РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
З А К О Н
Брянской области
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Брянской областной Думой 27 ноября 1997 года
Настоящий закон определяет правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Брянской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия в соответствии с федеральными законами и Уставом Брянской области.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), администрацией области, органами местного самоуправления, опирающаяся на международные нормы, законы Российской федерации и Брянской области, с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений.
Стороны соглашений - работники, работодатели, органы исполнительной власти Брянской области, органы местного самоуправления на территории области в лице их полномочных представителей.
Система социального партнерства - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами, определенного ими порядка взаимодействия и функционирования данных органов, совместных документов (соглашений, договоров) принимаемых социальными партнерами. Организация - предприятие, учреждение независимо от форм собственности и подчиненности.
Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового (контракта), лица, занимающиеся индивидуальной трудовой, предпринимательской деятельностью; лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.
Работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
Представители работодателей - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставам организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица.
Областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Брянской области как субъекте Российской Федерации, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии пособия и льготы на территории области, взаимные обязательства, заключаемые администрацией области, федерацией профсоюзов Брянской области и объединением работодателей в пределах их компетенции.
Отраслевые (межотраслевые) профессиональные соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), профессий, заключаемые отраслевыми профсоюзами, объединениями (ассоциациями) работодателей, действующими в области, и соответствующими отраслевыми органами областной администрации.
Территориальные соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне городов и районов Брянской области.
Статья 2. Правовая основа социального партнерства
Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы Брянской области, а также иные нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.
В правовую основу социального партнерства в области входят также: региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) профессиональные и территориальные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации городов и районов области.
Если международные договоры Российской Федерации, в том числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, федеральные законы содержат иные правила, устанавливающие более благоприятные для работников условия, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международных договоров, федеральных законов.
Статья 3. Цели социального партнерства
Целью настоящего Закона является практическое обоснование социального партнерства раскрытие его актуальности и содержания в условиях реформирования общества, практическое формирование и развитие системы социального партнерства, ее правовое и организационное обеспечение.
Целями социального партнерства являются:
- создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда;
- предупреждение, смягчение и преодоление негативных явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере;
- дальнейшее развитие областных объединений (ассоциаций) работодателей, профсоюзов и иных представительных объединений работников, усиление их роли как социальных партнеров в решении социально-экономических проблем на областном уровне;
- совершенствование организации и функционирования социального партнерства в области.
Статья 4. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:
- уважения и учета интересов участников переговоров;
- заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;
- содействия государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;
- соблюдения социальными партнерами и их представителями международных норм, законодательства Российской Федерации и Брянской области;
- полномочности социальных партнеров и их представителей;
- равноправия сторон и доверия в отношениях;
- невмешательства в дела друг друга;
- свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
- добровольности принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
- регулярности проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
- реальности обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
- обязательности исполнения достигнутых договоренностей;
- систематичности контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
- ответственности сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
- соблюдения предусмотренных законом примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.
Статья 5. Сфера действия Закона
Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, находящихся на территории Брянской области, их объединения (ассоциации); всех работников организаций на территории области; действующие в области территориальные и первичные профсоюзные организации, территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Областные объединения работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками объединений имеют право на ведение переговоров и подписание соглашения о партнерстве при наличии полномочий, предусмотренных уставами.
Статья 6. Объект (предмет) социального партнерства
Объектом (предметом) социального партнерства являются взаимообусловленные интересы субъектов социального партнерства, принятые ими взаимные обязательства и способы их реализации, исходя из целей и принципов партнерства.
Статья 7. Критерии эффективности социального партнерства
Критериями эффективности социального партнерства являются:
- реальное улучшение благосостояния и жизненного уровня трудящихся на основе повышения эффективности производства;
- уровень занятости трудоспособного населения Брянской области;
- улучшение организации производства и условий труда;
- снижение остроты социальных конфликтов и разрешение их путем сочетания государственного регулирования со средствами, характерными для представительных объединений как инструментов гражданского общества.
Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 8. Задачи системы социального партнерства
Система социального партнерства в Брянской области создается для выполнения следующих основных задач:
- обеспечения социально ориентированной политики экономических преобразований в области;
- обеспечения эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономическим отношений проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;
- совершенствования законодательства в установленном порядке;
- разработки и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;
- предотвращения коллективных трудовых споров и содействия разрешению конфликтов.
Статья 9. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений:
- создается для сотрудничества в выработке и реализации социально-ориентированной политики экономических преобразований в Брянской области, регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, обсуждения и заключения областного трехстороннего соглашения;
- формируется администрацией области, федерацией профсоюзов области, объединениями (ассоциациями) работодателей; состоит из их представителей и функционирует на постоянной основе;
- руководствуется в своей деятельности федеральным и областным законодательством, положением, утверждаемым администрацией
области, полномочными органами объединений (ассоциаций) профсоюзов, объединений (ассоциаций) работодателей;
- оказывает практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений, территориальных соглашений;
- проводит экспертизу отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений, территориальных соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, муниципальных образований;
- участвует через создаваемые рабочие органы и группы в разработке отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений, территориальных соглашений;
- принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной власти области, профсоюзами, работодателями, их объединениями (ассоциациями), действующими на территории Брянской области;
- осуществляет контроль за выполнением условий областного трехстороннего соглашения отраслевых (межотраслевых) профессиональных, территориальных соглашений, коллективных договоров, а также соглашений вышестоящего уровня;
- вносит предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;
- содействует разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства в Брянской области;
- выступает с предложениями о принятии соответствующими органами власти области законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально - трудовой сферы;
- обсуждает проекты областных законов, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами власти области по вопросам социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Статья 10. Отраслевые (межотраслевые) профессиональные соглашения
Отраслевые (межотраслевые) профессиональные соглашения:
- заключаются администрацией области в лице соответствующих отраслевых органов областной администрации, объединениями (ассоциациями) отраслевых профсоюзов, объединениями (ассоциациями) работодателей;
- разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках отраслевых рабочих групп областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- распространяются на работников и работодателей, органы исполнительной власти, их представителей, заключивших соглашение от их имени;
- принимаются после принятия областного трехстороннего соглашения.
Условия, содержащиеся в отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями, областным трехсторонним соглашением на соответствующий период.
Отраслевые (межотраслевые) профессиональные соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений производится в соответствии с федеральным законом.
Одобренный сторонами проект отраслевого (межотраслевого) профессионального соглашения подлежит обязательной экспертизе в рабочей группе областной трехсторонней комиссии, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.
Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
Руководитель органа по труду областной администрации по договоренности с другими сторонами соглашения имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвующим в заключении отраслевого (межотраслевого) профессионального соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.
Статья 11. Территориальные соглашения
Территориальные соглашения:
- заключаются органами местного самоуправления области, объединениями профсоюзов в лице полномочных представителей в районах области, объединениями работодателей;
- разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках рабочих групп областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений;
- распространяются на работников, работодателей, органы местного самоуправления, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени;
- принимаются после принятия областного трехстороннего соглашения;
- не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, Генеральным соглашением, областным трехсторонним соглашением;
- условия, содержащиеся в территориальных соглашениях, учитываются при принятии нормативных правовых актов и бюджета на региональном уровне, в организациях города, района.
Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении территориального соглашения производится в соответствии с федеральным законодательством. Одобренный сторонами проект территориального соглашения по социально - трудовым вопросам подлежит обязательной экспертизе в рабочей группе областной трехсторонней комиссии, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию.
Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
Руководитель органа по труду областной администрации имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если соответствующие представители работодателей в течение 30 календарных дней с
момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.
Статья 12. Коллективный договор
Коллективный договор - правовой акт регулирующий социально - трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателями или их полномочными представителями, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Организации, заключившие коллективные договоры, по представлению областной трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства обладают в области преимущественным правом на рассмотрение в администрации области ее отраслевых и функциональных органах, органах местного самоуправления объединениях работодателей профсоюзов вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников.
Статья 13. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяются различные соглашения, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.
Федерация профсоюзов области и ее объединения (ассоциации), организации работодателей и их объединения (ассоциации), не участвовавшие в переговорах по заключению областного трехстороннего (отраслевого, межотраслевого, территориального) соглашения могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.
Порядок подписания соглашений определяется сторонами.
Статья 14. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров
Для уведомительной регистрации в порядке, определяемом областной трехсторонней комиссией, подписанные сторонами соглашения и коллективные договоры в семидневный срок направляются представителями работодателей, заключившими их, в органы по труду по месту нахождения организации.
Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений и соглашения, коллективные договоры.
Статья 15. Подготовка и заключение трехстороннего соглашения
Субъекты социального партнерства на основе действующего законодательства, Положения об областной трехсторонней комиссии о социально-экономической ситуации в Брянской области формулируют взаимные обязательства по решению социально-экономических проблем в сфере труда.
Областное трехстороннее соглашение подписывается полномочными представителями сторон до конца текущего года и вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Действие соглашения распространяется на работников работодателей и органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени.
Финансирование работ по подготовке и заключению областного трехстороннего соглашения, организацию контроля за его выполнением стороны осуществляют на паритетных началах.
Статья 16. Разработка мероприятий по реализации соглашения
Каждая из сторон социального партнерства разрабатывает мероприятия по реализации соглашения в течение срока, обусловленного соглашением.
Ход выполнения областного трехстороннего соглашения и мероприятий рассматривается сторонами социального партнерства не реже двух раз в год. Изменения и дополнения в соглашение вносятся по взаимному согласию сторон социального партнерства в порядке, определенном в соглашении.
Статья 17. Ведение коллективных переговоров.
Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров. Инициаторами переговоров по разработке, заключению и изменению областного трехстороннего, отраслевого (межотраслевого) профессионального, территориального соглашения, коллективного договора вправе выступить любая сторона.
Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением переговоров по заключению соглашения, коллективного обязана не позднее семи дней начать переговоры.
Если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами ведения коллективных переговоров, то работодатели, их объединения (ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести с ними такие переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.
Статья 18. Получение информации
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе бесплатно получать друг от друга в десятидневный срок полную и достоверную информацию по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения.
Сторона соглашения, коллективного договора обязана бесплатно представлять полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам не позднее десяти дней после поступления запроса другой стороны. Порядок представления информации, содержащей государственную, коммерческую и служебную тайну, регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Посещение организаций
Представители сторон вправе беспрепятственно посещать организации, на которые распространяется сфера действия соглашения коллективного договора.
Статья 20. Инициатива в правотворчестве
Федерация профсоюзов Брянской области и ее объединения (ассоциации), организации работодателей и их объединения (ассоциации) вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти области, органы местного самоуправления с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.
Органы законодательной и исполнительной власти области, органы местного самоуправления рассматривают в соответствии с регламентам поступившие от организаций профсоюзов и их объединений (ассоциаций), организаций, работодателей и их объединений (ассоциаций) и разработанные с их участием предложения па проектам законов, иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.
Статья 21. Взаимные консультации
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из них.
Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступления от нее письменного уведомления.
Статья 22. Участие в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов
Стороны соглашения, коллективных договоров вправе взаимно участвовать в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
Статья 23. Распространение информации
Федерация профсоюзов области и ее объединения (ассоциации), организации работодателей и их объединения (ассоциации) имеют право в установленном законодательством порядке на бесплатное распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации.
Статья 24. Выполнение решений по вопросам соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон
Стороны соглашений коллективных договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанными ними экономическим вопросам, разрабатывать планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.
Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Статья 25. Ответственность сторон соглашений, коллективных договоров
Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Брянской области от 05.08.2002 N 47-З)
Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.
В рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора в праве наделить органы системы социального партнерства полномочиями по применению согласованных мер ответственности (санкций), включая денежные выплаты за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.
Решение о привлечении к ответственности принимается соответствующим органом системы социального партнерства в порядке, определяемом положением об этом органе, и оформляется протоколом.
Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Другие стороны (сторона) соглашения, коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора.
Статья 26. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, лиц, представляющих работодателя
(в ред. Закона Брянской области от 05.08.2002 N 47-З)
Лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных настоящим Законом, несут административную ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 27. Ответственность работников профсоюзов
За нарушение или невыполнение обязательств профсоюзов по соглашению, коллективному договору работники руководящих органов профсоюзов, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения коллективного договора, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
Соответствующее предложение стороны (сторон) или органа социального партнерства подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном абзацем 1 статьи 25 настоящего Закона.
Статья 28. Ответственность за разглашение государственной, служебной и коммерческой тайны
Лица, представляющие работников, работодателей, представителей органов представительной власти, органов местного самоуправления, за разглашение сведений, полученных ими (доступных им) в связи с подготовкой или выполнением соглашений, коллективных договоров, если эти сведения являются государственной, служебной или коммерческой тайной, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Выполнение обязательств
Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Статья 31. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Поручить органам государственной власти и органам местного самоуправления области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Глава администрации Брянской области |
Ю.Е.Лодкин |
г. Брянск
15 декабря 1997 г.
№ 33-З