Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.
Отчет об эффективности деятельности администрации Брянской области в 2011 году
I. Экономическое развитие
II. Здравоохранение и здоровье населения
III. Общее образование
IV. Начальное и среднее профессиональное образование
V. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
VI. Жилищно-коммунальное хозяйство
VII. Дорожное хозяйство
VIII. Обеспечение безопасности граждан
IX. Организация государственного и муниципального управления
X. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
XI. Охрана окружающей среды
I. Экономическое развитие
В 2011 году в экономике области отмечена положительная динамика во всех секторах деятельности. Основными факторами экономического роста стали оживление потребительского спроса, поддерживаемое улучшением ситуации на рынке труда, повышение инвестиционной активности предприятий, государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
Объем валового регионального продукта в 2010 году составил 144,3 млрд. руб., или 104,5 процентов к уровню 2009 года. В 2011 году объем ВРП оценивается в 177,6 млрд. рублей или 107 процентов к уровню 2010 года.
Промышленными предприятиями области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 100,8 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 110,9 процента. По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров составил 80,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства — 110 процентов.
В агропромышленном комплексе Брянской области в 2011 году работали 445 сельскохозяйственных предприятий, более 242 тысяч личных подсобных хозяйств, более 300 крестьянских (фермерских) хозяйств. Доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем количестве в 2011 году составила 74%, что на 4,9 процентного пункта больше, чем в 2010 году. В 2012 — 2014 годах этот показатель составит 76%.
В агропромышленном комплексе Брянской области реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.
В результате реализации программных мероприятий объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах в 2011 году составил 32,5 млрд. рублей или 128,2% в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. Расходы консолидированного бюджета Брянской области на сельское хозяйство в расчете на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции в 2011 году составили 0,024 рубля (в 2010 году 0,018 рубля). В период с 2012 — 2014 годы планируется постепенное снижение данного показателя.
В агропромышленном комплексе постоянно разрабатываются новые программы по поддержке разных производственных направлений.
В 2011 году во всех категориях хозяйств была увеличена посевная площадь сельскохозяйственных культур на 54,5 тыс. га, были значительно расширены посевы кукурузы на зерно, гречихи, подсолнечника на зерно, сои, горчицы, рапса, площади под картофелем.
Традиционная для Брянщины отрасль картофелеводства характеризуется устойчивым темпом развития. За сравнительно небольшой промежуток времени отрасль совершила гигантский рывок вперед. По итогам прошлого года по валовому производству регион вышел на второе место, а по урожайности картофеля — на первое место в Центральном федеральном округе и занимает четвертое место в России по валовому производству картофеля.
Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни в 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 4,7 процентных пункта и составила 66,4%. На протяжении периода 2012–2014 годов планируется рост значения вышеуказанного показателя с 66,5 до 67%.
Фактическое производство основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств области в 2011 году составило: зерно (в первоначально-оприходованном весе) — 586,7 тыс. тонн, что на 169,9 тыс. тонн больше уровня 2010 года, картофель — 1189,2 тыс. тонн (на 487,4 тыс. тонн), овощи — 146,3 тыс. тонн (на 34,7 тыс. тонн), сахарная свекла — 136,0 тыс. тонн (на 33 тыс. тонн).
В отрасли растениеводства делается ставка на объекты для хранения и переработки продукции с целью приближения ее к потребителям. В области строятся высокотехнологичные картофеле- и зернохранилища.
В отрасли животноводства валовое производство скота и птицы на убой в живом весе всеми категориями хозяйств за 2011 год составило 146,0 тыс. тонн. Прирост производства мяса к уровню прошлого года составил 13%.
Поголовье свиней в сельхозпредприятиях Брянской области за 2011 год увеличилось на 34% и составило на 1 января 2012 года 115,7 тыс. голов. Производство свинины возросло на 14% и составило 15,1 тыс. тонн.
Наиболее интенсивно развивается отрасль птицеводства. По состоянию на 1 января 2012 года в сельхозпредприятиях области насчитывалось 5,1 млн. голов птицы. В структуре производства мяса птица занимает более половины всего объема. В 2010 году в области произведено более 63 тыс. тонн мяса птицы.
В отрасли мясного скотоводства Агропромышленный холдинг «Мираторг» с 2009 года реализует проект «Создание комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота и комплекса по убою и первичной переработке КРС». В рамках проекта построен крупный объект кормопроизводства на 76 тыс. тонн зерна. Построены и введены в эксплуатацию 6 из 33 площадок для содержания скота мясного направления.
Валовое производство молока всеми категориями хозяйств в области за 2011 год составило 335,5 тыс. тонн. В сельскохозяйственных предприятиях производство молока увеличилось на 4% по сравнению с уровнем прошлого года, в крестьянских (фермерских) хозяйствах — на 20%.
В течение пяти последних лет в сельхозпредприятиях активно проводятся работы по реконструкции и модернизации животноводческих ферм с внедрением передовых технологий содержания, кормления и доения скота. Закупаются мобильные кормораздатчики-смесители, позволяющие готовить и механизировано раздавать полнорационные корма. Устанавливаются молокопроводы, танки-охладители молока, а в ряде хозяйств — полностью автоматизированные доильные залы, сводящие к минимуму участие человека в процессе доения коров. Ежегодно ремонтируются и модернизируются молочно-товарные фермы в 40–50 хозяйствах, в том числе и с помощью бюджетных средств.
Ежегодно возрастают объемы кредитов, привлекаемых в агропромышленный комплекс. За 2011 год сельскохозяйственным организациям Брянской области предоставлено кредитов в объеме 6,4 млрд. рублей, тогда как в 2010 году этот показатель составлял 4,67 млрд. рублей.
Положительная динамика развития производственной сферы АПК позволяет улучшить ситуацию в социальной сфере села.
В 2011 году на территории Брянской области в рамках программ социального развития села построено жилых домов в сельской местности 8,15 тыс. кв. м., в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами — 3,9 тыс. кв. м. Введено 51,86 км распределительных газовых сетей, 32,16 км локальных водопроводов.
За 2011 год 121 граждан области получили социальные выплаты из федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (на уровне 2010 года), в том числе 60 — молодые семьи и молодые специалисты.
Уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста в 2011 году составлял 68,6%, что на 1,9 процентных пункта больше, чем в предыдущем году. В 2012–2014 годах планируется, что данный показатель увеличится с 69,4 до 71%.
В 2011 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве Брянской области, составляла 9792,7 рубля, что на 26% больше, чем в 2010 году. К 2014 году ее уровень предполагается увеличить до 14 164 руб.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в целом по области в 2011 году составил 48 млрд. рублей (100,2 процента к 2010 году). Увеличение инвестиций в основной капитал поддержано реализацией инвестиционных проектов предприятиями области и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Основным источником инвестиционной деятельности были привлеченные средства (около 70 процентов). Доля централизованных бюджетных средств составила 23,6 процента от общего объема инвестиций. За счет этих средств на территории области осуществлялась реализация мероприятий 8 федеральных, 31 долгосрочной, 23 ведомственных и 9 аналитических целевых программ.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека по итогам 2011 года составил 11 492,4 руб., что выше уровня 2010 года на 9%.
Количество граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, за 2011 год уменьшилось на 3,8 тыс. человек или на 7,2% по сравнению с 2010 годом и составило 49,3 тыс. человек. Количество трудоустроенных граждан уменьшилось на 1,3 тыс. человек или 3,6% и составило 33,7 тыс. человек.
Вместе с тем, доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, за 2011 год увеличилась на 2,5% по сравнению с 2010 годом и составила 68,4%. По России этот показатель — 63,3%.
Этому способствовала реализация двух программ: аналитической ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Брянской области» (2009–2011 годы) и Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда (2011 год), что позволило улучшить ситуацию на рынке труда области и выполнить все показатели, предусмотренные программами в 2011 году.
В 2012–2014 годах положительные тенденции по улучшению ситуации на рынке труда сохранятся, и доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости, в 2014 году составит 68,7%.
За 2011 год в службу занятости населения по вопросу трудоустройства обратился 2881 инвалид, трудоустроен — 721 человек.
Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, составила 25,0%, что на 2,0 п.п. меньше, чем в 2010 году. Показатель по России — 34,9%.
В ходе реализации мероприятий по содействию занятости инвалидов существует ряд проблем, решение которых возможно при принятии отдельных законодательных актов на федеральном уровне. Необходимо:
1) вернуться к ранее действовавшим нормативным и законодательным актам и, в случае невыполнения квоты, применять к работодателям штрафные санкции, средства которых могут направляться для создания специальных дополнительных рабочих мест;
2) предусмотреть на федеральном уровне дополнительные налоговые льготы работодателям, принимающим на работу инвалидов.
В соответствии со ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В отношении граждан данной категории осуществляются мероприятия, способствующие их занятости: организация временной занятости и организация оплачиваемых общественных работ с выплатой материальной поддержки в период участия, организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда, предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, организация ярмарок вакансий, трудоустройство на квотируемые рабочие места для инвалидов.
По целевым программам содействия занятости населения («Организация общественных работ», «Временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы») было трудоустроено, с учётом состояния здоровья, 238 инвалидов. Помимо заработной платы, в период участия в программе, им была выплачена ежемесячная материальная поддержка в размере 1275 рублей.
В 2011 году предоставлены государственные услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации 103 гражданам данной категории.
Также с целью содействия трудоустройству инвалидов в рамках реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2011), созданы 202 специальных постоянных рабочих места для трудоустройства инвалидов с возмещением затрат работодателей на их создание в размере 50 тысяч рублей за одно рабочее место. Создание или дооснащение рабочего места для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Инвалиды являются активными участниками еще одного программного мероприятия «Содействие самозанятости безработных граждан». В 2011 году более 120 инвалидам из числа безработных граждан оказана государственная услуга по содействию самозанятости, из которых 67 чел. зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. В рамках реализации Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2011), им была предоставлена безвозмездная субсидия на организацию собственного дела в размере 58800 руб.
На 1 января 2012 года на учете в органах службы занятости населения Брянской области состояли 250 выпускников среднего и начального профессионального образования (211 выпускников — на 01.01.2011 года), из них:
1) 114 выпускников, завершивших обучение в отчетном году по образовательным программам начального профессионального образования за счет средств Брянской области (97 выпускников — на 01.01.2011 года);
2) 97 выпускников, завершивших обучение в отчетном году по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе 82 выпускника за счет средств Брянской области (97 и 68 выпускников соответственно на 01.01.2011 года).
Проблема трудоустройства молодежи, завершившей профессиональное обучение в образовательных учреждениях, не теряет своей актуальности.
Уровень безработицы среди выпускников учебных заведений указывает на существование проблемы недостаточной координации между системой обучения и рынком труда. Многие предприятия отказывают в приеме на работу выпускникам, которые не обладают высоким профессионализмом и брать их на работу невыгодно, так как необходимо дальнейшее их переобучение на конкретных рабочих местах.
Из более 50 тысяч вакансий, ежегодно заявляемых в службу занятости, 80,0% приходится на рабочие специальности. Традиционно характерен спрос на рабочие профессии в трех отраслях экономики: обрабатывающем производстве (более 35,0% от общего спроса на рабочие кадры); сельском и лесном хозяйстве (более 15,0%), также в строительстве (около 10,0%). Эта тенденция остается неизменной на протяжении последних лет: не изменилась она ни в кризисный, ни в посткризисный периоды.
Разработан комплекс мер, направленных на содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений, а именно:
1) организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;
2) поддержка и развитие молодежного предпринимательства;
3) организация практики студентов старших курсов на предприятиях, в том числе в рамках целевой подготовки;
4) развитие профессиональной ориентации в школах и профессиональных учебных заведениях, непрерывное образование;
5) создание системы прогнозирования рынка труда и согласования перспективных планов приёма учебных заведений;
6) создание в учебных заведениях профессионального образования центров содействия трудоустройству выпускников;
7) проведение ярмарок учебных рабочих мест для выпускников учебных заведений профессионального образования;
8) проведение встреч с выпускниками учебных заведений профессионального образования по разъяснению ситуации на региональном рынке труда, предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения и других вопросов деятельности службы занятости населения.
Согласно данным мониторинга в 2011 году в органы службы занятости населения Брянской области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 1129 выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (в 2010 году — 1256 человек). Из обратившихся в 2011 году — 498 человек имеют начальное профессиональное образование, 631 — среднее профессиональное образование.
В рамках аналитической ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Брянской области (2009–2011 годы)» в отчётном периоде органами службы занятости были трудоустроены 541 выпускник среднего и начального профессионального образования, или 48,0% от обратившихся за содействием в поиске подходящей работы выпускников СПО и НПО (в 2010 году — 934 выпускника, или 74,0%): из них 324 человека — выпускники, имеющие среднее профессиональное образование, 217 человек — выпускники, имеющие начальное профессиональное образование. Обеспечено временное трудоустройство 101 безработному гражданину в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (в 2010 году — 125 человек).
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации является одним из вариантов решения проблемы безработицы среди молодёжи, в том числе выпускников образовательных учреждений.
В рамках аналитической ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Брянской области (2009–2011 годы)» в 2011 году службой занятости организовано профессиональное обучение 129 выпускников образовательных учреждений, в том числе — 60 выпускников начального и 69 выпускников — среднего профессионального образования, по профессиям, востребованным на региональном рынке труда (в 2010 году — 215 человек).
В 2011 году стажировку прошли 470 выпускников 20 образовательных учреждений всех уровней образования под руководством 153 наставников на базе 209 организаций (предприятий) области (в 2010 году — 1201 выпускник под руководством 449 наставников). Из прошедших стажировку в 2011 году 259 человек (55,1%) — выпускники учреждений высшего профессионального образования, 123 человека (26,2%) — выпускники учреждений среднего профессионального образования и 88 человек (18,7%) — выпускники учреждений начального профессионального образования.
В 2011 году после завершения стажировки трудоустроены 229 человек (48,7% от прошедших стажировку), что соответствует уровню трудоустройства 2010 года. 126 человек были трудоустроены по месту прохождения стажировки, 103 — в других организациях.
В отчётном периоде решению проблемы трудоустройства выпускников также способствовало такое направление Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области (2011 г.), как содействие самозанятости безработных граждан. В 2011 году 32 выпускника образовательных учреждений занялись предпринимательской деятельностью и получили субсидию в сумме 1,88 млн. рублей, или по 58,8 тыс. рублей каждый (в 2010 году — 24 человека).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций и предприятий за 2010 год возросла на 11,1 процента и составила 12479 рублей, при этом реальная заработная плата увеличилась на 1,9 процента.
Уровень оплаты труда работников бюджетной сферы отстает от среднеобластных значений данного показателя: по итогам 2010 года отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждениях в процентах к заработной плате в экономике (без бюджетной сферы) колеблется от 46,1 процента — в учреждениях культуры и искусства до 72,8 процента — в учреждениях физической культуры и спорта.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Брянской области на 1 января 2012 года на территории области хозяйственную деятельность осуществляли 8594 малых и средних предприятий. Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составила 77,04 тысяч человек, кроме того индивидуальной предпринимательской деятельностью было занято более 41 тысячи человек. Оборот малых предприятий по всем видам деятельности составил 117,4 млрд. рублей, что на 24,5 процента больше чем в 2010 году. По специальным налоговым режимам субъектами малого и среднего предпринимательства за 2011 год уплачено налогов в консолидированный бюджет области на сумму 1323,7 млн. рублей (в 2010 году — 1100 млн. рублей).
В 2011 году на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области» было направлено средств областного бюджета в сумме 82,2 млн. рублей и федерального бюджета — 318,2 млн. рублей.
В 2011 году был создан центр координации поддержки экспортно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса Брянской области. На его создание было выделено 4,25 млн. руб. Создан Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Брянский Фонд Микрозаймов» (содействие развитию микрофинансовых организаций).
В 2012 году планируется продолжить реализацию мероприятий по развитию молодежного предпринимательства, поддержке начинающих субъектов предпринимательства, субсидированию части затрат по лизинговым договорам. Кроме того, будет оказываться поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции; внедряющих энергоэффективные технологии производства и другие мероприятия.
II. Здравоохранение и здоровье населения
Администрация Брянской области последовательно реализует меры, способствующие стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства, улучшению положения семей с детьми, укреплению здоровья населения.
На территории области реализовывались мероприятия целевых программ (2011 год — на сумму 196,5 млн. рублей), что позволило стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по инфекционным заболеваниям, снизить заболеваемость и смертность населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; сохранить здоровье населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию в результате катастрофы на ЧАЭС.
За счет средств федерального бюджета получены сахароснижающие, противотуберкулезные и иммунобиологические препараты, а также оборудование на общую сумму 203,1 млн. рублей.
В совокупности с программно-целевым подходом к решению проблем материнства и детства в снижении заболеваемости, инвалидности, перинатальной, материнской и младенческой смертности в Брянской области большое значение приобрели мероприятия по реализации Национального проекта «Здоровье».
С 2007 года в рамках проекта «Здоровье» реализуется программа «Родовый сертификат» в части обеспечения диспансерными осмотрами детей первого года жизни.
С целью предупреждения заболеваний проводится ранняя диагностика врожденных и наследственных заболеваний. В 2011 году продолжалось массовое обследование новорожденных Брянской области на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз, а также в полном объеме проводился скрининг новорожденных на галактоземию, муковисцидоз, адрогенитальный синдром.
Показатель младенческой смертности в 2011 год увеличился до 9,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми (2010 год — 7,7).
В рамках национального проекта «Здоровье» проводилась дополнительная диспансеризация работающего населения, углубленная диспансеризация детей-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, что позволило повысить выявляемость патологии на ранней стадии и своевременное оздоровление.
Реализация НП «Здоровье», областных целевых программ значительно укрепило материально-техническую базу лечебных учреждений, повысило квалификацию врачей и их материальную заинтересованность в результатах работы, увеличило доступность высокотехнологичной медицинской помощи.
В области внедрены высокотехнологичные виды медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях (коронарография и стентирование коронарных сосудов), заболеваниях опорно-двигательной системы (эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов), нейрохирургических заболеваниях (сосудистая патология головного мозга). Вышеперечисленные и другие мероприятия позволили снизить показатели смертности населения, в т. ч. населения трудоспособного возраста от внешних причин и новообразований.
За прошедший год увеличилась общая численность лиц и лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами на 10 тыс. человек населения. На 2012—2014 гг. планируется снижение этих показателей.
Количество обоснованных жалоб на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС увеличилось с 0,007 единицы на 1000 человек населения до 0,009. На 2011–2013 планируется снижение показателя.
Показатель заболеваемости туберкулезом снизился в 2011 году на 10,0%, смертность населения от туберкулеза увеличилась в 2011 году на 3,4%. В дальнейшем эти показатели имеют тенденцию к снижению.
Особое внимание уделялось работе по приведению объемов круглосуточной медицинской помощи в соответствие с федеральными нормативами: в 2011 году сокращена 201 круглосуточная койка, и как следствие сократился объем стационарной медицинской помощи.
Количество коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 тыс. человек населения сократилось с 88,9 в 2010 году до 88,5 в 2011 году. Количество коек на 10 тыс. человек городского населения сократилось со 122,7 в 2010 году до 121,4 в 2011 году. Количество коек на 10 тыс. человек сельского населения в 2011 году осталось на уровне 2010 года (15,0).
Показатель средней продолжительности 1 случая временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в 2011 году составил 13,3 дня (2010 год — 13,3 дня).
Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения снизилась с 12,3 дней в 2010 году до 12,2 дней в 2011 году.
Уровень госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения снизился в 2011 году на 3% и составил 22,7 случаев на 100 тыс. населения.
Фактическая стоимость 1 койко-дня без учета расходов на оплату труда и начислений на оплату труда увеличилась в 2011 году на 4,3% вследствие увеличения расходов на питание и медикаменты.
Стоимость вызова скорой медицинской помощи без учета расходов на оплату труда и начислений на оплату труда увеличилась в 2011 году на 20,0% и составила 214,5 рублей.
В результате мероприятий по оптимизации коечного фонда объем стационарной медицинской помощи на 1 жителя уменьшился с 2,879 койко-дней в 2010 году до 2,784 койко-дня в 2011 году.
На 2012 год утвержден территориальный норматив стационарной медицинской помощи в размере 2,780 койко-дня на 1 жителя, что соответствует федеральному нормативу.
Объемы скорой медицинской помощи сократились с 0,320 вызова на 1 жителя в 2010 году до 0,318 в 2011 году. В 2012 году планируется увеличение объемов неотложной медицинской помощи, в результате чего сократится количество вызовов скорой медицинской помощи, в том числе безрезультатных.
Объем амбулаторно-поликлинической помощи на 1 жителя увеличился с 8,75 в 2010 году до 9,12 в 2011 году.
В рамках программы модернизации здравоохранения с 2011 года производятся доплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу амбулаторного звена. Вследствие чего увеличилась укомплектованность врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь, в том числе в сельской местности. В результате к 2013 году планируется увеличить объемы амбулаторной медицинской помощи до федерального норматива (9,7 посещений на 1 жителя).
В учреждениях здравоохранения области активно развивается стационарозамещающая помощь. Учитывая экономичность и востребованность пациентами, данный вид медицинской помощи продолжит свое развитие.
В 2011 году объем стационарозамещающей на 1 жителя составил 0,754 пациенто-дня, что на 27,8% выше федерального норматива (0,590).
В целях оптимизации и сокращения неэффективных расходов перераспределяются объемы медицинской помощи из круглосуточного стационара, скорой медицинской помощи в амбулаторный сектор, открываются кабинеты врачей общей практики на базе участковых больниц, организовываются стационары на дому, развивается неотложная медицинская помощь.
Фактический показатель стоимости вызова скорой помощи в 2011 году составил 910,5 рублей, что на 18,5% выше показателя 2010 года (768,5 рублей). Стоимость одного койко-дня в стационарах круглосуточного пребывания составила 893,7 рублей, что выше показателя 2010 года (787,1 рубль) на 13,5%.
Стоимость одного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения в 2011 году составила 162,9 рублей, показатель 2010 года — 135,1 рубля (увеличение на 20,6%), одного пациента-дня в 2011 году в дневных стационарах — 228,6 рубля, показатель 2010 года — 245,1 рубля (снижение на 6,7%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения увеличилась по сравнению с 2010 годом в среднем на 18,6%, в том числе врачей — на 28,1%, среднего медицинского персонала — на 30,5%, прочего персонала — на 17,3%, в том числе младшего медицинского персонала — на 30,8%.
В целях повышения эффективности деятельности системы здравоохранения в 2010 году введена новая система оплаты труда, ориентированная на результат.
С 2011 года осуществлен переход на одноканальное финансирование медицинских организаций, работающих в системе ОМС, вводятся стандарты оказания медицинской помощи. К 2013 году планируется увеличить заработную плату работников государственных учреждений здравоохранения на 50%.
Численность работающих (физических лиц) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения снизилась на 867 человек.
Численность врачей (физических лиц) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в расчете на 10 тыс. человек населения снизилась с 30,7 в 2010 году до 30,5 в 2011 году.
Коэффициент совместительства у врачей составляет 1,7. В 2011 году увеличился процент укомплектованности врачами-специалистами и сложился в размере 93,1 (2010 г. — 92,9).
За период реализации Национального проекта «Здоровье» серьезно укреплено кадрами первичное звено здравоохранения: процент укомплектованности врачебными кадрами участков первичного звена здравоохранения возрос с 77,5 в 2005 году до 96,3 в 2011 году. Снизился коэффициент совместительства с 1,6 в 2005 году до 1,1 в 2011 году. Процент укомплектованности участковыми медицинскими сестрами в 2011 году составил 97,5 (2010 год — 98,6).
Численность среднего медицинского персонала (физических лиц) на 10 тыс. человек населения уменьшилась с 98,7 человек в 2010 году до 97,3 на конец 2011 года. Численность прочего персонала (физических лиц) уменьшилась на 0,9% и составила в 2011 году 42,9 человек на 10 тыс. человек населения (2010 год — 43,3). Численность младшего медицинского персонала (физических лиц) на 10 тыс. человек населения уменьшилась с 45,6 человек в 2010 году до 43,8 за 2011 год или на 3,9%.
Расходы консолидированного бюджета на территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 жителя в 2011 году составили 1 353,8 рублей (снижение по сравнению с 2010 годом на 25,9%).
Расходы средств обязательного медицинского страхования в расчете на
1 жителя увеличились в 2011 году на 40,8% (3 416,0 рублей).
В связи с переходом в 2011 году на одноканальное финансирование медицинских организаций, работающих в системе ОМС и передачи средств областного бюджета на содержание медицинских учреждений в бюджет ОМС, в 2011—2013 гг. планируется уменьшение расходов областного бюджета на территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 жителя и увеличение расходов средств обязательного медицинского страхования в расчете на 1 жителя.
Объемы финансирования видов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи увеличились в 2011 году на 13,9% и составили 5 657 992,5 тыс. рублей, в том числе:
1) скорой медицинской помощи — 369 805,3 тыс. рублей;
2) амбулаторной медицинской помощи — 1 895 318,5 тыс. рублей;
3) стационарной медицинской помощи — 3 173 025,4 тыс. рублей;
4) медицинской помощи в дневных стационарах — 219 843,3 тыс. рублей.
Фактическая стоимость территориальной программы ОМС в 2011 году составила 4 356 551,2 тыс. рублей или увеличилась по сравнению с 2010 годом на 39,6%.
Дефицит финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в 2010 году снизился на 17,4% и составил 36,6%.
61 государственное учреждение здравоохранения, работающее в системе ОМС, используют единые информационные технологии учета объемов и стоимости оказанной медицинской помощи. 50 государственных больничных учреждений финансируются по результатам деятельности по законченному случаю.
Финансирование государственных амбулаторно-поликлинических учреждений по результатам деятельности на основании подушевого норматива на прикрепленное население в области не проводится.
Департаментом здравоохранения на период 2012—2013 гг. разработан перечень мероприятий по повышению эффективности использования финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов в учреждениях здравоохранения и снижению неэффективных расходов:
1) внедрение современных методов управления;
2) развитие инновационных технологий, что позволит улучшить качество диагностики, сократить сроки лечения.
3) приведение в соответствие с нормативами объемов медицинской помощи;
4) оптимизация кадрового состава работников учреждений здравоохранения;
5) развитие стационарозамещающих технологий;
6) использование механизма аутсорсинга;
7) продолжение работы по внедрению стандартов оказания медицинской помощи;
8) расширение самостоятельности бюджетных учреждений и создание условий для расширения других организационно-правовых форм организаций здравоохранения;
9) внедрение единых информационных технологий для учета объемов и стоимости медицинской помощи.
10) развитие современных медицинских технологий.
Реализация указанных мероприятий позволит к 2013 году повысить качество и объемы предоставляемых услуг, высвободить внутренние резервы для повышения заработной платы работников и модернизации инфраструктуры, расширить возможности учреждений здравоохранения по оказанию дополнительных услуг.
III. Общее образование
Департаментом общего и профессионального образования Брянской области проводится активная и планомерная работа по снижению неэффективных расходов в сфере общего образования, повышению качества предоставляемых услуг.
В результате демографических процессов численность учащихся общеобразовательных учреждений сокращается в сельской местности. Соответственно сокращается количество классов, численность работников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений. Сохраняется проблема низкой наполняемости классов, относительно установленных нормативных показателей, особенно в сельской местности.
Основу системы общего образования составляют муниципальные общеобразовательные учреждения, численность которых на начало 2011–2012 учебного года составила 643 (в 2010 году — 681). Из них школ, расположенных в городской местности, -170 (2010 год — 169), сельских школ — 473 (2010 год — 512).
Численность школ по уровням реализуемых образовательных программ распределяется следующим образом: средних школ — 423, основных — 169, начальных — 43.
В числе средних школ 8 — средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, 12- гимназии (не изменилось по сравнению в 2010 годом),5 — лицеи (2010 год — 5). Кроме того, в Брянской области функционирует 8 муниципальных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На начало 2011–2012 учебного года департаментом общего и профессионального образования Брянской области проведена следующая работа по реструктуризации сети учреждений, реализующих программы общего образования:
1) закрыты начальные школы: Вороновологская НОШ, Новенская НОШ Брасовского района, Алексеевская НОШ, Скуратовская НОШ Выгоничского района, Поляковская НОШ Жуковского района, НОШ д. Алень, НОШ д. Старая Мармазовка Клетнянского района, Октябрьская НОШ Почепского района, Лутовиновская НОШ Рогнединского района, Косичская НОШ Суражского района, НОШ д. Песчанка Унечского района;
2) закрыты основные школы: Добриковская ООШ Брасовского района, Сосново-Болотская ООШ Выгоничского района, Дубенецкая ООШ Красногорского района, Рагозинская ООШ, Котляковская ООШ, Кожемякская ООШ Почепского района, Жастковская ООШ Суражского района, Голубчанская ООШ Трубчевского района;
3) закрыта средняя школа: Мареевская СОШ Дубровского района;
4) проведена реорганизация основных школ в начальные: Поконская ООШ Гордеевского района; Савлуковская ООШ Жирятинского района, Гутокорецкая ООШ Клинцовского района, Хариновская ООШ, Осовикская ООШ Рогнединского района;
5) проведена реорганизация средних школ в основные: Титовская СОШ Брянского района, Хмелевская СОШ, Сосновская СОШ Выгоничского района, Алешинская СОШ, Давыдчинская СОШ, Рековичская СОШ Дубровского района, Морачевская СОШ Жирятинского района, Березовская СОШ, Василевская СОШ, Чеховская СОШ Погарского района, Пантусовская СОШ Стародубского района, СОШ п. Рассуха Унечского района;
6) проведена реорганизация путем присоединения: Быковичской ООШ к Крыжинской ООШ Жуковского района, Сельцовская СОШ к Ивотской СОШ, Немеричская СОШ к СОШ п. Бытошь, Будочковская СОШ к СОШ п. Бытошь Дятьковского района, Свенская СОШ № 2 к Свенской СОШ № 1, Пятилетская СОШ к Свенской СОШ № 1 Брянского района, Вздруженская СОШ к Салтановской СОШ Навлинского района, СОШ им. Калинина к СОШ № 1 Почепского района, Косиловской ООШ к Гришино-Слободской СОШ Жуковского района, ООШ д. Строительная Слобода к СОШ с. Акуличи(стр.подр. НОШ д. Стр. Слобода) ,ООШ д. Коршево к СОШ с. Акуличи(стр.подр. НОШ д. Коршево),ООШ д. Быстрянка к СОШ № 1, ООШ д. Павлинка к СОШ № 2, ООШ д. Надва к СОШ № 3, ООШ д. Семиричи к СОШ п. Мирный, ООШ д. Ширковка к СОШ п. Мирный, ООШ д. Алексеевка к СОШ с. Лутна, ООШ д. Николаевка к СОШ с. Мужиново Клетнянского района, Песчанской ООШ к Чемерновской СОШ (филиал нош), Сосновской ООШ к Коржовоголубовской СОШ(филиал нош), Руднеголубовской ООШ к Первомайской СОШ (филиал нош) Клинцовского района, Бутерская ООШ к Чичковской СОШ, Алексеевская ООШ к Салтановской СОШ Навлинского района, Алексеевская ООШ к Шмотовской СОШ, Усошкинская ООШ к Краснорогской СОШ Почепского района, Глаженская НОШ к Нетьинской СОШ, Ивановская НОШ к Нетьинской СОШ Брянского района, Красноборской НОШ к Ржаницкой СОШ Жуковского района, НОШ д. Новотроицкое к СОШ с. Мужиново Клетнянского района, Бутовской НОШ к Киваевской СОШ (филиал) Клинцовского района; Высокской СОШ, Княвичской ООШ с Морачевской ООШ Жирятинского района;
7) проведена реорганизация основной школы в д/сад: Толмачевская ООШ Брянского района;
8) реорганизация начальной школы д/сад в д/сад: Хотылевская начальная школа д/сад Брянского района.
С 2011 года изменен характер оптимизация сети учреждений общего образования. Одной из задач стала подготовка нормативно-правовых актов по переходу образовательных учреждений в иные организационно-правовые формы (автономные, бюджетные, казенные). В связи с этим структура сети учреждений общего образования с 1 января 2012 года меняется не столько количественно, сколько качественно. Переход к новым организационно-правовым формам позволит расширить самостоятельность школ по многим вопросам их деятельности. 35 образовательных учреждений (в 2010 году — 5) в связи с малым контингентом, недостаточностью материально-технической базы переведены в разряд филиалов, структурных подразделений при базовых школах.
По-прежнему наблюдается тенденция снижения количества учащихся в общеобразовательных школах сельской местности, что связано с демографической ситуацией: в 2010 году численность учащихся составляла 111297 учеников в городских и сельских общеобразовательных учреждениях, в 2011 году — 111317 учеников (рост за счет увеличения данного показателя по городским образовательным учреждениям).
Однако прогнозируемые результаты на 2012–2014 годы показывают дальнейшее постепенное снижение (прежде всего, за счет уменьшения количества учащихся в сельских школах). Ожидается, что к 2014 году в учреждениях области будут получать образование 111200 учащихся.
В 2011 году численность выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене по русскому языку и математике, составила 12117 человек. Это ниже показателей 2010 года (15164 человека), несмотря на то, что данные предметы были определены в качестве обязательных для выпускников школ. Данное снижение связано с уменьшением контингента обучающихся. Однако в 2012–2014 годах прогнозируется увеличение численности выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене по русскому языку и математике.
Численность лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене, определяет успешность сдачи выпускниками общеобразовательных школ государственной (итоговой) аттестации. В 2011 году снизилось до 10 (в 2010 году — 21) количество учащихся, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании. Причиной тому следует считать повышение качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, связанное с появлением опыта у педагогических коллективов в данном вопросе, осознанием учащимися собственной ответственности за результат экзамена.
С целью улучшения значения показателя учреждениями образования проводится определенная предварительная работа с участниками образовательного процесса:
1) во всех общеобразовательных учреждениях города оформлены информационные стенды по подготовке учащихся к ЕГЭ;
2) методистами городского информационно-методического Центра организованы консультации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ЕГЭ;
3) в течение учебного года с руководителями общеобразовательных учреждений города ведется систематическая работа по ознакомлению с нормативными документами по проведению ЕГЭ (совещания, коллегии, консультации);
4) в общеобразовательных учреждениях города проведены родительские собрания, на которых рассмотрены вопросы, связанные с участием выпускников школ города в ЕГЭ;
5) проведены обучающие занятия с выпускниками 11-х классов по заполнению бланков и репетиционные контрольные работы в форме и по материалам ЕГЭ.
При выполнении вышеназванных мероприятий данный показатель (не более 15 учащихся, не получивших аттестат об образовании), несмотря на увеличение количества выпускников, сдающих экзамены, предполагается сохранить.
В Брянской области реализуется комплекс мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы объектов образования, проводятся капитальные и текущие ремонты.
В 2011 году на выполнение комплекса работ по развитию школьной инфраструктуры в действующих общеобразовательных школах выделено и освоено более 187 млн. рублей. Косметические ремонты проведены во всех школах. Выполнены текущие ремонты санузлов в 32-х школах, текущие ремонты пищеблоков с целью установки нового оборудования произведены в 29 школах, текущие ремонты систем водопровода и отопления — в 97 школах. Всего приведено в соответствие требованиям санитарно-бытовых условий и охране здоровья учащихся 1144 помещений, 272 — отремонтированы с целью установки нового оборудования.
В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры достигнута положительная динамика по основным показателям, определяющим состояние материально-технической базы объектов образования. В 2010 году требовали капитального ремонта 129 школ. По итогам 2011 года количество объектов, нуждающихся в капитальном ремонте, сокращено на 14%. Объектов образования, находящихся в аварийном состоянии, нет. Число учреждений, имеющих водопровод и канализацию, увеличено с 90% до 96%; 97% школ имеют центральное газовое отопление. 86% школ имеют собственные столовые или залы для приема пищи. Обеспеченность теплыми санузлами в сельских школах составляет 56% (имеют теплые туалеты 258 сельских школ). В 2010 году обеспеченность теплыми туалетами составляла 48%.
Состояние материально-технической базы государственных образовательных учреждений с постоянным пребыванием детей, находится на особом контроле. C целью укрепления и развития школьной инфраструктуры, обеспечения выполнения санитарно-бытовых условий и повышение уровня безопасности и охраны здоровья учащихся в 2011 году проведены текущие ремонты в ГБОУ «Брянская кадетская школа-интернат», ГБОУ «Клинцовская кадетская школа-интернат». Смонтировано видеонаблюдение в 18 общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников, что значительно повысило уровень пожарной и антитеррористической безопасности. Вместе с тем, в 2012 требует капитального ремонта кровля в Дятьковском кадетском корпусе, Климовской школе-интернате, фасад и кровля Клинцовского детского дома, медицинский блок Брянского кадетского корпуса.
Во исполнение требований Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» было проведено 17 знергообследований, смонтировано 2 узла учета холодной воды и 8 — тепловой энергии.
IV. Начальное и среднее профессиональное образование
Состояние материально-технической базы образовательных учреждений среднего профессионального образования можно охарактеризовать как стабильно удовлетворительное. Текущие косметические ремонты проводятся ежегодно во всех учреждениях среднего профессионального образования. Вместе с тем, из-за хронического недофинансирования требуют капитального ремонта здания и сооружения ГБОУ СПО «Клинцовский педагогический колледж», ГБОУ СПО «Клинцовский текстильный техникум» и ГБОУ СПО «Новозыбковский профессионально-педагогический колледж». Частично данная проблема будет решаться в 2012 году за счет средств программы «Развитие образования Брянской области».
В 2011 году в системе начального профессионального образования Брянской области функционировало 29 образовательных учреждений, что на 2 меньше, чем в 2010 году. Это связано с реорганизацией учреждений начального профессионального образования (ПУ№ 3 было реорганизовано путем присоединения к ПЛ № 3 и ПУ № 14 было реорганизовано путем присоединения к ПЛ № 13).
В связи с демографическим спадом численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, финансирующихся из областного бюджета, в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 1343 человека или на 12,9%.
В 2012 году численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования области ожидается в 4317 человек, а к 2014 году снизится до 3478 обучающихся. Это обусловлено тем, что будет проведено укрупнение учреждений путем их реорганизации (объединения, слияния, присоединения) и интеграция учреждений НПО с образовательными учреждениями СПО:
1) реорганизация ГБОУ НПО ПЛ № 3 имени Героя Советского Союза М. А. Афанасьева путем его присоединения к ГОУ СПО «Брянский автотранспортный техникум»;
2) реорганизация ГБОУ НПО ПЛ № 13 г. Фокино путем его присоединения к ГОУ СПО «Фокинский индустриальный техникум»;
3) реорганизация ГБОУ НПО ПУ № 25 г. Брянска путем его присоединения к ГОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж»;
4) реорганизация ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж» путем его присоединения к ГОУ СПО «Трубчевский политехнический техникум»;
5) ликвидация филиала ГБОУ СПО «Клинцовский текстильный техникум» с последующим переводом на базу ГБОУ НПО ПЛ № 10 г. Брянска;
6) реорганизация ГБОУ НПО ПУ № 6 г. Унеча путем присоединения к ГБОУ НПО ПУМ № 17 г. Унеча;
7) реорганизация ГБОУ НПО ПУ № 26 путем присоединения к ГБОУ СПО «Клинцовский текстильный техникум».
Создание многопрофильных, многоуровневых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального и среднего профессионального образования:
1) реорганизация ГБОУ НПО ПУ № 5 путем присоединения к ГБОУ НПО ПЛ № 10 г. Брянска с его последующим преобразованием в ГБОУ СПО «Брянский техникум технологии и сервиса»;
2) реорганизация ГБОУ НПО ПУ № 11 г. Брянска путем присоединения к ГБОУ НПО ПЛ № 39 с его последующим преобразованием в ГБОУ СПО «Брянский экономико-технологический техникум»;
3) преобразование ГБОУ НПО ПЛ 20 г. Новозыбкова в ГБОУ СПО «Новозыбковский промышленный техникум»;
4) преобразование ГБОУ НПО ПЛ № 22 г. Суража в ГБОУ СПО «Суражский Аграрный техникум»;
5) преобразование ГБОУ НПО ПЛ № 35 пгт Комаричи в ГБОУ СПО «Комаричский техникум механизации и сельского хозяйства»;
6) преобразование ГБОУ НПО ПЛ № 9 г. Брянска в ГБОУ СПО «Брянский энерготехнический техникум»;
7) преобразование ГБОУ НПО ПЛ № 24 в ГБОУ СПО «Клинцовский технологический техникум»;
8) преобразование ГБОУ НПО ПЛ № 1 г. Трубчевска в ГБОУ СПО «Трубчевский сельскохозяйственный техникум».
Количество выпускников учреждений НПО в 2011 году составило 3963 человека, что на 5,5% меньше завершивших обучение в 2010 году. В 2012 году количество выпускников ожидается в 3468 человек, что на 12,5% меньше выпущенных в 2011 году. Уменьшение контингента связано с уменьшением количества поступающих в учреждения начального профессионального образования.
В целях содействия трудоустройству выпускников департаментом общего и профессионального образования Брянской области составлен план-график по организации работы по трудоустройству выпускников учебных заведений в 2011–2012 годах.
В рамках плана-графика проводится следующая работа:
1) участие представителей предприятий и организаций — работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования;
2) проведение мониторинга прогнозного распределения выпускников учреждений профессионального образования;
3) проведение мониторинга трудоустройства выпускников очной формы обучения государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования федерального и регионального подчинения, а также негосударственных учреждений профессионального образования, находящихся на территории Брянской области;
4) установка в учреждениях профессионального образования автоматизированной системы содействия трудоустройству выпускников (АИСТ);
5) заключение договоров с предприятиями-работодателями на трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования;
6) организация работы по индивидуальному трудоустройству выпускников в рамках работы служб учреждений профессионального образования.
В соответствии с Планом действий по дополнительному обучению нетрудоустроенных выпускников образовательных учреждений по ускоренным курсам подготовки, востребованным профессиям, опережающему профессиональному обучению в регионе проводится ряд мероприятий, направленных на комплексное решение вопроса трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
На базе всех учреждений начального профессионального образования области созданы советы по содействию трудоустройству выпускников.
Благодаря этому у выпускников есть возможность правильно оценить экономическую ситуацию в регионе, адаптироваться к развитию бизнес — технологий, познакомиться с современными системами кадрового менеджмента ведущий компаний.
В системе среднего профессионального образования Брянской области в 2011 году функционировало 29 учреждений. Из них 3 — негосударственные учреждения СПО, 10 учреждений, находящихся в введении Брянской области.
Численность лиц, обучающихся в государственных областных учреждениях среднего профессионального образования, в 2011 году составила 4760 человек, что на 413 человек меньше, чем в 2010 году. Это обусловлено демографическим спадом. Дальнейшее увеличение количества студентов объясняется тем, что во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 2413-р «О передаче федеральных учреждений СПО» с 1 января 2012 года 6 федеральных учреждений СПО переданы на региональный бюджет:
1) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский автотранспортный техникум»;
2) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский строительный колледж имени профессора Н. Е. Жуковского»;
3) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дятьковский индустриальный техникум»;
4) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Трубчевский политехнический техникум»;
5) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Фокинский индустриальный техникум»;
6) Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брянский профессионально-педагогический колледж».
С учетом демографической ситуации, уровня подготовки выпускников общеобразовательных школ, уменьшения количества бюджетных мест в 2011 году было отмечено увеличение количества обучающихся за счет средств субъекта Российской Федерации и уменьшение количества обучающихся за счет внебюджетных средств.
В связи с уменьшением контингента государственных областных учреждений начального и среднего профессионального образования в 2011 году уменьшилась общая численность работников данных учреждений, а также педагогических работников. В категорию «уволенных» в основном вошли педагогические работники пенсионного возраста.
Отмечается положительная тенденция постепенного омоложения педагогических кадров учреждений СПО области.
V. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
Одной из важнейших задач социально-экономического развития Брянской области является рост обеспеченности граждан доступным и благоустроенным жильем. В 2010 году в среднем на 1 человека в Брянской области приходилось 25,2 кв. м жилья (по РФ — 22,6 кв.м), в 2011 году — 25,6 кв.м.
В 2010 году в Брянской области введено 390,9 тыс. кв. м жилья, в 2011 году — 420 тыс. кв. м жилья.
Несмотря на создание правовой и материальной базы для функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике доступны лишь ограниченному кругу семей — семьям с высокими доходами.
В целях совершенствования деятельности в сфере жилищного строительства и обеспечения граждан жильем проводится работа по созданию на практике прозрачной и эффективной процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для получения разрешения на строительство жилых объектов. Вместе с тем, продолжительность периода с даты подписания протокола о результатах аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства до даты получения разрешения на строительство в среднем составляет 15 месяцев, а с момента выдачи разрешения на строительство жилого дома до даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию — в среднем 18 месяцев.
В целях устранения административных барьеров требуется подготовить и принять необходимые технические регламенты в области градостроительного проектирования, а также по требованиям безопасности при проведении инженерных изысканий, проектировании, строительстве и при эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Наблюдается тенденция увеличения роста площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения, которая в 2010 году составила 0,21 кв.м/чел., в 2011 году — 0,25 кв.м/чел.
В целях комплексного развития территорий Брянской области и в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в Брянской области завершена разработка Схемы территориального планирования Брянской области, которая утверждена постановлением администрации Брянской области от 14 июня 2011 г. № 528.
На территории области имеется 2 городских округа (Брянск и Клинцы) с численностью населения более 50 тыс. человек. С 1 января 2005 г. утвержден генеральный план г. Клинцы. Правила землепользования и застройки разработаны и приняты в г. Брянске. В г. Клинцы правила землепользования и застройки разработаны и утверждены октябре 2011 года.
Количество органов исполнительной власти, предприятий и организаций, согласование которых необходимо получить в период предоставления земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного), начиная с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в среднем по области составляет 8 организаций.
Таким образом, улучшению жилищных условий граждан будут способствовать предоставление в установленном порядке органами исполнительной власти и местного самоуправления, по желанию граждан, земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также развитие новых форм жилищно-строительной кооперации и жилищных некоммерческих объединений граждан с обеспечением мер дополнительной поддержки граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Повышение эффективности деятельности в сфере жилищного строительства осуществляется путем решения следующих задач:
1) обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
2) модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
3) развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства;
4) внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства.
VI. Жилищно-коммунальное хозяйство
Количество планируемых к вводу в отчетном периоде в эксплуатацию в соответствии с утвержденными инвестиционными программами объектов электросетевого хозяйства соответствует количеству введенных в отчетном периоде в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства.
Объем планируемой к вводу в отчетном периоде в эксплуатацию в соответствии с утвержденными инвестиционными программами трансформаторной мощности соответствует объёму трансформаторной мощности, введенной в отчетном периоде в эксплуатацию.
Протяженность планируемых к вводу в отчетном периоде в эксплуатацию электрических сетей соответствует протяженности электрических сетей, введенных в эксплуатацию в отчетном периоде в соответствии с утвержденными инвестиционными программами.
В 2011 году в полном объёме удовлетворены все заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Центра» — «Брянскэнерго».
Доля потерь тепловой энергии в суммарном объёме отпуска тепловой энергии составила 13,2% или 521,515 Гкал в натуральном выражении.
Учитывая, что на 2011 год тариф на отпуск тепловой энергии для ОАО «БКС» утверждён в сумме 1405,15 руб. за Гкал, потери тепловой энергии в стоимостном выражении составили 732,8 тыс. руб. (1405,15 руб. * 521,515 Гкал).
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть по Брянской области, в 2011 году составила 12,9%. В дальнейшем, за счет проводимых работ по устранению ветхих сетей и замене их на новые трубопроводы, а также проведения ремонтных работ планируется сокращение данного показателя в 2012–2014 годах — до 10%.
Необходимость определения способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме установлена нормами ЖК РФ. Эффективность управления многоквартирным домом едва ли не самый важный вопрос в сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время. Управление должно обеспечивать благоприятные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, предоставление иных жилищных и коммунальных услуг гражданам. Для этого в регионе принят ряд документов, направленных на совершенствование работы управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов.
Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управлении посредством управляющей компании частной формы собственности в целом по субъекту за 2011 год составила 33,93%, в дальнейшем планируется рост этого показателя, в 2012 году он должен составить 35%.
Также следует отметить рост такого показателя, как доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способом управления товарищество собственников жилья. Этот способ является наиболее прогрессивной формой объединения собственников жилья, и характеризуется повышением активности собственников и ответственности за содержание общего имущества. В 2011 году этот показатель составил 8,94%. В 2012 году он должен увеличиться до 9,5%.
Привлечение частного бизнеса в сферу управления многоквартирными домами, в конечном итоге, позволит достигнуть значительного повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, стимулировать создание системы самоуправления многоквартирными домами и сделать эту область ЖКХ открытой для потребителей.
Отдельной группой многоквартирных домов являются двухквартирные дома, управление которыми посредством управляющей организацией или создания товариществ собственников жилья заведомо нецелесообразно. Оптимальной формой управления для двухквартирных домов является непосредственное управление собственниками, в связи с чем наблюдается увеличение доли многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали подобный способ управления. В 2011 году этот показатель составил 40,37%, в 2012 году он увеличится до 41%.
Создание рыночных конкурентных отношений, сопровождаемое привлечением частного капитала в отрасль, является основным механизмом решения многочисленных проблем сферы ЖКХ.
В качестве экономических мер, методов и способов воздействия на функционирование и развитие объектов рынка жилищно-коммунальных услуг предусматривается демонополизация жилищно-коммунального комплекса с увеличением доли организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов и (или) муниципальных образований не более чем 25%.
Увеличение доли объема отпуска холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии, счет за которую выставлен по показаниям приборов учета планируется за счет реализации в области региональной и муниципальных программ энергосбережения, а также в рамках реализации региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Брянской области». Таким образом, реализуется один из основных принципов региональной политики энергосбережения по учету юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также по учету физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ стало одним из факторов, позволивших значительно увеличить темпы ликвидации аварийного жилья в области. В 2008–2011 годах в региональные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда был включен аварийный жилищный фонд общей площадью более 52,7 тысяч квадратных метров, благодаря чему свои жилищные условия улучшили 3,6 тысяч человек. Размер финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008 — 2011 годы составил 1,454 млрд. рублей. Однако объем аварийного фонда остается значительным и требует применения программного подхода с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов для его ликвидации.
В рамках реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Брянской области в течение 2008–2011 годов отремонтировано 832 многоквартирных дома общей площадью 1428,87 тыс.кв.м. Общий размер финансирования мероприятий капитального ремонта за эти годы составил 2068176,146 тыс. рублей.
Объем неэффективных расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2011 году составил 94,5 млн. руб., что на 30% меньше уровня 2010 года. В 2012 — 2014 годах расходы консолидированного бюджета области на данные цели не запланированы.
VII. Дорожное хозяйство
Доля региональных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности региональных автомобильных дорог (ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»), в 2011 году составила 65,4 процента (в 2010 году — 65,8 процента), доля муниципальных автодорог местного значения — 65,7 процента (в 2010 году — 65,8 процента).
В 2014 году доля региональных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, от общей протяженности автомобильных дорог, снизится до уровня 57 процентов, дорог местного значения до 65 процентов.
VIII. Обеспечение безопасности граждан
Количество зарегистрированных преступлений в 2011 году составило 19467 единиц (снижение по сравнению с 2010 годом составило 4007 единиц).
Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, в 2011 году составила 30,3 процента (2010 год — 30,4 процента).
Расходы консолидированного бюджета на правоохранительную деятельность в 2011 году составили 945370,7 тыс. рублей (110 процентов к уровню 2010 года). Расходы на финансирование правоохранительной деятельности на 2012 — 2013 годы не запланированы в связи с передачей полномочий по финансовому обеспечению полиции общественной безопасности на федеральный уровень с
1 января 2012 года.
IX. Организация государственного и муниципального управления
Расходы консолидированного бюджета Брянской области в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом на 4 829 291,3 тыс. рублей (114,3% к уровню 2010 года).
Поскольку областной и местные бюджеты являются преимущественно социально ориентированными (доля расходов областного бюджета на финансирование «социальных» отраслей в 2011 году составляла более 60%), в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились расходы на финансирование здравоохранения, образования, физической культуры и спорта (общий объем расходов на финансирование здравоохранения увеличился более чем на 25 процентов в связи с реализацией в течение 2011 — 2012 годов программы модернизации здравоохранения Брянской области).
Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и правоохранительной деятельности в 2010 — 2011 годах были запланированы в объемах, соответствующих фактической потребности. Расходы на финансирование правоохранительной деятельности на 2012 — 2014 годы не запланированы в связи с передачей полномочий по финансовому обеспечению полиции общественной безопасности на федеральный уровень с 1 января 2012 года.
Объем просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных учреждений в 2011 году снизился на 10% по сравнению с 2010 годом. Реализация жестких мер в отношении кредиторской задолженности позволила в течение 2011 года сдерживать ее объем на достаточно низком уровне. Ежегодно проводится инвентаризация кредиторской задолженности в разрезе государственных учреждений, анализ факторов ее возникновения, реализуются меры по реструктуризации и снижению уровня просроченной кредиторской задолженности. Проводится работа по анализу и принимаются меры по снижению кредиторской задолженности муниципалитетов. По итогам 2011 года просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений Брянской области отсутствовала.
Основную долю доходов консолидированного бюджета Брянкой области (63,6% в 2011 году) составляют налоговые и неналоговые доходы. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджетов всех уровней (за исключением субвенций) в 2011 году сохранилась на уровне 2010 года (в 2010 году — 63,8%). На 2012 — 2014 годы планируется увеличение доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета в связи с планируемым увеличением поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней, а также сокращением объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
Расходы консолидированного бюджета на увеличение стоимости основных средств в 2011 году увеличились на 15% по сравнению с 2010 годом (на 420 374 тыс. рублей). Увеличение связано, прежде всего, с ростом расходов на увеличение стоимости основных средств в отраслях здравоохранения, образования в связи с реализацией в 2011 году программ модернизации указанных отраслей.
Размер среднемесячной начисленной заработной платы гражданских служащих органов исполнительной власти Брянской области в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом в связи с осуществлением в течение 2011 года индексации заработной платы гражданских служащих и работников бюджетной сферы. Общий объем расходов консолидированного бюджета на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления в 2011 году увеличился на 277 187,2 тыс. рублей.
Доля расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках бюджетных целевых программ (долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ) в 2011 году составила 10,32% (рост на 1,82 процентных пунктов к уровню 2010 года). С 2012 года формирование областного бюджета осуществляется на основании программно-целевого принципа (доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках государственных программ Брянской области, составляет 80,6%). С 2013 года предполагается переход на формирование «программного» бюджета органами местного самоуправления и увеличение доли расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках программ, до 99%.
В 2011 году в 3,6 раза по сравнению с 2010 годом увеличилась доля расходов консолидированного бюджета, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями (в 2011 году указанная доля составила 3,05%). На 2012–2014 годы запланировано равномерное увеличение доли расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг автономными учреждениями.
По состоянию на конец 2010 года объем государственного внутреннего долга Брянской области составлял 6 052 568,2 млн. рублей (47,71% от общего годового объема доходов областного бюджета за исключением субвенций), по состоянию на конец 2011 года — 6 224 328,8 млн. рублей (40,06% от общего годового объема доходов областного бюджета за исключением субвенций). Увеличение объема государственного внутреннего долга области вызвано привлечением в конце 2011 года дополнительных объемов кредитных ресурсов с целью индексации заработной платы работников государственных учреждений. На 2012 — 2014 годы запланировано снижение объема государственного внутреннего долга до 5 939 945,4 тыс. рублей.
Работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид осуществлялась в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Проведение административной реформы в Брянской области» (2011–2015 годы) и долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Брянской области» (2011–2015 годы).
С 2010 года в электронный вид переведено 107 государственных (муниципальных) услуг, оказываемых органами исполнительной власти области и муниципальными учреждениями. По сравнению с 2010 годом данный показатель возрос на 24 единицы. Показатель планируется увеличивать примерно на 24% ежегодно. В 2014 году он составит 180 единиц.
По состоянию на 01.01.2012 органами исполнительной власти области (государственными учреждениями), органами местного самоуправления (муниципальными учреждениями) предоставлялось 450 государственных и муниципальных услуг, что на 19 услуг больше по сравнению с 2010 г. К 2014 году данный показатель планируется довести до 530 единиц, что на 18,6% превысит показатель 2010 года.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р утвержден Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями. Работа по реализации распоряжения Правительства РФ выполнялась посредством региональных систем «Реестр государственных услуг (функций)» и «Портал государственных и муниципальных услуг Брянской области». В 2010 году в электронный вид переведены 27 первоочередных государственных (муниципальных) услуг, в 2011 году — 30 единиц. В 2012, 2013, 2014 года данный показатель составит 40, 45,50 единиц соответственно. К 2014 году работы по реализации распоряжения Правительства РФ планируется выполнить в полном объеме.
Для доведения указанных показателей до планируемых значений решаются следующие задачи:
1) формирование и поддержание в актуальном состоянии реестра государственных функций и государственных услуг;
2) развитие системы информационно-справочной поддержки населения и организаций в вопросах получения государственных и муниципальных услуг;
3) формирование и поддержание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
4) обеспечение для граждан и организаций доступности услуг, оказываемых на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории Брянской области;
5) развитие сервисов на основе информационных технологий для упрощения процедур взаимодействия общества и государства;
6) развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти.
X. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Постановлением администрации Брянской области от 09.12.2010 № 1270 утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Брянской области на 2010–2020 годы и целевые показатели на период до 2020 года».
Цель программы — активизация в Брянской области практических действий и расширение набора инструментов реализации государственной политики энергосбережения, способных обеспечить к 2015 году снижение энергоемкости валового регионального продукта Брянской области на 20% по отношению к 2007 году и на 40% — к 2020 году.
Объем финансирования программы за 2011 год составил 29 млн. рублей. На 2012 год финансирование программы составит 44,6 млн. рублей. Будут реализованы следующие мероприятия:
1) в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности;
2) по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, а также замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;
3) по внедрению энергосберегающих технологий;
4) направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии — модернизация теплоисточников и систем теплоснабжения промышленных предприятий;
5) по расширению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии, в том числе анализ климатических условий территории Брянской области и выработка рекомендаций по применению источников солнечной и ветровой энергии;
6) по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче и др.
XI. Охрана окружающей среды
По данным Брянскстата объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в Брянской области в 2011 году увеличился на 2 тыс. тонн в связи с вводом новых производственных мощностей и составил 37 тыс. тонн.
Согласно данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (Росприроднадзор) наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносили такие предприятия, как ООО «ПК Бежицкий сталелитейный завод», ОАО «Брянские коммунальные системы», ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод», МУП «Брянский городской водоканал», ООО «Глинопереработка».
Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта снизился в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 2,4 тыс. тонн и составил 85,9 тыс. тонн.
На территории Брянской области размещено 38 полигонов ТБО, выдано 92 лицензии на добычу общераспространённых полезных ископаемых. В результате проведённой работы по рекультивации земель, подвергшихся нарушению, доля рекультивированных земель в 2010 году составила 1,5%, в 2011 году — 2,3%. В 2012–2014 годах данный показатель будет увеличиваться за счёт рекультивации полигонов ТБО в посёлке Большое Полпино, городах Новозыбкове, Карачеве, Жуковке, а также рекультивации земель лицензиатами, завершившими добычу общераспространённых полезных ископаемых на выделенных участках недр.
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления на территории Брянской области в 2011 году увеличилась на 12% по сравнению с 2010 годом и в дальнейшем будет расти в связи с реализацией региональной инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Брянской области» (2011–2015 годы) и внедрением новых технологий на предприятиях области.
В состав программы включены инвестиционные проекты ОАО «Чистая планета» — «Обращение с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами в г. Брянске и Брянской области в 2011–2015 годах» и ООО «Приоритет-Брянск» — «Формирование современного инфраструктурного комплекса обращения с отходами производства и потребления в муниципальных образованиях Брянской области», реализуемые, в основном, за счет средств инвесторов.
В результате реализации инвестиционного проекта ОАО «Чистая планета» предусматривается:
1) cтроительство и ввод в эксплуатацию заводов по переработке бытовых и промышленных отходов в пос. Большое Полпино и пос. Комаричи;
2) рекультивация действующего полигона ТБО в пос. Большое Полпино;
3) запуск производства электроэнергии из ТБО («Зелёная энергия»);
4) строительство мусороперегрузочных станций.
Программой предусматривается ввод в действие комплекса оборудования и линий по переработке отходов (линии по утилизации люминесцентных ламп, установки для утилизации медицинских и биологических отходов, установки для утилизации радиоактивных отходов, линии по изготовлению полимер песчаной черепицы, линии по изготовлению тротуарной плитки, линии по гранулированию вторичного полиэтилена). Также работает оборудование по переработке ПЭТФ-бутылок, изготовлению моноволокна и бытовых щеток.
На территории Брянской области располагается 128 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), из них 126 ООПТ — регионального значения и 2 ООПТ — федерального значения.
ООПТ федерального значения: государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес» (площадь заповедника составляет 12,2 тыс. га), государственный природный заказник федерального значения «Клетнянский» (общая площадь — 30 тыс. га).
По результатам проведенной в 2006–2008 годах паспортизации особо охраняемых природных территорий Брянской области постановлениями администрации Брянской области утверждены положения и паспорта на 126 ООПТ Брянской области.
Расходы консолидированного бюджета Брянской области на охрану окружающей среды в 2011 году составили 61,2 млн. руб., что на 30,6 млн. рублей больше, чем в 2010 году.
Расходы консолидированного бюджета Брянской области на охрану окружающей среды в части расходов на реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды включают следующие программы:
1) долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды Брянской области» (2011–2015 годы);
2) ведомственная целевая программа «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Брянской области при обращении с ядохимикатами» (2011–2013 годы);
3) ведомственная целевая программа «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а также противопаводковые мероприятия и водохозяйственная деятельность на территории Брянской области» (2010–2015 годы);
4) ведомственная целевая программа «Изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы по Брянской области» (2009–2014 годы).