение участия граждан в профилактике правонарушений;
8) воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка;
9) содействие ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
Статья 3. Основные принципы профилактики правонарушений
Деятельность по профилактике правонарушений в Брянской области основывается на принципах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, демократизма, гласности, гуманизма, уважения личности, в необходимых случаях государственной поддержки, иных принципах деятельности по профилактике правонарушений, установленных федеральным законодательством.
Статья 4. Объекты профилактической деятельности
1) причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
2) лица, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством установлен или может быть установлен контроль и (или) принимаются меры к соблюдению ими установленных ограничений;
3) несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения и средств к существованию.
Статья 5. Органы и учреждения (субъекты) системы профилактики правонарушений и координация их деятельности
1. Деятельность по профилактике правонарушений на территории Брянской области осуществляется органами государственной власти области, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями и гражданами при взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными и иными органами, осуществляющими деятельность на территории области в пределах своей компетенции.
2. Органы исполнительной власти области вправе создавать в установленном порядке областные государственные учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений.
3. Полномочия органов и учреждений, осуществляющих профилактическую деятельность, определяются действующим законодательством.
4. Координацию профилактической работы на территории Брянской области осуществляют:
межведомственная комиссия по профилактике правонарушений на территории Брянской области;
межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и коррупцией при администрации области;
координационное совещание руководителей правоохранительных органов;
иные координационные и совещательные органы по профилактике правонарушений, создаваемые в соответствии с законодательством.
Статья 6. Целевая программа по профилактике правонарушений
Органами государственной власти Брянской области могут утверждаться целевые программы по профилактике правонарушений.
Статья 7. Компетенция областной Думы
К компетенции областной Думы в сфере профилактики правонарушений относятся:
1) принятие законов области, нормативных правовых актов, направленных на профилактику правонарушений;
2) согласование в установленном порядке программных мероприятий и размеров их финансирования областных целевых программ в сфере профилактики правонарушений.
Статья 8. Компетенция администрации Брянской области в области профилактики правонарушений
1) принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации нормативные правовые акты в области профилактики правонарушений и обеспечивает их выполнение;
3) создает коллегиальные совещательные органы по отдельным направлениям профилактики правонарушений в области, утверждает положения о них и их состав;
4) в порядке, установленном законодательством Брянской области, разрабатывает и утверждает областные целевые программы по профилактике правонарушений;
5) координирует и осуществляет методическое обеспечение деятельности подведомственных исполнительных органов государственной власти области и методическое обеспечение органов местного самоуправления по профилактике правонарушений;
6) осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданных отдельных государственных полномочий в сфере деятельности по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;
7) осуществляет в соответствии с действующим законодательством сбор, хранение, обработку информации по профилактике правонарушений в области и на основе анализа указанной информации определяет меры, направленные на повышение эффективности деятельности по профилактике правонарушений;
8) осуществляет информирование населения о мерах, принимаемых в области профилактики правонарушений в Брянской области.
2. Администрация области вправе наделять формируемые ею органы исполнительной власти области полномочиями, указанными в части первой настоящей статьи, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части первой настоящей статьи.
Статья 9. Участие органов местного самоуправления области в деятельности по профилактике правонарушений
Законом Брянской области органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия Брянской области по профилактике правонарушений.
Статья 10. Участие областных государственных учреждений в деятельности по профилактике правонарушений
Областные государственные учреждения осуществляют отдельные функции по профилактике правонарушений в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и своими учредительными документами, в том числе:
1) учреждения социального обслуживания в установленном порядке:
а) предоставляют социальные услуги лицам, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании обращений указанных лиц либо по инициативе субъектов системы профилактики правонарушений;
б) выявляют лиц, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь;
в) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с лицами, нуждающимися в социальной помощи, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха лиц, нуждающихся в помощи;
г) предоставляют временный приют лицам без определенного места жительства;
д) осуществляют социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание лиц без определенного места жительства;
е) осуществляют нестационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полустационарное социальное обслуживание указанных категорий населения, за исключением лиц, находящихся в государственных полустационарных учреждениях социального обслуживания;
ж) осуществляют стационарное обслуживание детей с ограниченными возможностями, безнадзорных детей, беспризорных детей, детей, подвергшихся насилию в семьях, оказавшихся в социально опасном положении;
з) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
и) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством;
а) привлекают лиц, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
б) оказывают содействие в организации досуга специализированным учреждениям для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации;
в) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством;
а) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений;
б) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительских и иных мероприятий, а также мероприятий для родителей или законных представителей указанной категории несовершеннолетних;
в) разрабатывают и реализуют программы воспитательного сопровождения, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов;
г) предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;
д) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством;
а) ведут пропаганду здорового образа жизни, формируют установки на здоровый образ жизни, отказ от факторов, пагубно влияющих на здоровье: употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических веществ, других психоактивных веществ и табака;
б) оказывают наркологическую, психологическую и психиатрическую помощь, лечебно-профилактическую и реабилитационную помощь лицам с психическими и поведенческими нарушениями;
в) оказывают консультативную помощь работникам органов и учреждений системы профилактики правонарушений;
г) оказывают специализированную диагностическую и лечебно-восстановительную помощь лицам, имеющим поведенческие нарушения;
д) осуществляют медицинское обследование лиц в целях выявления фактов употребления наркотических средств, психотропных веществ, алкоголя, других психоактивных веществ и интоксикации (опьянения) ими;
е) осуществляют диагностику, диспансерное наблюдение, стационарное и амбулаторное лечение, медико-психологическую реабилитацию больных, страдающих наркологическими и психическими заболеваниями;
ж) осуществляют анализ заболеваемости населения на основе государственных статистических форм наблюдения (учета) больных на территории области;
з) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством;
а) осуществляют образовательный процесс, реализуют образовательные программы, направленные на воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни; становление и формирование личности обучающегося для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению; развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения;
б) обеспечивают психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создают условия для получения ими начального общего, основного общего и начального профессионального образования;
в) создают необходимые условия для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования и конкретной профессии (специальности) с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ;
г) оказывают помощь семьям в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, всестороннем раскрытии творческих способностей детей;
д) создают для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечивают социальную защиту, медико-, психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников, освоение образовательных программ, их обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечивают охрану и укрепление здоровья воспитанников, охрану прав и интересов воспитанников;
е) выполняют иные функции в соответствии с действующим законодательством.
Статья 11. Участие организаций в профилактике правонарушений
1) рассматривают информацию о фактах противоправного поведения работников организации;
2) принимают необходимые меры по выявлению и устранению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению работниками организации;
3) принимают меры индивидуальной профилактики в отношении работников организации.
Статья 12. Участие граждан в профилактике правонарушений
1. Граждане на добровольной основе могут участвовать в профилактике правонарушений в индивидуальной и коллективной формах.
2. Формы индивидуального участия граждан в профилактике правонарушений:
оказание содействия организациям в применении мер индивидуальной профилактики;
иное участие в осуществлении профилактики правонарушений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Брянской области.
3. Организационные формы коллективного участия граждан в осуществлении профилактики правонарушений:
общественные объединения, уставные цели и задачи которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;
молодежные организации, созданные на базе учреждений среднего и высшего образования, в том числе кружки, секции, студенческие отряды и другие;
иные организационные формы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Брянской области.
Статья 13. Меры общей профилактики правонарушений
выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
правовое воспитание граждан и информирование населения, а также руководителей организаций о формах и методах защиты от противоправных посягательств;
иные меры общей профилактики в соответствии с настоящим Законом.
Статья 14. Выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, учреждения, организации, а также граждане, осуществляющие или участвующие в профилактике правонарушений на территории области, в пределах своей компетенции принимают меры к выявлению и устранению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, вызванных неблагоприятными факторами нравственного формирования личности, деятельностью других юридических лиц и граждан, иными обстоятельствами и ситуациями.
Статья 15. Правовое воспитание граждан
целенаправленную систематическую деятельность по формированию правового сознания и правовой культуры граждан.
2. Правовое воспитание населения осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими профилактическую деятельность, путем применения различных мер образовательного, информационного и организационного характера посредством проведения семинаров, лекций, бесед, социологических исследований, издания научно-популярной литературы, создания радио- и телепередач, выпуска тематических фильмов, осуществления иных форм разъяснительной работы и правовой пропаганды среди населения.
Правовое воспитание может осуществляться в рамках дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, деятельности средств массовой информации и правового просвещения населения.
Статья 16. Меры индивидуальной профилактики правонарушений
предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения;
социальная адаптация, в том числе содействие в трудоустройстве, восстановлении утраченных документов, оказание психологической помощи;
иные меры профилактики в соответствии с полномочиями субъектов профилактики правонарушений.
Статья 17. Профилактическая беседа
1. Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу его ответственности перед обществом и государством, социальных и правовых последствий продолжения противоправного поведения, а также убеждении в необходимости следовать установленным нормам поведения.
2. В ходе беседы лицо, к которому применяется данная мера, предупреждается о необходимости прекращения противоправного поведения.
3. Профилактическая беседа может проводиться по месту работы или учебы лица, в отношении которого осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, по месту его нахождения и (или) совершения правонарушения.
Статья 18. Предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения
Предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения состоит в разъяснении лицу, в отношении которого применяется данная мера, общественной опасности совершаемых им деяний, последствий и ответственности за это поведение.
Предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения вправе объявлять лица, которым это право предоставлено действующим федеральным законодательством, а также осуществляющие индивидуальную профилактику правонарушений в соответствии с настоящим Законом и иными правовыми актами Брянской области.
Статья 19. Социальная адаптация
1. Социальная адаптация граждан осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Брянской области в сфере социального обслуживания населения.
2. Меры социальной адаптации осуществляются в отношении граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, граждан без определенного места жительства и определенных занятий, освобожденных из мест лишения свободы, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних и иных лиц, нуждающихся в социальной адаптации и перечисленных в статье 20 настоящего Закона.
3. Меры социальной адаптации реализуются соответствующими уполномоченными органами и учреждениями в сфере социального обслуживания населения Брянской области.
Статья 20. Категории лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений
1. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, организации, а также граждане применяют меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц:
употребляющих одурманивающие вещества, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
совершивших административное правонарушение при установленных законодательством обстоятельствах, отягчающих ответственность;
освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
условно досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята или не погашена;
осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних.
2. Сведения о наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, должны быть подтверждены одним из следующих документов:
постановление следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
Сведения о лицах без определенного места жительства, безнадзорных несовершеннолетних, а также употребляющих одурманивающие вещества, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, могут поступать от организаций, граждан и их объединений.
Статья 21. Основания применения мер индивидуальной профилактики правонарушений
1. Основаниями применения мер индивидуальной профилактики правонарушений в отношении граждан являются факты противоправного поведения лиц, указанных в части первой статьи 20 настоящего Закона.
2. Информация о фактах противоправного поведения направляется руководителям организаций по месту работы или учебы лиц, в отношении которых осуществляется индивидуальное предупреждение правонарушений, для применения мер профилактического воздействия, а также для устранения причин и условий, способствующих такому поведению.
3. Информация о лицах без определенного места жительства, а также употребляющих одурманивающие вещества, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию направляется в органы внутренних дел, социальной защиты и обслуживания населения либо в общественные и иные организации, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке и (или) реабилитации этих лиц.
Статья 22. Порядок применения мер индивидуальной профилактики правонарушений
1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, указанных в части первой статьи 20 настоящего Закона, применяются по месту их работы или учебы руководителями организаций или подчиненными им сотрудниками.
В случаях отсутствия у лиц, названных в части первой статьи 20 настоящего Закона, места работы или учебы меры индивидуальной профилактики применяются по месту их нахождения и (или) совершения правонарушения органами социальной защиты и обслуживания населения, при необходимости во взаимодействии с иными органами и учреждениями, указанными в статье 10 настоящего Закона, либо общественными и иными организациями, осуществляющими мероприятия по социальной поддержке и (или) реабилитации этих лиц.
В отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав либо учреждениями социальной защиты и обслуживания населения, либо общественными и иными организациями, осуществляющими мероприятия по социальной поддержке и (или) реабилитации этих лиц.
2. Решение о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений оформляется в письменном виде и объявляется лицу, в отношении которого принимаются данные меры.
3. В решении о применении мер индивидуальной профилактики правонарушений указываются поводы, основания и сроки их применения, а также лица, которым поручено исполнение данного решения.
Статья 23. Сроки применения мер индивидуальной профилактики правонарушений
Меры индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лиц, указанных в части первой статьи 20 настоящего Закона, применяются в сроки, необходимые для оказания им социальной и иной помощи, или до устранения причин и условий, способствующих правонарушениям.
Статья 24. Права лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений
Лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, вправе:
знать основания и характер применяемых к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений;
заявлять ходатайства и обжаловать действия, осуществляемые в связи с применением к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений, в установленном законом порядке.
Статья 25. Меры государственной поддержки профилактики правонарушений в Брянской области
1. Государственная поддержка профилактики правонарушений в Брянской области может осуществляться в рамках реализации бюджетных целевых программ на территории области.
2. Средства на реализацию программ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются законом Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Администрацией области может быть принято решение о предоставлении организациям, реализующим общественно полезные программы в сфере профилактики правонарушений, государственных грантов. Порядок предоставления государственных грантов на цели, установленные настоящей статьей, определяется администрацией Брянской области.
Статья 26. Вознаграждение за добровольную сдачу гражданами незаконно хранящихся огнестрельного оружия и боеприпасов
По представлению территориальных органов внутренних дел граждане, добровольно сдавшие оружие и боеприпасы, имеют право на получение денежного вознаграждения за одну единицу сданного нарезного оружия в размере, установленном администрацией Брянской области.
Выплаты вознаграждений осуществляются территориальным органом внутренних дел за счет средств, предусмотренных на эти цели областной целевой программой по профилактике правонарушений.
Статья 27. Соблюдение тишины и общественного порядка в городах и населенных пунктах
Граждане обязаны соблюдать тишину в период с 23 до 6 часов в местах жительства и пребывания граждан, местах и территориях их общего пользования (в том числе придомовых территориях), местах отдыха на территории кварталов и микрорайонов.
Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Закона, признать утратившими силу:
Закон Брянской области от 13 июня 1998 года № 21-З «О профилактике правонарушений в Брянской области»;
Закон Брянской области от 4 июня 1999 года № 30-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Брянской области от 13 июня 1998 года № 21-З «О профилактике правонарушений в Брянской области»;
Закон Брянской области от 11 октября 2005 года № 63-З «О внесении изменения в статью 25 Закона Брянской области «О профилактике правонарушений в Брянской области»;
Закон Брянской области от 8 октября 2007 года № 133-З «О внесении изменения в Закон Брянской области «О профилактике правонарушений в Брянской области».