Воспоминания участников боев на Брянском фронте
Предыдущая    Все воспоминания    Следующая
ОПЕРАЦИЯ «КУТУЗОВ»
Еще шло оборонительное сражение на северном и южном фасах Курского выступа, а в штабах Западного и Брянского фронтов, войсками которых командовали генералы В. Д. Соколовский и М. М. Попов, проводились последние уточнения плана предстоящего наступления, получившего условное наименование «Кутузов».
Согласно этому плану войска трех фронтов — Западного, Брянского и Центрального — должны были нанести удары с севера, востока и юга на Орел, расчленить группировку противника в этом районе и затем уничтожить ее.
Вечером 5 июля командующему Брянским фронтом генералу М. М. Попову позвонил Сталин. М. М. Попов вспоминает: «Сталин спросил:
— Известно ли вам, что происходит у Рокоссовского?
— Известно достаточно точно, — отвечал я.
— Когда же вы сможете начать своего «Кутузова»?
— Как предусмотрено — через шесть-семь суток.
— Ну а раньше вы никак не могли бы начать? Скажем, на
один-два дня?
— Я постараюсь сделать все, что в моих силах. Но прошу сохранить установленный вами срок.
— Ну что ж, вынужден с вами согласиться. Приступайте немедленно к подготовке».
Командующий фронтом М. М. Попов прекрасно понимал сложившуюся обстановку. К контрнаступлению надо было готовиться серьезно. Это подсказывал ему солидный военный опыт, накопленный в период гражданской войны, а также в дни Великой Отечественной войны, когда он принимал непосредственное участие в планировании и осуществлении операций под Сталинградом в роли заместителя командующего Сталинградским, а затем Юго-Западным фронтами. Весь свой военный талант М. М. Попов вложил в первую очередь в создание ударных группировок на важнейших направлениях наступления фронта.
Наступление началось 12 июля. Бои сразу же приняли упорный и ожесточенный характер. Наши войска впервые за время войны встретились с такой мощной, глубоко эшелонированной обороной врага. На орловский выступ фашисты возлагали особую надежду. С него они рассчитывали развить наступление на Москву. И называли они этот выступ, не иначе, как «кинжал, направленный в сердце России». Но не оправдал их надежд и этот «кинжал». Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия генерала И. X. Баграмяна вклинилась в оборону противника до 25 км, через неделю она продвинулась в глубину неприятельской обороны до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага. Для удержания орловского выступа командование 2-й танковой и 9-й немецкими армиями объединил в своих руках генерал-полковник Модель, который в военных кругах считался «львом обороны» и требовал в приказах «стоять до последнего человека». Но ничто уже не могло сломить сильных ударных группировок советских войск. 15 июля в контрнаступление включились войска Центрального фронта. К 18 июля они полностью ликвидировали вражеское вклинение на курском направлении и восстановили прежнее положение. Вскоре в сражение были введены две танковые и одна общевойсковая армии резерва Ставки Верховного Главнокомандования. Советские войска прорвали оборону врага и вынудили его к отступлению...
Уже 5 августа соединения Брянского фронта ворвались в Орел. Первыми завязали уличные бои 5-я стрелковая дивизия полковника П. Т. Михалицина, 129-я стрелковая дивизия генерала И. В. Панчука и 380-я стрелковая дивизия полковника А. Ф. Кустова, а также 17-я гвардейская танковая бригада полковника Б. В. Шульгина. Все они получили почетное наименование Орловских.
Преследуя разбитые и деморализованные соединения врага, войска трех фронтов к 18 августа полностью ликвидировали орловский выступ гитлеровских войск. Противник потерял до 15 дивизий. План «Кутузов», четко разработанный советским командованием, был успешно претворен в жизнь.


Из книги "Великая Отечественная война 1941-1945 гг." М., 1970
Предыдущая    Все воспоминания    Следующая