Полностью Только текст
Сегодня
четверг, 19 декабря 2024 г.

Погода в Брянске вечером
Пасмурно, без осадков, +1 +3 oC
Ветер южный, 1-3 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Государственная власть / Губернатор /  

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Послание Губернатора Брянской области Н.В.  Денина Брянской областной Думе

Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники заседания!

Это мой последний отчёт перед Вами, депутатами уходящего в политическую историю Брянщины 4-го думского созыва. Чуть больше месяца остаётся до выборов в областной законодательный орган,  представительные органы местного самоуправления. И в преддверии таких, носящих этапный характер событий, вполне естественным является желание оглянуться назад и проанализировать итоги развития региона и нашей с Вами работы не только в прошедшем 2008 году, но и в минувшее четырёхлетие.

ХХХ

В конце 2004 года в области прошло радикальное перераспределение власти, и с этого времени ответственность за то, что происходило на её территории, несла региональная  организация партии «Единая Россия» и я, до недавнего времени возглавлявший эту организацию. 
Прежде доводилось отмечать, что мы получили, мягко сказать, очень непростое социально-экономическое наследство. Но тем весомее результаты, которых удалось добиться за последние четыре года.  Конечно, чудес, в которые мало кто и верит, не случилось. Но сегодня очевидностью является то, что Брянщина – это регион, в котором темпы развития экономики намного выше среднероссийских.
Взять хотя бы такое ключевое её направление, как промышленное производство. Если в 2004 году объем выпускаемой у нас продукции увеличился к 2003 году всего на 6%, то уже в 2005 году рост промышленного производства составил 16%, в 2007-м – 25 с половиной процента, а по итогам первой половины прошлого года он был 27%. И если бы не финансовый кризис, который потряс мировую экономику и который, понятно, не мог обойти  наш край, то Брянская область, как и в 2007 году вошла бы в число наиболее динамично развивающихся российских территорий. Некоторые скептики говорят: если область развивалась так бурно, то почему она не может покинуть стан депрессивных территорий, почему наши доходы так сильно отличаются от среднероссийских? Но здесь не надо забывать о том, что у Брянщины в сравнении с другими регионами была крайне невыгодная стартовая позиция, обусловленная тем, что в пору начала экономических реформ область попала в перечень территорий с наибольшим экономическим обрушением. Второй удар по национальной экономике, имеется в виду дефолт 1998 года, сделал отставание регионального народнохозяйственного комплекса ещё большим.
Мы получили в конце 2004 года промышленный сектор с 30-процентным сокращением предприятий, с переходом половины оставшихся в разряд убыточных. Нам удалось оздоровить ситуацию. За четыре года на 20% снижено количество убыточных предприятий, с 47 до 12 процентов снизился на них удельный вес просроченной кредиторской задолженности. Этому способствовала ликвидация перекрёстного  субсидирования по оплате электроэнергии – эти расходы включены в областной бюджет.

ХХХ

В наиболее депрессивном аграрном секторе нам вначале удалось остановить спад производства, а с 2006 года обеспечить его рост на 3 с половиной процента. В 2007 году объем производства здесь вырос уже на 8 с половиной процентов.  В прошлом году сельскохозяйственная отрасль, несмотря на набирающий силу кризис, дала также весомую прибавку продукции в 7 с половиной процентов. На 10% снизилась доля убыточных предприятий. Были ликвидированы долги по зарплате. За эти годы хозяйствам оказана серьёзная поддержка в техническом перевооружении: приобретено 371 трактор, около 300 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, много другой сельскохозяйственной техники. Мы вводим и другие виды государственной поддержки АПК. Ежегодный рост её объема составлял 25%. Однако не надо забывать, что, к примеру, в 1996 году доля расходов на агропромышленный комплекс в общих расходах областного бюджета составляла 15%. Затем эта доля неуклонно снижалась и достигла к 2004 году трёх с половиной процента. Сегодня она доведена до шести с половиной процента. Но и этого явно недостаточно. А это значит, что необходимо в ближайшей перспективе увеличивать объем финансовой поддержки областного агропромышленного комплекса.
В 2008 году было собрано 600 тысяч тонн зерна – такого урожая у нас не было более десяти  последних лет. В ряде хозяйств на наших бедных почвах научились добиваться «краснодарской» урожайности – до 50-70 центнеров с гектара. Мы поставили задачу ежегодно возвращать в оборот до 50 тысяч гектаров заброшенной земли. И эта задача решается.
Началось возрождение брянского картофелеводства. Если в 2005 году сельхозпредприятия и фермеры собрали  всего 37 тысяч тонн картофеля, то в нынешнем – 200 тысяч тонн. Здесь нужно выделить результативную работу такого надёжного инвестора, как ЗАО «Картофельная нива». Он успешно работает на Брянщине, а в ближайшее время намерен вложить в развитие картофелеводства ещё полмиллиарда рублей. Восстановлены производственные мощности длительное время неработавшего Климовского крахмального завода.
В области успешно работают и такие крупные сельскохозяйственные инвесторы, как «Тульская земельная компания», Белгородский агропромышленный холдинг «Мираторг».
Неоднозначна картина в животноводстве. Мы и прежде постоянно говорили о его огромном значении для развития всей региональной сельскохозяйственной отрасли. А разразившийся мировой финансовый кризис делает это значение исключительным, в том числе – и для нас. Уже сейчас в страну из-за рубежа ввозится более 70 процентов мяса.  
А что такое мясо для нашей области? Если молоком, яйцом, картофелем, овощами Брянщина себя обеспечивает, и даже с избытком, то мясом – лишь на три четверти. Конечно, мы не сидим сложа руки. Об этом свидетельствуют хотя бы построенные первые очереди  свинокомплексов в Жирятинском и Карачевском районах. Если в 2005 году в сельхозпредприятиях области оставалось всего 26 тысяч голов свиней, то на начало 2009 года поголовье свиней составило 62, 4 тысячи.
Что касается поголовья крупного рогатого скота, то нам, к сожалению, не удалось преодолеть инерцию его сокращения.
Если говорить о дойном стаде, то его сокращение не сказалось на производстве молока. В общественном секторе мы получаем его гораздо больше. Возросла продуктивность молочного стада, улучшилось использование маточного поголовья.
В основном, сокращается поголовье  в личных подсобных и фермерских хозяйствах населения. И это закономерно. Стареет и уменьшается само сельское население. Мы понимаем: возрождения села нам не добиться, если не сделаем сельский образ жизни более привлекательным. А это и газификация, и образование на селе, и организация культурного досуга…
Сегодня мы всё больше выделяем  средств на техническое перевооружение молочно-товарных ферм,  ведём реконструкцию животноводческих помещений в 10 агрогородках, субсидируем реализацию 7 инвестиционных проектов в муниципальных образованиях, направленных на увеличение численности поголовья КРС,  финансируем закупку племенного скота.  
Отдельная тема – строительство агрогородков. Их у нас создаётся 10. Дела там идут по-разному. «Московский» в Почепском районе в большей степени соответствует белорусской модели агрогородка, хотя в данном случае можем говорить лишь о сходстве. В Белоруссии пошли дальше – там, помня, что теория – основа практики, поставили дело на научную основу. И наша наука, имею в виду, прежде всего, Брянскую сельскохозяйственную академию, должна быть прочнее завязана на реализацию подобных экономических проектов. Надо понять, что развитие производства в агрогородках – это только начальный этап.  Функции агрогородков должны расширяться и образовывать целую цепочку, состоящую из научной селекции, производства, переработки и сбытовой сети. Тогда можно будет привлекать не только средства регионального и муниципальных бюджетов, но и федеральные средства, частный капитал. К примеру, для селекции – средства фонда поддержки малых и средних предприятий в научно-технической сфере, для организации сбытовой сети – частный капитал.

ХХХ

Надо только не останавливаться, постоянно искать новые формы и способы повышения эффективности в реализации любого созидательного проекта. Всё это актуально и для областного строительного комплекса.
Ещё не так давно в самых разных источниках упоминалось различное количество объектов так называемого чернобыльского недостроя. То более 500, то около 600. Мы провели инвентаризацию, и сегодня уже точно знаем, что таких объектов 540. Знаем также, что 164 из них когда-то даже финансировались, но на сегодняшний день их попросту нет. 282 к жизни уже не вернуть, а  94 можно и нужно спасти, то есть достроить.  В минувшие четыре года некоторые из них введены в эксплуатацию, на некоторых идут работы. И пока всё это делается за средства областного бюджета.
2007, 2008 годы можно назвать годами новостроек. Было сдано в эксплуатацию много объектов.  Мы открывали их так часто, что меня стали даже обвинять в том, что слишком часто перерезаю ленточки. Из всех обвинений это, если можно так сказать, самое приятное. Согласен, чтобы они звучали ещё чаще.
Сложнее наши дела в жилищном строительстве.
Жилья мы строим всё больше (в 2006 году – 246 тыс. кв. м., в 2007-м – 298 тысяч, в 2008-м – 318 тыс. кв.м.). Но нам ещё далеко до решения задачи, поставленной Президентом России, в соответствии с которой надо строить по одному квадратному метру на каждого жителя региона. В строительной отрасли нас также сильно сковывают низкие темпы технического перевооружения предприятий, медленное внедрение прогрессивных технологий строительства и недостаточное использование  новых стройматериалов. И здесь мы должны и будем поддерживать предприятия, которые осуществляют техперевооружение с привлечением собственных оборотных средств и банковских кредитов, путём частичной компенсации процентной ставки.
Важным инструментом развития жилищного строительства является ипотека. Её возможностями решают воспользоваться всё большее количество семей. Но для подавляющего большинства нуждающихся в жилье ипотека остаётся недоступной.  Объясняется это и низкими доходами граждан, и высоким процентом ипотечных займов. Нам  остро не хватает дешевого комфортного жилья. У нас слабо продвигается строительство малоэтажного жилья, хотя в нашем лесном крае для этого возможностей больше, чем во многих других регионах.
Началась реализация проектов комплексной застройки  микрорайона «Мичуринский» Брянского района,  района бывшего аэропорта, микрорайона «Автозаводец». У многих в связи с этим возникли оптимистические ожидания. Тем не менее, продолжает оставаться актуальной проблема сроков выделения земельных участков,  разрешительных процедур. До тех пор пока мы не преодолеем ситуацию, когда согласования требуют больше времени, чем само строительство, никаких радикальных перемен к лучшему не произойдёт. И в первую очередь, обращаю внимание на этот момент глав муниципальных образований.

ХХХ

Говоря о строительстве жилья, конечно же, нельзя обойти вопрос о том, как мы используем уже имеющийся жилой фонд. Да, приходится снова обращаться к проблеме капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, состоянию нашего жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня финансирование работ, связанных с капитальным ремонтом и переселением из ветхого фонда, ставится в жёсткую зависимость от того, как мы будем реформировать наш жилищно-коммунальный комплекс. И это правильно: федеральный центр не будет давать деньги при наличии рисков, когда средства либо неэффективно используются, либо вовсе разворовываются. Деньги, как мы видим,  выделяются под конкретные условия, которые носят для регионального жилищно-коммунального хозяйства во многом экзаменующий характер.
Сводится же всё к одному принципиальному вопросу: реформируемо ли это хозяйство, то есть знают и могут ли те, кто управляет им, делать ещё что-то кроме повышения тарифов на фоне ухудшающегося качества обслуживания? Пока утвердительного ответа на этот вопрос нет. Но его и не будет, пока в локальных монополиях альтернативой механическому повышению тарифов не станет последовательное снижение производственных издержек. Иначе говоря, ЖКХ должно, наконец, стать прозрачной системой. Для неё не наличие острейших проблем должно стать главным аргументом при получении средств, а экономическая эффективность, результативность этих трат. То есть просьбы типа «дайте нам больше денег, потому что и там рвётся, и там течёт» должны уступить место другому подходу: «дайте нам больше денег, потому что мы реально улучшим те или иные показатели». Это, собственно, и есть управление по результатам, на которые мы должны перейти.
Почему я говорю об этом так много? В нашем жилищно-коммунальном хозяйстве есть проблема, которую можно по взрывоопасности сравнить, наверное, с пороховой бочкой, на которой сидим мы все. Речь – о нашей инженерной инфраструктуре, которая включает в себя около 1150 километров тепловых сетей, почти столько же - и канализационных, около  шести тысяч - водопроводных и 35 с половиной тысяч - электрических сетей. Изношенность всего этого хозяйства приближается к 70 процентам. В то время, когда по самым «скромным» нормативам мы должны ремонтировать 10 процентов сетей ежегодно, средств выделяется лишь для того, чтобы привести в надлежащее состояние всего два процента. Если конкретно – по 10 миллионов рублей в  год. Природа очень милостива к нам, посылая в последние годы одну зиму теплее другой. Но так будет не всегда. Нам неизбежно придётся увеличивать расходы на модернизацию инженерной инфраструктуры.  И это делает сверхактуальным качество их освоения. Без повышения этого качества получим отрицательный эффект с печальными последствиями.

ХХХ

Теперь – немного о малом бизнесе. Если бы не известная кризисная специфика сегодняшнего дня, можно было бы говорить о том, что этот сектор региональной экономики развивается у нас достаточно динамично, о чем свидетельствует и солидное увеличение в последние годы занятых в нём, и увеличивающиеся инвестиции в основной капитал малых предприятий. Можно было бы с удовлетворением отметить и первые шаги в инновационном бизнесе, вспомнить об открытии Дома науки, бизнес-инкубатора.
Однако время предъявляет сегодня к малому и среднему предпринимательству намного более взыскательный счёт. Продолжающееся высвобождение трудовых ресурсов заставляет посмотреть на малый бизнес как на один из самых эффективных способов смягчения тяжелых последствий мирового финансового кризиса. И в этом ракурсе отчетливо видны проблемы и недостатки.
По-прежнему основная доля малых предприятий – в сфере оптовой и розничной торговли, а нам больше нужны производственные предприятия. Этому должно способствовать создание в регионе гарантийного фонда для малого предпринимательства, агентства по экспорту для них, а также разработка во всех муниципалитетах более конкретных и содержательных программ поддержки малого предпринимательства в производственной сфере. 
Мы который год говорим о снятии административных барьеров и упрощении процедуры регистрации новых бизнесов. Однако ситуация здесь меняется крайне медленно. Приведу некоторые данные правительственного доклада «Об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2007 года». У нас неплохой показатель по среднегодовым темпам роста оборота малых предприятий.  Доля продукции, произведенной предприятиями - «малышами» в объёме валового регионального продукта, выше среднероссийской на три с лишним процента. В то же время эта доля на протяжении  последних лет  растёт очень медленно. А происходит это потому, что по количеству малых предприятий мы в ЦФО занимаем 14 место. И, наконец, в нашей области всё ещё невелик процент населения, занятого на малых предприятиях от общей численности занятых. У нас в малом бизнесе занято всего 7,7% населения, а общероссийский показатель -19%. Это свидетельствует, видимо, и о том, что малому предпринимательству в нашем крае, мягко сказать, не совсем уютно.

ХХХ

За последние годы нам удалось разрушить имидж Брянщины как территории неблагоприятной для инвестиций. Тому способствовали и политическая стабильность, и объективная, лишенная спекуляций, оценка чернобыльского фактора. Как итог – в разы увеличился объем иностранных инвестиций, а вложения в основной капитал предприятий и организаций за последние четыре года выросли вдвое. Совсем недавно такое авторитетное издание, как журнал «Эксперт» опубликовало данные о рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов в прошлом году. Отрадно, что по рейтенгу инвестиционного климата Брянская область входит в группу территорий, занимающих места с 22-го по 47-е, в то время как в 2007 году она занимала 76 место. Переместившись с 55 места – в 2007 году на 33-е, значительно улучшила позицию Брянщина и в ранге инвестиционного риска. Эта и другие оценки выносились специалистами уже на фоне кризисных процессов. Эксперты отмечают, что первоочередные шансы на выход из кризиса получат регионы, которые сумеют конвертировать ситуацию в крупные инвестиционные проекты.
Одним из таких проектов в нашей области могло бы стать строительство предприятия с участием крупного инвестора с мировым брендом. Но ещё нужней сегодня проект, который позволил бы региону уйти от почти абсолютной зависимости в электротеплоэнергетике со всеми вытекающими из этого негативными  последствиями для региональной экономики. Речь идёт о строительстве на территории области двух крупных ТЭЦ. Такое строительство - уже не мечтания. Работа в этом направлении  началась.
Реализация ещё одного проекта, связанного с глубокой переработкой сельхозпродукции, позволила бы избежать ситуаций, когда, получив хороший урожай (например, зерна в прошлом году), не знаем радоваться этому или печалиться из-за невозможности обратить дары природы и результаты крестьянского труда в позитивный финансово-экономический результат. В реализации данного проекта нашими партнёрами могут стать соседи-белоруссы. Во всяком случае, предварительная договоренность об этом уже есть. Пока же с нашими партнёрами из Национальной академии наук Белоруссии мы подписали соглашение о взаимопомощи в сфере обмена высокими технологиями. И первой отраслью, в которой начнётся практическое сотрудничество, будет агропромышленный комплекс.
Нам надо активнее развивать экономическое сотрудничество не только с российскими регионами, но и регионами соседних Белоруссии и Украины. С этой целью 18 февраля мы проводим в Брянске первый Славянский международный форум, на котором будут рассмотрены вопросы инвестиционной привлекательности славянских территорий, а также проработаны конкретные взаимовыгодные проекты.
Рассчитываем, что это будет более масштабный форум, чем проводившийся у нас осенью 2007 года первый инвестиционный форум, хотя и он с подписанными соглашениями почти на 40 миллиардов рублей сослужил хорошую службу.

ХХХ

Теперь – об итогах трехлетней реализации на Брянщине национальных проектов – «Образование» и «Здоровье», которые называют ещё социальными. К слову, работа по их реализации не закончилась, в соответствии с недавним поручением Президента России разработана программа их реализации на 2009-2012 годы. В нацпроекте «Образование» доля региональной финансовой составляющей все три года была весьма существенной и составляла до половины общего финансирования.
Значительно возросло число детей, которые учатся в современных, хорошо оборудованных школах. Все школы области подключены к сети Интернет, более чем вдвое увеличилось  в них число компьютерной техники. С участием лучших учителей разрабатываются интерактивные электронные образовательные ресурсы. Задачи сегодняшнего дня – обеспечение  устойчивого доступа к всемирной информационной сети.
Наряду с федеральной поддержкой лучших общеобразовательных школ и школьных учителей за счет средств областного бюджета поощряются лучшие учреждения и педагоги дошкольного образования. С 2008 года областью дополнительно  поддерживались лучшие учреждения дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования.
Нацпроект оказался хорош и тем, что помимо увеличения финансирования сферы образования, во многом изменил и отношение педагогов к своему делу. У них появилось желание работать по-новому, более эффективно и качественно.
С 2005 по 2008 годы приобретено 128 школьных автобусов, в то время как прежде на это не тратилось ни копейки. Но покупка автобусов не должна подталкивать к мысли о закрытии сельских школ. Мы ни в коем случае не должны допустить необоснованного их закрытия. Не для того приобреталась и будет в дальнейшем приобретаться эта техника. Она нужна для того, чтобы сделать образовательные услуги более доступными и качественными, помочь сельским школьникам приобщиться, так сказать, к благам цивилизации. Мы не должны забывать, что возможности городских и малокомплектных сельских школ сильно отличаются, и наша задача - уменьшить эти отличия.
Национальный проект «Здоровье» - самый, если можно так выразиться, дорогостоящий по сумме финансовых вложений. За 3 года его реализации область получила более миллиарда 850 миллионов рублей из федерального бюджета. Совокупные же расходы на здравоохранение увеличились за 3 года более чем в 2 раза.  Приведу несколько конкретных сравнительных данных: с 1997-го по 2004 годы областью было приобретено 139 единиц медицинского оборудования, а за последние четыре года получено 853 единицы высокотехнологичного медицинского оборудования – то есть в 6 раз больше.
Это привело к заметным позитивным изменениям в отрасли. Улучшились показатели работы первичной медико-санитарной помощи, чему способствовало оснащение лечебно-профилактических учреждений современным оборудованием и заметное повышение заработной платы работникам участковой службы, скорой помощи, ФАПов.
Большая работа проводилась по диспансеризации работающего населения. Активизация профилактики способствовала уменьшению запущенных форм заболеваний, снижению количества дней нетрудоспособности и, в конечном счете, – увеличению продолжительности жизни.
Решены многие  проблемы, связанные с получением  высокотехнологичной диагностической медицинской помощью, которую ранее можно было получить только в федеральных медицинских центрах.
Выдача родовых сертификатов привела к повышению уровня  рождаемости, позволило значительно повысить качество медобслуживания женщин. Благодаря этим и другим мерам два последних года на Брянщине увеличивается рождаемость и уменьшается смертность населения. Как следствие – снижается коэффициент естественной убыли населения. Если 5-10 лет назад мы привычно констатировали  более чем двукратное превышение смертности над рождаемостью, то теперь это превышение чуть более полуторакратного. Добавлю к этому: наблюдается и миграционный прирост населения.
В прошлом году область вошла в число регионов, которым выделены федеральные средства на новое направление нацпроекта «Здоровье», связанное с оказанием медицинской помощи пострадавшим в ДТП: получено 10 новых автомобилей скорой помощи, два современных компьютерных томографа, реанимационное оборудование. В перспективе нам надо приложить все усилия, чтобы область стала участником новых направлений нацпроекта «Здоровье», направленных на развитие службы крови, совершенствование помощи больным сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Софинансирование по этим направлениям заложено в областном бюджете.
При подведении итогов реализации нацпроектов «Образование» и «Здоровье» нельзя  пройти мимо некоторых уроков. Нацпроекты  проверили готовность областных служб к работе в новых условиях, когда надо оперативно реагировать на ситуацию, обеспечивать должный контроль за ходом реализации каждого направления проекта, при необходимости – корректировать планы, пересматривать акценты.
Нацпроект «Образование» обнаружил и наши слабые места, недоработки. К примеру, мы не смогли войти в число тридцати одного региона, которые внедряют комплексные проекты модернизации образования, не прошли конкурсный отбор и по такому направлению нацпроекта, как «Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях», и, соответственно, не получили дополнительной помощи из федерального бюджета по этим направлениям.
Что касается здравоохранения, то здесь проблем ещё  больше. Это и необходимость дальнейшего материально-технического перевооружения областных лечебных учреждений, и очень тяжёлая кадровая ситуация в отрасли, и необходимость повышения заработной платы врачам «узких» специальностей. Надо активнее работать над вхождением  в федеральные программы, реализовывать более эффективное и результативное бюджетное планирование. 
Наряду с совершенствованием моментов чисто технологического характера, надо постоянно проводить, так сказать, и оздоровительные мероприятия в самой областной медицине. Я имею в виду, прежде всего, борьбу с охватившей лечебные учреждения коммерциализацией, которая приобретает всё более вызывающие формы и подрывает не только престиж здравоохранения, но и авторитет власти. Социологические исследования, которые проводятся в регионе, показывают: половина опрошенных оценивают состояние в областном здравоохранении на троечку, а более трети оценивают его как плохое.
Вкладывая в развитие этой сферы всё больше средств, мы просто обязаны требовать качественного улучшения её работы. И будем требовать.

ХХХ

В этом обращении не могу не остановиться на том, как реализуется в области муниципальная реформа.  Брянщина проводит её в полном объёме с 2006 года. И мы правильно сделали, что не поддались искушению поэтапного реформирования муниципального уровня власти.
За эти годы накопилось немало положительных моментов и примеров. В целом можно уже сейчас смело констатировать, что власть реально приближена к народу. Муниципальные образования стали хозяевами своих бюджетов и сами определяют направления использования средств.
Принято около ста областных законов, в том числе – законы о разграничении имущества во всех муниципальных районах. К слову, Брянщина стала вторым субъектом России и первым в ЦФО, разграничившим муниципальное имущество. Теперь мы ждём от глав поселений чёткой и грамотной работы по его рациональному использованию, наращиванию доходной части бюджетов.
В то же время хорошо представляем, с чем главы сталкиваются ежедневно. Основная проблема – дефицит финансовых средств, который обостряется из-за того, что расширяется перечень вопросов местного значения, не подкреплённый дополнительным финансовым сопровождением. Реагировать на это можно по-разному. Можно сложить руки и ждать закрепления за муниципалитетами дополнительных налогов, можно заняться выпрашиванием средств, а можно самим проявлять инициативу, искать способы заработать эти средства. Поддерживать надо самых инициативных и самых трудолюбивых.
В качестве примера хочу привести Комаричский район, которому в 2008 году выделена дотация в размере 40 миллионов рублей как лучшему муниципальному образованию.
Решению одной из главных задач муниципальной реформы – как повысить эффективность управления на этом уровне власти – подчинены изменения в уставы, внесенные всеми муниципальными образованиями кроме Брянского района. Теперь глава муниципального района будет избираться из числа депутатов, а глава администрации - приниматься на контрактной основе. Это делается не только для того, чтобы повысить авторитет представительных органов местного самоуправления. Дело в том, что прежняя схема формирования исполнительной власти муниципалитетов, когда её глава избирался прямым голосованием, на наш взгляд, лишала возможности воздействия на руководителей, которые, получив должность, либо не могли, либо не хотели должным образом, в соответствии с волей своих избирателей распорядиться властными рычагами. А когда им напоминали об их обязанности и ответственности, они тут же прятались за ширму «всенародного» избрания. Такой вольницы, по нашему убеждению, быть не должно. Я не буду категоричен в утверждении того, что принятая модель формирования муниципальной исполнительной власти оптимальна, но, в конце концов, нам ничто не мешает испробовать её на практике, а затем сделать окончательный вывод.
Сегодня муниципальным служащим часто не хватает не только инициативности, но и компетентностиК примеру, многие муниципалитеты всё ещё не умеют готовить инвестиционные проекты, программы по реформированию финансов, а если готовят их, то они не выдерживают никакой критики. В них, как правило, отсутствует элементарное – зрелое экономическое мышление. Это ещё раз подтвердил проводившийся  в прошлом году конкурс по реформированию муниципальных финансов. Трём районам-победителям предполагалось выплатить по 6 миллионов рублей. От 22 муниципальных образований, которые могли участвовать в конкурсе, было подано всего три заявки, одна  из  них  не прошла конкурсный отбор.  В итоге по 6 миллионов  получили  только  г. Стародуб и Злынковский район. Остальные руководители местного самоуправления, видимо, предпочитают ходить с протянутой рукой.
У нас почему-то с превеликим трудом приживаются автономные учреждения. Количество бюджетных учреждений, которые мы чуть ли не силком понудили перейти в режим автономных учреждений, можно пересчитать по пальцам одной руки. В целом доля автономных учреждений от общего числа государственных и муниципальных учреждений сегодня составляет в области менее процента. А ведь этот режим даёт простор для хозяйственной инициативы, для привлечения внебюджетных средств, экономии расходов. Один пример. Брянский областной планетарий с 1 января 2008 года работает в режиме государственного автономного учреждения культуры. Прошедший год для коллектива был удачным. Значительно улучшилось состояние материально-технической базы планетария - приобретен микроавтобус, новое оборудование. Объяснение простое – у коллектива появилось больше самостоятельности в использовании средств, полученных от основной деятельности, планетарий ушёл от казначейской системы исполнения бюджета. Теперь его примеру с начала текущего года последо- вали государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева и Музей дятьковского хрусталя, приняв решение о создании на их базе государственных автономных учреждений культуры.

ХХХ

Оценка четырёх минувших лет была бы неполной, да и неверной, если бы ограничился только производственными делами. Но мы живём ведь не только работой. У каждого есть досуг, увлечения, пристрастия. И надо не только приветствовать стремление к культурной, спортивной самореализации человека, но и создавать для этого надлежащие условия. Мы старались делать это, и не без удовлетворения скажу: нам многое удалось!
На рубеже 2004-2005 годов около 350 муниципальных «очагов» культуры из тысячи двухсот не отапливались, стояли с выбитыми  стеклами и протекающими крышами, в полной мере иллюстрируя так называемый остаточный принцип финансирования.
На 2005 год на нужды сельской культуры было выделено всего полтора миллиона рублей. Их могло хватить разве что только на ремонт десятка кресел в домах культуры. Мы резко увеличили финансирование. В итоге в 2009 году только 26 учреждений культуры остаются неотапливаемыми. И дело принципа – в ближайшее время сделать все эти объекты отапливаемыми.
Только в 2007-м, 2008-м годах открыты Дома культуры в Брянском, Навлинском, Рогнединском, Жуковском районах, культурно-досуговые центры в Фокино, Комаричах и Суземке, кинотеатр в Новозыбкове. Особая наша гордость – Новоропский социально-культурный центр в Климовском районе, поднятый буквально из руин. О нём много писали, говорили, им восхищались. Но для нас он важен тем, что является, своего рода, образцом того, как рационально можно использовать каждый квадратный  метр.  В Новом  Ропске под одной крышей вполне комфортно разместились две библиотеки, спортзал, амбулатория, аптека, филиал школы искусств, пункт охраны общественного порядка и администрация поселения. Мы и других ориентируем на такую многопрофильность, которая даёт ощутимую экономию средств.
Также из руин был восстановлен в Брянске Дворец юношеского творчества имени Гагарина, преобразились парки и скверы в областном центре, в конце прошлого года после реконструкции снова заработал музей братьев Ткачёвых, который вдохновил руководителя Третьяковской галереи на признание в том, что музей бросил вызов самой Третьяковке. Сейчас ведём капитальный ремонт Брянского драмтеатра.  С 40-х годов прошлого века это одно из самых знаковых зданий областного центра не ремонтировалось капитально. Факт оставался фактом: в театре сгнили коммуникации, в гримёрках не было горячей воды. В 2008 году мы решились вырвать театр из этого аварийного состояния. Первоочередные работы на этом объекте уже завершены. В ближайшие дни состоится так сказать театральное новоселье. Уверен, многие, увидев, что сделано, будут приятно удивлены.
Капитально ремонтируется также филиал Дворца культуры в Сельцо, где откроем современный молодёжный центр.
За  несколько лет, предшествовавших 65-летию освобождения  Брянщины,  которое  отмечалось  прошедшей осенью,  немало сделано по увековечению памяти о народном подвиге. Особенно заметными акциями стали открытие мемориала в карачевской деревне Хацунь, разделившей трагическую судьбу белорусской Хатыни, и, по сути, возрождение позабытого-позаброшенного комплекса «Партизанская поляна». В наших планах – продолжить работу на этом святом месте. Впереди – реконструкция ещё одного такого места – Площади Партизан и сквера имени Проскурина. Первый этап конкурса дизайн-проектов уже состоялся. Мы сделаем всё, чтобы на этом пути не возникало недоразумений,  кривотолков, спекулятивного ажиотажа. 
В этом году  будем отмечать 65-ю годовщину образования нашей области. Лучшие коллективы культуры помогут донести до каждого жителя Брянщины всю значительность этого юбилея. Хотим видеть более активной деятельность наших творческих союзов. Будем совершенствовать взаимодействие органов культуры и Брянской епархии.  Здесь  наши   основные   совместные усилия    должны   быть   сосредоточены на скорейшем завершении строительства Кафедрального собора.
В минувшие четыре года мы основательно продвинулись на библиотечном направлении, Брянск был объявлен даже на целый год  библиотечной столицей страны. Кого-то, возможно, это и расслабило, а мы видим в этом не только факт признания, но и аванс побуждающий продолжить совершенствование библиотечной сети.
Наконец, о самом главном – об укреплении народного здоровья. За последние годы было отремонтировано, восстановлено или построено немало спортивных объектов. Под крышу комфортабельного Дворца заведена площадка с искусственным льдом на стадионе «Десна», скоро областной центр получит строящийся в Володарском районе большой физкультурно-спортивный комплекс с ещё одной ледовой ареной. Приобщению людей к активному образу жизни нам помогает «Газпром», которому мы должны сказать спасибо за несколько построенных на Брянщине современных комплексных спортплощадок.
Однако у нас много проблем в сельском и детском спорте. Мы хотим быстрых и громких побед, изменяя подчас испытанным приоритетам, не заботясь должным образом об основе основ – физкультурно-спортивной массовости. Как в культуре нам здесь предстоит улучшить качество услуг для населения, сделать их максимально доступными.

ХХХ

В начале отчета, говоря о полученном нами в 2005 году непростом наследстве, я имел в виду, прежде всего, бюджет, в  котором не были предусмотрены социально значимые расходы на сумму около двух миллиардов рублей. Стоило немалых усилий выправить ситуацию. Темпы экономического развития региона в последние четыре года позволили удвоить доходы областного бюджета. Причем их рост вдвое перекрывал уровень инфляции. Это, в свою очередь, меняло к лучшему социально-экономический фон региона. К примеру, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 25 процентов – в 2004 году снизилась до 18 – в году минувшем.
Во все наши планы по развитию налоговой базы в прошлом году вмешался мировой финансовый кризис. У многих в связи с этим возникает вопрос: как жить дальше, каким приоритетам следовать? В данной ситуации приоритет приоритетов – финансирование социальных программ и проектов,на которые выделяется софинансирование из федерального бюджета.
В то же время будем вынуждены со всей взыскательностью отнестись к анализу наших бюджетных расходов. Того требует сама обстановка. Здесь я ещё раз сошлюсь на правительственный доклад "Об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2007 года". В нём дан анализ эффективности расходования бюджетных средств в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственном управлении.
Напомню, по итогам 2006 года  наша область входила в число регионов с наиболее высоким уровнем неэффективных расходов в вышеуказанных сферах. В здравоохранении, образовании и госуправлении доля неэффективных расходов достигала 20% от общих объемов расходов, а в образовании составляла и вовсе 40%. После этого мы значительно улучшили  показатели, опередив целую группу областей из Центрального федерального округа - Костромскую, Орловскую, Курскую, Смоленскую и Воронежскую. И всё же продвинулись в направлении сокращения неэффективности расходов  не настолько серьёзно, чтобы конкурировать с  регионами-лидерами.
Наряду с темой сокращения неэффективных расходов в социальной сфере хотел бы обратить внимание на не менее острую необходимость наведения порядка и в других сферах. У нас хватает неэффективных управленцев на предприятиях, во многих конторах раздуты управленческие штаты, наши предприятия по-прежнему кошмарят многочисленными проверками, у нас много неоправданных внутрипроизводственных издержек. И не только в системе ЖКХ.
Несколько слов о работе наших правоохранительных органов. В целом они работают слаженно и достаточно эффективно, стремясь помочь развитию региона.Но  руководство страны требует совсем иного подхода, при котором работники силовых структур не должны бояться задевать групповые интересы, не должны пасовать  перед  чинушами, нарушающими законодательство.

ХХХ

Как известно – кризис это, прежде всего, проблемы в сфере занятости населения. Ситуация встала с ног на голову: ещё вчера мы ломали голову над тем, как на наши предприятия привлечь побольше квалифицированных работников, а сегодня не можем сохранить тех, которые там есть.
На днях принята программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Государство в этот сложный период поддержит опережающее профобучение, будет содействовать развитию малого предпринимательства и самозанятости населения. Но самую весомую поддержку получат работодатели. На кризисный период будут создаваться временные рабочие места. Таких мест на Брянщине  предполагается создать более 8 тысяч.
Здесь, считаю, уместно сказать о том, что продолжает оставаться высокой степень несогласованности потребностей рынков труда и образовательных услуг. Наши учебные заведения продолжают штамповать невостребованных или слабо востребованных на рынке труда специалистов.
Есть, с одной стороны, государственное финансирование, с другой стороны, есть плата родителей, у которых свои представления о счастливой судьбе их чад,  и не надо заглядывать вперёд, не надо ничего прогнозировать, менять что-то в образовательном профиле учебного учреждения.  Очевидно, что такой путь неэффективен и ведёт в тупик. 
Уже есть правительственное распоряжение, выполнение которого приведёт к резкому сокращению вузов в стране. Очевидно, что брянским вузам будет непросто сохранить свой высокий  нынешний статус. И всё потому, что в них не было должного внимания к поиску новых организационных форм. Лишь Брянский технический университет с политехническим колледжем сделали попытку выстроить  своеобразную образовательную вертикаль. Вузам надо смелее идти на создание единых научно-образовательных и университетских комплексов. Начинать с инфраструктуры. Например, можно подумать о создании научно-производственного центра общего пользования, единой научной межвузовской библиотеки. Надо понять, что регион не в состоянии обеспечить полноценное финансовое сопровождение развития высшей школы. Поэтому вхождение в федеральные вузовские реформы актуально и более того - необходимо.
С этого года в еженедельном режиме работает  созданная осенью прошлого года межведомственная комиссия по мониторингу финансово-экономической ситуации. Мы не только отслеживаем эту ситуацию, но принимаем оперативные меры. Наша главная задача - поддержать реальный сектор экономики. Но эта поддержка не может, да и не должна быть сплошной.  На принципах софинансирования будут поддерживаться в первую очередь те предприятия, которые в сложных условиях предлагают реальные способы не только выживания, но и развития. 
Я не раз уже говорил, что кризис – это не только опасность, но и возможность. Это ещё и показатель того, что не всё делалось в соответствии со здравой логикой. Пока мы не знаем, сколько времени продлится кризис, не знаем даже, когда увидим его дно. Неспроста глобальные экономические  перемены сравниваются с гигантским чистилищем, которое проверит на инициативность, предприимчивость, нестандартность мыслей и действий. И ещё: кризис – это время, когда, как говорится, риск уместен. Риск, но не авантюра.  Всё это  должно помочь нам выйти из кризиса структурно и технологически обновленными.

ХХХ

Уважаемые коллеги! В своём отчете я постарался уйти от скучных «самоотчётных» ноток и излишнего перечисления радужных статистических данных. Напротив, постарался сосредоточить внимание на ключевых и, как мне кажется, наиболее актуальных моментах и направлениях развития нашего региона. Здесь отмечу, что это развитие не было бы столь динамичным без тесного сотрудничества с федеральными органами власти. Если мы в чем-то не получали поддержки или эта поддержка была недостаточна, значит сами либо, как говорится, крепко спали, либо мало ели, чтобы всегда быть убедительными. Многим нашим управленцам всё ещё не хватает здоровой  амбициозности. Хотя без неё – никуда. А сегодня тем более.
Мой отчет был бы неполным без хотя бы краткого анализа совместной работы  областной исполнительной власти и областной Думы. Эта работа была плодотворной, несмотря на все трудности и препятствия.  За четыре года было принято более 550 законов, большинство из которых - базовые. Законы принимались в дискуссионной обстановке, порой – довольно жаркой, но в итоге мы неизменно выходили на результат. Я благодарен, за вашу конструктивную работу, за то, что избавляли её от пустословия, не позволяли думской трибуне превратиться в митинговую площадку, ценили своё и моё рабочее время.

ХХХ

Уважаемые депутаты! Совсем скоро выборы. Надеюсь, они пройдут достойно. Достойно - это значит без «черного пиара», популистской истерии. Хочется, чтобы жар политической полемики не лишил предвыборные программы и выступления главного – заботы о нашей малой родине, её завтрашнем дне. Наши избиратели уже научились отличать не только политические оттенки. Они в большинстве своём дают точные оценки, как сладкоречивым обещаниям, так и реальным делам. И поэтому убеждён, их выбор 1 марта  будет и законным, и справедливым.
Спасибо за внимание.

Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100