РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
З А К О Н
Брянской области
О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Брянской областной Думой 25 июля 2002 года
Под недропользованием на территории Брянской области понимается использование для геологического изучения и освоения в хозяйственных, коммерческих и стратегических целях части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с недропользованием на территории Брянской области, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства, граждан Российской Федерации и населения Брянской области, а также прав пользователей недр.
Статья 1. Законодательство Брянской области о недрах
Настоящий Закон Брянской области основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О недрах", Уставе Брянской области и принимаемых в соответствии с ними иных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и Брянской области.
(в ред. Закона Брянской области от 08.01.2003 N 4-З)
Статья 2. Месторождения и участки недр федерального, регионального и местного значения
1. Участки недр государственного фонда недр Брянской области могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
2. Определение регионального перечня полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерацией совместно с органами государственной власти Брянской области.
Разграничение участков недр на территории Брянской области на объекты федерального и регионального значения устанавливается на основании соответствующих федеральных законов специальным соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Брянской области.
3. Органы государственной власти Брянской области в соответствии с федеральным законодательством участвуют в распоряжении участками недр федерального значения.
4. Участки недр, не отнесенные к объектам федерального значения и служащие для обеспечения потребностей Брянской области в минеральном сырье, размещении подземных сооружений различного назначения, а также обеспечении потребностей отдельных городов и районов Брянской области подземными водами, имеют статус объектов регионального значения.
5. Отнесение участков недр к объектам регионального и местного значения определяется территориальным органом управления государственным фондом недр и администрацией Брянской области на основании совместного решения, согласованного с Брянской областной Думой.
6. Распоряжение участками недр федерального, регионального и местного значения осуществляется путем принятия совместных решений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Брянской области.
7. Порядок пользования участками недр федерального значения устанавливается федеральным законодательством.
8. Порядок пользования участками недр регионального значения устанавливается федеральным законодательством и настоящим Законом.
9. Порядок пользования участками недр местного значения устанавливается действующим законодательством.
Статья 3. Органы, осуществляющие регулирование отношений недропользования на территории Брянской области
Регулирование отношений недропользования на территории Брянской области осуществляют:
а) федеральные органы государственной власти Российской Федерации;
б) Брянская областная Дума;
в) администрация Брянской области;
г) органы местного самоуправления Брянской области.
Статья 4. Объекты, на которые распространяется действие настоящего Закона
К объектам действия настоящего Закона относятся:
1. Участки недр и заключенные в них твердые полезные ископаемые регионального и местного значения, в том числе и общераспространенные.
2. Иные минерально-сырьевые ресурсы участков недр, в том числе подземные воды пресные и минеральные.
3. Участки недр, используемые в хозяйственной деятельности для целей, не связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых.
Статья 5. Государственное управление отношениями недропользования на территории Брянской области
1. Государственное управление отношениями недропользования на территории Брянской области осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, администрацией Брянской области, федеральным и (или) территориальным органами управления государственным фондом недр, а также органами государственного горного надзора.
(в ред. Закона Брянской области от 08.01.2003 N 4-З)
2. Федеральный орган управления государственным фондом недр либо его территориальный орган в соответствии с Федеральным законом не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
(п. 2 в ред. Закона Брянской области от 08.04.2005 N 27-З)
Статья 6. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
1. Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства о недрах, установленного порядка пользования недрами, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
2. Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контролирующими органами.
Статья 7. Компетенция Брянской областной Думы в сфере регулирования отношений недропользования
В компетенцию Брянской областной Думы в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов Брянской области о недрах и недропользовании;
2) утверждение перечня объектов регионального и местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование;
3) утверждение положения об условиях и порядке пользования месторождениями регионального и местного значения;
4) согласование перечня общераспространенных полезных ископаемых на территории Брянской области, установление порядка и условий их добычи;
5) утверждение областных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
6) утверждение положения об условиях и порядке пользования недрами в целях строительства подземных сооружений регионального и местного значений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) определение порядка предоставления в пользование участков недр для строительства подземных сооружений в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
8) проведение общественных слушаний по вопросам недропользования;
9) утверждение и контроль за реализацией областной программы геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
10) утверждение договоров на условиях раздела продукции недр, заключенных главой администрации (губернатором) Брянской области от имени Брянской области с другими субъектами Российской Федерации;
(в ред. Закона Брянской области от 08.01.2003 N 4-З)
11) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
12) регулирование иных вопросов в сфере использования и охраны недр в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
Статья 8. Компетенция администрации Брянской области в сфере регулирования отношений недропользования
1. В компетенцию администрации Брянской области в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) определение стратегических и тактических вопросов использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы области;
2) разработка и внесение на рассмотрение областной Думы проектов законов Брянской области и предложений по совершенствованию федерального и областного законодательства в сфере недропользования;
3) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы;
4) инициирование и разработка совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр областной программы геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, представление ее в областную Думу на утверждение и обеспечение реализации областной программы;
5) создание и ведение территориального фонда геологической информации, распоряжение информацией, представление пользователю недр на платной основе информации, полученной за счет средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) установление порядка выплаты и размеров поощрительного и государственных денежных вознаграждений лицам, открывшим или разведавшим на территории Брянской области не известное ранее месторождение, имеющее промышленную ценность, если иное не установлено федеральным законодательством;
7) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
8) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
пп. 9 исключен. - Закон Брянской области от 08.04.2005 N 27-З.
10) осуществление государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком;
11) выделение, определение порядка и условий пользования и предоставление совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр гражданам и юридическим лицам независимо от форм собственности участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, подлежащие добыче для местных нужд, а также для строительства подземных сооружений регионального и местного значения;
12) установление порядка пользования недрами для владельцев индивидуальных земельных участков в их границах, осуществляющих без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения;
13) установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
(пп. 13 в ред. Закона Брянской области от 08.04.2005 N 27-З)
14) участие в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
15) принятие решения о приобретении пользователем права пользования недрами в порядке переоформления действующей лицензии, на основаниях, предусмотренных федеральным законодательством о недропользовании;
16) принятие решения о временном или постоянном отчуждении земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с геологическим изучением недр, или добычи полезных ископаемых, с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости согласно земельному законодательству;
17) подписание актов о ликвидации или консервации горных работ или предприятий по добыче полезных ископаемых, или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
18) заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;
19) заключение международных соглашений по использованию и охране участков недр в соответствии с действующим законодательством;
20) определение совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр положения об областной комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
21) обеспечение защиты прав пользователей участков недр Брянской области;
22) согласование решений Правительства Российской Федерации о приобретении пользователем права пользования участками недр для целей захоронения радиоактивных отходов, вредных и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их надежную локализацию;
23) согласование решения федерального органа управления государственным фондом недр или территориального органа управления государственным фондом недр о приобретении прав пользования участками недр для целей геологического или иного изучения недр Брянской области;
24) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Брянской области и выделение совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения, подготовка совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
25) определение совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или территориальным органом управления государственным фондом недр перечня полезных ископаемых на территории Брянской области, имеющих федеральное, региональное и местное значение;
26) определение совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или территориальным органом управления государственным фондом недр перечня общераспространенных полезных ископаемых на территории Брянской области;
27) совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением принятие решений:
об определении способа, порядка, сроков проведения и условий конкурса или аукциона по каждому месторождению или группе месторождений полезных ископаемых;
о приобретении пользователем права на пользование участками недр по результатам конкурса или аукциона для добычи полезных ископаемых регионального и местного значения, в том числе и общераспространенных;
28) регулирование других вопросов в сфере недропользования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации;
29) определение органа, уполномоченного на осуществление задач в пределах компетенции администрации области в сфере регулирования отношений недропользования;
30) регулирование иных вопросов в сфере использования и охраны недр в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.
31) утверждение состава областной экспертной комиссии по проведению конкурсов и аукционов на право пользования недрами и участие в работе комиссии.
2. Администрация Брянской области может принимать и передавать федеральным органам государственной власти отдельные полномочия в сфере регулирования отношений недропользования в соответствии с действующим законодательством.
3. Администрация Брянской области может передавать органам местного самоуправления законом Брянской области отдельные полномочия в сфере регулирования отношений недропользования в соответствии с действующим законодательством.
Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления районов, городов Брянской области в сфере регулирования отношений недропользования
В компетенцию органов местного самоуправления районов, городов Брянской области в сфере регулирования отношений недропользования входят:
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
2) развитие минерально-сырьевой базы для нужд местной промышленности;
3) предоставление разрешений совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр в соответствии с установленным порядком:
- на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых местного значения;
- на добычу подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, используемых для местных нужд;
- на участки недр местного значения в целях строительства подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами на земельных участках, в случае нарушения порядка пользования недрами при добыче полезных ископаемых местного значения, в том числе и общераспространенных, а также в целях, не связанных с добычей;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче полезных ископаемых, в том числе и общераспространенных, а также при строительстве подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде;
7) решение иных вопросов в сфере регулирования пользования недрами, отнесенных федеральными и областными законами к компетенции органов местного самоуправления.
Статья 10. Участки недр Брянской области, предоставляемые в пользование
1. Участки недр Брянской области предоставляются в пользование в соответствии с федеральным законодательством о недрах на основании специального государственного разрешения (лицензии) в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Представление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.
2. Горный отвод (геометризованный блок недр) предоставляется пользователю для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, а также образования особо охраняемых территорий.
3. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
4. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта недропользования или внесения в действующий технический проект уточнений и изменений, согласования указанного проекта территориальным органом управления государственным фондом недр, органами государственного горного надзора, территориальным государственным комитетом по охране окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с ведомостью координат угловых точек) передаются недропользователем в территориальный орган управления государственным фондом недр и включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
5. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
6. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок, бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), территориальным органом управления государственным фондом недр придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Статья 11. Основания получения права пользования участками недр
(в ред. Закона Брянской области от 08.01.2003 N 4-З)
Основаниями получения права пользования участками недр могут быть:
(в ред. Закона Брянской области от 08.01.2003 N 4-З)
1) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Брянской области, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории Брянской области;
2) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Брянской области при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории Брянской области;
3) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с администрацией Брянской области, для целей геологического изучения участков недр, расположенных на территории Брянской области;
4) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Брянской области для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
5) решение Правительства Российской Федерации, согласованное с администрацией Брянской области, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
6) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Брянской области, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и администрации Брянской области для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
8) установленный Брянской областной Думой порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
9) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и администрации Брянской области для образования особо охраняемых геологических объектов;
10) совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр и администрации Брянской области о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;
11) иные основания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Лицензирование видов деятельности, связанных с пользованием участками недр
(в ред. Закона Брянской области от 08.01.2003 N 4-З)
Лицензирование видов деятельности, связанных с пользованием участками недр, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. Администрация области определяет уполномоченный лицензирующий орган исполнительной власти области.
Статья 13. Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр
(в ред. Закона Брянской области от 08.04.2005 N 27-З)
1. Порядок и условия проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, принятие решений об их проведении, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
2. Сумма сбора за выдачу лицензий и их переоформление, а также сумма сбора за участие в конкурсах (аукционах) по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения определяется в соответствии с действующим законодательством и поступает в доход областного бюджета.
Статья 14. Пользование участками недр без лицензии
Не требуется получение лицензии на пользование участками недр при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для сооружения и эксплуатации следующих объектов, расположенных на глубине не более пяти метров от поверхности земли или дна водоема:
а) линий коммуникаций водоснабжения, канализации, энергоснабжения, нефтегазопроводов, связи (кабели телефонной связи, электросвязи, силовые кабели и др.), предназначенных для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования предприятий, а также транспортных сооружений (путепроводы, подземные переходы и др.) в городах и поселках, автозаправочных станций с заложением емкостей до глубины пяти метров;
б) траншей и котлованов, используемых под фундаменты при строительстве жилых и производственных зданий и сооружений;
в) подземных сооружений - погребов, подвалов, небольших хранилищ глубиной до пяти метров, используемых для своих нужд в коллективных и индивидуальных хозяйствах для хранения продуктов питания, личного имущества и продукции сельского хозяйства;
г) в иных случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Предоставление участков недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
1. Предоставление лицензий на пользование участками недр осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли, осуществляется путем проведения конкурсов или аукционов, а также на бесконкурсной основе.
2. При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр в следующих случаях:
а) для целей геологического изучения;
б) для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых или имеющих местное значение, включая притрассовые карьеры автодорог и других коммуникационных сооружений, а также участков недр, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
в) для добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами или для индивидуального водоснабжения;
г) для поисков, оценки и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для местных нужд, осуществляемых за счет средств субъекта предпринимательской деятельности.
Решение о предоставлении права пользования участками недр на бесконкурсной основе принимают органы, предоставляющие лицензию.
3. Участки недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться в случаях, когда имеется возможность использования отходов горно-добывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.
Статья 16. Пользование участками недр собственниками, владельцами земельных участков
1. Собственники, владельцы земельных участков в границах участков по своему усмотрению имеют право без оформления лицензий на право пользования недрами:
а) осуществлять без применения взрывных работ добычу следующих видов общераспространенных полезных ископаемых: строительных песков, песчано-гравийных смесей, торфа, не числящихся на государственном балансе, для собственных нужд, в некоммерческих целях на глубину до 5 метров от поверхности земли;
б) обустраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины дебитом до 10 куб. м в сутки на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения и используемой для удовлетворения индивидуальных нужд в воде хозяйственно-питьевого водоснабжения.
в) осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений для своих нужд при глубине заложения фундамента до 5 метров от поверхности земли.
2. Условия безлицензионного пользования участками недр при добыче твердых полезных ископаемых устанавливаются органами местного самоуправления, на территории которых расположены эти земельные участки, с регистрацией работ в местных органах охраны окружающей среды и санэпиднадзора.
3. Основанием для безлицензионного пользования участками недр является разрешение, выдаваемое пользователю недр органами местного самоуправления административных границах которых производится добыча общераспространенных полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей.
4. Расположение объектов безлицензионного пользования на местности предварительно согласовывается пользователем недр с территориальным органом управления государственным фондом недр.
5. Контроль за соблюдением пользователями участков недр условий безлицензионного пользования возлагается на органы, выдавшие на него разрешение.
Статья 17. Предоставление участков недр регионального и местного значения для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
1. В Брянской области подлежат лицензированию виды деятельности при пользовании следующими участками недр регионального и местного значения, предоставляемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых:
а) подземными и открытыми горными выработками всех видов, пригодных для размещения объектов различного назначения;
б) естественными полостями (пещерами), перспективными для размещения объектов различного назначения;
в) участками недр, перспективными для создания подземных хранилищ газа в пористых пластах;
г) участками недр, которые могут использоваться для размещения твердых бытовых отходов, радиоактивных, вредных и токсичных веществ и отходов производства;
д) участками недр, которые могут быть использованы для искусственного пополнения запасов подземных вод.
2. К объектам различного назначения, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи и размещаемым в горных выработках всех видов и естественных полостях (пещерах), относятся сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, требующие при строительстве и эксплуатации обеспечения устойчивости к внешним воздействиям и надежности функционирования:
а) производства высокой точности, в том числе обеспечивающие научные исследования;
б) объекты транспортного, энергетического назначения, путепроводы и коллекторы глубокого заложения, тоннели и т.д.;
в) объекты иного специального назначения, защитные сооружения гражданской обороны;
г) хранилища газонефтепродуктов;
д) склады длительного хранения продовольственных и промышленных товаров, иной продукции и материалов, в том числе обеспечивающие создание и хранение запасов на особые периоды;
е) распределительные холодильники;
ж) сооружения для хранения государственных архивов и ценной документации;
з) естественные объекты и сооружения, предназначенные для организации учреждений здравоохранения, для организации туризма, отдыха и досуга людей;
и) естественные объекты и горные выработки, являющиеся памятниками природы, культуры и истории;
к) другие объекты и сооружения, размещаемые в горных выработках всех видов и естественных полостях (пещерах), не связанные с добычей полезных ископаемых, решение о лицензировании которых принято администрацией Брянской области или администрацией района, города совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр.
Статья 18. Условия пользования участками недр регионального и местного значения в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
1. Пользование участками недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (для строительства, нефте- и газохранилищ, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию, закачки сточных вод и иных нужд), может быть предоставлено только после осуществления государственной экспертизы геологической информации. При этом должны быть учтены следующие вопросы:
1) регламентирование в соответствии с заключениями государственной геологической и экологической экспертизы максимально возможных величин сброса (закачки) вод и их качества, объемов захоронения и концентраций вредных веществ с учетом возможности активизации неблагоприятных геологических процессов;
2) компенсация негативного воздействия в зоне влияния эксплуатации проектируемых сооружений на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию существующих инженерных сооружений, оговариваемая комплексом защитных мероприятий и возмещением наносимого ущерба в денежной или натуральной форме;
3) организация при необходимости санитарно-защитных зон;
4) создание и ведение горно-экологического мониторинга;
5) условия сопутствующего извлечения подземных вод и их использования.
2. Пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, без утвержденного технического проекта запрещается. Проект вступает в силу при наличии согласования федеральных органов управления государственным фондом недр и государственного горного надзора или их территориальных подразделений при положительном заключении государственной экологической экспертизы.
Статья 19. Предоставление участков недр местного значения для добычи полезных ископаемых в целях строительства дорог и других коммуникационных сооружений
1. Участки недр местного значения для добычи полезных ископаемых в целях строительства дорог и других коммуникационных сооружений из притрассовых карьеров могут предоставляться со статусом геологического отвода.
2. На предоставленном участке недр недропользователь имеет право добывать общераспространенные полезные ископаемые, используемые при строительстве дорог и других коммуникационных сооружений, открытым способом на глубину до 5 м после составления технического проекта на разработку месторождения и его согласования в установленном порядке.
3. В условиях пользования участком недр особо оговариваются мероприятия, выполняемые пользователем недр с целью рекультивации нарушенных земель и ликвидации последствий добычных работ.
Статья 20. Внесение изменений в условия недропользования
1. Внесение изменений в условия недропользования может производиться в следующих случаях:
1) при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых было предоставлено право пользования;
2) в порядке уточнения границ горного и земельного отводов;
3) при уточнении размеров платежей при пользовании недрами.
2. Внесение изменений в условия недропользования может осуществляться по инициативе пользователя недр или органов, выдающих лицензии. Внесение изменений в условия недропользования по инициативе органов, предоставивших лицензию, согласовывается с недропользователем, за исключением случаев внесения изменений в соответствии с требованиями законодательства или вновь принятых нормативных правовых актов, когда они вносятся в одностороннем порядке.
Статья 21. Геологическое изучение недр Брянской области
В Брянской области геологическое изучение недр осуществляется:
1) при геологическом картировании территории Брянской области в соответствии с федеральными и областными программами;
2) при поисках и поисково-оценочных работах на перспективных участках в соответствии с федеральными и областными программами;
3) при предварительной, детальной разведке и доразведке известных неэксплуатируемых и эксплуатируемых месторождений, включая техногенные;
4) при наблюдениях за состоянием недр и прогнозировании происходящих в них процессов;
5) при сборе, обработке и хранении информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы Брянской области, Центрального региона и Российской Федерации в целом;
6) при других видах работ, связанных с геологическим изучением недр Брянской области, добычей полезных ископаемых, строительством и эксплуатацией подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образований особо охраняемых геологических объектов, сбором минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статья 22. Областная программа геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр
1. Областная программа геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр (далее - областная программа) определяет основные направления, цели и приоритеты геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр Брянской области.
2. Областная программа разрабатывается органами исполнительной власти Брянской области совместно с территориальным органом управления государственным фондом недр, рассматривается администрацией Брянской области и представляется на утверждение Брянской областной Думе.
3. Финансирование областной программы осуществляется за счет следующих источников:
а) средств областного бюджета;
б) иных средств, выделяемых в соответствии с федеральным и областным законодательством,
4. Требования и перечень работ, установленные областной программой, являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти Брянской области, территориальным органом управления государственным фондом недр в части средств, финансируемых из областного бюджета, областными предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.
Статья 23. Особенности предоставления земельных участков для геологического изучения недр
1. Земельные участки, необходимые для проведения работ по геологическому изучению недр, в случае передачи их в пользование на условиях аренды, предоставляются на срок не более чем один год.
2. Территориальный орган управления государственным фондом недр совместно с уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области выдает лицензии на геологическое изучение недр или, в соответствующих случаях, регистрирует эти работы после принятия решений органами государственной власти или органами местного самоуправления на пользование земельными участками для указанных работ.
Статья 24. Особенности предоставления земельных участков для разработки месторождений полезных ископаемых и строительства и эксплуатации подземных сооружений
1. Пользование недрами предоставляется только при наличии документально оформленного решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для целей недропользования в пределах определенной территории.
2. Отвод земельных участков, их отчуждение, оформление недропользователем прав на землю осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Подача ходатайства о выделении земельного участка, ведение переговоров с соответствующими органами и собственниками, владельцами земельных участков об условиях и сроках пользования земельными участками, порядке и сроках их рекультивации осуществляется владельцем лицензии на пользование участком недр.
Обязанности владельца лицензии в качестве землепользователя определяются в договоре об условиях землепользования, подготавливаемом в соответствии с требованиями земельного законодательства.
3. Размер платы за пользование земельным участком, предоставленным для недропользования, устанавливается в соответствии с кадастровой оценкой земель и действующим законодательством.
4. В случае отказа собственника, владельца земли предоставить земельный участок после получения его предварительного согласия на это, он обязан возместить владельцу лицензии на пользование соответствующим участком недр понесенные им документально подтвержденные расходы, связанные с подготовкой к пользованию недрами.
Статья 25. Предоставление земельных участков, расположенных на площадях залегания полезных ископаемых
1. Земельные участки, расположенные на площадях залегания полезных ископаемых (над месторождениями полезных ископаемых), могут передаваться юридическим лицам и гражданам лишь на условиях срочного пользования.
2. Учет таких участков недр осуществляется органом управления земельными ресурсами по представлению территориального органа управления государственным фондом недр.
Статья 26. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых и землепользования
Проектирование и строительство всех без исключения объектов разрешается только после получения заключения территориального органа управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений, а также застройка земной поверхности над отработанными месторождениями полезных ископаемых допускаются с разрешения территориального органа управления государственным фондом недр и органа государственного горного надзора в соответствии с установленным порядком.
Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение настоящего Закона устанавливается ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности губернатора |
П.Е.Оненко |
г. Брянск
5 августа 2002 г.
№ 48-З