Полностью Только текст
Сегодня
понедельник, 25 ноября 2024 г.

Погода в Брянске вечером
Облачно, без осадков, -2 -4 oC
Ветер юго-восточный, 0-2 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Брянская область / Законодательство 
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
З А К О Н
Брянской области


О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФОРМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД КРАТКОВРЕМЕННОГО ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В СЕМЬЯХ ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ, ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЕЙ

Принят Брянской областной Думой 24 апреля 2008 года


Настоящий Закон регулирует вопросы содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период кратковременного их пребывания в семьях во время каникул, выходных и праздничных дней.

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
3. Приглашающий наставник (далее по тексту - наставник) совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Брянской области, осуществляющий воспитание и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об устройстве ребенка в семью наставника («гостевую семью») в выходные, праздничные и (или) каникулярные дни (далее - договор), заключаемого между наставником, органом опеки и попечительства по месту нахождения учреждения, передающего ребенка, и данным учреждением.
4. «Гостевая семья» - семья граждан Российской Федерации, в которой временно, в выходные, праздничные и (или) каникулярные дни пребывают дети-сироты и (или) дети, оставшиеся без попечения родителей, на основании соответствующего договора.

Статья 2. Принципы и основные задачи

1. Организация работы по передаче детей в «гостевые семьи» основывается на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства Российской Федерации и законодательства Брянской области.
2. Основными задачами «гостевой семьи» являются:
1) защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) содействие в реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываться в семье;
3) профилактика социального сиротства;
4) социальная адаптация и интеграция детей в общество.

Статья 3. Наставники

1. Наставниками могут быть дееспособные совершеннолетние граждане Российской Федерации, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по решению суда родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
лиц, отстраненных в установленном порядке от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание и содержание ребенка;
лиц, не имеющих на момент заключения соответствующего договора места жительства в Брянской области, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
лиц, имеющих судимость, а также лиц, члены семьи которых имеют судимость.
2. Разница в возрасте между наставником и ребенком, переданным в «гостевую семью», должна быть не менее шестнадцати лет.

Статья 4. Условия временного устройства детей в «гостевые семьи»

1. В «гостевые семьи» могут передаваться дети, содержащиеся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Брянской области.
2. В «гостевые семьи» может быть передано не более 2-х детей, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам.
Передача в «гостевую семью» ребенка, достигшего возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.
3. Лицо, изъявившее желание стать наставником, обязано подать в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения, в котором находится ребенок (дети), следующие документы:
1) заявление на имя руководителя органа опеки и попечительства о своем желании стать наставником;
2) паспорт (документ, заменяющий паспорт);
3) собственноручно заполненную и подписанную заявителем анкету, содержащую автобиографические данные, в том числе указание на наличие (отсутствие) у заявителя неснятой или непогашенной судимости;
4) копию документа об образовании;
5) справку о составе семьи;
6) сведения о размере доходов заявителя;
7) копию свидетельства о браке (в случае, если заявитель состоит в браке);
8) медицинскую справку из государственного или муниципального учреждения здравоохранения о состоянии здоровья заявителя, а также документы об отсутствии у членов его семьи, проживающих совместно с ним, медицинских противопоказаний (заболеваний);
9) письменное согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи заявителя на осуществление временного содержания и воспитания ребенка (детей) в выходные, праздничные и (или) каникулярные дни.
4. Органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения проводят экспертизу представленных документов.
5. Органы опеки и попечительства по месту проживания наставника:
1)в течение 7 рабочих дней после подачи документов обследуют условия жизни гражданина и составляют соответствующий акт обследования;
2) в течение 15 дней после подачи заявления выдают гражданину заключение о возможности быть наставником, которое действительно в течение 1 года.
6. Основанием для решения вопроса о подборе ребенка для временной передачи его в «гостевую семью» на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни является положительное заключение о возможности быть наставником.

Статья 5. Порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в «гостевые семьи»

1. Передача детей (ребенка) в «гостевую семью» осуществляется на основании дополнительного соглашения к договору об устройстве ребенка в семью наставника («гостевую семью») на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни.
2. Договор об устройстве ребенка в семью наставника («гостевую семью») на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни заключается органом опеки и попечительства по месту нахождения учреждения, передающего ребенка, с заявителем при предъявлении им паспорта (документа, заменяющего паспорт) и соответствующего положительного заключения, и с учреждением, содержащим ребенка (являющимся третьей стороной в договоре), на срок не более одного года, если не произошли существенные изменения. При оформлении указанного договора принимается во внимание этническое происхождение ребенка, принадлежность его к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Договор об устройстве ребенка в семью наставника («гостевую семью») на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни является договором безвозмездного оказания услуг.
3. Договор об устройстве ребенка в семью наставника («гостевую семью») на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни должен предусматривать имя и фамилию ребенка (детей), условия содержания ребенка (детей), права и обязанности приглашающих лиц, обязанности по отношению к «гостевой семье» органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.
4. Договор об устройстве ребенка в семью наставника («гостевую семью») на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни может быть расторгнут досрочно по инициативе любой из сторон договора в случае возникновения в «гостевой семье» неблагоприятных условий для содержания ребенка (детей), болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), изменения семейного или имущественного положения, возвращения ребенка (детей) родителям, усыновления ребенка (детей).
5. При длительном, более 3-х лет, взаимоотношении ребенка с одной и той же семьей наставника («гостевой семьей») возможно оформление соответствующего договора на срок до 5-ти лет.
6. Приоритетное право на заключение договора имеют:
1) кандидаты на усыновление (удочерение);
2) родственники ребенка (детей).

Статья 6. Гарантии и права, предоставляемые наставнику

1. Наставнику гарантируется:
1) предоставление рекомендаций медицинского работника учреждения, содержащего ребенка, по постоянному месту его пребывания о состоянии физического и умственного развития ребенка (детей);
2) консультативная помощь и поддержка учреждения, содержащего ребенка, в осуществлении психолого-педагогического, медико-социального сопровождения ребенка (детей).
2. Наставник вправе:
1) самостоятельно определять распорядок дня, решать текущие вопросы жизни ребенка (детей) в соответствии с договором об устройстве ребенка в семью наставника («гостевую семью») на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни;
2) запрашивать и получать от учреждения, содержащего ребенка, по постоянному месту его пребывания информацию о социальном статусе ребенка (детей), его (их) физическом, умственном, эмоционально-психологическом развитии, другие необходимые для содержания и воспитания ребенка сведения;
3) получать средства на период фактического пребывания ребенка в семье в порядке, предусматриваемом Губернатором Брянской области;
4) осуществлять иные права, предусмотренные соответствующим договором.

Статья 7. Обязанности наставника

1. Наставник обязан:
1) создавать необходимые условия для воспитания ребенка (детей) на основе взаимоуважения и свободного развития личности;
2) предпринимать меры по воспитанию в ребенке чувства гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
3) предпринимать меры по защите прав и интересов ребенка, заботиться о его здоровье;
4) не препятствовать лицам, наделенным соответствующими полномочиями, общаться с ребенком (детьми) в установленное время, участвовать в проверках условий жизни, содержания, состояния здоровья и развития ребенка (детей), проводимых учреждением, содержащим ребенка, по постоянному месту его пребывания и органом опеки и попечительства;
5) вести учет расходования средств на содержание ребенка, представлять отчеты об израсходованных средствах в учреждение, содержащее ребенка, по постоянному месту его пребывания;
6) осуществлять иные обязанности, предусмотренные соответствующим договором.
2. Детям, пребывающим в «гостевой семье», должен быть обеспечен необходимый уровень нормальной жизнедеятельности и удовлетворения их основных потребностей: в медицинской помощи, питании, одежде, обуви, мягком инвентаре, игрушках, хозяйственных и канцелярских товарах, необходимых для их физического и психического развития.

Статья 8. Ответственность наставника

Наставник несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка (детей) в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Статья 9. Обязанности учреждения, содержащего ребенка, по постоянному месту его пребывания

1. Учреждение, воспитанником которого является ребенок, переданный в «гостевую семью», в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет обязанности попечителя ребенка (детей), переданного (переданных) в «гостевую семью».
2. Учреждение, содержащее ребенка, по постоянному месту его пребывания:
1) осуществляет материальное обеспечение ребенка в соответствии с нормами, действующими в данном учреждении;
2) оказывает помощь наставникам в организации отдыха ребенка (детей), его (их) оздоровлении и психолого-педагогической коррекции;
3) осуществляет контроль за условиями жизни, содержания и воспитания ребенка (детей), переданного (переданных) в «гостевую семью», в виде соответствующих (плановых и внеплановых) посещений семьи наставника;
4) сообщает в региональный банк данных о детях о заключенном договоре по устройству ребенка в семью наставника («гостевую семью») на выходные, праздничные и (или) каникулярные дни.

Статья 10. Контроль за пребыванием ребенка в «гостевой семье»

Контроль за пребыванием ребенка в период его нахождения в «гостевой семье» осуществляется учреждением, содержащим ребенка, по постоянному месту его пребывания и органом опеки и попечительства по месту проживания наставника.

Статья 11. Финансовое обеспечение временного устройства детей на период выходных, праздничных и (или) каникулярных дней в «гостевых семьях»

Денежное и материальное обеспечение ребенка (детей), переданного (переданных) в «гостевую семью», производится в порядке, определяемом Губернатором Брянской области.
Медицинские, иные справки и документы, входящие в перечень необходимых документов для заключения договора, выдаются бесплатно.

Статья 12. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.


Губернатор Брянской области Н.В.Денин

г. Брянск
12 мая 2008 г.
№ 38-З