Полностью Только текст
Сегодня
пятница, 19 января 2018 г.

Погода в Брянске ночью
Пасмурно, без осадков, -1 -3 oC
Ветер юго-восточный, 5-7 м/с
Предоставлено Gismeteo.Ru


Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Официальный интернет-портал правовой информации
Государственная власть / Губернатор /  

Внимание!

Администрация Брянской области — высший исполнительный орган государственной власти Брянской области до 1 марта 2013 года.
Правительство Брянской области приступило к исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Брянской области 1 марта 2013 года в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 1 марта 2013 года «О формировании Правительства Брянской области».
Cайт администрации Брянской области не обновляется с 1 мая 2013 года. Информация на этом сайте приведена в справочных целях в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. № 558.
Для актуальной информации следует обращаться на официальный сайт Правительства Брянской области.

Послание Губернатора Н.В. Денина Брянской областной Думе

Доклад Губернатора Брянской области «Об итогах социально-экономического развития и прогнозе развития Брянской области на 2010 год»

Уважаемые депутаты! Уважаемые участники заседания!

Ушедший год кто-то называет годом прощания с экономическим кризисом. Но всё же преобладает совершенно иной настрой: сегодня мы можем говорить лишь о робких и ещё неустойчивых признаках экономического выздоровления.

Сегодня всем известно, что российские регионы по-разному переживают это лихое время. Брянскую область вряд ли можно отнести к субъектам Федерации, с которыми кризис обошёлся слишком жёстко. Это, в первую очередь, объясняется структурой областного хозяйственного механизма, который лишён чрезмерного перекоса в сторону одного или нескольких видов экономической деятельности. Нельзя, разумеется, сбрасывать со счетов и наш ответ кризису, который заключается, прежде всего, в принятии с последующим выполнением областной антикризисной программы, формирование которой началось ещё в октябре 2008 года. В ней учтены все приоритетные установки федеральной программы.

В 2008 году начала работать межведомственная комиссия по мониторингу финансово-экономической ситуации, которая была призвана координировать деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, организаций всех форм собственности в решении задач развития экономики региона.

Для принятия оперативных мер по смягчению последствий кризиса в реальном секторе экономики, выполнению социальных программ был создан региональный антикризисный штаб, заседания которого проводятся в еженедельном режиме.

Об эффекте этих и других мер можно говорить, полагаясь на впечатления и наблюдения. Но, считаю, самой достоверной оценкой будут конкретные важнейшие показатели. Если к середине прошлого года уровень регистрируемой безработицы у нас подбирался к трём процентам, то к концу года он снизился до двух с половиной процента к численности экономически активного населения. За год более чем вдвое снизилась задолженность по выплате зарплаты.

Переходя к характеристике ситуации в ведущих экономических отраслях, напомню, что несколько последних лет область была одним из динамично развивающихся регионов в Центральном федеральном округе и России в целом.

Видимо, и поэтому реакция некоторых общественных сил на 30-процентное обрушение в промышленном секторе в январе и феврале минувшего года были такими болезненными. Я не говорю уже о тех, кто сознательно приписывал разразившейся экономической нестабильности исключительно местную специфику. Да, есть и такие, они до сих пор никак не выйдут из этого ступора.

Анализ помесячных показателей развития промышленности свидетельствует о некотором оживлении в этом экономическом секторе, а в текстильном и швейном производствах, на предприятиях по обработке древесины и пищевой промышленности наблюдается прирост объемов производства. Но больше всего обнадеживают то, с чем наши так называемые промышленные гиганты связывают свои ближайшие перспективы. Возьмём Брянский машиностроительный завод, где в прошлом году объёмы производства и реализации продукции составили около 40 процентов от уровня 2008 года. В настоящее время это предприятие развернуло подготовку к выпуску магистральных тепловозов «Пересвет» и «Витязь» — подобная техника на постсоветском пространстве сегодня может производиться только в Брянске. Активизировалась работа по созданию новых, более востребованных рынком вагонов. Уже с февраля БМЗ с трехдневной рабочей недели переходит на пятидневку.

В тяжелом положении оказались предприятия оборонно- промышленного комплекса. Во многом это положение объясняется тем, что их руководители никак не могут понять, что за счёт одного оборонного заказа им не выжить. В меняющихся обстоятельствах надо меняться и «оборонке»: оптимизировать издержки, технически перевооружаться, осваивать выпуск востребованной на рынке продукции. Как показывает отечественная и мировая практики, для эффективного функционирования оборонного предприятия доля гражданской продукции должна составлять не менее половины выпускаемой им продукции.

Курс на модернизацию, о необходимости которой говорил в недавнем своём Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, взяли и на других крупных промышленных предприятиях — Брянском автомобильном, Бежицком сталелитейном, Клинцовских автокрановом, в акционерных обществах «Монолит», «Пролетарий», Ирмаш», на карачевском заводе «Электродеталь». Их руководители, не теряясь перед нынешними экономическими передрягами, понимают, что выход из них — в обновлении предприятий. На этом фоне всё более жестким становится дефицит управленцев со стратегическим мышлением и незаурядной деловой хваткой.

От этого дефицита очень сильно страдает наша строительная отрасль. Итоги её развития противоречивы, со скидкой на кризисное время их, возможно, кто-то назовёт и неплохими. Того же жилья сдано больше прошлогоднего. Тем не менее, нельзя не принять во внимание размер поддержки строителей, который почти на полмиллиарда превысил объем сельскохозяйственной поддержки. Однако при этом строительную отрасль никак не назовёшь эффективной.

Более того, некоторые эксперты считают, что она находится в системном кризисе. Судя и по тому, что Брянская область оказалась среди регионов с низкими темпами реализации программ по проведению капитального ремонта и переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, они недалеки от истины.

Как известно, у нас подрядные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов и строительству жилья для переселения граждан из аварийного фонда выполняло несколько фирм из Москвы, Владимира и Вологодской области, в связи с чем не может не возникнуть вопрос: а нашим организациям было слабо подрядиться под эти работы? Напугали жёсткие условия, связанные, прежде всего, со сжатыми сроками их выполнения, или что-то другое?

Не первый раз приходится констатировать, что многие наши строительные предприятия продолжают демонстрировать свою неспособность работать в современных условиях. Это продолжает выражаться и в неподъёмно высокой цене квадратного метра жилья в сравнении со многими другими регионами.

Мы не используем возможность участия в федеральных программах по переселению северян, военнослужащих, соотечественников. Надо со всей откровенностью сказать: мы не готовы сегодня к этому. Ну, а то, что произошло с нашей ипотечной корпорацией, являет собой ярчайший пример того, как нельзя вести это чрезвычайно серьёзное дело.

Во многом нельзя вести его так, как ведем до сих пор его, и в дорожном хозяйстве. Речь — также о необходимости внедрения новых прогрессивных технологий и современных дорожно-строительных материалов, позволяющих повышать качество дорожных работ, снижать их стоимость, продлевать сроки службы конструктивных элементов дорог.

Кризис существенно не повлиял на объемы финансирования отрасли в прошлом году. Её консолидированный бюджет составил более миллиарда рублей. Основные усилия дорожников были направлены на модернизацию и ремонт наиболее загруженных магистралей. Отремонтировано и реконструировано 36 километров дорог, закончено строительство первого обхода г. Погара. Впереди — строительство обходов Стародуба, Трубчевска, Климово. Нельзя забывать, что в области ещё 130 населённых пунктов с населением 27 тысяч человек, где нет круглогодичного проезда по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В этом году финансирование основных направлений развития дорожного хозяйства будет снижено незначительно, и мы ожидаем, что основные задачи, стоящие перед отраслью, будут решены.

По территории области пролегает около 600 километров федеральных дорог. Многие замечают, что в последние два года их состояние значительно улучшилось. Тому способствовали конструктивные взаимоотношения, которые нам удалось выстроить с Федеральным дорожным агентством и управлением автомагистрали Москва-Бобруйск. В минувшем году на капитальный ремонт и реконструкцию дорог из федерального бюджета было выделено около полутора миллиарда рублей.

В 2009 году продолжался ремонт дороги Брянск-Смоленск, произведена реконструкция участка автодороги «Украина» на подъезде к Брянску, ремонтировалась дорога Брянск-Орёл до границы с нашими соседями.

Если говорить о наших ближайших планах, то они в первую очередь связаны с реконструкцией автодороги «Брянск-Смоленск» более высокой технической категории. В настоящее время завершена подготовка проектно-сметной документации на это строительство. Несколько слов об освещении трасс. В минувшем году эти работы производились на дорогах Брянск-Новозыбков и Брянск-Смоленск, всего освещено почти 15 километров. В нынешнем году на этой дороге будет выполнено устройство электроосвещения протяженностью около трёх километров. На освещение ещё пяти километров планируем завершить подготовку проектно-сметной документации. В стадии практического решения находится сейчас проблема освещения поселка Супонево вдоль федеральной трассы.

Что касается положения в региональном агропромышленном комплексе, то здесь по-прежнему сверхактуальным является вопрос об эффективности работы всех его звеньев. Я уже говорил, что по пальцам можно пересчитать тех, кто пополняет казну, а удельный вес налоговых поступлений в целом от этой отрасли составляет всего полпроцента. Конечно, для характеристики нынешней ситуации в агропромышленном комплексе одной критической краской не обойдёшься. Как нельзя не принять во внимание и то, что сельское хозяйство наиболее серьёзно пострадало от псевдореформ 90-х годов прошлого века.

Сегодня благодаря поддержке, которую оказывает и федеральный, и областной бюджеты, село встаёт с колен. Неслучайно у сельского хозяйства оказался и самый крепкий иммунитет, который помог ему с успехом отбить атаки кризиса и выйти на финиш сельскохозяйственного года с 13-процентной прибавкой к прошлому году урожая зерновых, с плюсом в 18 процентов по итогам уборки картофеля, с увеличением почти на 18 тысяч гектаров посевных площадей. Одновременно с сокращением дойного стада растут молочные надои. Это говорит о повышении качества поголовья, хотя и не должно служить утешением. Сегодня мы часто применяем два критерия оценки работы на селе, заключающиеся в вопросах, сумело ли предприятие расширить посевной клин и сумело ли сохранить или увеличить поголовье? К сожалению, работают эти критерии ещё слабовато.

При всех издержках и упущениях областной агропромышленный комплекс — это наиболее динамично развивающийся сектор областной экономики, что выражается также и в ежегодно растущих объёмах кредитования, и в том, что наши программы развития мясного и молочного скотоводства прошли взыскательный конкурсный отбор в Министерстве сельского хозяйства и в следующем году будут профинансированы федеральным бюджетом.

Динамичность развития АПК определяет и активность инвесторов. Я имею в виду и продолжающуюся реализацию двух инвестиционных проектов по свиноводству, и крупные птицеводческие проекты предприятий «Куриное царство» и «Победа-Агро», и введенное в эксплуатацию в прошлом году компанией «Форам» предприятие по производству «мраморной» говядины, и инвестиции крупного сельхозпроизводителя из Германии, который приобрёл в Севском районе 17 с половиной тысяч гектаров земли и намерен в ближайшие годы построить агрокомплекс по выращиванию продовольственной пшеницы, ячменя, рапса. В нынешнем году мы приступаем к реализации одного из крупнейших в России инвестиционных проектов по строительству комплекса по производству агрохолдингом «Мираторг» высокопродуктивного мясного поголовья КРС на 100 тысяч голов. Вопросы осуществления проекта были рассмотрены в конце прошлого года на совещании у первого вице-премьера Зубкова.

Перерабатывающая промышленность прошлый год завершила с плюсом. Весомый вклад в эту прибавку внесли такие предприятия, как мясокомбинат «Тамошь» и компания «Царь-мясо». Отрадно, что они не останавливаются на достигнутом: расширяют сырьевую базу, строят новые перерабатывающие объекты. В частности, мясоперерабатывающий комбинат, воспользовавшись господдержкой, которая выразилась в субсидировании процентных ставок по кредитам, в конце минувшего года ввел в эксплуатацию новый цех.

Сегодня уровень нашей самообеспеченности основными сельхозпродуктами достаточно высок. Если конкретнее, то по мясу он составляет 108 процентов, по молоку — почти 105, по картофелю и яйцу — 109 процентов. Тем не менее, мы ощутимо отстаём по уровню среднедушевого потребления того же мяса. Его мы ввозим в область из других регионов страны и из-за рубежа 22 тысячи тонн, вывозим более 36 тысяч тонн. Многие это объясняют низкой платёжеспособностью местных покупателей. Превышение вывоза над ввозом — это неплохо, это — свидетельство востребованности продуктов с брянской маркой, но всё же хотелось бы, чтобы наши производители больше думали о потребительских интересах своих земляков, помнили, что их продукции на Брянщине доверяют больше. Примером, сбалансированной сбытовой политики для них является акционерное общество «Брянконфи», которое тоже не стоит на месте, постоянно расширяет ассортимент, повышает качество продукции и завоёвывает новые рынки сбыта как внутри области, так и за её пределами.

Затрагивая тему инвестиций ещё раз напомню прописную истину о том, что они — не мода, а насущнейшая необходимость: без инвестиций нам никогда не хватит бюджетных средств для решения экономических задач. Если темпы роста частных вложений в последние годы на Брянщине были одними из самых высоких в ЦФО и стране (за последние четыре года их объём вырос в четыре раза), то в расчете на одного жителя их размер остаётся всё ещё низким.

Немного — о некоторых перспективных проектах. Один из них связан со строительством в Карачеве предприятия по выпуску продукции с использованием нанотехнологий. Его продукция найдёт своё применение в строительстве, нефтегазовой промышленности, пищевой, косметологической, фармакологической отраслях, в автомобилестроении, упаковочном и кабельном производстве. Все технологии разработаны российскими учёными, оборудование будет завезено из Германии и Швеции. Совладельцем предприятия наряду с карачевским заводом «Металлист» будет «Роснано». Общая сумма финансирования составит более двух миллиардов рублей. Более того, «Роснано» заинтересовалось возможностями других наших предприятий.

Продолжаются подготовительные работы, связанные с намеченным строительством цементных заводов в Суражском и Погарском районах. Наконец, в нынешнем году мы намерены в Брянске ввести в эксплуатацию первую очередь современного хлебозавода, который будет работать в основном на высокотехнологичном немецком оборудовании и выпускать продукцию самого широко ассортимента и самого высокого качества. Предприятие помимо этого станет гарантом поддержания сбалансированности цен на хлебном рынке.

Мы, с одной стороны, умеем с помощью участия в различных форумах, выставках, презентациях создать благоприятный, но больше умозрительный имидж краю, а, с другой стороны, как только дело касается практической стороны, демонстрируем какую-то провинциальную пассивность. Здесь серьёзно недорабатывают наши экономические службы.

Инвестиционный климат — вещь тонкая и восприимчивая. На нём отражается всё. Скажем, разве не портит его то, что мы даже вопрос утилизации бытовых отходов превратили в неразрешимую проблему — в 2010 году только намечаем начать строительство в задыхающемся от мусора Брянске мусороперерабатывающего завода. А ведь по состоянию экологии, по потому, как почитаются законы природы, дотошный инвестор судит и о власти региона, и в целом о ситуации в нём.

Продолжая тему инвестиционной привлекательности региона, скажу о двух моментах. Первый связан с нынешней ситуацией вокруг Брянского аэропорта. Надо признать, что нам нелегко даётся решение многих проблем — и тех, что копились со дня его основания, и тех, которые встали в последние годы. Мы вынуждены были пойти на смену партнёров с надеждой, что новый будет вести аэропортовское хозяйство более заинтересованно и, я бы сказал, более добросовестно, чем прежний, предпочитавший больше получать, чем отдавать. Однако, как видим, и акционерному обществу «Центр правовых технологий» в условиях экономического кризиса приходится непросто. Дело осложняется и тем, что «развод» с его предшественником явно затянулся. Тем не менее, изыскиваются все возможности для того, чтобы поправить экономику аэропорта и затем как можно быстрее наладить его полноценную деятельность. В частности в настоящее время подготовлен к эксплуатации склад временного хранения, что позволит на начальном этапе предприятию зарабатывать и уменьшать долговое бремя.

Второй момент — это принятая в прошлом году Концепция таможенного оформления товаров, предполагающая перевод этой процедуры в приграничные регионы. Это значит, что на территории приграничной Брянщины будут строиться таможенно — логистические терминалы, получит мощный импульс развитие прочей приграничной инфраструктуры. А это — и новые рабочие места, и новые источники пополнения бюджета. В ближайшее время будет сдана первая очередь таможенно — логистического терминала в Новых Юрковичах Климовского района. Затем терминал будет построен на погарском многостороннем автомобильном пункте пропуска. В стадии проработки — строительство терминала в Новозыбковском районе. В связи с этим ещё раз обращаю внимание руководителей приграничных районов на недопустимость передачи в собственность земельных участков, прилегающих к государственной границе. Чтобы потом не пришлось выкупать эту землю.

В ближайшее время мы намерены открыть наше представительство в Санкт-Петербурге. Делаем это главным образом для расширения деловых контактов с бизнесом, продвижения брянской продукции. В этом продвижении мы ещё очень слабы, что показала проходившая в столице в конце прошлого года выставка на тему энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Доводилось слышать не раз, что модернизация экономики в период экономического кризиса — это самообман, тут бы только выжить, унести ноги. Я, напротив, считаю кризис лучшим временем для проведения модернизации. Во-первых, кризис в силу своей всеохватности заставляет и наших зарубежных партнёров искать сбыт производимого ими современного высокотехнологичного оборудования. Причем его опять же с поправкой на кризис можно приобрести на более выгодных условиях, чем в период повышенного или даже обычного спроса. Во-вторых, именно в пору кризиса повышается спрос на высококонкурентную продукцию, которая характеризуется экономичностью, энергосберегающим эффектом.

Нам надо уходить не только от «лампочек Ильича», нам надо прекратить отапливать улицы, тоннами лить воду там, где достаточно и литров. Когда то, ещё в советскую пору, был модным девиз «Экономика должна быть экономной». Однако тогда, в отсутствии конкуренции, когда всё распределялось и регламентировалось, он так и остался лишь звонкой фразой. Сейчас же в ней заключен огромный практический смысл.

Не могу не сказать сегодня, что у нас на выходе — программа модернизации региональных электрических сетей. Трудно переоценить её экономический эффект. Станет устойчивой вся энергосистема, повысится энергетическая безопасность, будут улучшены условия для инвесторов. В ближайшей перспективе — целый комплекс мероприятий по повышению энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов. Первоочередной и наиболее эффективной мерой станут энергетические обследования — энергоаудиты- каждого потребителя. Всё это — в подтверждение высказывания Президента о том, что «граждане должны платить только за реально потребляемые ими услуги».

Теперь — о нашей бюджетной политике. В рамках антикризисных мер 28 мая был принят и антикризисный бюджет на 2009 год, в котором налоговые и неналоговые доходы уменьшены почти на 3 миллиарда рублей, расходы — на 4 миллиарда. Ушедший год стал годом оптимизации бюджетных расходов. Причем самой масштабной она была в органах государственной власти и местного самоуправления, где общий объем расходов был сокращён на 15 с лишним процента или на 362 миллиона рублей. В результате при установленном Министерством финансов для Брянской области нормативе затрат на содержание органов государственной власти в 3,7 процента этот показатель в 2009 году составил менее трёх процентов.

К сожалению, не все властные и государственные структуры восприняли сокращение расходов с должной серьёзностью и ответственностью. Своего рода неполная оптимизация проведена в Брянске. В Дятьковском районе вместо сокращения неэффективных расходов в бюджетной сфере «сели» на бюджетные кредиты, не отважились на оптимизацию в УВД. Много вопросов — к руководству системы социальной защиты.

Как известно, по оценке Министерства регионального развития России, в 2008 году общий объем неэффективных расходов в сферах образования, здравоохранения Брянской области был одним из самых высоких в стране. Но если департамент здравоохранения отреагировал на это действенными мерами, которые вывели Брянщину в число российских регионов, в которых наиболее активно снижаются отраслевые неэффективные расходы, то руководители департамента образования, похоже, не очень озабочены внутриотраслевой ситуацией. По данным опять же Министерства регионального развития, зарплата учителей на Брянщине самая низкая в ЦФО, но чего ожидать, если департамент продолжает выжидать и колебаться. У нас уже и наполняемость городских образовательных учреждений не соответствует введенному Правительством России нормативу: сегодня у нас коэффициент наполняемости классов в городских школах 0,65. К тому же городские школы часто без достаточных оснований стремятся повысить свой статус — стать гимназиями, лицеями. А это всё — тоже дополнительные расходы. Наконец, ещё раз назову такой способ экономии, как сокращение внутришкольной бюрократии, которая на фоне уменьшения количества учащихся продолжает увеличиваться.

На 2010 год у нас принят сбалансированный по доходам и расходам бюджет, а на плановый период 2011 и 2012 годов запланировано превышение доходов над расходами на 1 и 2 миллиарда соответственно. Эти средства планируются на снижение долговой нагрузки областного бюджета. А она очень велика — почти 6 с половиной миллиардов рублей. Мы ставим цель до 2012 года снизить её до полутора миллиардов. Не считаю эту цель недостижимой, но чтобы её достигнуть, нашим отраслевикам, надо напрочь забыть о своих малооправданных бюджетных аппетитах, ГУПам и другим государственным предприятиям — о том, что такое — работа в минус. А нам надо уходить от банковских кредитов, которые приходилось брать для погашения бюджетного дефицита, начиная с 2005 года.

В бюджете на 2010 год не сокращены социально-значимые расходы.

Безусловное выполнение принятых социальных обязательств является одним из важнейших приоритетов бюджетной политики. В 2010 году общий объем межбюджетных трансфертов составил чуть более 8 миллиардов рублей, или около 40 процентов от общего объема доходов.

Немного о состоянии муниципальных бюджетов. Это состояние тяжелое. Средств часто не хватает на самые неотложные нужды. Но их и не будет хватать, если останется незадействованным положение о самообложении, которое предусматривает 131-й закон о местном самоуправлении. Что это такое? Это не дополнительный налог, не поборы. Это когда поселения на референдуме сами решают сброситься для того, чтобы-то ли отремонтировать систему водоснабжения, то ли починить освещение, то ли обустроить кладбище… Когда гражданин платит живые деньги из собственного кармана, он намного быстрее начинает чувствовать себя налогоплательщиком и намного строже спрашивает за каждый заплаченный рубль. К сожалению, практика самообложения у нас распространена лишь в отдельных юго-западных районах области, в то время как, например, в некоторых других регионах до 90 процентов поселений принимают такие решения. Исходя из этого вынужден констатировать: в деятельности руководителей муниципалитетов по-прежнему доминирует иждивенческий, малоинициативный стиль. В конце минувшего года в областном центре главы поселений проходили обучение, и одним из первых вопросов, который они задали сотрудникам областной администрации, был такой: «Почему нам не повысили зарплату?».

Справедливости ради надо признать, что мы и сами в значительной степени формируем такой настрой. В 2007 году было принято решение для улучшения организации закупа молока, которая остановила бы сокращение дойного стада в частном секторе, ввести в штат сельских поселений одну единицу. В 2008 году содержание этих единиц обошлось областному бюджету почти в 20 миллионов рублей, в 2009-м — более 22 миллионов. На этот год уже заложено более 26 миллионов рублей. Но мы ведь видим, что ситуация с закупом не улучшается, поголовье коров продолжает сокращаться. Казалось бы, понятно, что включением в штат ещё одного чиновника проблему не решить, что, по сути, мы встали на ошибочный путь, что здесь надо искать организационно-экономическую альтернативу. Хотя тут особенно и искать не надо.

Мы любим ссылаться на опыт Белгородской области, ездим туда, смотрим, восхищаемся. Но на этом всё и заканчивается. Между тем именно в Белгородской области пару лет назад нашли намного более эффективный способ перехватить экономическую инициативу у перекупщиков. Там пошли по пути создания сельских закупочно-сбытовых кооперативов. Так может быть и нам заняться организацией подобных кооперативов? В любом случае это лучше, чем безответственное проедание бюджетных средств.

Сегодня расходы областной казны на 70 процентов социальные. Кое- кто видит в этом недостаток нашей бюджетной политики. Конечно, такая степень отягощенности социальными обязательствами вызывает вопросы. Но это — совсем не повод отказываться от взятого ещё несколько лет назад курса, в соответствии с которым мы будем стараться в каждом районе строить современные спортивные сооружения. Постоянного обновления требует материально-техническая база образования, здравоохранения.

Минувший год был первым годом работы областного Центра планирования семьи и репродукции. За это время в результате применения высокотехнологичного метода искусственного оплодотворения наступило 39 беременностей, не говорю о других видах помощи. 13 детей уже родилось. Эффективность процедуры составила почти 30 процентов при 25 процентах в среднем по России.

Затраты областного бюджета на строительство и организацию работы этого учреждения были значительными. Теперь, когда появились результаты, к финансированию нужд Центра подключается и федеральный бюджет. В нынешнем году из него будет выделено около 9 миллионов рублей по федеральной программе оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

В прошлом году была сдана в эксплуатацию пристройка к перинатальному центру областной больницы № 1 стоимостью почти 70 млн. рублей, в которой разместилось отделение реанимации, оснащенное современным европейским оборудованием. Открытие отделения позволило значительно улучшить условия пребывания, сделать более доступной и качественной специализированную помощь женщинам, нуждающимся в неотложной интенсивной терапии.

Исходя из стремления помочь пострадавшим от Чернобыля детям (а у нас в области их, больных тяжелыми онкологическими заболеваниями, около пятисот), мы строим онкогематологический центр областной детской больницы. Это весьма дорогостоящий объект, который строится не только за счёт бюджетных средств, но и пожертвований жителей области. И этот благородный отклик заслуживает самой высокой оценки!

Завершая тему Чернобыля, напоминаю, что в нынешнем году заканчивается действие федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий». Подготовлен проект аналогичной программы до 2016 года. Хочу подчеркнуть: судьба её, связанная с утверждением на федеральном уровне и объёмом финансирования мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, во многом будет зависеть от активности наших представителей в Государственной Думе и Совете Федерации. Мы рассчитываем на их действенное участие в решении этих важнейших вопросов.

Уважаемые коллеги! В течение всего года в центре нашего внимания были вопросы занятости. Все, конечно, хорошо знают, какая это драма — во время кризиса остаться без работы. И здесь нельзя не отметить исключительно важную роль, которую играет и продолжает играть Программа реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на областном рынке труда. В зоне её охвата оказалось более двух тысяч предприятий и организаций, 44 тысячи человек. В 2009 году расходы на её реализацию составили более полумиллиарда рублей. Главное направление программы — организация общественных работ и временного трудоустройства — можно сколько угодно критиковать, называть её «колыбелью неэффективной занятости», но в его рамках создано и сохранено около 35 тысяч рабочих мест, 70 процентов из которых сохранены по основному месту работы людей.

В начале прошлого года почти все работники Бежицкого сталелитейного завода были переведены в режим неполной занятости. Служба занятости тут же заключила договоры о совместной деятельности по организации общественных и временных работ. Это позволило не допустить массовых сокращений (их объем составил 10 процентов от запланированного) и 65 процентов работников вывести из режима неполной занятости.

Брянский автомобильный завод в марте перевел 80 процентов своих работников в режим неполной рабочей недели, а уже 1 апреля они получили возможность трудоустройства на общественных работах на своем предприятии — около 600 человек стали участниками Программы. На сегодняшний день обстановка на автозаводе стабилизировалась, предприятие получает заказы, а его работники трудятся в режиме полной занятости.

Участниками Программы стали более 300 сельхозпредприятий, на которых организованы общественные и временные работы почти для четырёх с половиной тысяч человек. Спасительным подспорьем она стала и для половины брянских предприятий, входящих в оборонно-промышленный комплекс. Более 6 тысяч человек трудоустроено в Дома престарелых, интернаты, центры социальной помощи, больницы, роддома, школы и детские сады. Более двух тысяч человек, лишившихся работы, были устроены на общественные и временные работы на предприятия ЖКХ и приняли участие в выполнении программ по капремонту жилого фонда и переселения из ветхого и аварийного жилья.

Однако Программа снижения напряженности на рынке труда хороша не только тем, что помогла и помогает многим людям, как это говорят, «перекантоваться». В этом потоке человеческих историй встречаются такие, что заставляют вспомнить известную мудрость о лягушке, которая, чтобы не захлебнуться в кувшине с молоком, изо всех сил барахталась, взбила масло и выбралась. Скажем, безработный Верхолютов из Брасовского района, имевший прежде кое-какой опыт по установке антенн, занялся установкой спутникового оборудования. На полученные в службе занятости 58 тысяч 800 рублей приобрёл оборудование и начал работать, причём снизил рыночную цену за свои услуги почти вдвое. Появились клиенты, появился доход. Житель Мглина Акопян, прежде чем открыть своё дело, изучил технологию производства пластиковых окон, три месяца учился в Санкт-Петербурге, а затем, получив в службе занятости субсидию, закупил оборудование и материалы, арендовал помещение и приступил к работе. Стали поступать заказы. И тут не может не возникнуть вопрос: если бы не кризис, не жесткая необходимость круто менять судьбу, разве узнали бы эти и другие люди истинную цену своему потенциалу?

Во многом благодаря Программе снижения напряженности на рынке труда у нас не произошло и обрушения реальных доходов населения. Они снизились по сравнению с прошлым годом менее чем на три процента, в то же время денежные доходы на душу населения увеличились на 10 процентов. Статистику доходов обычно дополняют анализом ситуации в розничной торговле. В нашей области этот показатель в минувшем году совсем немного уступил показателю 2008 года. Он значительно лучше, чем в округе и стране.

В нынешнем году реализация Программы снижения напряженности на рынке труда будет продолжена. Предусматривается охват её мероприятиями 15 с половиной тысяч человек при объеме финансирования в 330 миллионов рублей.

Куда острее проблема занятости в моногородах, где человеку, потерявшему работу, намного труднее найти приемлемую альтернативу. Министерство регионального развития вырабатывает единый комплексный подход к решению задач социально-экономического развития моногородов. Сформирован их перечень, в который вошли 335 населённых пунктов, в том числе восемь, находящихся на территории Брянской области: города Клинцы, Карачев, Сельцо, Погар, Сураж, Стародуб, Унеча, Фокино. Им будет оказана государственная поддержка.

Но в области есть населенные пункты поменьше, однако также подпадающие под критерии моногородов. Это посёлки Бытошь, Ивот, Любохна, Старь, Лопандино, Рогнедино, Кокоревка и Белая Берёзка. Они тоже не будут брошены на произвол судьбы. Экономическому блоку областной администрации поручено до 1 марта разработать программу социально — экономического развития этих населенных пунктов.

В отношении каждого моногорода будут разработаны комплексные инновационные планы их модернизации. В этих планах обязательно должно быть предусмотрено финансирование модернизационных мероприятий не только со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации, но и со стороны бюджетов муниципальных образований и собственников градообразующих предприятий, расположенных на территории моногородов.

Позиция руководства страны состоит в том, что государство должно обеспечить необходимый толчок развитию монопрофильных поселений, но основной объем государственной финансовой поддержки должен в среднесрочной и долгосрочной перспективе замещаться средствами инвесторов. В этой связи для инвесторов необходимо ввести максимально льготный режим налогообложения. И не бояться этого. А кто боится — пусть лучше просчитает, какими приобретениями может обернуться ослабление налоговой нагрузки.

На последнем в минувшем году заседании областного инвестиционного Совета был рассмотрен вопрос о предоставлении шести предприятиям налоговой льготы на прибыль на сумму 186 миллионов рублей, в то время как они вложат более шести миллиардов собственных средств в своё развитие. А это и новые рабочие места, и ситуация, когда бюджетные потери с лихвой должны компенсироваться увеличенными бюджетными платежами. Мы внимательно будем отслеживать выполнение нашими партнёрами своих обязательств и при необходимости корректировать взаимоотношения.

В некоторой корректировке нуждаются и взаимоотношения с правоохранительными органами.

В различных отчётах можно почерпнуть немало информации о борьбе с самогонщиками, о многочисленных спецоперациях, призванных любому надолго отбить охоту к производству и сбыту самопального зелья. Однако очередной поход на самогонщиков, предпринятый в канун Нового года, показал, что это занятие становится всё более массовым. Только за несколько дней было изъято около четверти годового количества самогона и браги. Если это количество спиртного условно обложить акцизом, то выпадающие доходы бюджета составили бы около 6 млн. рублей.

Вынужден ещё раз говорить об отсутствии системных и решительных действий в борьбе с самогоноварением. И мой упрёк адресуется не только милиции, но и муниципальной власти, всем, кого, так или иначе, задевает эта тяжелейшая социально-экономическая проблема. Хотя, конечно же, добираться до её корней в первую очередь должен человек в мундире.

В экономической сфере, помимо органов внутренних дел, более эффективных действий мы ждём и от областной прокуратуры, Следственного управления, Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Брянской области, службы судебных приставов, Управления федеральной налоговой службы РФ по Брянской области.

Достаточно взглянуть на печальную судьбу таких предприятий, как «Брянскхолод», ОПХ «Брянское», завод «Эталон», Брянское авиапредприятие, Дятьковский хрустальный завод, чтобы сделать горький вывод: правоохранительные органы живы — здоровы, а предприятий нет или они дышат на ладан. Нет и виновных в их уничтожении, в подрыве экономического потенциала региона.

Уважаемые коллеги! Во все подобные отчёты я неизменно включаю информацию о демографической ситуации в регионе. У нас за 10 месяцев прошлого года на два процента выросла рождаемость, смертность сократилась на 5 с половиной процента. Младенческая — снизилась на 6 процентов. Почти на 500 человек увеличился миграционный прирост. Всё это лишний раз говорит об управляемости важнейших процессов в регионе. Один из них в 2009 году был связан с проведением выборов в областную Думу и муниципальные органы власти. Я намеренно не заостряю Ваше внимание на так называемых партийных итогах этих выборов. 2010-й безвыборный год даст всем передышку, которую мы должны использовать для совместной созидательной работы на благо нашей Брянщины.

2010 год — это год 65-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. Этой дате придаётся, как Вы знаете, исключительное значение. Мы должны, наконец, рассчитаться с нашими уважаемыми ветеранами по всем нашим долгам. В конце прошлого года завершено строительство многоквартирного дома для ветеранов войны, которые встали на учёт до 1 марта 2005 года. Не останутся обделёнными и те ветераны, которые не встали на учёт до этой даты и которые нуждаются в жилье.

Но юбилей нужен не только нашим старикам. Не менее он нужен нам, принявшим от них, трудовую эстафету. Нужен, прежде всего, как повод ещё раз спросить у себя, всё ли делаем для достойной оценки грандиозного подвига отцов и дедов? У нас в области около двух тысяч больших и малых памятников о войне, но далеко не все из них пробуждают скорбную память и согревают сердце. В предыдущие годы мы немало сделали, чтобы придать священным местам, которые у каждого нашего земляка на слуху, подобающий вид. В прошлом году преобразилась Площадь партизан. На этом пути у нас не будет остановок. На очереди — полномасштабная реконструкция на месте расстрела фашистами более 300 мирных жителей многострадальной деревни Хацунь, окрестных населенных пунктов и беженцев. Фактически будет создан новый комплекс в память о расстрелянных, сожженных, стертых с лица земли брянских селеньях, в память о безвинных жертвах нацизма.

В нынешнем году будет завершено обустройство захоронения 300 советских воинов в селе Нивное Суражского района, других братских могил воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками на брянской земле.

Однако мы не имеем права забывать о памятниках и обелисках, установленных вдали от больших дорог. Их внешний вид не должен оскорблять память о войне и её героях. Вот дело, которое всех нас и может и должно объединить. И различные общественные силы, и чиновничество, и социально ответственный бизнес.

2010 год — это Год учителя. Внимание к образовательной отрасли будет повышенное. Мы увеличим размер региональных грантов, постараемся увеличить заработную плату педагогов. Но повторяю: возможность её увеличения будет зависеть не только от состояния региональной экономики, но и от того, как руководство отрасли проведёт оптимизацию бюджетных расходов.

С каждым годом обостряется проблема подготовки специалистов. Мы ищем различные способы снять эту остроту. Одним из таких способов можно считать создание в Брянском государственном техническом университете учебно-научно — инновационного комплекса, в который на правах факультета вошёл Брянский политехнический колледж. Это сделано с одной целью — повысить эффективность обучения, сделать его непрерывным и более целенаправленным.

Самый большой кадровый дефицит — на селе. Для рационализации подготовки сельских специалистов мы сейчас добиваемся объединения нашей сельскохозяйственной академии и трёх техникумов — Трубчевского, Новозыбковского и Брасовского в научно-производственный комплекс. В настоящее время проект распоряжения, прошедший все ведомственные согласования, ждёт своего подписания в Правительстве России. В перспективе рассматриваем возможность включения в этот комплекс и профтехучилищ.

В заключение мне остается поблагодарить всех Вас за совместную и достаточно продуктивную работу в уходящем нелёгком 2009 году. Нынешний год также не обещает быть лёгким. Встретили мы его с высокой степенью неопределённости, но в этом зале, кажется, и нет людей, которые бы считали, что лучший ответ этой неопределённости — одно только везение. Уверен, Вы согласитесь со мной: для успеха более необходимо хотение и упорный труд. Этого, а ещё добра, благополучия и побольше радости желаю всем Вам в набирающем ход 2010-м году!

28 января 2010 г.

Национальный антитеррористический комитет
Официальный сайт УФСКН России по Брянской области
Rambler's Top100