Полностью Только текст
Сегодня
вторник, 16 января 2018 г.

Погода в Брянске днём
Пасмурно, без осадков, -5 -7 oC
Ветер восточный, 4-6 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Официальный интернет-портал правовой информации
Государственная власть / Губернатор /  

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Послание Губернатора Брянской области Н.В.  Денина Брянской областной Думе

Уважаемые депутаты, уважаемые участники заседания!
Время моего обращения может показаться вам слишком поздним. Но руководствовался я одним соображением: чем длиннее пройденный путь, тем легче выявляются какие-то особенности и закономерности, тем больше пищи для размышлений и тем точнее выводы.
Любая оценка чего-то  сделанного должна опираться на прошлое. Оттуда, из прошлого, растут все корни. Здесь я имею в виду обстоятельства, связанные с полученным нами финансовым наследством. Речь – о бюджете 2005 года с его почти двухмиллиардной несбалансированностью, т. е. скрытым дефицитом. К этому надо добавить значительные долговые обязательства, среди которых одно из самых проблемных – долги энергетикам и газовикам. Кого-то, возможно, раздражает, когда мы напоминаем об этом долговом грузе. Но это бесспорно: путь даётся намного легче, если на ногах нет тяжелых гирь, если ничто не сковывает шаг.
Нас ещё со старта начало вязать тяжелое финансовое наследие. И в этой почти критической ситуации мы сделали всё, чтобы решить проблему финансового обеспечения повышения заработной платы в бюджетной сфере на уровне не ниже того, на котором находится финансирование федеральных бюджетников. Кроме этого были изысканы ресурсы на единовременные денежные выплаты ветеранам и труженикам тыла. При этом не возникало задержек финансирования Единых денежных выплат. В целом безболезненно прошла в регионе монетизация льгот. И теперь многие даже самые отчаянные скептики видят, что выигравших от неё гораздо больше, чем проигравших. Взять только один прежде очень ажиотажный лекарственный аспект. В минувшем году гражданам, имеющим льготы, выписано более двух миллионов рецептов на сумму более 520 миллионов рублей. По сравнению с 2004 годом количество обслуженных рецептов выросло почти в два с половиной раза, а объем финансовых средств по предоставлению лекарственной помощи этим категориям граждан увеличился почти в пять раз.

* * *

Любая трудная ситуация всегда имеет оборотную сторону, побуждающую к поиску нестандартных решений, более активным действиям. В прошлом году мы реализовали комплекс мер по повышению уровня собственных доходов, благодаря чему получили дополнительно в бюджет около полумиллиарда рублей. Приняли программу реформирования системы управления общественными финансами, которая на специальном конкурсе в Министерстве финансов была признана одной их лучших в стране. В итоге область получит в этом году почти 62 миллиона рублей, а в следующем – 66 миллионов. Впервые на Брянщине законодательно закреплены порядки образования межбюджетных трансфертов, методики распределения помощи местным бюджетам.
На фоне значительного роста в прошлом году платежей в бюджет (напомню: собрано было 13 миллиардов рублей против 11,7 миллиарда – в 2004 г.), а также почти 20-процентного увеличения поступлений собственных средств удельный вес убыточных предприятий за 2005 год снизился почти на 10%. Значительно снизился в минувшем году удельный вес просроченной кредиторской и дебиторской задолженности. Эта позитивная тенденция сохраняется и в текущем году.
Я вплотную подошёл к тому, как работала региональная экономика, каким был темп экономического роста, который Президент России назвал абсолютным приоритетом. Самая устойчивая тенденция к росту была и остаётся в промышленности: если в 2004 году объем выпускаемой у нас продукции увеличился на 6% к уровню 2003 года, то в прошлом году рост промышленного производства составил по отношению к 2004 году 16 % – это третий результат после Москвы и Московской области в Центральном Федеральном округе. О том, что это не была счастливая случайность, говорит и индекс промышленного производства в первой половине текущего года, составивший 113%.
Соответственно, значительно – почти на 15% – вырос и товарооборот. Ещё более внушителен – почти на треть -рост внешнеторгового оборота. При этом довольно стремительно растёт экспорт нашей продукции, доля импорта же, напротив, уменьшается.
Динамичное развитие промышленного потенциала области обеспечено рядом региональных программ и соглашений, инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства и повышение конкурентоспособности продукции.
Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между администрацией области и собственниками предприятий, отдельными ведомствами позволяют нам деятельно участвовать в экономических процессах. В 2005 году подобные соглашения продлены и подписаны с ЗАО «Трансмашхолдинг», ОАО «Евроцемент» и «Санто-Холдинг», Федеральным космическим агентством, Федеральным агентством по промышленности, Московской железной дорогой, ФГУП «Рособоронэкспорт», РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», «Транснефть» и другими. При этом для нас очень важно, что наши партнёры готовы участвовать в реализации социально значимых для региона проектов и программ.
Об этом чуть ниже, а сейчас об инвестиционных проектах. Реализация одного из них – на БМЗ – позволила всего за год создать новый магистральный грузовой тепловоз «Пересвет», получивший высокую оценку на выставке железнодорожной техники в Щербинке от Президента России. Планируется производство 150 таких тепловозов в год. Вслед за «Пересветом» на БМЗ в конце июля изготовлен опытный образец ещё одного грузового магистрального тепловоза «Витязь». Для этих новинок характерен целый ряд технических решений, которые позволяют говорить о соответствии «Пересвета» и «Витязя» мировым образцам локомотивостроения.
В ближайшие несколько лет в развитие Брянского машиностроительного завода планируется инвестировать более двух миллиардов рублей, а на проведение реконструкции и модернизацию производства Бежицкого сталелитейного завода, совершенствование его технологии компания «Трансмашхолдинг» направляет более 100 миллионов рублей. В итоге будет создано практически новое сталелитейное производство, что позволит повысить качество и номенклатуру выпускаемых изделий, увеличить объем производства литья в два раза  – до 100 тысяч тонн в год.
Значительное увеличение объемов производства на 2006 год определено Брянским заводом колесных тягачей, в основе которого – выпуск мобильных кранов стотонников, не уступающих по своим характеристикам иностранным аналогам. В стадию оптимизации и модернизации производства вступили предприятия группы «Кремний», «Брянский Арсенал». Что касается «Брянского Арсенала», то после переговоров с его собственником – ОАО «РусПромАвто" – решено в ближайшей перспективе начать сборку в Брянске автогрейдеров тяжелого класса, которые производятся сейчас в Челябинске. В стадии завершения – изготовление проектно-сметной документации. Со следующего года начнётся массовый выпуск этой техники, который потребует создания более 200 рабочих мест.
Что касается сельского хозяйства, то здесь наши дела обстоят, ожидаемо, хуже. Почему ожидаемо – известно всем, кто знает ситуацию на селе. А для тех, кто предпочитает рассуждать с чистым листом на руках, напомню некоторые цифры. За последний десяток лет производство зерна на Брянщине сокращено в два раза, молока – больше чем втрое, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в четыре раза, более чем втрое стало меньше тракторов и комбайнов. Более половины животноводческих ферм и тракторных станов превращены в руины. Более 300 тысяч гектаров пашни выведено из оборота. Это всё те же гири, с которыми быстро не побежишь.
Согласен: нас правильно критиковали за то, что в прошлом году область произвела на несколько процентов сельскохозяйственной продукции меньше, чем в 2004 году. Но мы достаточно ясно видим, что выздоравливать начало и село. В прошлом году впервые за последнее время улучшилось положение в крупных сельскохозяйственных предприятиях, а в первом полугодии текущего года экономическое выздоровление впервые за последние годы выразилось в росте общего объема производства сельскохозяйственной продукции. Этот рост пока мизерный – всего каких-то полтора процента. Но опять же для тех, кто знает, в каком состоянии оказался региональный агропромышленный комплекс, эти полпроцента имеют поворотное значение. Нам ещё предстоит детально проанализировать итоги недавней сельскохозяйственной переписи, но уже видно: крупное сельскохозяйственное производство перехватило инициативу у частного сектора. А это значит: угроза патриархализации села, о которой последние годы говорилось немало, отодвинута.
Селу нелегко из-за недостаточной государственной поддержки, отсутствия надёжных рынков сбыта продукции, диспаритета цен, кадрового голода… И поэтому оно нуждается в постоянной заботе и всевозрастающей поддержке. При больших сложностях с бюджетом мы находим возможности для поддержки сельских товаропроизводителей. В 2005 году впервые за последние годы через систему льготного кредитования сельхозпредприятия области получили 200 тракторов, 100 зерноуборочных и 20 кормоуборочных комбайнов. И в этом году хозяйства получали и будут получать новую технику.
Мы выведем областной агропромышленный комплекс из кризиса, если будем последовательны в реализации очевидных приоритетов: подготовка и закрепление кадров, инженерно-техническое и социальное обустройство села. Думаю, этой же цели может послужить и использование такого эффективного рычага, как дотирование основных видов брянской сельхозпродукции, реализуемой на территории нашего региона. В ближайшем будущем рассчитываем положить начало созданию на территории области четырёх агрогородков в Жирятинском, Почепском, Стародубском и Жуковском районах, которые должны стать своеобразным прообразом нового социально-производственного уклада на селе. В бюджете 2007 года на их обустройство предусмотрено выделить 60 миллионов рублей.
Хочу особо остановиться сегодня на ситуации в животноводстве. В прошлом году нам удалось приостановить стремительное сокращение поголовья скота, а в некоторых муниципальных районах обеспечить увеличение дойного стада. Простые расчёты показывают, что именно животноводство определяет успешность сельскохозяйственной отрасли. Неспроста и ведущее направление сельскохозяйственного национального проекта предполагает ускоренное развитие животноводства. В рамках национального проекта в ближайшее время будет построено два крупных свиноводческих комплекса на 50 тысяч голов свиней в год в Жирятинском и Карачевском районах. Наверное, всем вам известны наши плачевные дела в свиноводстве: на всю область осталось около 27 тысяч голов. Экономически выгодное дело, гарантирующее при рациональном подходе к организации производства, использовании новейших технологий хороший результат, оказалось на грани уничтожения. Рассчитываем, строительство двух вышеназванных объектов послужит мощным импульсом к развитию областного свиноводства. В ближайшей перспективе строительство комплекса по производству мяса для Брянского мясокомбината.
В молочном животноводстве уже ведётся реконструкция и модернизация молочно-товарных ферм, развитие племенного животноводства. Вот адреса этой реконструкции – СПК «Орловский» (Жуковский район), крестьянско-фермерское хозяйство Дубининой (Карачевский район), агрофирма «Красный Октябрь» (Стародубский район). Эта работа ведётся в рамках реализации национального проекта. Кроме того, за счет привлечения кредитных ресурсов в области ведётся большая работа по развитию птицеводства. Всё это требует развития комбикормовой промышленности. Для этого мы недавно заключили соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает строительство в Карачевском районе крупного комбикормового завода по технологии одной из голландских фирм.
Наиболее тревожное положение у нас сегодня в областном строительном комплексе. Здесь было самое большое снижение объема выполняемых работ. Нас мучают долгострой и деградация инфраструктуры. Но не меньшие беды в этой отрасли связаны с её криминализованностью, забюрокраченностью, неупорядоченностью. Взять, к примеру, учрежденный ещё в 1997 году Брянский областной фонд строительства и ипотеки, руководители которого «прославили» себя тем, что заключили сверхльготные договоры со своими не имеющими права на субсидии работниками.
Если в дорожном строительстве мы за прошлый год многое поправили (и население это сразу заметило), то в капитальном и жилищном строительстве ситуация пока остаётся очень тяжелой. У нас более 600 незавершенных объектов, оставшихся от программы «Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС». Это – жильё, объекты образования, здравоохранения – общей стоимостью более полутора миллиарда рублей. В настоящее время строительство социально значимых объектов на загрязненной территории исключено из чернобыльской программы, что сделало их судьбу ещё более неопределённой.
Что касается объектов, которые можно ещё достроить, то в нынешнем и следующем годах они будут достроены силами региона. Для эффективности использования капиталовложений нам надо добиться выполнения нормативных сроков строительства. Разумеется, при обязательном финансировании.
Мы, безусловно, будем поддерживать строительную отрасль финансово, большие надежды возлагаем на участие в национальном проекте «Доступное и комфортное жильё – гражданам России». Основным направлением государственных капиталовложений должна стать подготовка площадок под комплексную жилищную застройку. Для ускорения цикла строительства на каждом конкретном строительном объекте будут участвовать средства всех бюджетных жилищных программ. При строительстве зданий обязательным условием станет минимальный цикл в 1,5–2 года и применение технологий, удешевляющих себестоимость. Планируется построить 3500 квартир с применением современных инженерных решений.
Администрация области приняла областную целевую программу «Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве Брянской области в 2006–2010 годах». Общий объем финансирования программы – более 9 миллиардов рублей. Для сравнения: с 1997 года по 2005 упомянутый областной фонд жилищного строительства и ипотеки привлёк средств немногим более 700 миллионов рублей. За время действия программы более 7 тысяч семей получат квартиры. Уже в этом году в областном бюджете выделено 450 миллионов рублей на развитие ипотеки и в два раза по сравнению с 2005 годом увеличена сумма государственных гарантий областному фонду жилищного кредитования и ипотеки. Работники медицины, образования, агропромышленного комплекса получают субсидии на приобретение жилья по льготным процентным ставкам и на возмещение части стоимости квадратного метра жилья.
В 2006 году планируется ввести 240 тысяч квадратных метров жилья, что более чем на 20% больше уровня 2005 года.
Этот год можно назвать годом спортивных стройплощадок. За счет средств областного и федерального бюджетов рассчитываем завершить строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Клинцах. Возобновлены работы на строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов в Белых Берегах, Новозыбкове, Суземке, Красной Горе. На каждом из этих объектов в нынешнем году будет освоено по 6–7  миллионов рублей. Скоро Брянск получит ледовый Дворец. В следующем году в Стародубе будет построен универсальный спортивный комплекс. Часть средств на их возведение, помимо федерального и областного бюджетов, выделяет партия «Единая Россия». Я неслучайно обмолвился об участии в этом строительстве «Единой России». На мой взгляд, это пример практического участия в конкретных и очень полезных делах. Наши региональные партийные структуры также могли бы повысить свой авторитет участием в таких полезных делах.
Из-за острого дефицита бюджетных средств нам приходится обращаться за помощью к бизнесу, создавать фонд поддержки социально-значимых региональных проектов.
За счет средств бизнеса фактически завершена крупномасштабная реконструкция детского санатория «Белобережская пустошь» с великолепным спортивным залом и плавательным бассейном. В эту реконструкцию около 80 миллионов рублей вложила нефтяная компания «РуссНефть».
Три десятка лет назад в Брянске был построен прекрасный Дворец детско-юношеского творчества имени Ю. Гагарина. Последние 8 лет он не функционировал из-за аварийного состояния, к которому привели допущенные технические ошибки при строительстве. Дворец был заброшен, начал разрушаться. Мы провели строительную экспертизу здания и решили его восстановить. 35 миллионов рублей на это восстановление выделил «Трансмашхолдинг», 50 миллионов – компания «Транснефть». В 2007 году обновлённый Дворец должен распахнуть свои двери перед детьми. Мы благодарны руководству фирмы «Петроль». Её пожертвования продвинули строительство храма-часовни в Брянске. ОАО «Газпром» с этого года выделяет 100 миллионов рублей на реализацию целого ряда социальных проектов.

* * *

Теперь остановлюсь на такой хронической слабости региона как дефицит инвестиций. Для их притока региону то не хватало политической стабильности, то мешал фактор Чернобыля. Фактор Чернобыля никуда не девался, тем не менее, в прошлом году прямых иностранных инвестиций поступило на 36% больше, чем в 2004 году. В два с половиной раза выросли иностранные поступления в уставной капитал предприятий. На фоне общего уменьшения инвестиций мы выделяем именно этот тип вложения капитала, т. к. прежде отмечался всплеск портфельных инвестиций, которые называют ещё спекулятивными. Наряду с увеличением экспорта брянских товаров это говорит о том, что экономика региона всё больше привлекает иностранцев.
Негативное влияние чернобыльского фактора в значительной степени компенсирует уникальное географическое расположение Брянской области, граничащей с двумя братскими странами – Украиной и Белоруссией. Они и являются нашими основными торговыми партнёрами. Причём в торговле с ними и другими партнёрами всё больший удельный вес приобретает экспортная составляющая. Эта тенденция, свидетельствующая о растущей конкурентоспособности нашей продукции и набравшая силу в прошлом году, в текущем году выразилась в полуторакратном увеличении экспорта.
Напомню, правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории области определяет Закон «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области». Последние дополнения, внесенные в закон, определяют порядок предоставления субсидий на возмещение процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов. На эти цели в областном бюджете в 2006 году было предусмотрено 17 млн. рублей, что почти в 4 раза больше, чем в 2005 году. Увеличен лимит банковских кредитов, которые может привлечь одно предприятие на реализацию инвестиционного проекта – с 10 до 20 миллионов рублей. Право на субсидии с этого года имеют и индивидуальные предприниматели.
На поддержку малого предпринимательства плановые ассигнования в этом году увеличены до 22 с половиной миллионов рублей. Запланировано создание бизнес-инкубатора – структуры, способной поставить на ноги немалое количество представителей малого бизнеса. Заключены договоры на предоставление налоговых льгот с 10 предприятиями, реализующими инвестиционные проекты, на сумму около 30 миллионов рублей – это почти в три раза больше, чем в 2005 году.
Первого июня т. г. издано постановление администрации области, предусматривающее меры по оказанию консультационной, организационной поддержки малого предпринимательства в регионе. Подготовлен проект областного Закона «О зонах регулируемого развития», основной целью которого является улучшение качества жизни населения области за счёт повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Нам надо решительнее продолжать курс на преодоление административных и прочих барьеров, которые воздвигаются перед бизнесом. Необходимость этого курса объясняется тем, что бизнес на Брянщине по-прежнему далеко не всегда чувствует себя уютно и комфортно. Время от времени возникающие между предпринимателями и властью конфликты, как правило, происходят от неумения сторон слушать друг друга, нежелания учитывать взаимные интересы.
Мне бы особо хотелось сказать и о всё ещё неискоренённой практике всевозможных проверок, которые часто являются административным прикрытием давления на бизнес. Мы будем бороться с необоснованными проверками, необходимо, чтобы в этой борьбе нашими более верными союзниками были правоохранительные и контролирующие органы. Увы, подчас они сами являются инициаторами такой практики.

* * *

Уважаемые коллеги! Ещё одна очевидность наших дней: нам не повысить качество жизни населения, если не наведём, наконец, порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве. Анализ писем и обращений, которые поступали и поступают в областную администрацию в прошлом и нынешнем годах, свидетельствует, что вопросы, связанные с этой отраслью, волнуют население более всего. Более даже, чем положение в сфере законности и правопорядка, чем вопросы оплаты труда, развития здравоохранения и образования, благоустройства, ремонта и строительства дорог… Для нас это очень тревожный диагноз.
Все, кто работает во власти, должны понять, что ключевое решение проблем этой отрасли находится не в плоскости периодического и всё более крутого повышения тарифов и не в том, чтобы направлять в сферу, которая сама должна приносить прибыль, бюджетные ресурсы. Нам предстоит нелегкое освоение реалий, которые формирует новый Жилищный кодекс. Надо готовить людей к тому, чтобы они сами управляли своим жилищным хозяйством или выбирали тех, кому доверят это сделать. Нельзя пенять жильцам за то, что они-де сами не хотят выбирать управляющую компанию. Нам надо помогать им выбрать. Помогать с чётким осознанием, что нам попросту не избежать демонополизации сферы жилищно-коммунальных услуг. Как не избежать и более принципиального отношения к внутриотраслевым затратам. У нас к тому же отсутствует должный учет потребляемых ресурсов, что позволяет формировать тарифы «с потолка».
Здесь мне бы хотелось привести очень характерный эпизод из недавнего областного совещания с участием руководителя федерального агентства по строительству и ЖКХ России Сергея Ивановича Круглика. На этом совещании заместитель главы администрации Брянска по ЖКХ Александр Михайлович Жигунов пожаловался на то, что федеральный центр не разделяет тарифных аппетитов регионалыщиков. И тут же получил от московского гостя отрезвляющий ответ: «Причина всех бед в вашей бездеятельности, вы сами виноваты».
Справедливости ради, отмечу, что этот диагноз – "вы сами виноваты" – применим не только к власти областного центра. Надо признать: мы тоже виноваты в том, что были нерешительны и не всегда последовательны в реформировании главной цитадели жилищно-коммунальной отрасли – ГУП «Брянсккоммунэнерго». В итоге долги, оставленные нам в наследство, лишь прирастали. Наконец, мы определились с управляющей компанией – ею стало недавно ОАО «Брянские коммунальные системы». Этой компании мы передали в аренду имущество «Брянсккоммунэнерго». Новая управляющая структура погасила 300-миллионный долг Брянской сбытовой компании, остальная сумма реструктуризирована до 2008 года.
Найден выход и в ситуации с газовиками. Половину долга мы погасили сами, а в счет другой половины передаём им газораспределительные сети.
Сейчас в «Брянсккоммунэнерго» проводится реорганизация, в ходе которой будет оптимизирован, прежде всего, управленческий аппарат. Проходит она небезболезненно и небезошибочно. Усугубляется всё тем, что необходимые при реорганизации финансовые выплаты оказались для нынешнего руководства «Брянсккоммунэнерго» слишком большим бременем. Тем не менее, надеюсь, что все эти трудности будут преодолены, и наша «коммуналка» приобретёт иное, намного более высокое качество.
А теперь – ещё об одной актуальнейшей теме, которая была и остаётся на устах и на слуху у многих земляков. Речь – о реализации 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с которого началась муниципальная реформа.
Позволю себе небольшое отступление. Все мы знаем, что наш Федор Тютчев создавал поэтические шедевры. Но вот одно высказывание чиновника Тютчева, которое, на мой взгляд, очень точно отражает и состояние российской глубинки, и смысл реформирования самой близкой народу власти: «Судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять ее и пустить в ход». Сегодня, когда нас критикуют за поспешность в реализации 131-го Закона, за нежелание воспользоваться «благами» переходного периода, когда указывают нам на препятствия, с которыми приходится сталкиваться при переходе на новую модель местного самоуправления, хочется привести оказавшуюся бессмертной цитату нашего гениального земляка и добавить: все сложности реформирования муниципальной власти должны отступить перед нашей главной целью – вызвать «приливающую волну народной жизни», народной инициативы, без которой наш общий корабль не сдвинется с места.
Сегодня можно муссировать и обнаружившиеся изъяны в налоговом законодательстве, и дефицит финансовых средств, и недостаточное законодательное обеспечение реформы, но бесспорно одно: сама реформа на Брянщине пошла, и наша с вами, коллеги, задача – всячески способствовать её ходу. Чтобы в каждом из 289 муниципальных образований власть была подотчетна населению, училась слышать его волю и на эту волю опираться. В этой связи хочу сообщить, что в 2007 году в бюджеты муниципальных районов и округов переданы дополнительные отчисления от налогов, подлежавших зачислению в областной бюджет. Это – около одного миллиарда рублей. Курс на предоставление большей самостоятельности и одновременно большей ответственности местного самоуправления мы закрепляем стимулирующим шагом, при котором получение дотации на оказание мер по сбалансированности местных бюджетов впервые поставлено в зависимость от выполнения муниципальными образованиями показателей социально-экономического развития территорий.
Наш регион называют бедным, имея в виду, прежде всего, низкий уровень жизни населения Брянщины. По этому показателю область пока серьёзно отстаёт от среднероссийского уровня. В прошлом году, напомню, среднемесячная начисленная заработная плата в Брянской области составила 5237 рублей, а в России – 8530 рублей.
Это отставание существует не потому, что на Брянщине люди меньше или хуже работают. Корни находятся глубже. Если проанализировать структуру валового регионального продукта, то сразу видно, что основной удельный вес занимают такие низкодоходные отрасли экономики, как сельское хозяйство, транспорт, торговля, нерыночные услуги. На долю же брянской промышленности приходится лишь 18% (в Российской Федерации – 28,5%).
Тем не менее, мы стремимся изменить ситуацию. Повышение уровня и качества жизни – наша главная задача. В прошлом году на этом важнейшем направлении были ощутимые результаты. Общий объем номинальных денежных доходов населения вырос почти на 30%, а реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились почти на 13%.
В 2005 году были обеспечены высокие темпы роста средней начисленной заработной платы, она возросла к уровню предыдущего года почти на четверть. Снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного уровня. В 2005 году нам удалось в два раза уменьшить задолженность по заработной плате, которая на 1 января 2006 года составляла около 100 миллионов рублей, а на 1 мая текущего года эта сумма уменьшилась до 70 миллионов.
Не намного (на 500 человек) снизилось количество безработных. Общая численность их в 2005 году составила более 6,5 процента от экономически активного населения. В 2004 году этот показатель был равен почти 9%- И всё же это очень относительные успехи, пока очень слабо влияющие на улучшение демографической ситуации.
Как вы знаете, в Брянской области она все последние годы остаётся тяжелой. Не раз звучало это безрадостное соотношение: ежегодно наших земляков умирает более чем в два раза больше, чем рождается. А выражается это в том, что каждый год область несёт людские потери, сопоставимые с исчезновением населения районного центра. Можно привести ещё более конкретную цифру: за последние пять лет население Брянщины уменьшилось на 93 тысячи человек.
Разумеется, при таком плачевном положении, демографическая часть президентского Послания имеет для нашей области сверхактуальное значение. Как говорится, отступать дальше некуда.
В области работает федеральная программа «Родовой сертификат», которая призвана улучшить качество оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным. За время действия этой программы зафиксировано почти двукратное снижение младенческой смертности.
В последнее время в области чётко обозначилась тенденция к увеличению рождаемости. Она выражается в растущем спросе на места в детских дошкольных учреждениях. В так называемые постперестроечные годы мы лишились многих из них, и теперь видим, что положение надо выправлять. Для этого в начале года принято постановление Администрации области «О мерах по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях». Названное постановление уже начинает давать отдачу: количество мест только за последние три месяца увеличилось почти на тысячу. В ближайшее время мы намерены ещё раз вернуться к проблеме, которая остаётся по-прежнему острой. Курс на освобождение детских садов, которые заняты всевозможными конторами, будет продолжен. В контексте этих мер и создание нами комитета по делам семьи, охране материнства и детства, демографии.
Нам всем должно быть понятно, что улучшить демографическую ситуацию можно только при всемерной, комплексной поддержке всех начинаний, направленных на улучшение качества нашей жизни. Как, к примеру, повысить рождаемость и снизить смертность без действенной борьбы с бедностью, без усиления социальной защиты детей, особенно – детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в экстремальных жизненных ситуациях. На все эти и другие цели государство будет выделять немалые средства. Но можно и нужно, не дожидаясь подсказки из столицы, действовать более инициативно. Как действуют в некоторых районах области, где открывают при рождении ребёнка счета в банке и кладут на эти счета стартовую сумму, где изыскивают средства для доплат тем, кто учится на отлично.

* * *

Серьёзные надежды в повышении уровня и качества жизни земляков мы связываем с успешной реализацией национальных проектов. О механизме и деталях этой реализации мы говорили уже не раз на различных уровнях. Картину стоит дополнить некоторыми соображениями. Одно из них очень важное, прозвучало из уст Президента России: «Хотелось бы, – сказал он недавно, – чтобы работа над реализацией идей, заложенных в нацпроектах, вышла за рамки чисто бюрократических аппаратов различных бюрократических структур. Хотелось бы, чтобы эта работа приняла гораздо более широкий размах и характер, чтобы общественность и профессиональные сообщества не только понимали, чувствовали и видели, что там происходит, но могли бы оказывать на эту работу практическое влияние с тем, чтобы мы могли расширить сферу нашей совместной деятельности по этим важнейшим для страны направлениям. Именно проектный подход позволит выработать модель, при которой и Федерация, и регионы, и муниципалитеты увязаны в единый механизм и работают на общий результат».
Исходя из этого, мы в каждом из четырёх национальных проектов выстроили своеобразную вертикаль их ресурсного подкрепления. Речь о том, чтобы федеральную составляющую каждого проекта весомо дополнить региональной и муниципальной составляющими. Предлагаю такое соотношение: 70 % финансовых средств выделяет областной бюджет, 30% --бюджеты муниципальных районов и округов. И тогда нас никто не упрекнёт в том, что мы только и делаем, что ждём, пока кто-то обратит взор на наши нужды, а затем придёт и всё за нас сделает. Тогда, надеюсь, будут исключены случаи, наподобие того, что имел место в Глинищевской школе № 1, доведенной безразличием руководства Брянского района «до ручки».
Принципиальным для нас является создание таких условий реализации проектов, при которых выделяемые средства будут использованы эффективно, а их получателями станут реально заявленные адресаты. Для того, чтобы произошло именно так, у нас создана специальная рабочая группа по вопросам организации реализации проектов. Принят на работу заместитель Губернатора, который будет курировать этот важнейший участок.
Мы обеспечиваем освещение в региональных СМИ всего, что касается этой реализации, ведём мониторинг общественного мнения. И уже ясно, что президентские инициативы настолько привлекли к себе внимание населения, что теперь никто не хочет остаться «за бортом» государственного внимания. И оставлять без ответа такой активный запрос населения нельзя.

* * *

Разговор о повышении качества жизни будет неполным, если не остановиться на таком направлении, как борьба с преступностью. Можно доверху наполнить чашу материальными благами, но если не будет общественного спокойствия, должной безопасности, то эту чашу очень легко опрокинуть. К сожалению, вынужден констатировать, что спокойствия и безопасности в нашем регионе больше не становится. Уровень преступности растёт, доверие населения к правоохранительным органам очень низкое. Мы стараемся выкроить побольше бюджетных средств для помощи блюстителям законности и правопорядка. Но выделение этих средств нам надо неизменно и строже увязывать с усилением спроса за результаты труда правоохранительных ведомств.
О борьбе с преступностью можно говорить много и долго. Но остановлюсь на двух её аспектах – экономическом и подростковом. В прошлом году на областном совещании руководителей силовых структур мне приходилось указывать на слабое противодействие преступникам в сфере экономики, на то, что ряд статей уголовного кодекса, связанных с этой сферой, на Брянщине остаются мертвыми. После этого, судя по отчётам, работа по выявлению и предупреждению преступлений экономической направленности активизировалась. Выше стала и их раскрываемость. Однако полностью поверить в это декларируемое улучшение мешают два обстоятельства. Первое – статистическое. Нам сообщают, что ущерб, нанесённый в прошлом году бюджетам различных уровней составил около полумиллиарда рублей, а возмещена всего лишь без малого десятая часть потерь. Это к вопросу об эффективности борьбы.
Второе обстоятельство заставляет вернуться к печальной теме уничтожения ряда предприятий области. Широко известно, как развивалась ситуация на «Брянскхолоде», в областном полиграфическом объединении, на Дятьковском хрустальном и Жуковском велосипедном заводах. Все эти адреса объединяет один сценарий: всё, что здесь произошло – произошло не вдруг, не случайно. Разве не видели правоохранительные органы и, в первую очередь, прокуратура, для чего бывшее руководство области затеяло реорганизацию полиграфического хозяйства, разве трудно было увидеть гибельную перспективу этой меры? Разве не было видно, как умирает Дятьковский хрустальный завод, принося из года в год в казну всё меньше средств?
Когда мы заводим речь о неэффективности правоохранительной системы, а то и о полном её бездействии, с нами не соглашаются, указывают на возбуждённые уголовные дела. Ну и что из этого? Где результат? На недавнем совещании руководителей регионов Центрального федерального округа, посвященном борьбе с преступностью и коррупцией, прокурор Орловской области сообщил, что на Орловщине подобные дела расследуются от 1 до 4 месяцев. Что мешает так действовать и нашей прокуратуре?
О подростковой преступности. Здесь ситуация прямо-таки угрожающая. В прошлом году количество преступлений, совершённых несовершеннолетними, выросло на 11,5 %, а за пять месяцев текущего года количество зарегистрированных таких преступлений увеличилось почти на треть. Такое резкое увеличение, наверное, можно считать обвалом. Это нам мстят и недооценка всей серьёзности происходящего, и провалы в профилактической работе, и не совсем правильно выстроенные приоритеты. В том числе – и финансовые. Всё это надо учесть в ближайшей перспективе при разработке соответствующих программ и мероприятий.
Здесь не могу не сказать и о попытках обострить на территории области межнациональную обстановку. Налицо стремление известных сил перевести в разряд межэтнических любой конфликт, стороной в котором являются так называемые лица кавказской национальности. Партизанская, героическая Брянщина всё чаще становится местом проведения позорных акций с участием националистических и профашистских организаций, которые не стыдятся выходить к населению с лозунгами: «Жуковка – для русских», «Долой иноземную тухлятину!», «Русский порядок или война"… Распространяются листовки с призывами принять участие в акциях, направленных против выходцев с Кавказа. Пока на это безобразие наши правоохранительные органы, и опять же, прежде всего, органы прокуратуры, взирают благодушно.

* * *

В нынешнем году мы отмечаем немало замечательных дат. Остановлюсь сегодня на двух из них – трагической и героической. В апреле исполнилось 20 лет чернобыльской катастрофе, которая во многом расколола историю Брянщины на «до» и «после» катастрофы. Разговор о её последствиях может быть очень долгим. Я лишь хочу затронуть аспект, связанный с моей встречей с Президентом России, во время которой обсуждалась и тема социально-экономической реабилитации пострадавшей территории.
Президент дал поручение Правительству помочь нам в этой нелегкой работе. Но насколько она будет действенной и успешной – зависит в решающей степени от нас. От того, насколько мы будем инициативны, настойчивы и мобильны. И здесь хочу сообщить: часть средств Регионального фонда муниципального развития будет направляться на социально-экономическое развитие и восстановление налогового потенциала муниципальных районов (городских округов), наиболее пострадавших от аварии на ЧАЭС. При этом объем средств на эти цели будет формироваться с учетом доходов, прогнозируемых к поступлению в областной бюджет с этих территорий.
Говоря о дате героической (имею в виду 65-летие партизанского движения на Брянщине), необходимо отметить: нами сделано немало по увековечению народного подвига в Великой Отечественной войне.
На территории области находится более полутора тысяч памятников воинской славы и мест захоронения воинов, партизан и подпольщиков. Большинство из них отремонтированы и благоустроены. И здесь надо поблагодарить представителей нашего бизнеса, которые спонсировали эту работу.
Отремонтирован памятник Воинам-водителям, благоустроена прилегающая к нему территория. Много сделано по реставрации и благоустройству знаменитого на всю страну мемориального комплекса «Партизанская поляна». В этом году работы будут завершены, и комплекс предстанет перед нашими земляками, гостями Брянщины таким, каким его раньше не видели.
В минувшем году было начато благоустройство ещё одного памятного места, связанного с героическим партизанским прошлым нашего края. Речь – о комплексе «Стоянка Бежицкого партизанского отряда имени А. И. Виноградова». Скоро и эти работы будут завершены, впереди – благоустройство территории, прилегающей к памятнику Виноградову в Брянске. Преобразилась площадь Партизан, где в наших планах создать единый выставочный комплекс. Совсем иной вид сегодня у территории, прилегающей к памятнику Военным летчикам.
Хочу обратить особое внимание на то, что содержание в порядке памятных мест не должно сводится лишь к покраске или побелке накануне праздничных дат. Существует одно очень точное наблюдение: если хочешь узнать, не только как чтят память о великих делах предков, но и как живут, как хозяйствуют на той или иной территории – посмотри, в каком состоянии находятся здесь памятники. Поэтому, чтобы не прослыть Иванами, не помнящими своего родства, мы должны лелеять каждый святой уголок нашей земли.
Уважаемые депутаты! В заключение – немного о той атмосфере, в которой мы работаем с вами всё это время. Все мы убедились в пользе той стабильности, которая сопровождает нас всё это время. Конечно, не обходилось без критики, полемики, преднамеренного скепсиса, а то и попыток противодействия. Но всё это, я считаю, издержки политического процесса, которые перекрываются конструктивностью, взаимной доброй волей. Я благодарен всему депутатскому корпусу, Главному федеральному инспектору за помощь и поддержку, оказанную областной исполнительной власти в решении важнейших проблем региона.
В сотрудничестве с областным законодательным органом мы совершенствуем правовой механизм, который помогает нашему движению вперёд. В прошлом году мною в порядке законодательной инициативы было направлено в областную Думу около 100 законопроектов, большая часть которых обрела статус областных законов. Среди них назову законы «О межбюджетных отношениях», «О компетенции органов государственной власти в сфере жилищных отношений», «О прожиточном минимуме в Брянской области"…
Мы приняли «Программу экономического и социального развития Брянской области на 2006–2008 годы». И это не «хоть какая-нибудь программа», как об этом написало одно издание, а качеством значительно выше, чем предыдущая.
В перечне итогов прошлого года не затерялся такой факт: по данным одного социологического опроса, у нас почти на 10% выросло количество оптимистов. И недавно мне было, не скрою, приятно прочитать в одной из областных газет статью заместителя председателя комитета областной Думы по образованию, науке и массовой информации, члена социал-демократической фракции Владимира Григорьевича Горбачёва, известного своей взвешенностью, своим конструктивным подходом к самым серьёзным проблемам. Это статья воспринимается своеобразной иллюстрацией вышеназванного общественного мнения. Красноречив уже сам заголовок: «Не всё так плохо в этой жизни». Владимир Григорьевич пишет (цитирую), что «отношение областной власти к науке, научному сообществу заметно меняется к лучшему… Хочу отметить, что с Губернатором области есть взаимопонимание в этих вопросах, и это тоже рождает надежду…». А заканчивает он таким призывом: «Вот видите, всё не так уже и плохо в нашей жизни. Так что долой уныние!»
Мне остаётся самому сказать и всех вас призвать к подобному оптимистическому взгляду на наши текущие дела и на перспективу любимой нами Брянщины!
Сентябрь 2006 г.
Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100