Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.
Послание Губернатора Брянской области Н.В. Денина Брянской областной Думе
Уважаемые депутаты,
уважаемые участники заседания!
Со своим очередным обращением я выступаю с этой высокой трибуны незадолго до Вашего ухода на летние думские каникулы. И у Вас, и у общественности будет время, чтобы в неторопливой обстановке ещё и ещё раз осмыслить нынешнюю ситуацию в регионе во всем её многообразии, со всеми её плюсами и минусами. Хотелось бы, чтобы моё обращение не только способствовало оживлённому обсуждению наиболее серьёзных проблем Брянщины, но и побудило к конструктивному поиску способов их решения.
И ещё по одной причине считаю середину года – наиболее удобным временем для такого разговора. У нас есть возможность не только воскресить в памяти основные показатели развития региона в прошлом
году, но и посмотреть, какую динамику они приобрели в году текущем.
Х Х Х
Уважаемые депутаты! Уважаемые участники заседания!
Сегодня по-разному оценивается нынешнее социально-экономическое положение Брянской области. Если отбросить крайности, связанные с неоправданным розовым оптимизмом и, напротив, с откровенно спекулятивными, а подчас и злобными причитаниями, то наиболее точной оценкой будет такая: Брянщина два последних года, несмотря на все трудности, развивается в режиме нарастающей позитивной динамики. Специалисты экономического профиля называют такое состояние периодом системного и ускоренного экономического роста.
У этого утверждения – весьма наглядное статистическое подтверждение. Взять
такой ключевой показатель, как рост объема промышленного производства. Здесь
мы и в 2005–м, и в 2006-м годах дали более солидную прибавку, чем в среднем
по Центральному федеральному округу и России в целом. Самым точным барометром
состояния областной экономики являются бюджетные показатели и, конечно же,
уровень и качество жизни людей. Если в 2005 году доходы областного бюджета
составляли 10,7 миллиарда рублей, в 2006-м – 14,2 миллиарда, то в этом году
мы должны получить уже 17 миллиардов рублей доходов. Достаточно высокими темпами
росли реальные денежные доходы населения – этот рост составил почти 30%, стремительнее
прежнего был темп увеличения региональной средней зарплаты, хотя её размер
по-прежнему существенно отстаёт от среднероссийского. С этими показателями
связан рост объема розничной торговли, который является у нас одним из самых
динамичных в России. Мы более чем в четыре с половиной раза сократили за два
года задолженность по зарплате, на рынке труда положение было стабильным: уровень
зарегистрированной безработицы - по-прежнему менее двух процентов.
Возвращаясь к бюджетной сфере, хочу отметить, что основной новацией здесь станет формирование проекта областного бюджета на 2008-2010 годы на основе среднесрочного финансового плана. Что это нам даст? Финансовую устойчивость, возможность заключать долгосрочные контракты, ясность относительно доходных источников и объемов межбюджетных трансфертов сразу на три года. И, наконец, более высокую ответственность всех, кто занят реализацией областных и ведомственных целевых программ.
В 2005 -2006 годах соотношение федеральных трансфертов и собственных ресурсов бюджета составляло 40 на 60 процентов. В дальнейшем это соотношение будет меняться в пользу собственных ресурсов за счет снижения дотаций из федерального бюджета. И это должно уже сегодня активизировать усилия в дальнейшем развитии реального сектора экономики, привлечении инвестиций, расширении и укреплении внешнеэкономических связей.
Исходя из этого, мы должны скорректировать и нашу политику в сфере управления областным государственным долгом. Известно крылатое выражение о том, что репутация государства или его части точнее всего определяется суммой, которую они способны взять в долг. В том, что на 1 января 2008 года наш долг составит 6 миллиардов рублей, нет никакой катастрофы. Но мы должны быть уверены, что выступаем гарантом по одалживаемым средствам не на прожекты, а на реальные остро необходимые для региона проекты.
Или взять такую ситуацию. Агропромышленному комплексу области мы помогаем обновить запредельно изношенный технический парк. Но в то же время, по данным областной госинспекции по надзору за техническим состоянием машин, в сельских поселениях на балансе у физических лиц 49% тракторов и 7% зерноуборочных комбайнов, которые не загружены в полном объёме. Подобная практика недопустима ещё и потому, что руководители муниципалитетов в большинстве своем вместо поиска резервов, совершенствования организации жизненно важных процессов на своих территориях предпочитают жаловаться на нехватку средств.
Х Х Х
Говоря о позитивном характере перемен в областной экономике, мы не должны забывать, что она по-прежнему остаётся в кольце многочисленных проблем. Пусть это кольцо уже и не такое плотное, однако, прорвать его пока не удаётся. При этом нам всем известны направления и точки приложения основных усилий. Одно из таких направлений – инвестиционное. Известно: инвестиций не хватает всей России, а Брянщине с её «историческими» бедами их не хватает по-особому остро.
В прошлом году инвестиции в основной капитал выросли по сравнению с 2005 годом почти на два с половиной миллиарда рублей. Если в прошлом году мы предоставили налоговые льготы в размере более 27 миллионов десяти предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на сумму более миллиарда рублей, то на текущий год заключены договора об инвестировании с двенадцатью реализующими инвестиционные проекты предприятиями уже почти на два миллиарда рублей. И сумма налоговых льгот выросла более чем вдвое. Возможно, кто-то может этим удовлетвориться, но нельзя забывать, что в прошлом году основным источником инвестиций в основной капитал были привлечённые средства, а в структуре привлеченных средств доля бюджетных составляла почти половину объема инвестиций. И лишь в первом квартале текущего года ситуация изменилась – доля бюджетных средств в объеме привлеченных инвестиций сократилась почти на четверть при том, что рост инвестиций в основной капитал вырос в полтора раза. Нам надо укреплять и развивать эту очень благоприятную тенденцию.
Но в то же время не может не беспокоить такой момент. К нам пока неохотно идут иностранные инвесторы, отсюда – и весьма скромный рост иностранных инвестиций. Ранее анализируя причины такого положения, мы сразу находили главную – последствия Чернобыля. Оптимисты им противопоставляли не менее весомый фактор со знаком плюс – выгодное геополитическое положение Брянщины. Что же тогда склоняет чашу весов не в пользу иностранных инвесторов? Мы пока не очень успешно решаем на этом направлении две взаимосвязанные задачи: показ инвестиционных возможностей региона и в то же время улучшение регионального инвестиционного климата. Нам надо чаще и с пользой для экономики выезжать за пределы Брянщины и страны, рассказывать, показывать, убеждать. Нам надо почаще принимать у себя всех, кто интересуется нашей экономикой. И опять же – рассказывать, показывать и убеждать. С этой целью в октябре проведём экономический форум
«Конкурентные преимущества Брянской области и пути возрождения её экономического потенциала в современных условиях». Мы должны потенциальным инвесторам посылать и другие сигналы. В частности, обеспечивать регулярное предоставление им оперативно обновляемой статистической информации о состоянии и динамике развития экономики области.
Нам надо активнее развивать внешнеэкономические связи – создавать совместные предприятия с иностранным капиталом. И в первую очередь – с нашими соседями. Таких предприятий у нас очень и очень мало.
Что касается инвестиционного климата, то надёжным показателем его состояния служит ситуация в таком важном секторе экономики, как малое предпринимательство. Инвестиционная активность малых предприятий Брянщины растёт: в прошлом году финансовые вложения в основной капитал малых предприятий по сравнению с 2005 годом увеличились более чем в полтора раза. Правда, это увеличение дало в итоге скромную сумму 109 миллионов рублей. В текущем году предусмотрена 40-миллионная финансовая поддержка малых предприятий путём предоставления им субсидий на уплату двух третей процентной ставки по кредитам, в то время как в прошлом году субъектам малого предпринимательства было предоставлено чуть более трех с половиной миллионов рублей субсидий. Для развития и поддержки предпринимателей создаётся областной бизнес-инкубатор инновационной направленности. В конце апреля мы выиграли конкурс на получение субсидии из федерального бюджета на создание этого бизнес-инкубатора в размере около 36 миллионов рублей. После введения его в строй будет открыто 130 оборудованных по последнему слову техники рабочих мест. Там будут получать обучение, подготовку и студенты последних курсов наших вузов. Надеемся, что всё это повлияет и на изменение структуры малого бизнеса с акцентом на развитие производственной и инновационной составляющих.
Кстати, мы приняли принципиальное решение с будущего года поддерживать и наши крупные промышленные предприятия. Это выразится в ликвидации так называемого «перекрёстного субсидирования» по оплате электроэнергии, из-за которого предприятия несли дополнительные расходы. С 2008 года эти расходы будут включены в областной бюджет. А это 700 миллионов рублей.
Промышленную тему хотел бы завершить напоминанием о том, что для региональной экономики всё более актуальной становится проблема подготовки кадров. И здесь требуются новые подходы. Одобренный Президентом России план действий Правительства Российской Федерации по модернизации российской системы образования предусматривает как приоритетное создание университетских комплексов на базе ведущих региональных вузов. Университетские комплексы ориентированы на объединение в форме единого юридического лица нескольких близких по своему профилю образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разного уровня. В нашей области это позволит оптимизировать структуру профессионального образования путем перехода от существующей недостаточно эффективной в настоящее время трехуровневой системы начального, среднего и высшего профессионального образования к организационно и методически единой системе непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров по схеме «училище – среднее специальное учебное заведение - вуз».
Создание университетских комплексов позволит существенно повысить качество образования и решить ряд других важных задач: повысить эффективность подготовки специалистов по наиболее востребованным экономикой Брянской области специальностям, внедрить единые новейшие образовательные и информационные технологии, ликвидировать дублирование и согласовать содержание образовательных программ разных уровней, сократить сроки обучения на следующем уровне образования, повысить уровень квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений и училищ, более рационально использовать материально-техническую базу и выделяемые средства финансирования образовательных учреждений …
По пути создания университетских комплексов в последние годы активно идет большинство российских регионов. В Брянской области этот процесс развивается недопустимо медленно. Первые шаги сделаны в Брянском государственном техническом университете и Брянской государственной сельскохозяйственной академии. Для региона же является перспективным создание четырех университетских комплексов (машиностроительно-энергетического, строительно-лесного, аграрного и педагогического) под руководством профильных государственных вузов, каждый из которых, таким образом, будет определять единую политику в регионе по подготовке кадров разного уровня для соответствующих отраслей народного хозяйства, а также нести единую ответственность за ее результаты и качество.
Х Х Х
Минувший год во многом был переломным для областного агропромышленного комплекса. И сложнейшие погодные условия лишь подчеркнули, сделали более наглядным улучшение дел в этой одной из самых запущенных отраслей. Несмотря на гибель зерновых культур на огромной площади в 117 тысяч гектаров, темп роста объемов валового производства за счёт роста производства мяса, картофеля и овощей составил 103 с половиной процента. Улучшается и финансовое «самочувствие» сельскохозяйственной отрасли: по сравнению с 2004 годом доля убыточных предприятий в ней снизилась почти на 10%. Среди причин, сработавших в сельскохозяйственный актив, выделю две: организация льготного кредитования на обновление крайне изношенного машинно-тракторного парка сельхозпредприятий и достаточно успешная реализация национального проекта «Развитие АПК».
За два года было приобретено 277 тракторов, 151 зерноуборочный и 45 кормоуборочных комбайнов, другая сельскохозяйственная техника. Разумеется, такой скачок в техническом перевооружение отрасли не мог не отразиться на результатах её работы.
Реализация же приоритетного национального проекта позволила получить 10- процентный рост производства скота и птицы (в живом весе) во всех категориях хозяйств. Если в производстве мяса мы уже достигли неплохих показателей, то в молочном животноводстве предстоит сделать ещё немало, чтобы добиться выполнения намеченного нацпроектом увеличения производства молока. И радует, что в этом году поступило около двух десятков заявок от предприятий и организаций на участие в нацпроекте по строительству и реконструкции молочно-товарных ферм.
В прошлом году мы реально взялись за возрождение большого брянского картофеля, получив «второго хлеба» на 15% больше, чем в 2005-м. Но этой прибавки совсем недостаточно, чтобы загрузить картофельные перерабатывающие мощности. Нам надо расширять посадочные площади, а параллельно искать доходные каналы реализации этой продукции, внедрять новые технологии. С этой целью было создано акционерное общество «Картофельная нива», в котором планируют вложить в производство продукции с освоением инновационных технологий по её хранению и переработке около полутора миллиардов рублей. Мы должны быть благодарны инициатору проекта Эдуарду Николаевичу Василишину, и рассчитываем, что по этому пути пойдут и другие.
2007 год – стал годом организации на территории области пяти агрогородков. Об экономической составляющей этого проекта сказано и написано уже немало, хотя до сих пор не всем понятно, зачем мы начали его реализацию. Дело в том, что наше стремление изменить экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе неотделимо от необходимости одновременного воздействия на сельскую социально-культурную среду. Поясню это на примере из своей жизни.
В 1981 году, когда был назначен директором совхоза «Домашовский», у нас в селе оставалось 73 дома. Не было газа, дорог, только – направления. В местной школе училось 17 человек. В 2000 году в тех 73 домах не оставалось уже ни одного трудоспособного жителя. Но Домашово не умерло. В 1992 году, когда уезжал из него на новую работу в Брянск, здесь было уже 213 домов, были дороги, к селу подвели газ, а в школе училось 117 ребятишек. И я уверен: не займись мы обустройством села, оно не выжило бы.
Есть ещё одна составляющая, которая не меньше финансовых вложений влияет на сельский образ жизни. Речь – о кадрах. И хотя кадры на любом направлении решают всё, на селе их значение проявляется с особой наглядностью.
Я не могу не привести здесь несколько примеров. Сельхозпредприятием «Зимницкий», что в Дубровском районе, руководит Алексей Васильевич Гусаров. Он присоединил к своему СПК два умирающих хозяйства, и вскоре они заработали в плюс. Начала давать отдачу целенаправленная племенная работа. Стало расти поголовье, увеличились привесы. За последние годы более чем втрое выросла в хозяйстве средняя зарплата.
В Карачевском районе пример здоровой предприимчивости показывает Елена Ивановна Дубинина, которая «тянет» три хозяйства, дышавших, как говорится, на ладан. В рамках национального проекта она взяла кредит на реконструкцию молочно-товарной фермы, оснастила её современным немецким оборудованием, и в прошлом году получено молока в два с половиной раза больше, чем в 2005-м. Причём продукция очень высокого качества. Теперь Елена Ивановна взялась ещё за несколько животноводческих объектов, и вскоре заработает современный высокотехнологичный животноводческий комплекс по производству молока и мяса.
ТнВ «Ударник» в Клинцовском районе возглавляет Ольга Дмитриевна Сучкова. Здесь закуплен племенной скот, идёт реконструкция животноводческих помещений. Надо видеть как «крутится» эта женщина, сколько сил положила, чтобы «войти в национальный проект». Это говорится к тому, что многие руководители не могут, а то и просто, как говорится, не «почешутся», чтобы получить государственную поддержку. Примеров, когда женщины берутся за решение труднейших задач и успешно решают их, в области всё больше. Так и хочется спросить: «А что же Вы, мужики?».
Х Х Х
Переходя к ситуации в областном строительном комплексе, хочу предостеречь от излишнего оптимизма. Да, ещё в 2005 году строительство было одним из самых узких мест региональной экономики. Но уже по итогам следующего 2006 года объем ввода жилья составил 120 с половиной процентов, а в первом квартале текущего года в целом и по отрасли «строительство» мы получили 32-процентный рост объемов. Тем не менее этого очень недостаточно, чтобы признать положение в этом важнейшем экономическом секторе удовлетворительным.
Причин немало. Строительный комплекс отягощён такой застарелой болезнью, как моральный износ мощностей существующих предприятий. Строителям как воздух нужны новые технологии, инвестиции. Но кто будет охотно идти на контакт с отраслью, где господствует пресловутый бюрократический подход, где время, затрачиваемое на изготовление и многочисленные согласования проектно-сметной документации сопоставимо со сроком возведения самого объекта? Вначале года власти областного центра широко разрекламировали новый порядок рассмотрения, оформления и выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, который, по мысли его авторов, должен был покончить с самовольным строительством. Прошло полгода, но из строительного стана не слышно вздохов облегчения. Всем уже ясно, что, как говорится, в новые мехи залили старое вино.
Быть самокритичным в отношении ситуации в строительстве меня вынуждает и такое обстоятельство. Все Вы знаете о том, что Президент России в своём последнем Послании Федеральному Собранию большое внимание уделил очень тревожному положению, которое имеет место в жилом фонде. Речь - о постоянном увеличении объемов ветхого и аварийного жилья. Президент назвал это увеличение национальным бедствием. Наш регион здесь – не исключение. Сегодня объем ветхого и аварийного жилья в области составляет около 700 тысяч квадратных метров – это больше, чем мы строили жилья за год в лучшее доперестроечное время. Теперь же строим в год в два с половиной раза меньше, и нетрудно понять, что если по-прежнему будем относиться к ветхому и аварийному жилью как к абстракции, то скоро все сначала утонем в море жалоб, а затем будем преданы суровому общественному порицанию со всеми известными последствиями. Меня не может не беспокоить полное благодушие, относительно названной проблемы исходящее от служб, призванных заниматься её решением.
Должен Вам сообщить, что в решении этой сложнейшей задачи руку помощи нам подает федеральный центр.
Реализуя Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина, фракция "Единая Россия" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, внесла поправки в федеральный бюджет на 2007 год, в соответствии с которыми предложила выделить субсидию на проведение ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Внесенными поправками Брянской области предложено выделить 53 377,9 тысяч рублей.
В связи с высокой значимостью программы по ремонту и строительству нового жилья, мы должны взять на особый контроль ее реализацию.
Сегодня мы во многом «выезжаем» на строительстве элитного жилья. Никто не спорит, что его надо строить, но если мы в самое ближайшее время не сместим акцент в сторону строительства массового жилья, то справиться с ветхим и аварийным фондом не сможем, как не сможем сделать и более доступным ипотечное жильё.
И немного – о газификации. Мы будем продолжать работы на этом направлении. Анализ ситуации с газификацией области в 1999-2003 годы свидетельствует, что зачастую газификация населённых пунктов осуществлялась лишь «на бумаге». Например, к селу Фоевичи Климовского района было проложено 5 с половиной километров межпоселкового газопровода, но из 137 домов было газифицировано лишь 7. К деревне Кибирщина Красногорского района проложили 8 с половиной километров газовых сетей, а газ пришёл лишь в 6 домов из 117. Можно продолжить перечень населённых пунктов, к которым прокладывались километры, а иногда и десятки километров газопроводов, но процент газификации домовладений не превышал 10. Наш подход – проводить газ только в том случае, если им сможет воспользоваться потребитель – воплощён в Синезёрках Навлинского района. Здесь процент газификации составил 95. И если кому-то нравится байка про синезёрский закопанный баллон для показухи, то эта байка относится ко времени, когда в землю закапывались десятки километров газовых труб. Заканчивая разговор на эту тему, сообщу, что мы поставили задачу за три последних года завершить газификацию области. И подход будет прежний – вести газ только туда, где есть потребитель.
Х Х Х
В минувшем своём обращении я говорил о том, чем нам грозит задержка с наведением порядка в жилищно-коммунальной сфере. Люди всякий раз со страхом ждут начала года, когда становится известно об очередном ценовом скачке. И самый высокий скачок – у жилищно-коммунальных тарифов. В прошлом году мы определились с управляющей компанией – ею стало ОАО «Брянские коммунальные системы» - дочернее предприятие «Российских коммунальных систем». Благодаря нашему партнёру решили проблему отраслевых долгов, можно сказать, почти безболезненно перезимовали. Сейчас идёт подготовка к очередному отопительному сезону. Но мы должны смотреть дальше. Я процитирую фрагмент одного из отчётов руководства областного департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства: « Жилищно-коммунальный комплекс области по-прежнему является жестко административным, работающим на неэффективной, исторически сложившейся схеме построения взаимоотношений. Анализ финансово-экономического состояния предприятий ЖКХ по итогам работы в 2006 году показывает, что число убыточных предприятий составляет 95% от всех предприятий этого вида деятельности. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60%, низким коэффициентом полезного действия и большими потерями энергоносителей».
Это хорошо, что сами коммунальщики самокритично оценивают ситуацию в своей отрасли. Но сказав «А», надо говорить «Б», т.е. предлагать пути вывода отрасли из тяжелейшего кризиса. В качестве главной спасительной меры предлагается Концепция развития областного жилищно-коммунального комплекса на 2007-2010 годы. Нет спору, это полезный документ, но достаточно ли прописанных в ней правильных мер для того, чтобы выправить положение? Мне на глаза попал другой отчёт, подписанный председателем комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Зуйковым. Основная мысль здесь такая: все проблемы и вопросы были бы решены, если бы не Федеральная служба тарифов, которая ограничивает эти самые тарифы. Получается: если бы можно было эти тарифы повышать бесконечно, тогда бы в нашем ЖКХ все вопросы решились сами собой. Только почему на фоне непрерывного роста тарифов доля материальных затрат в Брянском городском ЖКХ (я привожу данные того же отчёта городской администрации) с 31 процента в 2001 году снизилась до 17 в 2006 году? Куда и на что шли деньги? Задавая этот вопрос, начинаешь понимать, почему эту отрасль часто называют «черной дырой». И здесь, на мой взгляд, надо взять за основу позицию областного комитета государственного регулирования тарифов, который ориентирует коммунальщиков, в первую очередь, на снижение производственных издержек, повышение качества и доступности услуг. Все мы понимаем, что снижение этих издержек – насколько болезненный, настолько и необходимый путь. Но только о тех, кто встаёт на него, и можно говорить как о высокоэффективных управленцах, за которыми будущее.
Х Х Х
Теперь – ещё об одной социально чувствительной сфере – о дорожном хозяйстве. Наше многолетнее отставание здесь выражается в том, что на сегодняшний день отсутствуют дороги с твердым покрытием к почти тысяче двумстам населённым пунктам, треть дорог области требуют реконструкции с усилением дорожной одежды и с изменением параметров. Сейчас в рамках проекта партии «Единая Россия» нам выделено 331 миллион 900 тысяч рублей на ремонт дорог областного центра. Выделяем мы средства и на ремонт областных трасс, приведение в порядок основных магистралей райцентров, чем до 2005 года в регионе не занимались вовсе. В прошлом году мы благоустраивали также подъезды к центральным районным больницам и прилегающую к ним территорию. В этом году такие же работы проведём в райцентрах со школами, а в будущем благоустроим дороги и территорию ФАПов и сельских школ. Сейчас готовим трехлетний план развития дорожного хозяйства области с выделением возрастающих и крупных сумм.
И здесь я вынужден сказать, что главная беда, не в том даже, что средств на дороги даётся всё равно недостаточно, а в том, что мы недостаточно эффективно используем даже то, что даётся.
Я прошу вспомнить недалёкий 2005 год, когда население отметило перемены на наших дорогах. А ведь нам в наследство досталось полуразваленное, если не сказать более определенно, дорожное хозяйство. Но мы добились результата за счет двух управленческих решений: разделили функции заказчика и подрядчика и перераспределили средства в пользу строительства и ремонта трасс, существенно сократив их выделение на дорожное содержание, где как раз мы и несли серьёзные потери. Такое соотношение мы и будем выдерживать.
Х Х Х
Уважаемые коллеги! В минувшем году мы без переходного периода начали муниципальную реформу. Не всем оказалась по нраву такая скорость, но я стою на своём: реформа местного самоуправления, напротив, запоздала. Убеждён: если бы взяли отсрочку, то потеряли больше. Сегодня всем здравомыслящим людям ясно, что несмотря на недостатки реформы, она нужна, она учит самостоятельности. Помогая побороть иждивенческий подход, культивирует подход инициативный. Что касается недостатков реформы, то их ещё немало, но они не носят неотвратимого характера и при соответствующей законодательной корректировке вполне преодолимы.
Один из главных позитивных моментов реформы в том, что она не создаёт жесткую вертикаль власти, в которой некоторые видят решение чуть ли не всех проблем, а приближает власть к населению. Она, подобно хорошему диагносту, указывает: кто есть кто во власти.
О достоинствах и недостатках реализации 131-го Федерального закона я говорил не раз на различных уровнях, в разных аудиториях. В этом же обращении мне хотелось бы обратить внимание на один ключевой момент. Финансово-экономическая самодостаточность региона, как известно, складывается из того, насколько самодостаточны муниципальные образования. Если заглянуть в таблицу собираемости налогов, сразу видно, кто в «своем» муниципалитете работает, а кто, извините, «протирает штаны». Есть целая группа городов и районов, где с этим показателем все в порядке (это - города Брянск, Новозыбков, Дятьковский, Жуковский, Суземский, Почепский и другие районы), а где уровень собственных доходов снижается. В Выгоничском районе он в прошлом году по сравнению с 2004 годом снизился вдвое, в Клинцовском – вчетверо, а в Новозыбковском (держитесь крепче!) – более чем в 20 раз (с 62 миллионов до 3-х). И это не случайность.
В этом году мы проводили два конкурса инвестиционных проектов. В одном участвовали территории, наиболее пострадавшие от чернобыльской катастрофы, в другом – все остальные муниципалитеты. В группе «чернобыльских» районов нас поразило совершенно различное отношение к конкурсу представителей двух районов – Злынковского и Новозыбковского. Все мы отметили горячую заинтересованность первых и полное равнодушие вторых. Неравнодушные злынковцы до последнего момента шлифовали свой проект, представителям же Новозыбковского района дважды давали для доработки программы дополнительное время, но воспользоваться этой возможностью они не потрудились. В итоге плюсующий по получению налогов Злынковский район получит как один из победителей конкурса 10 миллионов рублей, которые пойдут на развитие налогооблагаемой базы. А сидящий на коротком дотационном поводке Новозыбковский район не получит ничего. Всё это говорю ещё и к тому, что на местах люди должны знать, кому они доверяют власть.
Завершая же тему конкурсов, информирую, что в этом году один из них мы провели и в сфере реформирования муниципальных финансов. К слову, будет продолжен реализуемый с этого года конкурсный подход и при распределении средств между областными органами власти и структурными подразделениями администрации области на реализацию заявленных ими ведомственных программ. Надо отвыкать от поедания дармовой рыбы и привыкать к инициативной работе удочкой.
Х Х Х
Переходя к состоянию социальной сферы, ещё раз позволю себе напомнить, что это состояние и возможность улучшить его целиком во власти того, как мы работаем, как строим экономику, в соответствии с какими приоритетами тратим заработанное. У нас сегодня две стратегические задачи – улучшить демографическую ситуацию и повысить качество жизни. Понятно, что задачи эти- взаимосвязанные. Но как быстро улучшить демографию, если, по данным областного управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, у нас около 30% объектов водоснабжения находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, если стоимость так называемого школьного завтрака для четверти наших детей составляет полтора рубля. А мы ведь, по известному выражению, есть то, что пьём и едим.
В последние годы на социальные нужды средств выделялось всё больше, и во многом поэтому демографическая обстановка пусть медленно, но стала, наконец, меняться к лучшему. Почти на треть в прошлом году снизилась младенческая смертность. С начала текущего года на 6 процентов увеличилась рождаемость, а количество умерших уменьшилось на 11 с половиной процентов, естественная убыль населения стала меньше почти на четверть. Свои плоды приносит сдача в эксплуатацию новых объектов здравоохранения, оснащение их новым оборудованием, меры по закреплению медицинских кадров, а также усиление социальной защиты старшего поколения.
Важнейшим приоритетом нашей социальной политики должна стать защита прав и законных интересов как подрастающего поколения, так и пожилых граждан, а также лиц с ограниченными возможностями. Трудно сохранять спокойствие, когда знакомишься с выводами прокурорской проверки специализированной начальной школы – детского сада, что в Советском районе Брянска. Здесь на круглосуточном режиме воспитывается 80 глухих и слабослышащих детей. Здание давно требует ремонта, изношенная мебель – замены. На момент проверки не работали стиральные машины, электрические котлы, отсутствовали самые необходимые медикаменты. Ни в этом году, ни в прошлом не выделяются средства для приобретения мягкого инвентаря, хотя в смету расходы на это закладываются. Постельные принадлежности приобретаются исключительно за счет средств родителей.
Эта школа – детский сад финансируется из бюджета города Брянска. Находится в центре Брянска. Прокуратура внесла представление об устранении выявленных нарушений закона в городскую администрацию и городское управление образования. Но меры юридического характера не дадут должного эффекта, если не будет дана нравственная оценка, не побоюсь сказать, аморальному поведению чиновников, по существу обиравших детей.
Как известно, на Брянщине 2007 год объявлен годом семьи. «Все – для семьи!» - мы постарались, чтобы это был не просто привлекательный лозунг. Не буду перечислять всё, что мы делали раньше и продолжаем делать для укрепления семьи, для того, чтобы дети, лишившиеся родительского крова, ощутили-таки его тепло и уют. Приведу лишь несколько данных, которые свидетельствуют о позитивных изменениях в этой сфере. Ещё в 2005 году у нас было всего три приёмные семьи, в которых воспитывалось 13 детей. Мы учредили целевую субвенцию бюджетам муниципальных образований на содержание детей в приёмных семьях. И сегодня таких семей у нас уже сто шестьдесят две, в которых воспитывается 250 детей. В прошлом году мы за ненадобностью закрыли целый Детский дом для детей – сирот.
Не могу не сказать об обострившейся в последнее время проблеме устройства детей в дошкольные образовательные учреждения. На начало года очередь туда составляла три с половиной тысячи детишек. Мы с этого года приступили к реализации целевой программы создания дополнительных мест для дошкольников и планируем к 2010 году увеличить количество мест в образовательных учреждениях области на 4 с половиной тысячи.
Сейчас разрабатываем Концепцию семейной политики Брянской области и закон «Об охране материнства, отцовства и детства». Назрела необходимость ускорить принятие нового закона об опеке и попечительстве, который бы установил четкие права, обязанности и ответственность соответствующих органов, а также опекунов и попечителей по отношению к детям, больным и старикам.
А сегодня, кстати, Вам, уважаемые депутаты, предстоит рассмотреть законопроект о ежемесячных пособиях родителям и вдовам военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, погибших в вооруженных конфликтах последних лет. Надеюсь, законопроект будет принят сразу в трёх чтениях и уже с июля текущего года семьи, в которые пришло горе, будут ежемесячно получать дополнительно по тысяче рублей. Кстати, 2008 год Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил Годом Семьи.
Отмечая первые и ещё робкие изменения демографической ситуации со знаком плюс, мы не должны упускать из поля зрения такой серьёзный рычаг укрепления народного здоровья, как массовая физическая культура и спорт. Более действенной профилактики болезням и многим антиобщественным проявлениям придумать трудно. В этой сфере также актуальны качество и доступность услуг. К сожалению, с этим у нас обстоит далеко не всё благополучно. Судите сами. На Брянщине, если верить официальным данным, систематически занимается физкультурой и спортом 135 тысяч человек. Обеспеченность же объектами для физкультурно-спортивных занятий 45% от их единовременной пропускной способности. Поэтому мы взялись за расширение сети спортсооружений. Сейчас ведётся интенсивное строительство ряда объектов с привлечением средств федерального, областного, муниципальных средств, а также средств партии «Единая Россия. В Клинцах уже построен современный физкультурно-оздоровительный комплекс, строятся спортивные центры в Брянске и Стародубе. За счет средств областного бюджета возобновлены работы на ранее начатых спорткомплексах в Новозыбкове, Карачеве, Красной Горе, Суземке, Белых Берегах. В ближайшее время будет возведён ФОК в Володарском районе Брянска, Проектируется спорткомплекс для Жуковки, Мглина, Комаричей, Гордеевки.
Всем нам, наверное, сегодня ясно, что для областного центра самым необходимым объектом является мусороперерабатывающий завод, который снял бы возрастающее экологическое неблагополучие и строительство которого, увы, не даётся целому ряду городских властных команд. Но я бы добавил: Брянску не хватает и современного Дворца спорта, который мог бы использоваться и как площадка для культурно-массовых мероприятий. Отсутствие такого объекта сдерживает развитие зрелищных командных видов спорта.
Строительство ФОКов, споркомплексов, других крупных сооружений – это одно направление. Другое связано с необходимостью более рационального использования имеющейся базы, оборудования простейших спортивных площадок, спортивных городков. Физкультуру тоже надо приближать к месту жительства, к населению. Ежегодно нам рапортуют, что проведено столько-то соревнований, подготовлено столько-то мастеров спорта. Всё это хорошо! Но нам не менее, а может быть, более нужны и важны дворовые турниры, школьные, студенческие, отраслевые, семейные спартакиады. Нас не менее бытового и финансового благополучия звёзд спорта должна волновать постыдно низкая зарплата детского тренера, недостаточно высокий авторитет школьного учителя физкультуры. При поощрении педагогов давайте будем помнить об этом.
Нам надо найти действенные способы поддержки и работников культуры, особенно тех, кто работает в библиотеках, музеях, руководит коллективами художественной самодеятельности. Особый разговор – о сельской культуре, которая за многие годы низведена до положения нищенки. Администрация области дополнила областную целевую программу «Культура Брянщины» разделом «Культура села». И уже в 2006 году на сельскую культуру ассигнования были увеличены в несколько раз. Однако принятых мер явно недостаточно, чтобы ситуацию в сельской культуре изменить кардинально. Эта задача остается для нас главной на ближайшие годы.
Х Х Х
Конечно, в своём ежегодном обращении я не могу охватить все сферы и аспекты жизни региона. Однако на такой жгучей проблеме, как борьба с преступностью не могу не остановиться. А то, что она всё более беспокоит нас, говорит и распространённая недавно информация Всероссийского центра изучения общественного мнения. Выясняется, что в ряду наиболее значимых для страны проблем россияне видят преступность, причём она заняла печальное второе место вслед за ростом цен и инфляцией, потеснив тревоги, связанные с жилищной проблемой, низким уровнем медицинского обслуживания, безработицей. Думаю, если бы исследования проводились на Брянщине, их итоги мало отличались бы от общероссийских.
Обстановка с преступностью в области остаётся сложной, несмотря на усилия, предпринимаемые органами власти. Не сокращается количество зарегистрированных преступлений, но самую большую тревогу вызывает то, что в структуре преступности по-прежнему доминируют тяжкие и особо тяжкие преступления. Не сокращается число разбойных нападений, можно сказать, опасной остаётся ситуация с уличной и подростковой преступностью. Считаю, сегодня нет веских причин, которые бы мешали результативно работать областной правоохранительной системе. Да, было бы ошибкой считать, что борьба с преступностью – дело исключительно сотрудников правоохранительных органов. Это – общенародное дело. Но первый спрос должен быть с тех, для кого эта борьба – профессиональная обязанность.
Х Х Х
Уважаемые депутаты! Не за горами – важнейшее событие этого года – выборы в Государственную Думу. Как говорил в своём Послании Президент России Федеральному Собранию, « от того, каким станет российский парламент после 2 декабря этого года, прямо зависит исполнение наших стратегических планов». У нас у всех есть свои партийно-политические пристрастия, которые выражаются в партийном членстве. Но это должно только повышать меру ответственности за судьбу своих избирателей, за будущее нашей Брянщины и страны.
Вот уже два с половиной года обе ветви региональной власти – исполнительная и законодательная – работают бок о бок, и в целом эта работа, если не брать во внимание отдельные дискуссионные всплески, проходит в режиме конструктивного диалога. У нас в активе главное – взаимопонимание по ключевым вопросам развития региона. В формировании такого климата важную роль играет Главный федеральный инспектор.
Мы можем спорить, отстаивать свою точку зрения. Но при этом каждый из нас не может отрицать, что Брянская область прочно встала как раз в эти последние два года на путь устойчивого и динамичного развития. И каждый из нас имеет полное право ещё раз ощутить свою личную причастность к этому созидательному процессу. Ощутить, чтобы завтра на своём рабочем месте, на своём участке сделать больше и сделать лучше, чем сегодня!
Спасибо за внимание.